Развитие сенсорного восприятия
ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ Что это такое?
Цель. Дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых распространенных предложений.
Пособия, Объемные геометрические фигуры: шарик, кубик, брусок (кирпичик), кольцо, палочка, треугольная призма (крыша).
Ход занятия. Логопед кладет на стол шарик, кубик, брусок, кольцо, палочку, призму. «Посмотри, какие разные игрушки», — обращается он к ребенку. Показывая их поочередно, взрослый предлагает ребенку назвать предметы, Те из них, которые малыш не может назвать, взрослый называет сам. После этого логопед убирает все фигурки в ко-робку. Вынимая из коробки по 1 фигурке, логопед просит ребенка вновь назвать каждую игрушку,
Так обыгрываются все предметы. При этом логопед сам по несколько раз называет каждую фигурку, привлекая зрительное и слуховое внимание ребенка к форме предметов.
Цель. Та же.
Пособия, По 5 шариков, кубиков, брусков одного цвета, 3 пластмассовые тарелочки.
Ход занятия. На столе ящик с фигурками и 3 пла'ст-массовые тарелочки. В одну из них логопед кладет шарик («Это шарик*), в другую — брусок («Это кирпичик»), в третью — кубик («Это кубик»). Взрослый объясняет ребенку задание: «Надо разложить все шарики, кирпичики, кубики, которые лежат в ящичке, по тарелочкам». Показывает, как раскладываются предметы. Берет шарик: «Шарик я положу к шарику», — кладет шарик в гарелку с шариком. То же логопед делает с кубиком и бруском. Обращается к ребенку: «Миша, возьми шарик и положи его в тарелку с шариками». Ребенок кладет шарик в соответствующую карелку. Логопед спрашивает: «Что ты сделал?» — «Я положил шарик в тарелку». — «Посмотри, правильно ты положил?» — спрашивает взрослый. «Я положил правильно», — отвечает ребенок.
Затем логопед предлагает ребенку самостоятельно разложить оставшиеся в коробке предметы по тарелочкам. Всякий раз, когда ребенок кладет предмет в тарелку, он по просьбе логопеда называет его, например: «Я положил кирпичик в тарелку». Логопед следит за правильностью выполнения задания и речью ребенка.
На занятии используется не более 3 фигур. Фигуры, названия которых ребенок запомнил, заменяются постепенно другими.
Цель. Та же.
Пособия. Кубик, брусок, шарик, кольцо, треугольная призма; 2 дощечки с изображением данных фигур по 3 на каждой.
Ход занятия. Логопед кладет на стол все фигурки и 2 дощечки с их изображением. Затем берет со стола кольцо, спрашивает у ребенка: «Что это?» Тот отвечает: «Это колечко». Логопед, показывая на дощечки, спрашивает: «Агде
здесь колечко?» — «Вот колечко», — ребенок показывает изображение кольца. «А теперь мы положим это колечко на дощечку — вот сюда, где нарисовано колечко», — говорит логопед и показывает, как это надо сделать. Он предлагает малышу самому разложить фигурки по дощечкам, следя за правильным выполнением задания.
Примечание. На данном этапе замена обозначения формы объемной геометрической фигуры названием сходного по форме и знакомого ребенку предмета закономерна, допустима. Например: цилиндр — столбик, палочка, треугольная призма — крыша и т. п.
Квадрат —- кружок
Цель. Формировать представление о разнообразии геометрических фигур. Закреплять понятие о сходстве и различии форм. Дать понятие о плоскостных геометрических фигурах.
Пособия. Плоскостные геометрические фигуры: круги, квадраты (по 5 шт.), треугольник, прямоугольник, овал одного цвета. Все круги имеют одинаковую величину (то же — и квадраты).
Ход занятия. Для того чтобы продемонстрировать разнообразие форм плоскостных геометрических фигур, логопед выкладывает на стол квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, трапецию. Говорит: «Саша, посмотри, какие разные игрушки. Вот кружок, вот квадрат». Остальные формы не называет. Дав ребенку рассмотреть выложенные на столе предметы, взрослый оставляет на столе круг и квадрат, остальные формы убирает.
Затем логопед берет круг: «Это кружок». Дает его ребенку, обводит круг его рукой. Берет квадрат: «Это квадрат». Аналогично обследует его рукой ребенка, обращая внимание на уголки у квадрата. Оба предмета кладет на стол. Просит ребенка показать, где кружок, где квадрат. Убедившись, что малыш различает предметы по форме, усложняет задание: выкладывает на стол вперемешку все круги и квадраты и предлагает ему положить круги к кругам, квадраты к квадратам. Ребенок, раскладывая пред* меты по форме, говорит: «Это кружок. Я положу кружок сюда. Это квадрат. Я положу квадрат сюда». Так он группирует предметы по форме путем зрительного соотнесения. Логопед следит за правильностью выполнения малышом задания, за его речью.
Примечание. Как правило, понятие круг входит в активную речь ребенка быстрее, чем слово квадрат*
Цель. Учить различать и называть форму предметов.
Пособия. Круги и квадраты (по 5 шт.) одного цвета и величины; 2 карты: на одной в левом верхнем углу нарисован квадрат, на другой нарисован круг.
Ход занятия. На столе перед ребенком лежат круги и квадраты, несколько левее — карты с изображением круга и квадрата. Логопед, показывая ребенку на предметы, изображенные на картах, просит назвать их. Если малыш затрудняется, взрослый напоминает ему название предметов. Затем, указывая на круг и квадрат, просит ребенка еще раз повторить названия фигур. Если он назовет их правильно, логопед дает следующую инструкцию: «Положи квадрат к квадрату, кружочки к кружочкам». Ребенок выполняет задание, сопровождая его речью: «Это кружок»; «Я беру кружок»; «Я кладу кружок сюда»; «Это квадрат»; «Я беру квадрат»; «Я кладу квадрат сюда». Таким образом ребенок, раскладывая предметы по образцу, повторяет названия фигур: кружок, квадрат.
Цель. Учить классифицировать предметы по форме, не учитывая цвет.
Пособия. По 6 квадратов и кругов одной величины, но разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего; 2 дощечки: на одной в левом верхнем углу наклеен квадрат, на другой — круг, окрашенные в разные цвета.
Ход занятия. Взрослый кладет перед ребенком дощечки, фиксируя его внимание на форме предметов-образцов. Круги и квадраты находятся в коробке у логопеда. Он берет круг такого же цвета, что и круг-образец, показывает ребенку, спрашивает: «Что это?» — «Это кружок», — отвечает ребенок. «На какую дощечку ты положишь кружок: сюда или сюда?» — спрашивает взрослый и показывает на дощечки. Ребенок говорит: «Я положу кружок сюда». Кладет его на соответствующую дощечку. Логопед дает ребенку еще 1 круг, но другого цвета, спрашивает: «На какую дощечку ты положишь этот кружок?» Если малыш ошибается, взрослый исправляет ошибку: берет неправильно положенный круг, обращает внимание ребенка на форму предмета и кладет его на дощечку сам. Затем показывает квадрат, отличающийся цветом от образца, просит ребенка назвать предмет, показать, куда его надо положить.
Как только ребенок начнет действовать правильно, логопед выкладывает из коробки вперемешку квадраты и круги и предлагает разложить их самостоятельно: «Положи правильно: кружок к кружкам, квадрат к квадратам».