Мобилиционные резервы пропаганды в кино СССР и Германии в начале Второй мировой войны
Начало войны и связанные с ним изменения в политической стратегии Германии имели неизбежные следствия в пропагандистской линии страны. Накануне вторжения в Польшу был подписан Пакт о ненападении между СССР и Германией, что резко изменило конструируемый образ врага в обеих странах. В свойственной ему прямолинейной манере после подписания пакта Геббельс писал на страницах "Ангрифф": «Мир перед свершившимся фактом: два народа, исходя из общей позиции в международной политике и продолжительной традиционной дружбы, создали основу для взаимопонимания». Таким образом, годы антигерманской и антикоммунистической пропаганды были нивелированы. Массив исторических фильмов, где в качестве врага фигурировала Германия, в том числе "Александр Невский", был изъят из кинопроката. Главным врагом в кинематографе Германии в период 1939-41 стала Европа, а в сентябрьском разделе Польши СССР и Германия выступают практически как союзники.
Для легитимизации германского вторжения в Польшу проводилась обширная пропагандистская кампания. В прессе постоянно появляются в прессе сообщения «Убит офицер СС!» «Застрелены двое штурмовиков!» «Избита ни в чем не повинная семья!» «Вся Польша в военной лихорадке!» «Хаос в Верхней Силезии!» В информационном пространстве польская операция существует не как война, но под словами "кампания" или "карательная экспедиция", что говорило об изначально вине Польши, или "польский поход" - так, как называется документальный фильм 1940 года режиссера .... (Der Feldzug In Poland)
С первых же кадров ленты проводится апелляция к историческим правам Германии на захваченные немцами территории и одновременно вводится фигура врага: "С самых давних времен, с эпохи тамплиеров, город Данциг был оплотом Германии в борьбе против востока...". Далее сообщается о немцах, которые подвергаются угнетению и вынуждены бежать - немцах, защита которых и стала основным декларируемым мотивом Германии для нападения. Для описания ситуации используются такие фразы, как "польские провокации", "репрессии против беззащитного германского населения", "польское иго". Отдельное внимание уделяется желанию Германии сохранить мир, не придавая значения тому, что в условия этого мира входила добровольная отдача Данцига - то есть, . Подобная очевидная манипулятивная техника в соответствии с политикой геббельсовской пропаганды подается как само собой разумеющаяся и очевидно верная. Таким образом, агрессия Германии предстает как ответный удар, а польское правительство оказывается виновным в страданиях гражданского населения.
ликование горожан при входе немецких войск в город
отделяется гражданское население
Затем в кадре вновь появляются марширующие солдаты, и камера вновь смотрит на них снизу вверх, как и в других нацистских военных фильмах. Этот образ непрестанно идущего вперед покорителя появляется практически в каждом немецком военном фильме, отвечая экспансивному характеру боевых действий, которые вела Германия. Здесь правда (онтологическая) запечатленной реальности может не совпадать со словами диктора, говорящего о мирных намерениях Германии, и зритель считывает однозначный угрожающий с позиции силы, посыл покорения и разрушения.
подтверждены иностранными журналистами
Фильм заканчивается солдатской песней в хоровом исполнении, что является общим местом практически каждого военного фильма того времени. Через этот прием национальной надстройки формируется образ врага, с которым немецкие солдаты должны сражаться дальше: "Сегодня самый подходящий день для песен, мы идем на битву с жестоким врагом < > Прощай, моя дорогая, дорогая прощай, желаю тебе счастья, потому что мы идем, мы идем сражаться с Англией". Геббельс сам писал в указаниях своим сотрудникам осенью 1939 года: «Самым опасным и хитрым нашим противником была и остается Англия. Англичане сделали все возможное, чтобы окружить Германию кольцом враждебных ей государств."
В июне 1940 года существовавшие в Германии еженедельные программы новостей были объединены под названием Die Deutsche Wochenschau (начиная с № 512)[205]. Для освещения событий на фронте Геббельсом были созданы пропагандистские роты, состоявшие из специально отобранных военных корреспондентов, операторов, фотографов. По мысли Геббельса, они должны были всегда быть в гуще событий, вместе с солдатами - фактически солдатами с камерами. Именно ими снималась хроника, которой Геббельс придавал большое значение и материал из которой части служил в дальнейшем для создания документальных фильмов. Кинохороника с ее пикирующими самолетами и разрушенными домами использовалась Геббельсом как наиболее действенный за счет своей наглядности метод угрозы и предупреждения для нейтральных стран. В политике их невмешательства он видел главную цель пропаганды в этого период. Особые усилия были направлены на нейтралитет США, и здесь Геббельс в начальный период войны достиг успехов.
На основе снятого ротами пропаганды Геббельса материала были смонтированы и другие документальные ленты посвященные победам германского оружия, в том числе выпущенная 31 января «Победа на Западе» [Sieg im Westen, 1941, реж. Свенд Нольдан, Фриц Брунш], где помимо немецкой также использовалась французская трофейная хроника.
Немецкие военные сводки того времени были в высшей степени достоверны и точны, благодаря чему пользовались авторитетом большим чем информация союзников. Такая ситуация обуславливалась впечатляющими победами немецких войск на фронте, и, таким образом, Германия не нуждалась в утаивании или подтасовывать фактов.
Из Пакта о ненападении, а также Секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года определял «границы сфер интересов» сторон «в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва)» и Польского Государства.
Пакт о ненападении, а также Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939 года определил изменение образа врага в информационном пространстве Германия и СССР. Однако если в периодике и на радио было возможно мгновенное изменение курса, то анализ этого образа на материале полнометражного документального фильма как более долгосрочного проекта вызывает вопросы, насколько этот мир был прочным. В этом плане кажется довольно показательным умолчание о сотрудничестве между СССР и Германией в польской кампании; ни в немецком "Вторжении в Польшу", ни в советском "Освобождении" не говорится о другой стороне как о союзнике, не появляется кадров с совместных парадов советской армии и вермахта, имевших место, например, при передаче Бреста в соответствии с разделением о зонах влияния в Восточной Европе.
не соответствует концепции мифа о победе
Освобождение 1940 А. Довженко Ю. Солнцева
полное название Освобождение украинских и белорусских земель от гнета польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью.
западная украина - колония польского империализма
выполняя волю империалистов, польское правительство втянуло страну в гибельную войну
в то же время показываются трудящиеся на этих территориях
В силу действующего мирного договора немцы не могли выступать в качестве врага - им становится польская жандармерия, которая разрушает мирные села
вступление заканчивается молчанием
потом торжество советские танки
вековая стена разделявшая народы пала
народные песни и хоровые песнопения
обращает внимание отношение к священникам. не звучит ни одного слова против церкви священники показаны
ораторы опять не снизу вверх а прямо
Речь и аплодисменты на фоне реки и летящих самолетов. Люди аплодируют оратору, но одновременно самолетам. шествия
вновь сначала восторженная реакция сидящих в зале потом появление сталина
А Довженко как режиссер совершил ошибку, апеллируя во второй части, посвященной ораторам, в основном к неким рациональным доводам при крайне однообразном видеоряде, что приводит к рассеиванию внимания зрителя.
В то же время, в конце осени 1939 года, СССР после долгих и безуспешных переговоров вступил в войну с Финляндией.
Фильм, снятый об этих событиях, интересен с точки зрения развития советской военной документалистики.
Линия Маннергейма 1940
Финляндия преподносится как зачинщик военных действий: "войска Красной Армии < > перешли границу Финляндии, чтобы нанести сокрушительный удар поджигателям войны"
Белофинны, как называет противника ..,
Показывая создают у зрителя ассоциативную связку белофиннов и разрушений, акцентируя внимание на горящих домах и взорванных мостах, в то время как советские солдаты преподносятся как носители порядка, они восстанавливают мосты и строят дороги.
бойцы и командиры внимательно следили за жизнью в родной стране
весь экран занимает лицо Сталина с лозунгом За Сталина! За коммунизм!
Ссылка на авторитет подкрепляет "линия Маннергейма считалась неприступной всеми военными авторитетами мира"
Нет таких крепостей, которых большевики не смогли бы взять
под этими развалинами погребены антисоветсткие планы кое-каких государств, пытавшихся превратить Финляндию в плацдарм войны против Советского Союза
ряда наиболее враждебных Советскому союзу империалистических стран
Этот фильм, призванный объяснить затянувшиеся боевые действия
патриотического духа в нем больше, чем действительно впечатляющих побед. Это будет свойственно советскому военной документалистике и на первом этапе войны с Германией.
В тот же день Геббельс разослал своим пропагандистам тайное «указание № 13». Оно касалось войны с Россией и было озаглавлено «Ответ Германии на предательство еврейско-большевистского Кремля». Пропагандистам предписывалось представлять войну как вынужденную самооборону. «Вопрос о важности большевистского государства как источника продовольствия и промышленного сырья для Германии не обсуждать и даже не затрагивать… Война ведется не против народов страны большевиков, а против еврейского большевизма и тех, кто его представляет…» И далее: «Еврейско– большевистские главари нарушили договор… Необходимо обращать внимание на неоднократные усилия фюрера, направленные на поиски мира, и на его долготерпение по отношению к постоянным нарушениям договора большевиками».
В свете предшествующей пропагандистской политики Геббельм не вызывает удивления, что даже такой очевидный акт агрессии, как нападение на фактически союзное государство без объявления войны, было представлено как вынужденное и навязанное противником. Противник в статьях Геббельса представал как «тайном заговоре большевистских плутократов»
Миф о мировой пролетарской революции , но