Общая структура обследования

Комплексная методика SCHOOL сделана таким образом, что все методики привязаны к урокам. Ниже предлагается перечень используемых методик с примерными нормами времени на каждую методику:

Урок

  1. Задание «Напиши свое имя» – 2-3 минуты;
  2. Методика «БУСЫ» по Венгеру – 5-7 минут;
  3. Методика «4–ый лишний» – 10-15 минут;
  4. Методика «Фраза Винни–Пуха» – 5-7 минут¹.

Перемена 5 минут

Урок

  1. Методика «ЗЕРКАЛО» – 7-10 минут;
  2. Методика «Хороший, плохой ребенок и я» – 10-15 минут;
  3. «Волшебная палочка» – 5-7 минут;
  4. Методика «БУСЫ–2» – время относительно не ограничено².

Перемена 5 минут

Урок

Проведение индивидуального обследования по инструкции, которая будет описана ниже.

_______________________________________
¹Методика «Фраза Винни-Пуха» может быть перенесена на 6 место после методики «Зеркало», проводимой на 2–ом уроке. Необходимость этого переноса может возникнуть в том случае, если дети к концу задания «4-ый лишний» будут утомлены (т.е. начнут отвлекаться).

²Время на выполнение методики «Бусы-2» ограничивается временем выполнения задания самими детьми. Выполнившие работу раньше отправляются отдыхать, предварительно показав ее психологу, который может отметить очередность выполнения задания ребенком. Время между выполнением задания большинством детей и наиболее медлительными можно использовать для организации индивидуального обследования.

Описание методик

1. Задание «Напиши свое имя». Это нехитрое задание, помимо утилитарных целей, много может дать для ориентировочного выявления общей педагогической готовности ребенка к школе. Выявляется знание ребенком букв, развитие тонкой моторики, «зеркальность письма», развитие пространственных представлений, умение переводить речевую инструкцию в план практической деятельности, развитие зрительно–моторной координации, сформированность понятий «вверху – внизу» и «слева – справа».

Однако основной целью задания является адаптация к процессу обследования.

Инструкция: «Ребята, напишите, пожалуйста, свое имя в нижней части листа. Напишите свое имя и первую букву фамилии, а кто может – фамилию целиком. Все запомнили? Свое имя и первую букву фамилии в нижней части листа». И далее: «Может быть, кто-то из вас не умеет писать. В этом нет ничего страшного: ведь вы для того, чтобы научиться писать, и пришли в школу» – и написать имя и фамилию ребенка за него.

При этом можно спросить у малыша, где, по его мнению, следует написать его имя.

2. Методика «БУСЫ» (по Венгеру). Эта известная методика позволит психологу укрепиться в своем предположении об уровне развития таких качеств, как внимание, умение слушать взрослого, умение переводить речевую команду в план деятельности, умение удерживать инструкцию (сформированность внутреннего плана деятельности), развития произвольности или преобладания импульсивности, развитие тонкой моторики у ребенка.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам сказку. Жила–была принцесса. У нее были волшебные бусы. Стоило принцессе надеть их, как она становилась невидимой. Но однажды эти бусы порвались.

Принцесса долго плакала, но вдруг появилась добрая волшебница и сказала: «Не плачь, принцесса! Если ты нарисуешь свои бусы такими, какими они были, они опять станут целыми!» Ребята, давайте поможем принцессе нарисовать ее волшебные бусы!

Послушайте меня внимательно: всего бусинок было пять. В середине Была СИНЯЯ бусинка, и рядом не было ни одной бусинки одинакового цвета. Будьте внимательны: если вы нарисуете неправильно, бусы не будут волшебными! Запомните: всего бусинок было пять, посередине была СИНЯЯ бусинка, и рядом не было бусинок одинакового цвета». – Более трех раз инструкцию повторять нельзя. После того, как выяснится, что большинство малышей закончили выполнение задания, можно предложить им внимательно проверить, правильно ли они нарисовали, не повторяя при этом условий.

3. Методика «4-ый лишний». Мы разработали свою версию этой известной методики.

С ее помощью можно выявить весь комплекс проблем, связанных с развитием вербального мышления. Это особенно важно для прогноза учебных успехов ребенка, поскольку обучение у нас ведется преимущественно через речевой канал. Наша модификация методики позволяет выявить не только сформированность способности к обобщению, но и развитие речевой памяти, осмысленности запоминания, развитие произвольности, способности выделить главное, связи «образ – слово», задатки преобладающего типа мышления – вербального или образного, развитие тонкой моторики. С помощью этой методики можно сделать предположении об общем недоразвитии речи (ОНР), и даже фонетико–фонематической недостаточности у ребенка, органических изменениях.

Полученный эмпирический материал подтверждает известные теоретические основания о существовании своеобразного «порога» формирования речевого мышления: если в возрасте 5 лет большинство детей не способны спонтанно к операции речевого обобщения, то в возрастном промежутке 6–8 лет количество детей, справившихся с условиями задания, лавинообразно возрастает, достигая максимума к 8 –10 годам. В качестве промежуточного этапа эмпирически выделяется фаза «понимаю, что «лишнее», но объяснить не могу».

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами будем разгадывать загадки. Я назову вам четыре слова, а вы выберите из этих слов одно – лишнее, которое не подходит ко всем остальным, и нарисуйте его или напишите. Ничего, кроме лишнего слова, рисовать или писать не надо. Нарисуйте только одно лишнее. Потом, позже, каждому из вас нужно будет объяснить мне на ушко, почему вы выбрали именно это слово. Слушайте меня внимательно!»

Далее психолог отчетливо и ясно два–три раза подряд повторяет набор из четырех слов. Всего мы предлагали детям четыре таких набора так, что у детей получались четыре рисунка.

Очевидно, что само слово и картинка, которую оно обозначает – не одно и то же. Дети в возрасте 6–7 лет не видят еще этого противоречия и выполняют инструкцию, как правило, адекватно, в меру своего речевого развития.

По окончании первой серии слов через активизацию внимания называется следующая серия слов и т.п.:

  1. Автобус, дом, самолет, корабль
  2. Картошка, капуста, кастрюля, яблоко
  3. Мальчик, девочка, мама, бабушка
  4. Нога, ботинки, валенки, тапочки.

Каждая из серий несет также дополнительную информационную нагрузку. Об этих различиях будет сказано ниже.

4. Методика «Фраза Винни-Пуха»

Представляет собой модификацию известной методики Керна–Йерасека «Фраза». Особенностью нашей модификации является представление фразы на иностранном языке (письменные английские буквы) и использование доски в групповом обследовании.

Дело в том, что некоторые дети недостаточно «ловят» инструкцию в группе и, пользуясь своими навыками письма и чтения письменных букв на русском языке, просто переписывают эту фразу, ориентируясь на смысл. Этот факт, безусловно, диагностически ценен, однако мы постарались уменьшить фактор педагогической подготовки детей и «уравнять» их возможности.

Мы использовали свою модификацию методики в первую очередь для выяснения способности к распределению внимания: известно, что в возрасте 6–7 лет у детей начинает формироваться способность к «двухканальному» вниманию, что очень важно для развития умения ориентироваться на образец.

Развитие зрительных представлений, умение вычленить и удержать образ знака (буквы), развитие мелкой моторики руки – вот неполный перечень качеств, выявляемых с помощью данной методики.

Инструкция: «Ребята, сейчас я напишу фразу на доске. Эта фраза написана на английском языке. Попробуйте догадаться, что здесь написано? Эту фразу говорит Винни-Пух». Здесь можно немного отвлечься и дать детям немного отдохнуть, рассказав что–нибудь про Винни-Пуха и предоставив им возможность отгадать смысл фразы. И далее: «Вы еще не знаете английского, но постарайтесь переписать эту фразу у себя на листочках как можно точнее». Следует всячески стимулировать выполнение задания: «Перерисуйте хотя бы одну букву, это уже будет прекрасно. Но чем больше букв вы скопируете, тем лучше».

Предлагаемая фраза пишется письменными буквами на доске:

«I LIKE SWEETS»

5. Методика «ЗЕРКАЛО»

Это упрощенная модификация одноименной методики, разработанной в школе Венгера. Данная модификация также аналогична известной методике Кеэса.

Направлена на выявление способности к пространственным операциям, конструктивной активности мышления, наблюдательности, «зеркальности» восприятия, внимания, способности ориентироваться на образец.

Психолог на доске рисует равнобедренный треугольником основанием вниз, а ниже – квадрат и окружность:

Общая структура обследования - student2.ru
Общая структура обследования - student2.ru Общая структура обследования - student2.ru

Инструкция: «Ребята, посмотрите, что здесь нарисовано? – А теперь нарисуйте этот рисунок вверх ногами, не переворачивая листа».

6. Методика «Хороший, плохой ребенок и я»

Эта методика также представляет собой модификацию и синтез известных методик «Нарисуй человека» Керна–Йерасека (Гудинаф), Люшер-теста.

Направлена на выявление особенностей личностного развития, тревожности, прогноза социально-психологической адаптации к школе, особенностей семейных отношений, возможных невротических проблем у ребенка, ориентировочной направленности личности ребенка, его ценностностей, развития зрительного восприятия и представлений (перцептивной зрелости), тонкой моторики, энергетических характеристик деятельности и т.п.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы будем с вами рисовать.

1. Посмотрите внимательно на свои цветные карандаши и выберите два самых лучших, самых красивых. Покажите мне, какие карандаши вы выбрали?» – психологу стоит продемонстрировать детям требуемое от них действие, – « А теперь переверните свой листок бумаги на чистую сторону или возьмите новый. Нарисуйте в верхней части листа два кружка: один кружок – одним красивым карандашом, другой кружок – другим красивым карандашом.

2. А теперь нарисуйте только этими двумя карандашами: мальчики самого хорошего мальчика, девочки – самую хорошую девочку.

Рисовать надо только двумя красивыми карандашами. Другие карандаши брать не надо!»

После того, как дети закончили выполнение этого задания (достаточно трудоемкого, как показывает опыт), детям дается инструкция следующего этапа:

3. Отложите в сторону ваши красивые карандаши. А теперь опять загляните в коробку и выберите два самых противных карандаша. Покажите мне свой выбор. А теперь нарисуйте два кружка этими плохими карандашами внизу своего листа. Один кружок нарисуйте одним плохим карандашом, а другой кружок – другим плохим карандашом. Эти кружки надо нарисовать внизу.

4. А теперь нарисуйте этими «плохими» карандашами: мальчики – самого плохого мальчика, девочки – самую плохую девочку. Рисовать надо только двумя плохими карандашами».

5. После завершения этого этапа начинается последний.

Инструкция: «Ребята, а теперь возьмите два самых красивых и два самых противных карандаша. Покажите мне свой выбор. А теперь – здесь можно сделать паузу, – нарисуйте только этими четырьмя карандашами самого себя».

Некоторые дети еще в самом начале могут отказаться от рисования: «Я не умею!». Количество таких детей возрастает на последнем этапе. В этом случае желательно поддержать таких детей: «У тебя очень хорошо получается, у тебя обязательно получится! Рисуй, как сможешь!».

Наконец, следует окончательная инструкция: «Поставьте крестик рядом со своим самым хорошим мальчиком (девочкой), а рядом со своим портретом – букву «Я».

Дети могут рисовать не только карандашами, но и фломастерами. Нужно заранее позаботься о том, чтобы у детей был набор цветных карандашей (фломастеров). Не следует ужесточать инструкцию: пусть дети рисуют так, как считают нужным. Тем самым мы достигаем условий, при которых рисунок становится проективным.

7. Проективная проба «Волшебная палочка» (модификация Заззо).

Предназначена как вспомогательное средство для определения возможных эмоциональных проблем ребенка. Также можно рассматривать как дополнительный адаптационный прием.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. У меня в руках волшебная палочка, и она будет превращать вас в различных животных. Но как только на болото прилетит аист, всем лягушатам нужно сесть на свои места–домики, иначе аист кого-нибудь поймает!»

После этого детям предлагается встать и по команде «превращаться»: сейчас мальчики – жуки, девочки – бабочки; а теперь – мальчики – зайчики, девочки – белочки; наконец, все становятся веселыми лягушатами. На «превращения» стоит отвести не более трех минут, пусть это будет небольшая разрядка и установка к выполнению эмоционально–напряженному заданию.

Когда дети усвоят суть игры, им нужно предложить нарисовать того, в кого они хотели бы превратиться.

8. Методика «БУСЫ–2»

Эта простая тестовая процедура, по–видимому, является оригинальной.

Ее основное предназначение – выяснить энергетические и структурные особенности деятельности ребенка, творческую активность и т.п.

Психолог получает тем больше информации, чем больше он сможет пронаблюдать выполнение этого задания каждым ребенком.

Перед началом работы психолог должен убедиться, что у всех детей есть лист бумаги с нарисованной «ниткой» в виде буквы S во весь лист.

Инструкция: «Ребята, вот еще одна нитка бус. Нарисуйте на ней столько бусинок, сколько захотите! Можно рисовать любые бусы - как вам понравится!.».

Во время выполнения задания психолог и ассистент должны внимательно следить за работой детей и отмечать:

  • направление рисования;
  • смену направления рисования;
  • индивидуальные особенности рисования;
  • скорость выполнения работы;
  • наличие стратегии при выполнении задания;
  • творческие компоненты.

В дополнение следует сказать, что в процессе группового тестирования психологу необходимо внимательно отмечать все особенности поведения детей («левшество», эмоциональные реакции, скорость выполнения отдельных заданий – при этом достаточно отметить только «самых-самых»).

Удобно делать свои отметки прямо на листках, на которых работает ребенок. Однако некоторые дети могут выразить недоумение или настороженность, поэтому стоит предупредить их: «Я тоже люблю рисовать. Я иногда буду рисовать что–нибудь на ваших листочках, хорошо?»

Наши рекомендации