Обучение детей простейшему конструированию, развитие речи. мелкой моторики рук
Башня
Цель. Учить детей строить башню из 3 кубиков, накладывая один на другой; выполнять речевые инструкции (возьми кубик, положи кубик на кубик, посади птичку на башню) в сочетании с показом действий. Побуждать произносить слова (гак, упала, дай), звукоподражание (пи-пи), обозначающее птичку. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. 3 одноцветных кубика (для каждого ребенка и логопеда), 2 маленькие птички.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед кладет на стол б кубиков, обращает на них внимание ребенка: «Вот какие красивые кубики!» Указывая на кубик, логопед задает вопрос: «Что это?» И сам отвечает: «Это ку~
бик». Просит ребенка произнести это слово. Затем берет кубик и просит малыша взять такой же. «Сейчас мы построим башню», — кладет кубик на стол. Ребенок, подражая, выполняет то же действие. Логопед ставит кубик на кубик, помогает ребенку сделать то же самое: «Положи кубик на этот кубик». Показывает. Взрослый и с его помощью ребенок ставит третий кубик.
Когда башня построена, логопед восклицает: «Вот какая красивая башня!» Показывает ребенку птичку, называет: «Это птичка. Птичка поет: пи-пи-пи». Побуждает малыша к звукоподражанию. Затем логопед говорит: «Валя, попроси птичку, скажи: дай». Ребенок повторяет и получает игрушку под комментарий взрослого: «Яа птичку. Давай посадим птичку на башню». Берет другую птичку и сажает ее на свою башню, произносит: «Так!» Помогает ребенку посадить птичку на его башню. Птички сидят на башнях, затем «улетают», и логопед восклицает: «.Нет птичек, улетели птички!»
Затем тихонько толкает башню, кубики рассыпаются. Логопед говорит: «Упала башня», — побуждая ребенка к произнесению слова упала. В конце занятия взрослый ставит на стол коробку и предлагает малышу сложить кубики в коробку: «Возьми кубик, положи кубик», — сопровождая инструкцию показом.
Дом
Цель. Учить детей составлять дом из 2 деталей: кубика и треугольной призмы (крыши). Понимать и выполнять речевые инструкции (возьми крышу, поставь крышу на кубик). Побуждать детей к произнесению слов ляля, дай, дом, так, звукоподражания топ-топ. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. По 1 кубику и 1 треугольной призме на ребенка и логопеда, 2 маленькие куклы.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая к повторению слова. Говорит: «Коля, попроси у меня кубик, скажи: дай». Ребенок повторяет за взрослым. Логопед дает ему предмет и произносит: «Яа кубик». Потом берет себе кубик, показывает его малышу: «У меня кубик и у тебя кубик. Положи кубик на стол». Оба кладут кубики на стол. Логопед показывает треугольную призму, называя ее крышей. Предлагает: «Построить дом». Кладет призму на кубик и помогает ребенку сделать то же, приговаривая: так.
Когда постройка готова, логопед восклицает: «Посмотри, какой красивый у тебя дом!» Показывает куклу, называет ее ляля. «Попроси лялю, скажи: дай». Ребенок просит, Взрослый отдает ему куклу, говоря: «Яа лялю». Берет себе другую куклу, ведет ее к домику, приговаривая: «Ляля идет топ-топ». Учит ребенка производить данное действие в сопровождении звукоподражания. Куклы размещаются за домиками. Затем взрослый предлагает малышу дать ту игрушку, которую он называет (лялю, крышу, кубик), и требует от ребенка сопровождения своих действий словом на.
Дорожка
Цель. Учить детей простому конструированию: постройке дорожки из брусков (кирпичиков). Использовать дорожку для игры: водить по ней куклы, возить машину. Побуждать детей к произнесению слов и звукоподражаний: дай, па, ляля, топ-топ, би-би. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. Одноцветные бруски (4—5 шт.), маленькие игрушки, куклы и машины для ребенка и логопеда.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед кладет на стол бруски и обращает на них внимание: «Вот какие красивые кирпичики1 Я возьму кирпичик. Света, возьми кирпичик] Какой хороший кирпичик взяла Света! Положим кирпичики на стол, сделаем дорожку». Логопед кладет на стол свой брусок и помогает ребенку сделать то же самое, плотно придвигая кирпичик ребенка к своему кирпичику, лежащему на столе. Так же прикладываются остальные бруски. Каждый раз логопед и ребенок говорят: так. Когда все бруски положены, логопед восклицает: «Вот какую хорошую дорожку мы сделали! Света, покажи, где дорожка"?» Ребенок показывает дорожку. Логопед сажает на стол куклу и говорит: «Это ляля». Побуждает ребенка к повторению слова ляля. «Света, попроси лялю, скажи: дай». Ребенок повторяет и берет куклу. Логопед берет себе другую куклу, ведет ее по дорожке, приговаривая: «Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ». Побуждает ребенка к повторению действия и звукоподражания.
Затем взрослый ставит на стол машину: «Это машина». Ставит машину на дорожку, катает ее, приговаривая: «Машина поехала, би-би». Предлагает ребенку покатать машину по дорожке и повторить звукоподражание. Дает ему куклу: «Посади лялю на машину и покатай по дорожке». Если
ребенок затрудняется выполнить инструкцию, логопед помогает ему, В конце занятия логопед просит ребенка дать ему куклу и машину, а кубики сложить в коробку.
Машина
Цель. Формировать у дегей навыки простого конструирования: ставить кубик на брусок, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Использовать машину для игры. Учить понимать и выполнять инструкции: возьми кирпичик, кубик, положи кубик на кирпич чик (сделай машину), покатай машину. Побуждать детей-i произносить слова и звукоподражания: кубик, дай, би-би. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. По 1 кубику и 1 бруску на ребенка и логопеда.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая малыша к повторению слова кубик. Говорит ребенку: «Попроси кубик». Ребенок просит: «Дам». Отдавая кубик, логопед произносит: «Яя кубик». Берет себе другой кубик, показывает ребенку и говорит: «У меня кубик. Положи кубик на стол». Оба кладут кубики на стол.
То же самое проделывается с бруском. По просьбе логопеда ребенок еще раз показывает кубик и кирпичик. Логопед говорит: «Я возьму кубик. Саша, возьми кубик». Логопед и ребенок берут по кубику. После этого взрослый дает следующую речевую инструкцию: «Положи кубик на кирпичик», Сопровождает слова действием: кладет свой кубик на конец кирпичика, помогает ребенку сделать то же, говорит: «Саша сделал машину, и у меня машина. Саша, посмотри, как едет машина*. Везет машину по столу и гудит: би-би-би. Ребенок повторяет действие, сопровождая его звукоподражанием.
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Ах, как сладко
Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкции: высунь — убери. . Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий сироп.
Ход з а н я т и я. Логопед наливает в мензурку сироп, набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!» Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребен-
ка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп, побуждая ребенка к повторению движения: «Ах, как сладко!» Постепенно малыш начинает высовывать язык и слизывать сироп. Если его язык напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются.
Киска пьет молоко
Цель. Закреплять движения языка вперед-назад. Учить
понимать инструкции: высунь — убери язычок,. •
Пособия. Игрушечная кошка, 2 терелки из кукольной посуды, шпатель, сироп, молоко в чашке.
Ход занятия. Ребенок сидит за столом. Логопед показывает кошку, называет ее словом и звукоподражанием, гладит кошку, приговаривая: «Киса, киса, мяу-мяу». Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. «Вот молоко»,— показывает его ребенку и наливает в гарелку. Ставит перед кошкой: «/Уо киса, пей молоко. Посмотри, как киса пьет молоко». Делает соответствующие движения языком и побуждает ребенка к их повторению. Затем наливает на другую тарелку немного сиропа, подносит ее к нижней губе ребенка и просит показать еще раз, как киска пьет молоко. Ребенок делает лакающие движения языком 3—4 раза, после чего логопед дает ему отдохнуть и повторяет игру. Движения языка постепенно ускоряются.
Тик-так
Цель. Учить малышей простейшим артикуляционным движениям: облизывать верхнюю и нижнюю губу кончиком языка, поворачивая его вправо и влево.
Пособия, Мензурка, шпатель, сироп.
Ход занятия. Логопед подносит к нижней губе ребенка шпатель с сиропом, побуждая высунуть язык: «Покажи язычок». Когда ребенок коснется кончиком языка шпателя, логопед начинает двигать шпатель к правому, а затем к левому углу рта. Следит, чтобы ребенок сопровождал движущийся шпатель языком: «Догони язычком сладкую палочку. Сделай тик-так». Если ребенок даже после показа логопедом указанных движений затрудняется их воспроизвести, взрослый сам передвигает язык ребенка вправо и влево до тех пор, пока движения не станут самостоятельными, согласно инструкции: «Сделай тик-так». Медленные движения языка постепенно ускоряются. Частота движений определяется ритмом, задаваемым логопедом.
ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ