ГЛАВА 3. Составление проекта

Итак, ваша идея принята доброжелательно, потенциальный спонсор заказчик хочет более подробно ознакомиться с ней. Для этого необходимо составить формальную развернутую заявку, которая станет гартовым механизмом проекта. Кроме этого, она решит множество других проблем: упорядочит ваши собственные мысли, продемонстрирует друзьям ваши планы на будущее, предоставит полезную информацию любому заинтересованному лицу. В ней содержится рабочая версия фильма, направление ваших мыслей, точка зрения на тему и ее драматический потенциал. Но основная задача заявки — убедить кого-либо или какую-либо организацию в том, что у вас есть потрясающая идея, вы твердо знаете, что хотите делать, вы квалифицированный профессионал с развитым воображением, и поэтому именно с вами, из всех возможных претендентов, необходимо подписать контракт на фильм или оказать вашей затее финансовую поддержку.
Иногда заявка может потребоваться после подписания контракта с продюсером. Но мы рассмотрим ситуацию, в основе которой лежит продажа фильма.

Стиль и содержание

Самое лучшее правило — простота, ясность и краткость. Краткость не всегда возможна, но это идеал, к которому стоит стремиться. Заявки, направляемые в гуманитарные фонды, нередко занимают сотни страниц, но это исключения из правил. Редкий спонсор или заказчик обладает Достаточным терпением, чтобы прочесть все длинные документы до нча. Скорее всего его внимание привлечет краткое предложение.
Как оформить заявку и какую информацию она должна содержать? На счет не существует твердых правил, но лучше помнить, что заявка авляется в расчете на определенное лицо или организацию. Обычно в и заявки я включаю следующие пункты:

1.Предложение;
2. Обоснование;
3. Трактовка, форма и стиль;
4. Съемочный график;
5. Смета;
6. Аудитория, маркетинг и дистрибуция;
7. Биография создателя и рекомендательные письма;
8. Дополнительные сведения.
Предложение. В предложении вы формально заявляете о своем намерении и, как правило, указываете рабочее название фильма, метраж, общее определение темы и характеристику потенциальной аудитории. Из примеров становится ясно, что достаточно всего нескольких строк.

Университетский блюз Предлагается создать тридцатиминутный фильм на пленке 16 мм о будущем Оксфорда и Кембриджа. Фильм рассчитан на широкую телеаудиторию ВВС. Наша забота Предлагается создание сорокаминутного фильма на пленке 16 мм о больнице св. Уинстона для демонстрации потенциальным спонсорам в целях привлечения инвестиций.

Обоснование. В этой части заявки содержится краткая информация, знакомящая читателя с темой. Вам необходимо объяснить ему, чем
интересна эта тема, почему такой фильм необходим и почему именно он основ их истории, не говоря уже о деталях привлечет своей развлекательностью и/или информативностью широкую зрительскую аудиторию.
Несколько лет назад я решил сделать фильм об утопических движениях 19 века в Америке. Заявку я составлял с моим другом Брайаном Уинстоном. Мы назвали фильм «Дороги в Рай» и составили следующую
справку:



Наиболее серьезные и успешные переустройству мира были предприняты усилия по в 19 веке вдоль расширяющихся границ продвижения первых поселенцев Северной Америки. Появились сотни общин, насчитывающих тысячи членов, подавляющее число которых искало спасение в суровой и, по их представлению, старинной христианской практике. Открытие Нового Света и зарождение современного утопизма происходило почти одновременно в течении и, четверти столетия. Одно оказало огромное влияние на О другое, и Новый Свет сразу стал местом, где история и традиции могли быть переделаны и начаты заново. На протяжении следующих трех столетий потенциал Америки как готовой площадки для проведения социальных экспериментов не истощился, несмотря на провалы, безумия и мошенничество. Вдохновленные видениями раннехристианской жизни, которая прослеживается вплоть до общины эссенов, обогащенными монастырскими традициями и примером примитивных (в основном германских) протестантских сект, американские христианские радикалы приступили к строительству собственного Иерусалима. Из этого водоворота деятельности возникли основные группы: мормоны, шейкеры, амиши, онды, аманиты, раппиты, зоариты.

На материалы и составление справки ушло достаточное количество времени. Но мы не жалели об этом, так как писали заявку на часовой фильм, который мог лечь в основу сериала. Мы предположили, что фильм об утопиях может понравиться многим, но большинство читателей и зрителей не знают основ их истории, не говоря уже о деталях.
После исторической справки мы обосновали необходимость фильма следующим образом:



В этом фильме или сериале мы оглядываемся на прошлое, чтобы определить наше будущее, так как мечта о лучшем мире не умерла, а только отошла на второй план. Поэтому мы затрагиваем целый ряд существенных вопросов. Как улучшить свою жизнь, жизнь нашей семьи и детей? Что мы можем узнать из прошлого о сексуальных традициях, структуре семьи и социальной организации? Что могут сказать видения и борьба утопистов о нашем собственном будущем?

Обоснование может быть развернутым или кратким. Вы должны задать е вопрос: достаточно ли у читателя информации для восприятия основного действия или предпосылки фильма? Сможет ли эта информация заинтересовать настолько, чтобы побудить его принять участие в проекте? Обоснование должно стать приманкой, заставить читателя воскликнуть; «Какая потрясающая идея для фильма!»
Трактовка, форма и стиль. Я уже упоминал, что осторожно подхожу к определению формы, трактовки или стиля до проведения исследования которое обычно дает ключ к решению этих вопросов. Но в заявке требуется указать хотя бы пробный подход, особенно если предложение исходит от вас. Именно эта часть заявки отличает ваше предложение от остальных, пришедших на конкурс. Разговоры — это одно, но как вы собираетесь снимать фильм? Ваши идеи интересны, но как вы предполагаете воплотить их на практике? Вот здесь вы опускаетесь на землю. Если вы имеете только пробную структуру и форму, скажите об этом или укажите еще несколько возможных вариантов раскрытия темы, которые вы хотели бы проверить позже.
Вопросы структуры и формы детально рассматриваются ниже, но я все-таки скажу несколько слов и о них. Для большинства телевизионных документальных фильмов выбирается форма очерка или иллюстративного рассказа. Стиль может быть любым: объективным, субъективным, анекдотичным. В начале 70-х годов британское Темз Телевижн выпустило отличный двадцатишестисерийный фильм о Второй Мировой Войне «Мир в войне» («The World at War»). В сериале был использован полный спектр стилей и структур, от классического очерка до очень личного фильма, передававшего историю войны голосами солдат.
Выше в качестве примера приводилась историческая справка об утопиях. Составить ее было не сложно. Но как раскрыть эту тему? Фильм можно сделать в форме очерка:

Действие фильма построено по хронологическому принципу по мере исторического развития общин, с 17 по конец 19 века, от шейкеров до зоаритов. В фильме представлены все крупные общины, но главное внимание будет уделено шейкерам. В основе фильма — старинные и современные рисунки и картины, архивные фотографии и современные съемки, которые будут сопровождаться четким централизованным комментарием.

Если такой подход может показаться слишком сухим, то можно попробовать любой альтернативный вариант решения.

Утопическое движение будет представлено двумя главными героями — лидерами общин «Гармония» и «Новая Гармония». Эти две колонии находились на юге Индианы. Первая из них была основана мрачным авторитарным проповедником Эммануилом Раппом, выходцем с юга Германии. Со временем она была продана шотландскому идеалисту Роберту Оуэну, который задался целью основать утопический рай для рабочих. Съемки будут производиться исключительно в Новой Гармонии, которая сейчас тщательно сохраняется в том виде, какой она была в дни Оуэна и Раппа. В качестве связующего комментария мы предлагаем отрывки из дневниковых записей Раппа и Оуэна. Эти лидеры, представляющие зрителю жизнь двух колоний, не могли дать понятию «утопия» двух более различных определений. Мы попытаемся восстановить чувства и понятия рядовых членов общины того времени. Стиль фильма скорее поэтический, наводящий на размышления и воспоминания, чем поучительный.

В начале 80-х канадский кинематографист Майкл Руббо снял фильм «Дейзи» о пластической хирургии. Я не читал его заявку, но, судя по фильму, можно представить, что он написал примерно следующее:

Почему люди соглашаются на пластические операции? Каковы их опасения и надежды? Мы хотим представить широкой зрительской аудитории некоторые факты из истории и сегодняшнего дня пластической хирургии. Мы считаем, что лучшим подходом к раскрытию этой темы будет рассказ о шести месяцах жизни одного человека в период подготовки к операции, самой операции и реабилитации. Наша героиня Дейзи — служащая канадского кинобюро, она открытая, жизнерадостная женщина, ей за пятьдесят. Несмотря на всю свою привлекательность, Дейзи считает, что пластическая операция улучшит ее внешность и социальное положение. Она надеется найти мужа. Дейзи и ее опыт составят стержень фильма. Мы будем делать отступления, чтобы рассказать об истории пластической хирургии, о практике лечения в Монреале, и представить эту область медицины как процветающий бизнес.

Даже не проводя подробного исследования, можно придумать интересное решение фильма и найти его предварительную структуру Несколько лет назад мне предложили снять фильм о британской пенитенциарной системе. Тема была мне, к счастью, практически не знакома, но я сразу подумал о том, что фильм будет посвящен людям по обе стороны решетки. В первой заявке я предложил снять фильм о жизненном опыте пяти человек: двух представителей администрации, скорее всего надзирателя и начальника тюрьмы, и трех заключенных: один получил первую судимость и должен провести в тюрьме шесть месяцев, другой приговорен к пожизненному заключению, третий отбыл пять лет, вот-вот освободится, и мы в течении трех месяцев будем наблюдать его жизнь на свободе. Я был абсолютно уверен, что смогу найти все персонажи. Наблюдение за всеми героями даст исчерпывающую информацию о тюремной жизни Англии.
Отразив все это в заявке, я отметил, что предполагаю использование минимального объема дикторского текста, так как в основу фильма лягут чувства и рассказы героев. Меня несколько беспокоил длительный съемочный период и то, как это может отразиться на смете, поэтому прежде, чем писать заявку, я переговорил с заказчиком. Он согласился предоставить приличный бюджет, и я мог спокойно заняться исследованием. При ограниченном бюджете я сэкономил бы на героях и на съемочном периоде или выбрал повествовательную форму, которую можно снять за две недели.
По возможности я стараюсь сразу определить аудиоряд: формальный дикторский текст, прямой диалог или закадровый комментарий. Иногда я немного комментирую стиль видеоряда, если считаю, что он станет одним из основных элементов фильма.
Съемочный график. Это необязательный пункт заявки, которы включают, когда сроки играют существенную роль: надо снять определенное событие или время года. Иногда съемочный график включается в заявку для избежания ненужных споров, что позволяе парировать претензии спонсоров: «В заявке точно указано, что намнеобходимо на съемки шесть месяцев, поэтому не надо мне говорить, что все можно сделать за три. Не получится.».
Бюджет. Как правило, я включаю в заявку примерную смету, но считаю не брать на себя письменных обязательств до разговора со спонсором. Мне не хочется отпугивать их до обсуждения стоимости ма Однако, если вы отправляете заявку в гуманитарный фонд или Ассоциацию Рокфеллера, вам придется представить как минимум примерный план сметы.
Аудитория- маркетинг и дистрибуция. Этот пункт также не является обязательным. Если фильм предназначен для обучения персонала компании или является частью телевизионного сериала, нет никакой необходимости сообщать что-либо о дистрибуции. Но если вы пытаетесь продать свою идею спонсору или фонду и указали в заявке, что ваш фильм будет пользоваться большим спросом, необходимо обосновать это хотя бы на бумаге. Вы должны объяснить способ подачи фильма массовому зрителю: подробно перечислите возможные каналы реализации фильма. Вопрос о дистрибуции обязательно должен быть включен в основную заявку, направляемую в ассоциацию.
Ниже приведен пример, взятый из заявки на фильм «Братья Попович» Джилла Годмилова, Фильм, снятый в конце 70-х, рассказывает о сербской музыкальной семье, живущей в Чикаго. В основу фильма легла музыка, но он затрагивал и вопросы семьи, традиций, тесных взаимоотношений в иммигрантской общине, частью которой являются братья Попович.

Мы считаем, что создание фильма и его дистрибуция — две составляющие полного цикла. Фильм, который не доходит до своей аудитории, мало чем отличается от фильма, который не был снят. Только первый стоит намного дороже. При дистрибуции фильма «Братья Попович» мы преследуем две цели. Первая состоит в том, чтобы сделать фильм доступным сербской общине на всех уровнях: в церквях, местных представительствах Сербской Национальной Федерации, школьных системах с большим числом сербских и славянских учащихся и университетах, где проводятся этнические исследования на базе общины. До сих пор мы сталкивались с огромным интересом и поддержкой проекта со стороны общины на местном и национальном уровнях. Помимо сербской общины существуют четыре массовых канала дистрибуции этого документального фильма: .-,-,, 1. Телевидение. Продажа на телевидение — коммерческое, учебное и зарубежное — является для г независимого документального кино прямым средством доступа к широкой аудитории и самым ; дешевым источником дохода. а. Коммерческие каналы выразили готовность купить до тридцати минут материала по цене 1000 долларов за ,/• минуту, перемонтировав и откоммен- г? тировав их для своих программ. b. PBS, национальная сеть учебных й" программ, также является рынком качественных независимых документальных проектов. с. Продажи на зарубежные телеканалы. v 2. Продажа копий. Музеи, публичные и университетские библиотеки начали закупать фильмы в постоянные фонды для общественных просмотров и видеопроката. 3. Прокат. Любой неигровой фильм должен найти собственный рынок проката, ориентированный на заинтересованную аудиторию. Фильм «Братья Попович» обладает хорошим потенциалом в таких областях, как музыка, танцы, американская история, этнические науки, социальная антропология, славянские языки и фольклор. 4. Кинопрокат. Четвертый канал дистрибуции фильма — кинопрокат. Этот рынок ограничен, но имеет немаловажное значение. Успех нашего фильма зависит от возможности проката в Нью-Йорке в сопровождении откликов критики и публики, что может создать фильму имя.

Я привел большой отрывок из заявки Джила, так как это один из самых чных примеров дистрибуционного предложения. Фильм «Братья гг пович» получил широкое признание, после чего Джил Годмилов стал тором других проектов, таких как «Вдали от Польши».
Биография и рекомендательные письма. Полезно завершить заявку краткой биографической справкой о вас и других участниках проекта. Можно набдить ваш послужной список рекомендациями и благодарностями за вашу предыдущую работу, приложить любые письма от частных лиц и организаций, поддерживающих вашу идею, и предложения телевизионных компаний, заинтересованных в показе фильма.
Дополнительные сведения. Главное на данном этапе — продать проект, поэтому в заявку можно включить любую дополнительную информацию, которая могла бы по вашему мнению помочь читателю понять ваши мысли и принять предложение. Сюда относятся любые иллюстративные материалы, то есть карты, фотографии, рисунки, а также любые известные имена, которые вы привлекли в качестве консультантов.
Если вы планируете большой телевизионный проект, лучше всего подготовить рекламный видеотрейлер. Обычно это десяти-двенадцатиминутный видеоматериал, представляющий самые драматические и интересные моменты будущего фильма. Трейлер предполагает определенные расходы и проведение съемок до запуска основного проекта. Но расходы, как правило, окупаются, так как такой ролик — самое эффективное средство продажи идеи. Хорошо написанная заявка на фильм о религиозных общинах Америки приобретает еще большую силу в сопровождении видеоролика, демонстрирующего красоту и магию места действия.

Примеры

В зависимости от задач фильма одна и та же тема может потребовать УХ разных заявок. Давайте предположим, что нам необходимо написать заявки на фильм об университете. Один будет стандартным кументальным фильмом, рассчитанным на широкую телевизионную ИТОРИЮ' другой станет средством привлечения средств для сгуденческого городка. Рабочее название обоих фильмов - «Завтра 3 Нается сегодня». Ниже я выделил основные различия между двумя
заявками

ФИЛЬМ А ФИЛЬМ Б
ВСТУПЛЕНИЕ
Получасовой фильм-исследование перемен в университете. Получасовой фильм, который станетсредством привлечения финансирования университета.
ПРЕДПОСЫЛКА
Изменения в университете за последние двадцать лет. Изменяется идеология. Изменяется общество. Меняющееся общество. Образование сегодня. Насущная потребность в новом университете. Ответ предоставляется университетом.
ЗАДАЧИ
Переоценка роли и назначения университета в глазах общественности. Рассчитан на массового зрителя. Найти финансирование для университета. Предназначен к показу небольшим группам заинтересованных лиц и попечителей университета.
ОБЪЕКТ
Группа студентов и их внутренний мир. Сложность структуры университета и потребность общества в этом учреждении. Будущие нужды университета.
ФОРМА
В течении шести месяцев мы наблюдаем за тремя студентами, их политической, учебной и общественной жизнью. Интонация личная и доверительная. Мы наблюдаем типичный будний день двух преподавателей и двух студентов. Фильм является обзором работы университета, а не анализом всех «за» и «против», Мы предполагаем уделить особое внимание построению учебной программы и приему учащихся из социально неблагополучной среды.
КОММЕНТАРИЙ
Минимальный объем дикторского текста, вместо него используются комментарии студентов Использование стандартного дикторского текста, закадровый комментарий студентов и сотрудников факультета.
ТЕХНИКА
Киноправда. Стандартная документальная картина.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Студенты в нашем понимании являются идеалистической и привлекательной силой добра С нашей точки зрения университет является важнейшим элементом развивающейся нации, который необходимо поддерживать, если мы хотим выжить.

Заявка А в общих чертах соответствует фильму Артура Баррона «Повстанцы из Беркли» («Berkley Rebels»), снятый в 1965 году для сериала CBS Reports. На CBS Баррону сообщили, что в студенческом городке Беркли Калифорнийского университета происходит много беспорядков. Ему предложили исследовать эту ситуацию, выяснить цели студентов, их точку зрения на происходящее и решить, как лучше всего снять об этом фильм. Проведя месяц в Беркли, Баррон представил телекомпании предварительные заметки. Эти заметки не являются в полном смысле слова заявкой, но дают ясное представление о замысле режиссера.

Тема. Это фильм не об университете, не о студентах 1965 года и не о происходящих в Калифорнии демонстрациях. Все перечисленное — составные части нашей истории, в своей основе фильм совсем о другом. Он повествует об определенной группе студентов, которых можно назвать «активистами» или «новыми радикалами». Это картина о них. В ней предпринята попытка узнать их мир. Мы будем стремиться ответить на следующие вопросы: Кто они? Чего добиваются? Почему играют такую важную роль? Мы постараемся передать настроения, состояние и взгляды нового, так не похожего на другие, поколения студентов, полностью преданных своим идеям. Точка зрения. Мы не хотим навязывать свою точку зрения, но у нас сложилось определенное отношение к этим ребятам, и мы надеемся, что сможем передать его зрителю. Мы считаем, что несмотря на недостатки (нетерпимость, незрелость, черно-белое отношение к действительности, максимализм, сопротивление ради сопротивления, определенное неуважение к законам и правопорядку), эти студенты являются позитивной и притягательной силой американского общества. Они запальчивые идеалисты, и это делает их прекрасными * и живыми. Они охотно кричат: «А король-то голый!» Они щедры, сострадательны и высокоморальны. Они ' верят обещаниям Америки. В двух словах, они — наша совесть. Стиль. Это очень интимный, личный, эмоциональный фильм. Это не репортаж, а скорее J человеческое откровение. Он более субъективен, чем объективен. Это — дневник, а не рассказ, автобиография, а не репортаж, драма, а не журналистика. Мы не собираемся вести наблюдение за миром этих ребят, мы хотим стать его частью. * Комментарий. Наш основной принцип — гп.. минимальный объем дикторского текста. В идеале вся s, история будет передана словами и голосами ребят. Они — наши главные герои. Мы собираемся привлечь диктора CBS только для того, чтобы представить ситуацию, в двух словах рассказать (искаженно или нет), о том, как эти ребята смотрят на мир, и завершить фильм. Форма. Фильм состоит из трех частей. Каждая часть г отражает одну из глубинных причин волнения и недовольства среди студентов. Часть первая рассказывает о Кейт Коулман, студентке выпускного курса, которая заканчивает университет в июне. На личностном уровне — это история ее калифорнийских радостей и разочарований, но на самом деле — рассказ о достижениях и неудачах массового образования. Герои второй части — Рон и Салли. Они не женаты, но живут вместе. Мы хотим раскрыть отношение этих ребят к авторитетам, ответственности, родителям, старшему поколению и морали. Смысл этой части заключается в следующем: наши дети чувствуют, что мир взрослых развращен и аморален, они считают, что сами должны определить для себя понятие нравственности. Часть третья называется «Майк и новая политика». Майк, студент-выпускник, преподает математику. Он выражает политические настроения и точку зрения поколения. Взгляды и убеждения Майкла разительно отличаются от философии моего поколения, которое предшествовало ему. Мы постараемся показать, как и почему это происходит и что означает для молодого поколения Америки сегодня.

Заметки заканчиваются описанием техники съемок. В фильм будут включены реальные эпизоды, фантастические сцены, «раскрывающие внутреннее состояние героя необычным воображаемым и драматическим способом», постановочные сцены, когда участники должны выполнить какие-либо действия по просьбе режиссера.
Джордж Стоуни — еще один великолепный кинематографист, известный по фильмам «Как создавалась легенда» («How the Myth was made») о работе Флаэрти и «Все мои дети» («All my Babies»). Стоуни был одним из продюсеров фильма о музыкальной группе «The Weavers», получившего всеобщую признательность, «Вот было время» («Wasn't that a time»). Одной из наиболее интересных работ Стоуни стал драматичный Документальный фильм «Крик о помощи» («A Cry for Help»), снятый для того, чтобы помочь сотрудникам полиции справляться с ситуациями самоубийства. Я привожу отрывок из заявки Стоуни для того, чтобы проиллюстрировать его технические приемы:

Наши рекомендации