ВОЗРАСТ 1 г. 3 мес.
Пришвина А. В. и др.
Г85 Игры-занятия с детьми раннего возраста с наруше
ниями умственного и речевого развития: Кн. для лого
педа. Из опыта работы/А. В. Гришвина, Е. А. Пузырев-
ская, Е. В. Сочеванова. М.: Просвещение, 1988.—
93с. ••••>:}
ISBN 5-09-000393-9
В книге раскрываются содержание я методы квррекнионно-логопедической работы с детьми раннего возраста с н*руш?НИЯМИ умственного и речевого развития. Приводятся примерные планы проведения игр-занятий с данной категорией детей.
ББК 74.3 |
инф. письмо 88 |
, 1988 |
4310010000—628 103(03)—88
Издательство |
ISBN 5-09-000393-9
предисловие
Подготовка детей к успешному обучению, создание благоприятных условий для укрепления здоровья маленьких граждан, их интеллектуального развития требует от логопедов целенаправленной, вдумчивой, творческой работы. Мобилизация усилий для достижения высоких конечных результатов требуется и от воспитателей и логопедов специализированных дошкольных учреждений, которые посещают дети с органическим поражением центральной нервной системы (олигофрения в степени дебильности и легкой степени имбецильности) и выраженной темповой задержкой психо-речевого развития.
Логопедическая работа является важным звеном комплексного медико-педагогического воздействия на ребенка. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуникативно-познавательную деятельность малыша, способствует развитию его мышления.
Для более четкой организации логопедической работы в условиях специализированных дошкольных учреждений, весь процесс обучения, описанный в пособии, разделен на 3 этапа с указанием поэтапных задач речевого и интеллектуального развития малышей. Основополагающим моментом такого деления является возраст ребенка (от 1 г. 3 мес. до 4 лет включительно). Каждый этап соответствует примерно одному учебному году.
Период пребывания ребенка на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах. Соответственно одни дети могут усваивать материал быстрее, другие — медленнее. Желательно, чтобы малыш находился на каждом этапе обучения до полного усвоения им материала.
В пособии приведены образцы игр-занятий, способствующие осуществлению основной задачи каждого этапа обучения. Так, на нервом этапе это развитие активной речи детей до уровня звукоподражаний, лепетных и нескольких общеупотребительных слов: на, дай, тетя и т. п., на втором этапе—-формирование речи, состоящей из простых нераспространенных предложений, содержащих подлежащее и сказуемое, и, наконец, на третьем этапе предполагается формирование речи, основу которой составляют простые распространенные предложения, содержащие кроме подлежащего и сказуемого второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельства). : Все тематические разделы, представленные в пособии, и
соответствующие им игры-занятия направлены на стимулирование речевой функции, речевого общения, а следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.
Особое место в логопедической работе должно занимать развитие у детей сенсорного восприятия, так как в раннем возрасте оно является основой познания окружающей действительности, а успех работы логопеда по развитию речи и интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от уровня его сенсорного восприятия. Дети раннего возраста в процессе своей деятельности, в частности игры, знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов (формой, цветом, величиной). Это положение в значительной мере определяет содержание и цель работы логопеда на всех этапах обучения.
При планировании занятий необходимо уделять должное внимание развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. Занятия по этим разделам должны проводиться на протяжении всех трех лет обучения со всеми детьми. Занятия по формированию правильного речевого дыхания, артикуляционной моторики организуются только с теми детьми, которые имеют соответствующие нарушения.
Учитывая особенности нервно-психических нарушений и возраст данного контингента детей, специальные занятия над фонетической стороной речи, ее грамматическим строем и структурой слов не проводятся. По этим разделам работа ограничивается обучением подражанию речи логопеда, который в процессе занятий направляет внимание малыша на правильное произнесение слов и построение предложений. Речь взрослого должна быть неторопливой, четкой, но нескандированной; тон обращения к ребенку — спокойным, доброжелательным.
На всех этапах обучения логопедические занятия должны быть преимущественно индивидуальными, так как в этом случае логопед имеет возможность выявить, учесть особенности психо-речевого развития каждого ребенка и соответственно им планировать обучение^ Необходимо помнить, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее групповых, однако и групповые могут иметь место на всех этапах обучения. Они проводятся с детьми примерно одного возраста и уровня речевого и интеллектуального развития при повторении и закреплении пройденного материала, а также в тех случаях, когда сам характер занятия требует участия нескольких детей. Количество одновременно зани-
мающихся не должно превышать 3—4 человек. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 10—15 мин, групповых — до 25 мин.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Во время логопедических занятий используются яркие и озвученные игрушки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно-эмоциональной основе.
Работа логопеда проводится в тесном контакте с педагогом-дефектологом и воспитателем группы. Так, если в данный период логопед работает над расширением словаря детей, то задача воспитателя — закрепить данный словарь в процессе повседневной деятельности. С этой целью логопед предварительно знакомит воспитателя группы с особенностями речи и состоянием интеллекта каждого малыша, дает рекомендации по проведению занятий и подбору дидактического материала. Контроль за выполнением рекомендаций логопед осуществляет в плановом порядке.
По общепедагогическому плану дети знакомятся с окружающей действительностью, для чего используются диафильмы, детские передачи по телевидению, целевые прогулки за территорию учреждения, живые уголки в группах и т. п.
Для занимающихся с логопедом детей желательно иметь картотеку. В карточку (или в индивидуальную тетрадь) вносятся краткие анамнестические данные каждого малыша, диагноз врача-психоневролога, логопедическая характеристика. Здесь же логопед периодически отмечает динамику развития речи и интеллекта ребенка.
В помощь логопеду помимо поэтапных характеристик особенностей развития детей в пособии даны примерные образцы игр-занятий, которые можно варьировать и использовать в зависимости от целей и задач каждого занятия.
При разработке игр-занятий авторы частично использовали дидактический материал, разработанный Н. М. Ак-сариной, Е. И. Тихеевой для умственно-речевого развития здоровых детей, адаптировав его с учетом данного контингента детей.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
ОБРАЗЦЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ
К РЕЧИ ЛОГОПЕДА
Где звучит игрушка?
Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
Пособие. Бубен.
Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им бубен, затем стучит по нему рукой и напевает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает-его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля, т. е. взрослый привлекает внимание детей к звукоподражанию.
Игра повторяется с каждым ребенком 3—4 раза. Передвигаясь вокруг манежа и продолжая играть на бубве, логопед добивается, чтобы малыши следили за движущимся источником звука.
Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук-тук}, колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном {та-та-та),
Где ляля?
Цель. Та же.
Пособие. Кукла.
Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гладит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ-топ». Дети должны* следить за ее передвижением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стенку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?» Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на перила манежа и радостно восклицает: «Вот ляля!»
Игра повторяется 2—3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т. д.
Прятки
Цель. Та же.
Пособия. Индивидуальные цветные платки.
Ход занятия. Дети (2—3) сидят в манеже. Логопед накрывает платочком голову одного из детей, пряча и его лицо. Обращается к детям: «Где Вова?» — «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!» Игра проводится с каждым малышом по 2—3 раза, но при повторении взрослый побуждает ребенка самого снимать платок с головы.
Делай, как я
Цель. Учить детей в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции (на, дай, возьми), сопровождаемые указательным жестом. Формировать действия с игрушками по подражанию, по речевой инструкции. Побуждать ребят к повторению звукоподражаний: тук-тук, пи-пи, динь-динь. Учить соотносить игрушки.
Пособия. Звучащие игрушки (по 2 шт.): погремушки, колокольчики, резиновые птички.
Ход занятия.. Логопед показывает ребенку погремушку, которую держит в руке, и говорит: «Вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук». Встряхивает погремушку. Протягивает ее ребенку и произносит: «.На погремушку», — побуждая его взять игрушку. Если малыш сам не тянет руку к игрушке, то взрослый направляет руку ребенка, повторяя: «Яо погремушку, возьми погремушку». Если ребенок взял игрушку, то логопед берет себе аналогичную погремушку и, потряхивая ею, приговаривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и звукоподражания.
В конце занятия логопед убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Дай погремушку». Если ребенок сам не отдает ее, то логопед потихоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Дай погремушку».
Аналогичные занятия проводятся с резиновой птичкой в колокольчиком.
Вариант I.Логопед показывает погремушку, встряхивает ее, называет полным словом и звукоподражанием тук-тук-тук, побуждая ребенка к повторению звукоподражания. После этого кладет погремушку на стол перед ребенком, Затем проводит аналогичное упражнение с птич-
кой, побуждая малыша к повторению звукоподражания пи-пи. Птичка остается на столе.
Логопед берет себе другую птичку, показывает и говорит: «Посмотри, какая у меня красивая птичка. Птичка поет: пи-пи-пи-». Подносит свою птичку к птичке, стоящей на столе, и говорит: «Возьми птичку», — побуждая ребенка взять игрушку со стола. Предлагает: «Давай послушаем, как поет птичка». Сжимает свою птичку, произнося пи-пи-пи, т. е. побуждает ребенка к повторению вместе с ним действия и звукоподражания. После этого взрослый убирает свою игрушку, протягивает руку к птичке ребенка, настойчиво произносит: «Дай мне птичку». Ребенок дает ему игрушку. Логопед кладет птичку на стол рядом с погремушкой. Подносит свою погремушку к игрушке, лежащей перед ребенком, побуждая его взять погремушку, поиграть ею и повторить звукоподражание тук-тук-тук.
Вариант II.Логопед берет колокольчик, обыгрывает его, побуждая ребенка к повторению звукоподражания динь-динь. Затем кладет колокольчик на стол. Дает ребенку птичку, которая обыгрывается так же, как в занятиях I и II, и ставит на стол.
Логопед показывает ребенку аналогичную птичку и говорит: «Где такая птичка? Покажи такую птичку», — указывая на игрушки, находящиеся на столе. Когда малыш с помощью взрослого или самостоятельно покажет птичку, логопед восклицает: «Вот птичка nu-nuh
Потом логопед показывает колокольчик. «Где колокольчик динь-динь"?» — спрашивает он, указывая на игрушки, лежащие на столе. Ребенок с помощью логопеда, а потом самостоятельно показывает колокольчик. Логопед эмоционально восклицает: «Вот колокольчик динь-диньЬ Таким образом ребенок обучается соотносить свою игрушку с аналогичной.
На каждом занятии логопед использует только 2 игрушки из 3 в различных сочетаниях.
Ладушки
Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.
Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2—3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», — старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки», Берет руки ребенка и хло-
пает ими, продолжая напевать: «Ладушки» ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2—3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.
Большой — маленький
Ц qji ъ. Та же.
Ход з а я яти я. Занятие проводится в манеже или на полу. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!» Повторяет это движение несколько раз с приговариванием.
Затем взрослый присаживается и помогает присесть ребенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький». Движение также повторяется несколько раз с прйговариванием.
Вариант. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какие мы большие», — побуждая ребенка самостоятельно повторить движение. Затем логопед приседает и говорит: «А теперь мы маленькие». Ребенок должен повторить движение по подражанию или с помощью логопеда.
Цель. Та же.
Ход занятия. Дети (2—3) оидят в манеже или за столом. Логопед протягивает руку по направлению одного из детей и говорит: «Сашенька, дай ручку\» Если ребенок не отвечает на жест, логопед берет его руку, тянет ее к своей р^ке, похлопывает ладошкой ребенка по своей ладони, затем вкладывает руку ребенка в свою, легонько потряхивает ею и произносит: «Здравствуй, здравствуй, Сашенька!» Игра повторяется-ш) 2—3 раза с каждым ребенком,
Поздоровайся с лялей
Цель. Та же.
Пособия. Небольшие игрушки: кукла, мишка.
Ход занятия. Как и на предыдущих занятиях, дети располагаются в манеже или за столом. Логопед показывает им куклу, называя:ее ляля. Правая рука куклы вытянута вперед, левая — опущена. Взрослый дает возможность детям рассмотреть куклу, подносит ее к каждому ребенку, говорит: «Это ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку».
Помогая ребенку выполнить действие, повторяет инструкцию несколько раз.
Аналогичная игра проводится с мишкой,
Сделай «до свидания»
Цель. Та же.
Пособие. Кукла.
Ход занятия. Ребенок сидит в манеже или за столом. Логопед показывает ребенку куклу, говорит: «Это ля-ля к тебе пришла, "красивая ляля, хорошая ляля. Поздоровайся с лялей, дай ляле ручку». Ребенок выполняет это действие самостоятельно или с помощью взрослого. Затем логопед уводит куклу и говорит: «Уходит ляля, сделай ляле ручкой до свидания». При этом он машет своей рукой и побуждает ребенка к повторению движения. Если малыш не повторяет это движение, логопед помогает ему.
Поиграем на барабане
Цель. Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Пособие. Барабан и палочки.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед ставит перед ребенком барабан, называет его: «Это барабан та-та~таъ. Дает малышу возможность рассмотреть барабан. Берет палочку и говорит: «Вот палочка. Я постучу палочкой по барабану». Несколько раз не сильно ударяет палочкой по барабану и четко, немного нараспев, произносит звукоподражание, побуждая ребенка к повторению. Затем говорит: «Саша, попроси у меня палочку, скажи: дай, дай». Сопровождая слова жестами, побуждает малыша повторить за ним. Взрослый стучит палочкой по барабану, затем дает палочку ребенку, говорит: «//а палочку. Вот барабан,постучи». Если ребенок затрудняется выполнить инструкцию, логопед берет его руку, в которой он держит па-
II
лочку, и показывает, как надо стучать. Когда же малыш выполнит действие, взрослый просит его: «Дай палочку»,— сопровождая просьбу соответствующим жестом и добиваясь ее выполнения. Затем задает ребенку вопрос: «Где барабан га-га-ra?» Указывает рукой ребенка на игрушку и восклицает: «Вот барабан га-га ral Дай барабан». Слова сопровождает жестом. Ребенок дает барабан, логопед его убирает.
Для закрепления речевые инструкции повторяются 2-^ 3 раза. Это облегчает ребенку их выполнение.
Цель. Та же.
Пособие. Бубен.
Ход занятия. Аналогичен предыдущему. Однако по бубну ребенок стучит не палочкой, а рукой; вместо звукоподражания га-га-га логопед произносит напевно и четко ля-ля-ля.
Покатай мячик
Цель. Та же.
Пособие. Небольшой мяч.
Ход занятия. Логопед и ребенок сидят за столом напротив друг друга. Взрослый показывает малышу мячик, называет его полным словом и звукоподражанием: «Мяч— оп-па». Несколько раз бросает мячик на стол, ловит его и повторяет оп-па, привлекая внимание ребенка одновременно к мячу, игре с ним и звукоподражанию. Катит мячик ребенку по столу и говорит: «Лови мячик — оп-паЬ Помогает ребенку поймать мяч. Учит малыша катать мячик по столу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражания.
Игра повторяется 3—4 раза, после чего логопед кладет мячик на стол и спрашивает у ребенка: «Коля, где мячик оп-па?» Малыш показывает самостоятельно или с помощью взрослого. Логопед просит: «Коля, дай мне мячик оп-па», — сопровождая просьбу жестом и добиваясь ее выполнения,
Брось мяч в корзинку
Цель. Та же.
Пособие. Мяч среднего размера, небольшая корзина.
Ход занятия. Логопед ставит на пол корзину, берет
мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка».
Логопед бросает мяч в корзину и говорит: «Упал мяч оп-па». Дает другой мяч малышу: «На, Коля, мяч оп-па, брось мяч в корэинку\-» Ребенок б.росает мяч в корзину самостоятельно, или взрослый помогает ему. Действие сопровождается звукоподражанием оп-па, оп-па.
Оттолкни мяч
Цель. Та же.
Пособие. Мяч, подвешенный в сетке.
Ход занятия. Логопед учит ребенка отталкивать подвешенный в сетке мяч двумя руками от себя, сопровождая действие звукоподражанием оп-па.
Машина поехала
Цель. Та же. , Пособие. Небольшая машина.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает ребенку машину, называет ее полным словом и звукоподражанием: «Машина би-би-би». Дает машину ребенку после того, как он ее попросит. Логопед учит ребенка возить машину по столу, сопровождая действие речью: «Машина поехала, би-би-би». Побуждает малыша к повторению звукоподражания. Затем взрослый останавливает машину около ребенка и говорит: «Приехала машина. Вова, где машина би-би-би?ъ Ребенок показывает игрушку, а логопед повторяет: «Вот машина би-би-би. Дай мне машину»,— сопровождая просьбу жестом. Ребенок дает машину, взрослый убирает ее и говорит: «Уехала машина би-би, нет машины».
Ляля пришла к детям
Цель. Та же.
Пособие. Небольшая кукла в нарядном платье.
Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2— 3 детьми. Логопед показывает куклу, говорит: «Это ляля». Дает возможность детям рассмотреть ее. Ведет куклу по столу, приговаривая: «Ляля идет к детям: топ-топ-топ». Останавливает куклу и говорит: «Вот какая хорошая ляля пришла к детям». Подносит куклу к каждому ребенку, гладит детской рукой по голове куклы и говорит: «Хорошая ляля». Побуждает детей к повторению слова ляля. Сажает куклу рядом с малышом и спрашивает: «Оля, где
Ребенок жестом указывает на куклу, а логопед восклицает: «Вот ляля!» Просит в сопровождении жеста: «Дай лялю!» Ребенок дает куклу логопеду; тот сажает ее напротив следующего ребенка и повторяет игру. Когда последний^ ребенок отдаст куклу, логопед уводит ее, сопровождая действие звукоподражанием топ-топ-топ, и восклицает: «Яег ляли. ушла ляля\» Если дети не устали, то можно поучить их водить куклу по столу, повторяя звукоподражание топ-топ-топ.
Цель. Та же.
П о с о б и я. Небольшая кукла, кровать.
Ход занятия. Логопед показывает ребенку куклу, называет ее: «Это ляля». Слово ляля повторяет несколько раз, побуждая ребенка произнести его. Взрослый говорит: «Ляля хочет спать. Давай покачаем лялю». Кладет куклу на руки ребенка и помогает ему качать куклу, напевая а-а-а, a-a-a... Побуждает ребенка к повторению звукоподражания. Затем логопед говорит: «Ляля спит, положим лялю на кроватку». Кладут куклу на кроватку.
Покорми собачку
Цель. Та же.
Пособия. Игрушечная собака, тарелка из кукольной посуды.
Ход занятия. Занятие проводится за столом с 2— 3 детьми. Логопед показывает собаку, говоря: «Собачка, вот какая хорошая собачка пришла к детям. Собачка лает: ав-ав». Спрашивает детей: «Как лает собачка?» Дети повторяют: «Дв-ae», Затем взрослый говорит: «Собачка хочет кушать, давайте покормим собачку. Вот тарелка, в тарелке каша (суп)». Логопед подносит тарелку с «кашей» ко рту собачки, приговаривая: «На, собачка, кашу, ешь кашу». Обращаясь к каждому ребенку, логопед дает ему тарелку и просит: «Покорми, собачку». Ребенок выполняет действия самостоятельно или с помощью взрослого. После того как ребенок покормит собачку, логопед обращается к нему с просьбой: «Дай собачку. Скажи: wa». Добивается, чтобы ребенок свое действие сопровождал словом. В конце занятия логопед вновь спрашивает каждого ребенка, как лает собачка. Собачка «убегает». «Убежала собачка, — говорит логопед, — нет собачки».
Аналогично обыгрывается игрушка — кошка и отрабатывается звукоподражание мяу.
Лошадка бежит
Цель, Та же.
Пособие. Маленькая лошадка, которую ребенку удобно держать в руке.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает лошадку, называет ее: «Лошадка, но-но». Ребенок рассматривает игрушку. «Посмотри, как лошадка бежит», — взрослый перемещает лошадку по столу небольшими скачками, щелкает языком и приговаривает: «Бежит лошадка, но-но». Обращаясь к ребенку, говорит: «Витя, попроси лошадку но-но, скажи: дай». Если ребенок повторит слово дай, логопед отдает лошадку: «Яа лошадку». Ребенок с помощью взрослого воспроизводит игровые действия с лошадкой, сопровождая их звукоподражанием. Затем логопед останавливает лошадку, говорит: «Тпру, Прибежала лошадка». Просит ребенка дать ему игрушку, сопровождая свое действие словом «а (самостоятельно или отраженно). Лошадка «убегает». Убирая игрушку, логопед говорит; «Убежала лошадка, нет лошадки». Игра проводится 2—3 раза.
Волчок гудит
Цель. Та же.
Пособие. Яркий озвученный волчок.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает волчок и говорит: «Посмотрите, какой красивый волчок». Дает возможность рассмотреть игрушку и продолжает: «Послушайте, как гудит волчок: у-у-у...» Заводит волчок, дети слушают, как он гудит. Когда волчок прекращает вращение и падает, логопед говорит: «Упал волчок»,— и побуждает ребенка к повторению звукоподражания у-у-у и слова упал. Затем логопед обращается к ребенку с просьбой; «Попроси у меня волчок. Скажи: дай». Ребенок произносит слово отраженно или самостоятельно. Взрослый отдает малышу волчок и учит его играть с игрушкой.
Игра проводится 2—3 раза.
Курочка зернышки клюет
Ц е л ь. Та же.
П о с о б и е. Заводная курочка. .
Ход з а ня тия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает детям курочку, называет ее: «Курочка ко-ко-ко. Посмотрите, как курочка зернышки клюет». Заводит курочку, ставит ее на стол и говорит: «Я посыплю курочке зернышек». Сыплет пальцами и приговаривает: «Яа, курочка, зернышки». Учит детей сыпать курочке зернышки. После этого показывает, как она клюет, приговаривая: «Вот как курочка ко-ко-ко зернышки клюет». Побуждает малышей к повторению действия и звукоподражания. После этого спрашивает: «Где курочка /со-/со?» — добиваясь, чтобы каждый ребенок показал курочку. В конце занятия логопед убирает игрушку и восклицает: «Убежала курочка ко-ко, нет курочки*.
Аналогично обыгрывается петушок и звукоподражание ку-ка-ре-ку.
Птичка летает
Цель. Та же.
П особ ие. Птичка яркой окраски на тонкой резинке.
Xод занятия. Дети сидят за столом. Логопед показывает им птичку и говорит: «Это птичка пи-пи». Дает .возможность рассмотреть игрушку. Потом, медленно передвигая ее за резинку, говорит: «Посмотрите, как она летает». Дети следят за «летающей» птичкой и повторяют за логопедом звукоподражание пи-пи.
В процессе игры логопед учит детей просить игрушку словом дай, а отдавая ее логопеду, говорить на. Птичка «улетает», взрослый говорит: «Улетела птичка. Нет птички\»
Сними — надень
Цель. Учить детей снимать и надевать на стержень кольца одинакового размера; понимать речевые инструкции (сними, положи, возьми, надень) в сочетании с указательным жестом; после выполнения действия произносить слово так. Развивать мелкую моторику рук.
Пособие. Стержень на подставке с кольцами одинаковой величины.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед ставит перед ребенком подставку с кольцами и говорит: «Посмот--ри, какие красивые колечки. Я сниму колечко». Снимает одно кольцо с пирамидки, кладет его на стол и говорит: так. Обращается к ребенку: «Ира, сними колечко». Помогает ребенку снять кольцо и говорит: «Положи колечко на стол». «Так», — говорит логопед, когда ребенок кладет кольцо на стол, побуждая ребенка к повторению слова. Затем логопед показывает ребенку, как надо нанизывать кольца на стержень, сопровождая показ словами: «)7 надеваю колечко».
Затем просит: «Ира, возьми колечко, надень колечко на палочку». Помогает Ире,
По инструкции с помощью логопеда ребенок снимает и нанизывает кольца на стержень несколько раз.
Воткни грибочки
Цель. Учить детей выполнять простые речевые инструкции, сопровождаемые показом действий (вынь грибок, положи на стол, воткни грибок). Побуждать произносить слова так, дай. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. Столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков.
Ход занятия. Логопед ставит перед ребенком столик с воткнутыми грибками, обращает внимание на грибки и говорит: «Я выну грибок». Логопед вынимает грибок н держит его в руке. Обращается к ребенку: «Игорь, вынь грибок». Помогает ребенку, приговаривая: так. «А теперь я положу грибок на стол». Кладет и просит малыша: «Положи грибок на стол». Помогает, приговаривая: так. Побуждает ребенка к повторению слова. Когда все грибки положены на стол, логопед берет грибок и обращается к ребенку: «Игорь, попроси грибок, скажи: дай». Ребенок произносит слово и берет грибок. Взрослый говорит: ъВоткни грибок в дырочку». Показывает действие, помогает его выполнить, произнося так и побуждая ребенка к повторению этого слова. Остальные грибки малыш втыкает самостоятельно.
Игра проводится 2—3 раза,
Башня
Цель. Учить детей строить башню из 3 кубиков, накладывая один на другой; выполнять речевые инструкции (возьми кубик, положи кубик на кубик, посади птичку на башню) в сочетании с показом действий. Побуждать произносить слова (гак, упала, дай), звукоподражание (пи-пи), обозначающее птичку. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. 3 одноцветных кубика (для каждого ребенка и логопеда), 2 маленькие птички.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед кладет на стол б кубиков, обращает на них внимание ребенка: «Вот какие красивые кубики!» Указывая на кубик, логопед задает вопрос: «Что это?» И сам отвечает: «Это ку~
бик». Просит ребенка произнести это слово. Затем берет кубик и просит малыша взять такой же. «Сейчас мы построим башню», — кладет кубик на стол. Ребенок, подражая, выполняет то же действие. Логопед ставит кубик на кубик, помогает ребенку сделать то же самое: «Положи кубик на этот кубик». Показывает. Взрослый и с его помощью ребенок ставит третий кубик.
Когда башня построена, логопед восклицает: «Вот какая красивая башня!» Показывает ребенку птичку, называет: «Это птичка. Птичка поет: пи-пи-пи». Побуждает малыша к звукоподражанию. Затем логопед говорит: «Валя, попроси птичку, скажи: дай». Ребенок повторяет и получает игрушку под комментарий взрослого: «Яа птичку. Давай посадим птичку на башню». Берет другую птичку и сажает ее на свою башню, произносит: «Так!» Помогает ребенку посадить птичку на его башню. Птички сидят на башнях, затем «улетают», и логопед восклицает: «.Нет птичек, улетели птички!»
Затем тихонько толкает башню, кубики рассыпаются. Логопед говорит: «Упала башня», — побуждая ребенка к произнесению слова упала. В конце занятия взрослый ставит на стол коробку и предлагает малышу сложить кубики в коробку: «Возьми кубик, положи кубик», — сопровождая инструкцию показом.
Дом
Цель. Учить детей составлять дом из 2 деталей: кубика и треугольной призмы (крыши). Понимать и выполнять речевые инструкции (возьми крышу, поставь крышу на кубик). Побуждать детей к произнесению слов ляля, дай, дом, так, звукоподражания топ-топ. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. По 1 кубику и 1 треугольной призме на ребенка и логопеда, 2 маленькие куклы.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая к повторению слова. Говорит: «Коля, попроси у меня кубик, скажи: дай». Ребенок повторяет за взрослым. Логопед дает ему предмет и произносит: «Яа кубик». Потом берет себе кубик, показывает его малышу: «У меня кубик и у тебя кубик. Положи кубик на стол». Оба кладут кубики на стол. Логопед показывает треугольную призму, называя ее крышей. Предлагает: «Построить дом». Кладет призму на кубик и помогает ребенку сделать то же, приговаривая: так.
Когда постройка готова, логопед восклицает: «Посмотри, какой красивый у тебя дом!» Показывает куклу, называет ее ляля. «Попроси лялю, скажи: дай». Ребенок просит, Взрослый отдает ему куклу, говоря: «Яа лялю». Берет себе другую куклу, ведет ее к домику, приговаривая: «Ляля идет топ-топ». Учит ребенка производить данное действие в сопровождении звукоподражания. Куклы размещаются за домиками. Затем взрослый предлагает малышу дать ту игрушку, которую он называет (лялю, крышу, кубик), и требует от ребенка сопровождения своих действий словом на.
Дорожка
Цель. Учить детей простому конструированию: постройке дорожки из брусков (кирпичиков). Использовать дорожку для игры: водить по ней куклы, возить машину. Побуждать детей к произнесению слов и звукоподражаний: дай, па, ляля, топ-топ, би-би. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. Одноцветные бруски (4—5 шт.), маленькие игрушки, куклы и машины для ребенка и логопеда.
Ход занятия. Дети сидят за столом. Логопед кладет на стол бруски и обращает на них внимание: «Вот какие красивые кирпичики1 Я возьму кирпичик. Света, возьми кирпичик] Какой хороший кирпичик взяла Света! Положим кирпичики на стол, сделаем дорожку». Логопед кладет на стол свой брусок и помогает ребенку сделать то же самое, плотно придвигая кирпичик ребенка к своему кирпичику, лежащему на столе. Так же прикладываются остальные бруски. Каждый раз логопед и ребенок говорят: так. Когда все бруски положены, логопед восклицает: «Вот какую хорошую дорожку мы сделали! Света, покажи, где дорожка"?» Ребенок показывает дорожку. Логопед сажает на стол куклу и говорит: «Это ляля». Побуждает ребенка к повторению слова ляля. «Света, попроси лялю, скажи: дай». Ребенок повторяет и берет куклу. Логопед берет себе другую куклу, ведет ее по дорожке, приговаривая: «Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ». Побуждает ребенка к повторению действия и звукоподражания.
Затем взрослый ставит на стол машину: «Это машина». Ставит машину на дорожку, катает ее, приговаривая: «Машина поехала, би-би». Предлагает ребенку покатать машину по дорожке и повторить звукоподражание. Дает ему куклу: «Посади лялю на машину и покатай по дорожке». Если
ребенок затрудняется выполнить инструкцию, логопед помогает ему, В конце занятия логопед просит ребенка дать ему куклу и машину, а кубики сложить в коробку.
Машина
Цель. Формировать у дегей навыки простого конструирования: ставить кубик на брусок, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Использовать машину для игры. Учить понимать и выполнять инструкции: возьми кирпичик, кубик, положи кубик на кирпич чик (сделай машину), покатай машину. Побуждать детей-i произносить слова и звукоподражания: кубик, дай, би-би. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия. По 1 кубику и 1 бруску на ребенка и логопеда.
Ход занятия. Занятие проводится за столом. Логопед показывает ребенку кубик, называет его, побуждая малыша к повторению слова кубик. Говорит ребенку: «Попроси кубик». Ребенок просит: «Дам». Отдавая кубик, логопед произносит: «Яя кубик». Берет себе другой кубик, показывает ребенку и говорит: «У меня кубик. Положи кубик на стол». Оба кладут кубики на стол.
То же самое проделывается с бруском. По просьбе логопеда ребенок еще раз показывает кубик и кирпичик. Логопед говорит: «Я возьму кубик. Саша, возьми кубик». Логопед и ребенок берут по кубику. После этого взрослый дает следующую речевую инструкцию: «Положи кубик на кирпичик», Сопровождает слова действием: кладет свой кубик на конец кирпичика, помогает ребенку сделать то же, говорит: «Саша сделал машину, и у меня машина. Саша, посмотри, как едет машина*. Везет машину по столу и гудит: би-би-би. Ребенок повторяет действие, сопровождая его звукоподражанием.
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Ах, как сладко
Цель. Формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкции: высунь — убери. . Пособия. Мензурка, шпатель, сладкий сироп.
Ход з а н я т и я. Логопед наливает в мензурку сироп, набирает его на шпатель, подносит ко рту ребенка. Тот облизывает сироп. Логопед восклицает: