Интеллектуальная одаренность

Интеллектуальная одаренность - student2.ru Изображено, что все основные персонажи (кроме тети Кэсс и Фреда) обладают интеллектуальными талантами и так или иначе заняты в области передовых технологических разработок. Команда ребят во главе с Хиро – это умные, талантливые ребята, «сливки» технологического института, «за которыми будущее», как говорит профессор Каллаган. История развивается и достигает позитивного финала именно благодаря тому, что герои способны создавать невероятные изобретения. В этом отношении мультфильм задает хорошую планку и дает показательные примеры для зрителя, подогревая интерес к учебе, науке и открытиям.

Конструктивное использование талантов

Интеллектуальная одаренность - student2.ru История начинается с того, что Хиро, 13-летний вундеркинд, закончивший экстерном школу, занят тем, что тешит свое тщеславие на подпольных боях роботов, где зарабатывает «легкие» деньги. И его старший брат, понимая, что тот пошел далеко не по конструктивному пути, очень деликатно вразумляет мальчика: невзначай завозит в свой ВУЗ и увлекает идеей поступления — более достойной целью применения его могучего ума. В итоге чего герой оказывается в идеально подходящей среде, рядом с единомышленниками, и успешно реализует свой талант изобретателя. Это очень хороший и убедительный посыл для зрителя – правильно использовать свои ресурсы, как умственные, так и иные.

Творческий подход

Интеллектуальная одаренность - student2.ru Тадаши учит своего младшего брата, когда тот сталкивается с идейным кризисом, что нужно просто посмотреть на поставленную задачу в другой перспективе – сместив точку восприятия (Тадаши поднимает Хиро вверх ногами, чтобы он в буквальном смысле увидел всё кардинально иначе – в перевернутом виде), и благодаря этому происходит озарение в духе Ньютона и яблока. Главного героя раз за разом выручает этот усвоенный урок нестандартного восприятия, ведущего к озарениям, что помогает ему продвигаться от проблем к победам, и это также является хорошим примером для зрителя.

(Однако есть оговорки по тому, к чему конкретно подводит этот метод. Об этом будет сказано чуть позже.)

Дружеская поддержка

Интеллектуальная одаренность - student2.ru Примечательно, как легко и тепло ребята из института принимают в свой круг Хиро, даже несмотря на то, что он гораздо младше их. Они легко находят общий язык и на протяжении всей истории ощутимо поддерживают друг друга. Когда Хиро нуждается в дружеском участии, «ботаны» прибывают к нему быстро и организованно, а в момент, когда герой крупно ошибается, они пытаются вразумить его очень мягко, ни на минуту не забывая, что он их друг. Изображение дружбы в этом мультфильме вызывает уважение и желание так же тепло и ответственно относиться и к своим друзьям.

Месть – не выход

Интеллектуальная одаренность - student2.ru Также подается правильная идея о том, что позиция «око за око» не является решением проблемы, хотя пример здесь приведен глобальный и жёсткий – ответ за смерть человека. Показано, как Хиро осознает свою ошибку: его желание убить профессора Каллагана из-за того, что тот невольно повлек смерть его брата – неправильно, потому что ничего бы не изменило, а только усугубило бы положение. И позже герой, постигший свой урок, обращается с новообретённым пониманием вопроса к профессору, желающему по сходной причине убить противника в качестве мести. Хиро объясняет профессору — разве его дочь хотела бы такого исхода и разве это вернет её? Каллаган не соглашается с Хиро и продолжает осуществлять свой план по убийству Крейя, в результате чего справедливо останавливается командой и арестовывается полицией. Это закрепляет для зрителя идею – месть не выход, потому что это не исправит произошедшее, а только привнесет еще больше разрушения.

Деструктивная часть

Однако сюжет мультфильма нет так явно, но всё же обращает внимание и на ряд деструктивных моментов в отношении героев-людей, которые предназначены для очерчивания совершенно определенной темы, о чем будет сказано в следующей главе.

Смертность

Интеллектуальная одаренность - student2.ru Тема смертности подаётся через героя Тадаши, а также через сюжетную линию чуть было не умершей дочери профессора Каллагана – Абигейл.

Тадаши является некоторым идеалом для младшего брата: он умен, добр, ответственен, заботится о брате и хочет помогать обществу, для чего изобретает медицинского робота. Герой не наделен какими-либо видимыми недостатками. Это, своего рода, гротескно идеальный человек.

И продолжая тему своих добродетелей, он самоотверженно бросается в огонь спасать своего учителя и погибает. Та же тема самоотверженности и смертности дублируется героиней Абигейл. Служащая науке девушка легко, на раз-два-три, оказывается жертвой научной ошибки и отправляется в небытие, что вызывает бесконечное горе её отца, решившего из-за этого ступить на путь зла.

Мультфильмом изображается, как прекрасные молодые люди внезапно умирают, «вырезаются», не имея в предпосылке поведения, которое могло бы послужить причиной демонстрации маленькому зрителю подобного исхода (*правда Абигейл в итоге «воскресает», что будет объяснено ниже).

Стоит обратить внимание и на взаимосвязь смертей: смерть Абигейл (первая по реальной хронологии в м/ф) служит причиной для перевоплощения профессора Каллагана в злодея в маске, что становится уже причиной смерти Тадаши: Каллаган, испытывая горькую утрату, планирует отмщение Крейю, виновнику гибели дочери. Профессор поджигает здание института, чтобы украсть микроботов для планируемой расправы и замести следы своей мнимой гибелью в пожаре, а Тадаши, не подозревая ни о чем подобном, чистосердечно бросается в огонь спасать его. Смерть же Тадаши, в свою очередь, причина разворачивающейся истории Хиро (поиски злодея, виновного в смерти брата, технический «апгрейд» команды, поимка злодея и спасение Абигейл) + в конце повествования снова смерть: «умирает», но после возрождается Бэймакс.

Смерть, в некотором роде, «правит бал» в мультфильме. Мы видим здесь значительный ряд взаимосвязанных смертей (Абигейл, Тадаши, проф. Каллаган, Бэймакс) и ряд возрождений (проф. Каллаган – фиктивная смерть; Абигейл – возврат девушки из портала, где она «застряла» в ходе неудавшегося научного эксперимента; Бэймакс – воссоздание робота в конце истории).

Слабость

Интеллектуальная одаренность - student2.ru Для того чтобы решить текущие задачи (поймать злодея в маске, ответственного за воровство микроботов и опосредованно за гибель Тадаши), Хиро использует так называемый «апгрейд» (технические усовершенствования). Поначалу он делает усовершенствования роботу Бэймаксу, чтобы тот стал более многофункциональным под стать непростым задачам, а потом подобным образом осуществляет и «апгрейд» самого себя и своих друзей-ботаников, сооружаются специальные устройства и роботоподобные костюмы, потому что, как заявляется героями, сами по себе они для того, чтобы справиться с проблемой, недостаточно хороши и сильны(под силой подразумевается обладание нужными для разрешения ситуации способностями).

Занятно, что поначалу Хиро обращается в полицию, чтобы те разобрались с загадочным злодеем, и полицейский, оформляющий заявление героя, выглядит до нельзя аморфным и безвольным, поддерживая тематику слабости:

К тому же полицейский хочет позвонить родителям Хиро, чтобы те пришли и забрали выглядящего безумным парнишку – и вуаля – родителей у героя нет (Тадаши: «Что бы сказали мама с папой?», Хиро: «Не знаю, нет их. Когда мне было 3, они погибли» — очередная смерть в рамках одного и того же небольшого м/ф). Итого, главного героя, 13-летнего мальчика, в критической ситуации не может защитить полиция, не могут защитить родители, и старший брат, самый близкий до недавнего времени человек, умер.

Что касается родителей: воспитанием Хиро занимается некая тётя Кэсс, которая хоть и выглядит очень приятной героиней, но ещё в самом начале м/ф выдает такой интересный монолог: «Десять лет я как могу вас (Хиро и Тадаши) воспитываю. Хорошо ли это делаю? Нет! Много я понимаю в детях? Ноль! Может, меня саму повоспитывать? Может быть! Что я хочу сказать?! Мысль ушла». То есть, что это значит, по сути с Хиро никто не поставлен как базис, опора. Его воспитатель, в некотором роде, неудачник, как это даёт понять приведенный монолог, а родители, брат, помощь полиции (когда она нужна) – всё устранено сценарием.

Мультфильм изображает слабость главного героя в связи с тем, кто должен составлять его опору – путём сценарного её устранения (единственное, оставляется дружеская связь, что очень хорошо), и таким же образом заявляется о недостаточности сил: «Мы ботаники. Хиро, мы бы рады помочь, но… посмотри на нас».

Герои поставлены в такую ситуацию, которая вынуждает ихосознать собственную слабость (на чём ставится акцент) и как следствие вызываетпотребность в суперсилах супергероев из комиксов (причём, это силы не такого рода, какие приобретаются через развитие талантов, тренировки и прочее, это внешне, технически расширенные возможности), что, собственно, и приводит к «хэппи-энду» и важно для продвигаемой мультфильмом философии, о чем будет рассказано чуть позже.

Наши рекомендации