Составление проекта бюджета.

Основы составления проектов бюджетов. Бюджетное прогнозирование.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объём ВВП на очередной финансовый год и темп его роста в очередном финансовом году; уровень инфляции.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, а также составляется целый ряд финансовых планов, которые не утверждаются в форме закона в отличие от бюджета, но имеют важное значение с точки зрения планирования и прогнозирования.

1.Прогноз социально-экономического развития территории. (предшествует составлению проекта бюджета)

Основные показатели прогноза:

ñИндекс потребительских цен

ñВВП

ñОбъём промышленной продукции; сельского хозяйства

ñОбъём инвестиций в основной капитал

ñОбъём розничного товарооборота

ñОбъём импорта и экспорта

ñОбъём платных услуг населению

ñСреднемесячная зарплата

ñПрожиточный минимум

ñЧисленность безработных.

2. Перспективный финансовый план.

Это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Он разрабатывается на три года (первый год – это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупнённым показателям бюджетной классификации.

3. Баланс финансовых ресурсов.

То есть это баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, МО и хозяйствующих субъектов на определённой территории. Составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом соц.-экономического развития и является основой для составления проекта бюджета.

4. План развития государственного или муниципального сектора экономики.

Включает план ФХД государственных предприятий, программу приватизации (продажи) государственного/ муниципального имущества, сведения о предельной штатной численности государственных / муниципальных служащих.

5. Долгосрочные целевые программы.

Предлагаются к утверждению и финансированию за счёт бюджетных средств или средств государственного ВБФ.

Должна содержать:

Технико-экономическое обоснование

Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы

Наименование заказчика указанной программы

Сведения о распределении объёмов и источников финансирования по годам.

Основы составления проектов бюджетов. Бюджетное прогнозирование.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объём ВВП на очередной финансовый год и темп его роста в очередном финансовом году; уровень инфляции.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, а также составляется целый ряд финансовых планов, которые не утверждаются в форме закона в отличие от бюджета, но имеют важное значение с точки зрения планирования и прогнозирования.

1.Прогноз социально-экономического развития территории. (предшествует составлению проекта бюджета)

Основные показатели прогноза:

ñИндекс потребительских цен

ñВВП

ñОбъём промышленной продукции; сельского хозяйства

ñОбъём инвестиций в основной капитал

ñОбъём розничного товарооборота

ñОбъём импорта и экспорта

ñОбъём платных услуг населению

ñСреднемесячная зарплата

ñПрожиточный минимум

ñЧисленность безработных.

2. Перспективный финансовый план.

Это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Он разрабатывается на три года (первый год – это год, на который составляется бюджет) и формируется по укрупнённым показателям бюджетной классификации.

3. Баланс финансовых ресурсов.

То есть это баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, МО и хозяйствующих субъектов на определённой территории. Составляется на основе отчётного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом соц.-экономического развития и является основой для составления проекта бюджета.

4. План развития государственного или муниципального сектора экономики.

Включает план ФХД государственных предприятий, программу приватизации (продажи) государственного/ муниципального имущества, сведения о предельной штатной численности государственных / муниципальных служащих.

5. Долгосрочные целевые программы.

Предлагаются к утверждению и финансированию за счёт бюджетных средств или средств государственного ВБФ.

Должна содержать:

Технико-экономическое обоснование

Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы

Наименование заказчика указанной программы

Сведения о распределении объёмов и источников финансирования по годам.

Составление проекта бюджета.

ñВ соответствии с Бюджетным кодексом РФ в период подготовки проекта федерального бюджета составляется Бюджетное послание Президента РФ, которое задаёт ориентиры бюджетной политики при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

ñСоставление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

ñМинистерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных параметров федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

ñДалее проводится работа по представлению показателей, расчётов, материалов, составляющих базу для формирования объёмов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на очередной год.

ñМинистерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственных органов статистики и Центрального банка РФ в установленные постановлением Правительства РФ сроки разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году:

ñмакроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;

ñмероприятия по финансовой и экономической стабилизации.

На завершающем этапе формирования федерального бюджета Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждает проект ФЗ о федеральном бюджете для внесения его в ГосДуму.

Проект закона о бюджете содержит следующие характеристики:

1.общий объём доходов и расходов

2.дефицит бюджета

3.доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям

4.нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней

5.расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации

6.общий объём капитальных и текущих расходов бюджета

7.объём финансовой помощи бюджетам других уровней

8.распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств.

Как показывает данная методика формирования федерального бюджета на очередной год, в течение всего периода этой работы осуществляется согласование и уточнение бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур, территорий с возможностями федерального бюджета, на основе анализа изыскиваются возможности увеличения его доходов.

Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития РФ подлежат опубликованию. Правительство РФ и ЦБ РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики РФ и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Важнейшими элементами управления являются прогнозирование и планирование.

Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желаемых параметров развития финансовой системы и возможных траекторий их достижения. Целью финансового прогнозирования является оценка возможностей достижения различных состояний финансовой системы.

Содержанием методики прогнозирования является предвидение соответствующих изменений.

Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением возможных объёмов поступления денежных средств и направления их расходования в плановый период.

Содержанием методики планирования является составление финансовых прогнозов. Прогнозы всегда основываются на определённого рода допущениях, от которых зависит успех этих прогнозов.

Финансовое планирование как научно – обоснованный процесс определения:

1. потребности финансовых ресурсов

2. источников финансовых ресурсов

3. методов мобилизации финансовых ресурсов

4. объектов аккумулированных финансовых ресурсов из каждого источника

5. способы и условия использования финансовых ресурсов

В процессе финансового планирования и прогнозирования применяются раз­личные методы.

Метод прогнозирования – предвидение соответствующих изменений

Основные методы прогнозирования:

- Экстраполяция прошлого в будущее с учетом экспортной оценки тенденции изменения;

- Вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наблюдавшихся тенденций.

Метод планирования – это способ расчетов величины финансового показателя.

Основные методы планирования:

Нормативный метод – использование норм и нормативов при расчете финансовых показателей. Это могут быть самые различ­ные нормы – амортизационных отчислений, ставки налогов, нормы расхода сырья и материалов и др.

Расчетно-аналитический метод – расчет плановых финансо­вых показателей на основе анализа достигнутой величины это­го показателя и темпов его изменения в будущем периоде.

Балансовый метод– использование балансов при составле­нии финансовых планов (бухгалтерского баланса, баланса до­ходов и расходов, баланса денежных потоков и др.).

Метод оптимизации плановых решений – это когда при финансовом планировании составляется много различных вариантов плана. Как правило, составляют три варианта: при наилучших услови­ях, при наихудших условиях, при усредненных условиях. По­этому из многих вариантов плана нужно выбрать один - опти­мальный, который позволяет получить максимум эффекта при минимальных затратах, т. е. основным критерием выбора опти­мального варианта является максимизация прибыли и миними­зация затрат.

Экономико-математическое моделирование – это составление экономико-мате­матической модели, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса. В этой модели (однофакторная или многофакторная модель) выражается количественная взаимосвязь между финансовыми показателя­ми и факторами, влияющими на эти показатели.

Наши рекомендации