Чья это конура (норка, домик)
Ц ^ л ь. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с
закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правиль-
ное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая
неверные варианты.
Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями
(«дверями») также разного размера, три игрушечные собачки раз-
ного размера, экран или ширма.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидчт за
столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит,
что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро при-
дут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят
ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объяс-
няет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном,
напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке —
большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои,
путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем
ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее
конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по вели-
чине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при
поиске домика для второй собаки — в маленький домик она не
влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе ис-
править ошибку. Когда все собаки будут распределены по кону-
рам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает
результаты. «Собаки выглядывают из домиков,— говорит педагог
ребенку,— они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти
большую конуру, собаке поменьше — конуру поменьше, а самой ма-
ленькой — самую маленькую конуру».
По этому же принципу проводятся игры с другими игрушками.
Почтовый ящик
Цель. Различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и
объемную формы; учить при тактильном восприятии пользовать-
ся методом проб.
Оборудование. Почтовый ящик — коробка с разным коли-
чеством прорезей (3—5) различной конфигурации (круг, квадрат,
прямоугольник; круг, овал, квадрат; полукруг, треугольник, прямо-
угольник, квадрат, шестигранник), объемные фигурки, которые про-
талкиваются в отверстия, ширма или экран.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку протолкнуть гео-
метрические формы в прорези коробки за экраном, не контролируя
зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры ис-
пользуются коробки с 2—3 прорезями и нужное количество фигур.
Холодно-тепло-горячо
Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств
предметов; познакомить с тактильным различением температуры и
значением слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно»,
«тепло», «горячо».
Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закры-
вающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой
холодной, теплой и горячей, три чашки или миски, полотенце.
Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально).
Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят
две бутылки с теплой и холодной водой. Педагог просит ребенка
закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее
на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, ко-
торая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки,
находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает
закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда
выбор сделан ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода —
холодная или теплая?» И помогает ребенку ответить.
При повторных проведениях игры вводится третья бутылка
с горячей (но не обжигающей) водой.
2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2—
3 детей). На столе у педагога три бутылки с водой разной темпе-
ратуры и три пустые миски. Около стола трое детей. Педагог про-
сит каждого взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поста-
вить на место. Для себя педагог фиксирует, у кого какая бутылка.
Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из
одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют
воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог
спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду,
и помогает детям правильно употребить определения «холодная»,
«теплая», «горячая».
Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они
наблюдают за действиями своих товаоищей.
Формирование тактильно-двигательного выбора
По образцу при восприятии формы, величины,
Пространственного расположения
И предметной отнесенности
Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со
зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец.
Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно-
двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигатель-
ный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как
правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным спо-
собом — зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета
активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помо-
гает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь
не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осу-
ществлять этот выбор зрительно.
Во всех играх нужно обязательно следить за формированием
самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным пе-
ремещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощу-
пывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, пред-
метную отнесенность), так и более частные (наличие основных
деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.
«Чудесный мешочек»
Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, раз-
вивать внимание, формировать эмоционально-положительное отно-
шение к игре.
Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завяз-
кой, парные предметы.
Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно).
Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно оди-
наковых игрушек — два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки,
два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает
их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что
предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так
же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе пред-
меты накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по оче-
реди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из
предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки,
а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает
нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан
верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок,
и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры
в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.
2-й вариант (изменяется способ подачи образца — дается
не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассмат-
ривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством
педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупы-
вает). Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети
не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает
из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за
экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут
из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравни-
вают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощ-
ряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается
в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его
пару в мешочке.
Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными
предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным
выбором используются более сходные по форме предметы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (все три варианта)
проводится также с целью научить детей определять на ощупь раз-
личные объемные геометрические формы (например, шар, куб, па-
раллелепипед, пирамида и т. д.) и предметы по величине (большой,
маленький, самый большой, самый маленький, высокий, низкий,
широкий, узкий и т. п.). Вначале также дают объекты, резко раз-
личные по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор
производится из двух, а затем из трех — пяти предметов.