ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТОВ Один — много
Цель. Познакомить ребенка с понятием один и много, Учить брать один и много предметов, подражая действиям логопеда.
Пособие. Счетный материал: 10 уточек.
Ход занятия. Логопед ставит на стол уточку, показывает ребенку, говорит: «Одна уточка». На некотором расстоянии от нее логопед ставит группой 9 уточек, показы-
вает их, объясняет: «Много уточек». Обращается к ребенку: «Я возьму одну уточку». Берет ее так, чтобы малыш видел, как надо брать пальцами, и кладет в коробку. «А теперь я возьму много уточек», — логопед берет их обеими руками. Раскрывает ладони и показывает малышу уточек. «Посмотри, много уточек»,-—говорит логопед и кладет их в коробку. Затем вновь достает игрушки и расставляет их в прежнем порядке. «Это одна уточка, а это много уточек»,—показывает логопед. «Возьми одну уточку», — просит он ребенка и следит за тем, чтобы малыш брал ее пальцами. Спрашивает ребенка, сколько у него в руке уточек, и сам отвечает: ъОдна уточка».
То же проделывается с группой уточек, В конце занятия по просьбе логопеда ребенок кладет всех уточек в коробку.
Покажи одну и много матрешек
Цель: Формировать понятие о количестве предметов (один, много). Понимать слова один, много.
Пособие. Счетный материал: б однотипных матрешек.
Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком 1 матрешку и говорит: «Одна матрешка». На некотором расстоянии от нее ставит 5 матрешек, говорит; «Много матрешек», Затем просит малыша; «Вова, покажи, где одна матрешка». Ребенок показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Аналогично малыш находит много матрешек. Каждый раз действие ребенка логопед сопровождает словами: «Вот одна матрешка. Вот много матрешек»,
Таким образом можно обыгрывать любой однотипный материал.
Возьми одну и много матрешек
Цель. Формировать понятие о количестве предметов (один, много). Учить выполнять инструкций.
Пособие. Счетный материал: 15 матрешек, коробка. Ход занятия. Логопед достает из коробки матрешку, ставит ее на стол около себя. Юдна матрешка», — пб-казывает и говорит он. Обращается к ребенку: «Костя, возьми из коробочки одну матрешку (ребенок берет) и скажи: одна матрешка». Малыш повторяет. «Поставь матрешку сюда», — взрослый указывает место. Когда ребенок выполнит инструкцию, логопед берет из коробки 4—5 матрешек, ставит их перед собой, несколько поодаль от своей мат-
решки, говорит: ?Много матрешек». Предлагает каждому малышу проделать то же самое.
Затем взрослый просит ребенка показать, где у него (у логопеда) стоит одна матрешка и много матрешек. Ребенок показывает и повторяет за логопедом: одна матрешка, много матрешек. По просьбе взрослого ребенок кладет в коробку вначале много, а затем одну матрешку. Всякий раз, когда ребенок берет один или несколько предметов, логопед фиксирует его внимание на способе захвата игрушек: пальцевом и всей кистью.
Поиграем с кубиками
Цель. Формировать понятие о количестве предметов (один, много). Ввести в активный словарь слова взял, положил.
Пособия. Подносик, по 1 кубику для ребенка и логопеда.
Ход занятия. Логопед ставит на стол подносик с кубиками, спрашивает, сколько кубиков на подносике. «Много кубиков», — отвечают дети. Затем предлагает каждому ребенку взять с подносика 1 кубик. Спрашивает малыша, что он сделал. «Взял кубик»,— отвечает тот. «Сколько кубиков взял?» — спрашивает взрослый. «Один кубик», — отвечает ребенок.
Логопед предлагает детям положить кубики на подносик. Когда ребята выполнят действие, он спрашивает, что они сделали. «Положил кубик», — отвечает каждый ребенок. Если малыш затрудняется ответить на вопрос, логопед помогает ему.
ОБУЧЕНИЕ КОНСТРУИРОВАНИЮ
Построим домик для собачки
Цель. Учить простому конструированию: ставить бруски на длинное ребро, плотно придвигая их друг к другу, — строить домик. Обучать пониманию и выполнению инструкций: возьми кирпичик, поставь кирпичик на стол, позови собачку. Побуждать детей произносить слова: дай, на, иди, домик. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. 6 брусков-кирпичиков, небольшая игрушка-собачка.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает игрушку, называет ее: «Это собачка. Как
лает собачка?» Ребенок самостоятельно или отраженно произносит ае-ав. Собачку убирают. Взрослый кладет на стол бруски. «Это кирпичики, — говорит логопед. — Построим домик для собачки. Я возьму кирпичик. Лена, возьми кирпичик, поставь кирпичик на стол. ТакЬ Показывает, как надо ставить брусок. Если ребенок затрудняется, логопед помогает ему. Когда домик построен, взрослый восклицает: «Вот какой домик построила Лена. Это домик для собачки. Где собачка? Лена, возьми собачку, скажи: иди, собачка, иди». Побуждает ребенка к повторению слова иди. Логопед ставит собачку на стол: «//дм домой, собачка!» Малыш с помощью взрослого «ведет» собачку в домик. По окончании игры логопед просит дать ему собачку, добиваясь, чтобы ребенок при этом произносил слово на. Подобным образом обыгрываются кошка, мишка.
Диван
Цель. Формировать навыки воспроизведения построек по подражанию. При обыгрывании построек расширять пассивный и активный словарь детей путем выполнения инструкций в сочетании с указательным (поясняющим) жестом. Формировать фразовую речь с помощью простого нераспространенного предложения. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Пособия. По 2 бруска-кирпичика на ребенка и логопеда, маленькая кукла (мишка).
Ход занятия. Логопед кладет на стол 4 бруска и говорит: «Это кирпичики». Побуждает ребенка к повторению слова кирпичики. «Будем строить диван для куклы». Берет 1 брусок, показывает его малышу: «Я взяла один кирпичик, Саша, возьми один кирпичик. Давай положим кирпичики на стол». Логопед кладет свой брусок на стол, ребенок, подражая ему, делает то же самое. Взрослый предлагает взять еще кирпичик и поставить его так, как ставит сам, т. е. на длинную узкую грань, придвигая его вплотную к бруску, лежащему на столе. Логопед помогает ребенку поставить кирпичик правильно.
Показывая куклу, логопед спрашивает: «Кто это?» Ребенок отвечает: «Это кукла-ляля». Логопед говорит: «Посади куклу на диван. Что делает кукла?» Малыш отвечает: «Кукла сидит». Взрослый побуждает ребенка дать куклу, сказав: *Яа куклу». Логопед и ребенок вместе убирают кирпичики в коробку,
Кроватка
Цел ь. Та же.
Пособия. По 3 бруска размером 16X8X4 см—для логопеда и для ребенка; маленькая кукла с закрывающимися глазами.
Ход занятия. Логопед обращается к ребенку: «Ира, сейчас мы сделаем кроватки». Выкладывает на стол перед ребенком 3 бруска. Берет брусок, кладет его широкой стороной на стол, предлагает малышу сделать то же самое. Два других бруска ставятся вертикально, на короткое ребро, образуя спинки кровати. Логопед постоянно привлекает внимание ребенка к тому, как и куда надо поставить брусок, чтобы у него получилась кровать. Когда кровати построены, логопед, указывая на них, поясняет: «Это кроватка и это кроватка». Спрашивает малыша: «Ира, что это?» — побуждая к называнию постройки.
Затем взрослый берет куклу, просит выполнить инструкцию: «Положи куклу на кровать». Ребенок кладет куклу, логопед говорит: «У куколки глазки закрыты; Куколка спит. Что делает кукла?» — спрашивает логопед ребенка. «Кукла-ляля спит», — отвечает ребенок.
Забор
Ц е л ь. Та же.
Пособия. 4 бруска размером 10X5X3 см, маленькие игрушки: петушок, кошка.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед кладет бруски на стол: «Это кирпичики. Много кирпичиков. Будем строить забор». Берет брусок, показывает его ребенку и говорит: «Я взяла один кирпичик». Ира, возьми один кирпичик. Давай поставим кирпичики на стол». Логопед ставит брусок на короткую узкую грань и помогает ребенку поставить его брусок рядом со своим. Так же ставятся остальные бруски. После окончания постройки взрослый отмечает: «Вот какой хороший забор ты построил». Свой же забор он сразу убирает.
Затем логопед вынимает из коробки игрушки — кошку и петушка. Указывая на петушка, спрашивает: «Ира, кто это?» — «Петушок», — отвечает ребенок. Логопед демонстрирует действие игрушки: «Прыг петушок на заборчик. А это кто? — показывает кошку. — Это киска. Позови киску: иди, киска! Возьми киску и поставь на заборчик». Ребенок ставит. Логопед берет кошку, не спеша передвигает ее
по забору, приговаривая: «Идет киска. Киска идет». Спрашивает: «Ира, что делает киска?» — побуждая ребенка к произнесению фразы. Затем взрослый убирает игрушки: «Петушок и киска убежали*.