Режиссерский замысел познавательных телепрограмм и фильмов
Как-то во время занятий по режиссуре одна очень талантливая студентка (ныне уже профессиональный режиссер) откровенно заявила, что с детства просто ненавидит всякие познавательные программы и научно-популярные фильмы. Как только на экране появлялись старые фотографии в сопровождении монотонного дикторского текста, сменявшиеся пейзажами и разными якобы «образными кадрами», иллюстрировавшими повествование, ее охватывала неодолимая тоска. И еще она не могла понять: почему жизнь знаменитых, преуспевавших и, судя по всему, остроумных людей в «познавательных произведениях» всегда выглядит одинаково трудной и несчастной?
В одном из своих автобиографических произведений Жан Поль Сартр с улыбкой вспоминал о том, как он маленьким мальчиком пытался написать настоящий научно-познавательный роман в стиле Жюля Верна. Как только события в его романе приобретали остроту и драматизм, как только начиналось что-то интересное -например, акула уже почти настигала свою жертву, - малыш останавливался, брал с полки энциклопедию и тщательно, с каким-то мазохистским удовольствием переписывал длиннейшую научную статью «Акулы». Ему нравилось, что получается хоть и нудно, зато как в настоящем «познавательном» произведение.
Режиссерский замысел
В том, что познавательный фильм или телепрограмма - не самое увлекательное зрелище, уверены многие. Среди них и большинство продюсеров. Бытует мнение, что всего лишь около четырех процентов населения интересуется проблемами науки, культуры, искусства. Отсюда якобы и соответствующие рейтинги познавательных программ. И время выхода в эфир - далеко за полночь. Единственное, чем могут утешать себя авторы подобных фильмов и программ, - это то, что аудитория у них хоть и не самая большая, зато далеко не худшая.
Удивительно, что отечественное познавательное кино и телевидение сейчас требуют защиты. И это при наличии нескольких каналов «Б18СОУегу», каналов «У1а8а1 Ыз^оп», МПава'Ь ехр1огег», «Вгауо», «Мегго», «Культура» и др. Ведь еще совсем недавно Киев был столицей не только советского, но и европейского научного кино. Это случилось благодаря замечательным фильмам Киевской киностудии научно-популярных фильмов. И познавательные программы когда-то пользовались большой популярностью. Профессор Сергей Капица и врач-путешественник Юрий Сенкевич — ведущие познавательных телепрограмм «Очевидное - невероятное» и «Клуб кинопутешествий» - не рассказывали с экрана байки, не травили старые анекдоты. И все же были всенародными любимцами и телезвездами. Выдающийся режиссер студии «Центрнаучфильм» Владимир Кобрин создавал в Москве уникальные научно-художественные фильмы. Хотя речь в них шла о математике, физике и других сложных предметах, зрители смотрели их как зачарованные. На экране разворачивались какие-то странные визуальные композиции, коллажи, аттракционы, которые во многом предвосхищали (и нередко превосходили) нынешний видеоарт.
Эмоциональные, зрелищные и захватывающие фильмы киевского режиссера Феликса Соболева побеждали на самых престижных международных кинофестивалях и собирали огромную аудиторию. Рассказывали они не о бандитах или кухонных склоках, а о разуме животных и конформизме людей. Наконец, всем известный Леонид Парфенов сделал не так давно на НТВ Ряд самых настоящих познавательных фильмов, которые с
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Режиссерский замысел
огромным успехом демонстрировались в прайм-тайм («Живой Пушкин», «Российская империя» и др.)
Обидно, что, несмотря на явные успехи и перспективы, познавательные фильмы и программы продолжают оставаться на задворках телевидения. В то же время какая-нибудь убогая по мысли и уродливая по форме программа, где взрослые балбесы за деньги готовы продемонстрировать публике любую степень самоунижения, процветает не один год!
Позволю себе небольшое отступление.
Проблемы этики вообще и режиссерской этики в частности -дело очень серьезное. И любой режиссер должен об этом серьезно думать.
Несколько топ-менеджеров крупнейших украинских телеканалов не так давно отбивались в газете от яростной критики. «Да с чего вы взяли, что телевидение должно чему-то учить, кого-то просвещать, куда-то вести?» - оправдывались телевизионные начальники.
Я их в некотором смысле понимаю.
И в самом деле: почему хозяева больших и маленьких каналов должны за свой счет просвещать народ и улучшать нравы? Если бы они были такими глупыми, они не были бы такими богатыми. Точка зрения владельцев телевидения понятна: пусть государство само все это делает, если ему денег не жалко. Телеканал - не Третьяковская галерея и не журнал «Новый мир» времен Твардовского. Кто хочет встреч с высоким искусством, пусть ходит в филармонию. Или Кафку читает. Пусть купит себе диск со струнным квартетом Сметаны и слушает до посинения. Зачем же другим вечер портить?.. Телевидение - оно для всех. Его задача - развлечь и отвлечь. Это - не школа. И не университет. Это способ отдохнуть и расслабиться. Хватит поучать людей по телевидению - семьдесят лет учили...
Во всем, наверное, правы владельцы больших и маленьких телеканалов.
Только одного они, как мне кажется, не учитывают.
Ведь их и ругают именно за то, что они делают очень специфическое УЧЕБНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ.
Два урока на нынешнем телевидении - главные и любимые:
1. Самая прекрасная и замечательная вещь на свете - деньги.
2. На свете нет ничего постыдного.
Это раньше стеснялись. Как выяснило недавно телевидение, человек прекрасен во всех своих проявлениях.
Извращенцу не стыдно распинаться перед публикой и признаваться в том, что он извращенец. Он еще и сам пристыдит зрителей за то, что они живут такой серой и неинтересной жизнью.
Двадцатилетние миллионеры, чьи портреты в фас и профиль украсили бы любое отделение милиции, учат, как ухаживать за любимыми и выбирать модные машины.
Чтобы получить немного денег, не стыдно пить тухлые яйца, есть червей, намазывать заднюю часть тела клеем и, усевшись на поднос с деньгами, стараться приклеить к себе как можно больше купюр.
Ради денег, ради приза, ради выигрыша можно и нужно предавать и продавать вчерашних партнеров и побратимов. Объясните ребенку, почему милую заплаканную девушку можно вышвырнуть с экзотического острова, но нельзя, к примеру, столкнуть с подножки троллейбуса? Или почему ее нельзя вышвырнуть, когда надоест, из собственной жизни?
Телевидение учит: делиться с миром интимными подробностями своей личной жизни (и чужой тоже!) совсем не стыдно. А очень даже хорошо. И страшно интересно! Не испорченные чтением глаза зрителей в студии тут же загораются адским блеском...
Однако от проблем этики возвратимся к режиссуре. Хотя эти два понятия неразрывно связаны!
Перед режиссером познавательных программ и телевизионных фильмов открываются безграничные возможности. Современная телетехника позволяет мгновенно сделать то, что было недосягаемой мечтой кинорежиссеров на киностудиях научно-популярных фильмов еще несколько лет назад. Появилась возможность создавать новое экранное пространство, легко объединять отдаленные времена и эпохи, играть с разнообразными фактурами, как угодно трансформировать изображение. Й вот уже возникают на экране: выдуманный, не существующий в действительности виртуальный музей живых существ (в телесериале канала ВВС), «псевдотелевизионный репортаж»
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Режиссерский замысел
о жизни Леонардо да Винчи с участием его самого, фильмы о жизни «самых настоящих, действующих, как реальные» доисторических ящеров и динозавров.
Но любопытно и важно вот что: интересные, полезные и оригинальные познавательные программы можно сделать и за небольшие деньги. Они могут быть относительно дешевыми. Такая работа вполне по силам даже самым маленьким студиям.
Дело не в жанре или виде искусства. Дело в том, кто все это делает. В нашем случае - дело в том, кто РЕЖИССЕР? И каким РЕЖИССЕРСКИМ ЗАМЫСЛОМ он руководствуется.
С чего же начинается режиссерский замысел познавательного фильма или программы?
Прежде всего следует уяснить: познавательная программа -это не лекция, не урок в школе. Никто не будет силой удерживать ваших зрителей перед экраном. То, что вы делаете и показываете, должно быть интересным.
Михаил Ромм полушутливо, полусерьезно приводил такой пример: в старину недоношенного младенца, чтобы привести его в чувства, поочередно окунали то в очень горячую воду, то в ледяную. И при этом еще и шлепали по мягкому месту. Хороший режиссер, утверждал Ромм, должен относиться к зрителю точно так же - окунать его по очереди то в кипяток, то в холодную воду и время от времени хорошенько шлепать по попе.
Начиная работу, попробуйте проделать такой мысленный эксперимент: закройте глаза и представьте себе, как обычно выглядят фильмы или программы на схожую тему (о выдающихся людях, о памятниках старины, о крупных исторических событиях и тому подобное).
Вам лично интересно в сотый раз смотреть то, что столько раз уже было на экране?
Можете быть уверены: и зрителям это неинтересно.
А что, если сделать все наоборот, создать что-то совершенно неожиданное?
Неужели нельзя вместо школярского пересказа чьей-то биографии по принципу: «родился - женился - трудился - боролся - мучился - скончался» придумать что-то более оригинальное. Как, скажем, сделал режиссер Сергей Маслобойщиков »в
фильме «...от Булгакова». Там действуют и Воланд со своей компанией, и маленький Булгаков, и его няня, и даже чересчур активный реальный экскурсовод нынешнего булгаковско-го музея в Киеве, которая мешает и Мессиру, и посетителям. Во время просмотра этого фильма зритель ни за что не догадается о том, что увидит в следующую минуту. И это заслуга режиссера. Здесь нет обычного построения биографического фильма, который давно всем надоел: синхронное интервью - кадры хроники - потом пейзажи - потом фото - снова интервью - снова фотографии...
Как говорил некогда известный театральный режиссер: вот выйдет на сцену Гамлет - и все ждут его « Быть или не быть? », а у нас в спектакле он вообще говорить этого не будет!
Есть разные степени вовлеченности зрителя в экранное произведение.
Учитывая это, режиссер и обязан строить свою стратегию.
Об этом писал известный кинорежиссер Александр Митта в своей книге «Кино между Адом и Раем». Хотя речь в его исследовании идет об игровом кино, много полезного там есть и для нашей темы. Тем более что все большее познавательных фильмов сейчас снимается в стилистике игрового кино.
Итак, согласно Александру Митте, первый (самый низкий) уровень вовлеченности зрителей - это обычное человеческое любопытство.Нас интересует все тайное, неизвестное, загадочное. Мы жаждем заглянуть за кулисы. Мы стремимся удовлетворить наш исследовательский инстинкт. Ведь еще в детстве мы ломали игрушки, чтобы узнать, что там внутри. Поэтому немало зрителей готовы часами наблюдать за «подсмотренными» репетициями группы «Тату», смотреть малоубедительные, но увлекательные сериалы о пришельцах и наблюдать за тайной жизнью звезд сцены и кино. Как писал в одной из своих миниатюр Феликс Кривин: «Любопытная ветреная форточка выглянула во двор: интересно, по ком это там сохнет простыня?..»
Второй уровень, более высокий - это сочувствие.Человек ведь способен сочувствовать не только живым существам, но и экранным персонажам. Волноваться за них, радоваться и грустить вместе с героями фильмов и передач. Конечно, при усло-
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
вии, что эти герои убедительны, понятны, близки и оказываются в сложных, драматических ситуациях.
И наконец, существует высочайший уровень вовлеченности зрителей. На Западе он называется «саспенс». Это такая стадия включения зрителя в ход событий на экране, когда он полностью отождествляет себя с героями. Это высочайший пилотаж режиссуры. Когда удается достичь саспенса, зритель в зале сам приходит в ужас не меньше, чем герои Хичкока на экране, или не меньше героев Рязанова хочет найти любовь и счастье в новогоднюю ночь. Цель и мечта каждого режиссера - вызвать у зрителей такое же сочувствие и веру в происходящее. Чаще всего подобное происходит на детских спектаклях, когда малыши, вскакивая на ноги, отчаянно умоляют какого-нибудь легкомысленного Зайчика не входить в проклятую избушку, где его поджидает Серый Волк (а Зайчик еще играет на нервах зрителей: делает вид, что ничего не слышит, притворяется, будто не понимает, в чем дело, доводя юную аудиторию до исступления...)
Понятно, что чаще всего познавательные фильмы и программы работают на «первом уровне».
Начнем именно с него.
Неведомое привлекает людей.
Рассказывать надо лишь то, чего зритель не знает. Или знает недостаточно. Хорошо, когда, казалось бы, известные вещи, факты, события оборачиваются совершенно новой и неизвестной стороной. Но если вы собираетесь сообщить зрителю то, что он и без вас знает, вам не помогут ни компьютерная графика, ни цифровая техника, ни самьщ стильный дизайн студии.
Первые подводные съемки Жака Ива Кусто поражали самим фактом пребывания человека под водой. Интересным и впечатляющим был каждый кадр: первые аквалангисты, удивительные рыбы, затонувшие корабли. Публика была в восторге. И строгое жюри наградило фильм Кусто «В мире безмолвия» «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. Потом к этому зрелищу привыкли. И созданные позднее фильмы и сериалы Кусто захватывали уже другим: интересными познавательными рассказами о научных экспедициях. Но и это со временем стало приедаться. Чтобы привлечь внимание к своему новому документальному подводному фильму, американский
Режиссерский замысел
режиссер Джон Камерон создает огромное (даже по голливудским меркам) подводное шоу на останках знаменитого «Титаника» , превратив его палубы в гигантскую съемочную площадку. Много было снято прекрасных фильмов о птицах. Но когда французские кинематографисты использовали камеры, летающие в воздухе рядом с птицами, это зрелище захватывало, как никогда прежде. ТАКОГО еще не видели. Это было интересно.
Тем не менее повторим: чтобы рассказать интересные вещи, необязательно тратить десятки миллионов долларов.
Французский телевизионный сериал «Палитры» - это фильмы о картинах выдающихся художников. Режиссерский замысел прост, но эффективен.
Каждый фильм - рассказ об одной картине (максимум — о нескольких) какого-нибудь замечательного художника. На первый взгляд, затея может показаться примитивной. «Раскадровка» картины - это упражнение на первом режиссерском курсе в институте. Но не все так просто. Как мы, не искушенные знатоки, обычно рассматриваем картины в музее? Несколько минут, не более. Подошли, посмотрели, отступили - и дальше. Большинство посетителей способно пройти весь Эрмитаж за пару часов. Кто, кроме специалистов, задержится возле какого-нибудь полотна минут на тридцать?
Вот, например, картина художника Жоржа де Ла Тура «Шулер». Ей посвящена целая серия из телевизионного цикла «Палитры». Кто эти люди, играющие в карты? Что это за женщина? Почему она так странно одета? Почему на столе лежат испанские монеты? Какое отношение к этой картине имеет притча о блудном сыне? Что это вообще за игра? Почему именно так расположены персонажи? Что означают эти жесты героев? О чем говорит взгляд одного из мужчин? Какие между героями складываются отношения? Что с ними произошло накануне? Что случится дальше? Тщательно вглядываясь в картину, автор и режиссер Ален Жобер проделывает работу, схожую с расследованиями Эркюля Пуаро или инспектора Коломбо (правда, здесь нет убийств и насилия). И это не менее интересно.
Минимальными средствами авторы достигают максимального эффекта: образовательного, воспитательного и творческого. Замысел серии «Палитры» интересен еще и тем, что ав-
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Режиссерский замысел
торы ведут со зрителями очень простой и понятный разговор. Здесь нет пустопорожней болтовни, которую так часто можно слышать в наших программах и телесюжетах о картинах и художниках. Многих авторов почему-то непреодолимо тянет на высокий стиль: «искреннее сердце мастера», «большая душа художника», «пылкая любовь к людям», «художник разговаривает со Вселенной»...
Повторим еще раз: человеку интересно то, чего он не знает. Американский писатель Артур Хейли прекрасно учитывал это в своих художественных произведениях. В романах «Аэропорт» или «Отель» захватывают не только любовные и авантюрные сюжетные линии. Не менее (а возможно, даже более!) интересно то, как вообще функционирует огромный аэропорт, как работают диспетчеры, что предпринимают пилоты в критических ситуациях, как развиваются события в случае аварийного приземления самолета.
Другой писатель Джон Гришэм прославился замечательными описаниями сложных и увлекательных юридических коллизий. Стивен Кинг, вспоминая роман Гришэма «Мафия», писал: «Хотя точно я не знаю, но готов спорить на что угодно, что Джон Гришэм на мафию не работал... но он когда-то был молодым юристом иничего не забыл из тогдашней тяжелой жизни. И он помнит, где находятся финансовые волчьи ямы и силки, из-за которых так трудно ходить по полю корпоративного права. Пользуясь простым юмором как блестящим контрапунктом и никогда не заменяя повествование профжаргоном, он описывает мир дарвиновской борьбы, где дикари расхаживают в костюмах-тройках. И что самое главное: в этот мир нельзя не поверить. Гришэм там был, выяснил рельеф и позиции противника и вернулся с подробным рапортом»21
На канале «Дискавери» можно увидеть множество познавательных фильмов, которые удовлетворяют простое зрительское любопытство.
Один из сериалов, например, рассказывает о строительстве огромного круизного лайнера. Режиссура фильма проста: все построено на документальных наблюдениях. Авторы проследили разные этапы создания судна - от первых чертежей до торжественного спуска на воду. Оказывается, за этим очень любо-
пытно следить: и за тем, как конструкторы искали самую оптимальную форму гребных винтов, и за работой дизайнеров над интерьерами, и за тем, как подбирали музыкантов и актеров в корабельный театр. Что-то во всем этом было от Артура Хейли.
Многочисленные английские и американские сериалы рассказывают о работе спасателей - на суше и на море. Перед зрителями проходят документально отснятые или воссозданные эпизоды реальных драматических событий. Герои этих фильмов - не только мужественные и самоотверженные люди, но итехника. Вертолеты и катера, средства связи и специальные машины. Подобные фильмы не только захватывают драматичными сюжетами и демонстрацией возможностей современной техники, но и делают еще одну важную вещь. Они утверждают определенные стандарты современной жизни, в которой немыслимы знакомые нам ситуации: машина спасателей не может выехать из-за отсутствия бензина, лестницы пожарников достают лишь до пятого этажа, а у врачей «скорой помощи» вообще нет лекарств. Как хорошо было сказано в одном нашем телесюжете о полуразрушенной сельской больнице: «В этой больнице всего не хватает. За исключением пациентов и болезней»
Если мы будем рассказывать о драматичных, конфликтных ситуациях в мире науки, искусства или техники, заинтересованность зрителей будет резко возрастать.
Соперничество двух отцов водородной бомбы - Андрея Сахарова и Эдварда Теллера наверняка было не менее острым, принципиальным и жестким, чем борьба между какой-нибудь очередной брошенной женой и хищной любовницей в злосчастных «Окнах».
Острая и открытая драма идей, борьба мнений, скрещение судеб, феерические человеческие взлеты и ужасные падения -все это может поднять уровень зрительского интереса на более высокую ступень, перейти от простого любопытства к активному сопереживаниюс героями, сочувствию.
На одном из наших телеканалов шел документальный сериал, посвященный истории авиастроения. Уникальные кадры хроники. Много неизвестных ранее кадров - долгое время все это было засекречено. Но как неинтересно этот сериал сделан!
Похоже, авторы далее не задавали себе вопрос: а КАК мы обо всем этом будем рассказывать? Какова роль режиссера в этом
\
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
фильме? Просто склеить уникальные кадры - кое-где обычной склейкой, кое-где микшером?
Примитивное построение: в таком-то году сделан этот самолет, а в следующем - тот. Все это напоминает большой иллюстрированный отчет к юбилею родного производства. Разумеется, присутствовал в этом сериале и ведущий. Кто это и почему именно он ведет рассказ — непонятно. Почему я должен слушать и верить именно этому человеку? У него что, есть неповторимый стиль, шарм, привлекательность? Он пользуется большим авторитетом? Именно его свидетельства будут иметь для меня особый вес? Он - участник и герой выдающихся событий? На все эти вопросы ответ один: «нет». Когда американский генерал Норман Шварцкопф, герой «Бури в пустыне», ведет и комментирует фильм о войне в Персидском заливе - это понятно. Когда знаменитый режиссер Мартин Скорсезе становится ведущим в фильме об американском кино — вопросов не возникает. Понятно и то, почему именно Маргарет Тэтчер, химик по образованию, во время своего пребывания на посту премьер-министра Великобритании с огромным успехом вела учебную телепрограмму по химии для школьников. Но когда на экране в фильмах (подчеркиваю: в фильмах, а не в сюжетах новостей, где присутствие автора-журналиста вполне уместно) появляются случайные люди, это недопустимо.
Но есть в упомянутом сериале и намного больший режиссерский просчет, который идет от режиссерского замысла.
Вспомним то, о чем мы говорили в начале этой главы. Есть разные степени вовлеченности зрителя в происходящее на экране.
Пока мы рассказываем про машины и «железо» - о том или другом самолете или вертолете, это может быть для кого-то интересно, но мы не поднимемся выше «первого уровня». Однако в фильме не раз мелькали фразы: «Этот самолет был снят с производства, так как другое конструкторское бюро создало лучшую и более прогрессивную модель (два конструкторских бюро почти одновременно разрабатывали похожие типы самолетов)... эта разработка была очень перспективной, но руководство государства не поддержало конструкторов...» и т.д. На этих моментах авторы свое внимание не задерживают. Сказа-
Режиссерский замысел
ли два слова - и поехали дальше. Тем не менее именно такой драматичный материал, его тщательная разработка могли значительно поднять градус зрительского внимания. Здесь открывается безграничный простор для наших эмоций. Ведь речь могла пойти уже не просто о старой технике, давно ставшей музейными экспонатами. Если бы речь зашла о судьбах людей, об их отношениях, переживаниях, драмах, трагедиях - это не могло бы не взволновать зрителя. Авторы могли бы надеяться на сопереживание. А то, какие поистине шекспировские страсти бурлили и бурлят в авиа-ракетно-космических областях, в соперничестве между разными школами, направлениями, коллективами и личностями, легко себе представить. Внимать абстрактным идеям - это одно, а сопереживать реальным судьбам - совсем другое. Кто из зрителей на собственном опыте не знает, что такое предательство, крах идеалов, профессиональное поражение, разочарование в людях? Зритель может идентифицировать себя с экранными героями, которые стали жертвами интриг, зависти, трагического стечения обстоятельств. И увлеченность зрителя происходящим на экране неизмеримо возрастает. Но это произойдет лишь в том случае, если режиссер будет искать «человеческое измерение» в тех историях, о которых он рассказывает.
Это во многом удалось авторам российского документального фильма «Битва за сверхзвук. Правда о ТУ-144». В его основе -драматичная история создания сверхзвукового пассажирского лайнера. В этой картине есть все. Тут и детективная история с расследованием загадочной гибели самолета во время демонстрационных полетов во Франции. И политические интриги. И борьба характеров (попытка стареющего Андрея Туполева передать руководство новым проектом сыну). И неспособность сына преодолевать преграды, которые мог в свое время сметать со своего пути знаменитый отец. Тут и безответственность начальства, подтолкнувшего летчиков к роковому полету «во имя славы отечественной техники». И слабость сильных людей, добровольно шедших на заклание... Этот фильм не отличается особыми режиссерскими изысками. Но в нем есть главное — человеческие переживания, страсти и подлинная драма.
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Мы неоднократно делали акцент на том, что четкий и внятный режиссерский замысел определяет стилистику будущего произведения.
Многосерийный фильм «Российская империя», созданный Леонидом Парфеновым, выдержан в едином стиле, хотя сделать это было крайне трудно. Фильм состоит из массы разнородных элементов: из монологов ведущего, кадров хроники, фрагментов из художественных фильмов, современных кадров, снятых в России и за границей, многочисленных гравюр, картин, фотографий, анимации, коллажей, съемок в павильоне. Все это могло превратиться в эклектичную, чудовищную по пестроте смесь. Спасло простое и эффективное режиссерское решение. Фильм стилизован под своеобразную компьютерную энциклопедию. Широко использован полиэкран. Это очень уместно, так как напоминает окошки персонального компьютера и порой имитирует его работу. Соседство разных по фактуре кадров и эпизодов вполне оправдано - в интернете рядом можно увидеть все, что угодно. Монтажные стыки имитируют работу с курсором - знакомая стрелка, перемещаясь по экрану, открывает все новые и новые кадры.
На протяжении многих лет режиссеры познавательных фильмов и телепрограмм ломают голову над решением ключевой проблемы: как избавиться от ведущей роли закадрового текста? Как сделать так, чтобы именно изображение, а не дикторский комментарий были доминирующим выразительным средством?
В последнее время на многих телеканалах можно видеть всевозможные развлекательные шоу с использованием скрытой камеры, в которых подставные актеры обманывают доверчивых прохожих, клиентов, покупателей. Придумали это развлечение почти полвека назад. С тех пор скрытые камеры фиксируют все этапы далеко не всегда умных и смешных розыгрышей.
Этот провокационный прием не раз с успехом использовали мастера нашего познавательного кино. Еще тогда, когда подобных шоу на отечественном телевидении не было. Правда, делалось это не только для забавы. Режиссеры ставили своего рода эксперименты, тесты. И полученные ими результаты становились поводом для серьезных размышлений.
Режиссерский замысел
В одном из своих первых фильмов режиссер (ныне известный тележурналист) Анатолий Борсюк демонстрировал такой эксперимент: из окна консерватории, расположенного на третьем этаже, по приставной лестнице спускался на землю человек. Режиссеру было интересно посмотреть, как на это прореагируют прохожие. В фильме было два варианта этой сцены. В первом случае прохожие вежливо помогали человеку спуститься. Во втором - немедленно хватали за руки и тянули в милицию. В обоих случаях актер был один и тот же. Но в первый раз на нем был фрак дирижера, а во второй - какая-то рваная рубашка, обтрепанные штаны, папироска в зубах, а в руке - футляр (со скрипкой... Выдающийся украинский режиссер научно-популярного кино Феликс Соболев во многих своих фильмах главным «аттракционом» делал эксперимент, который происходил на глазах у зрителей. Оказалось, что намного интереснее следить за остроумными и сложными научными и социальными экспериментами с абсолютно неизвестным финалом, чем выслушивать готовые выводы диктора. И зрители с огромным вниманием следили за экспериментами над животными (фильмы «Язык животных», «Думают ли животные?»). Там было много интересного. На наших глазах рыбы с успехом различали всевозможные геометрические фигуры, крысы демонстрировали такую сообразительность, что иные люди могли бы позавидовать. Не менее интересными были эксперименты над поведением человека (фильмы «Семь шагов за горизонт», «Я и другие», «Когда исчезают барьеры»). В некоторых из них режиссер исследовал человеческий конформизм, его истоки. Как же это делал Феликс Соболев? Читал лекцию и иллюстрировал ее какими-то более-менее подходящими по смыслу кадрами? Нет, конечно. Вот один из экранных экспериментов. Несколько детей в детском садике поочередно вслух называют белую игрушку черной. Они делают это нарочно, по просьбе психолога - лишь бы увидеть, как отреагирует на это ребенок, который не знает о том, что его разыгрывают. Страшно удивляясь внутренне, - это видно по глазам ребенка -он тем не менее, когда очередь доходит до него, тоже называет белое черным. В похожем эксперименте дети, поддаваясь стад-
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
ному чувству, соленую пищу называют сладкой - потому что так ВСЕ говорят. От детей не отстают и взрослые. Серьезные, солидные люди, вглядываясь в предложенную экспериментатором фотографию мужчины, в одном случае описывают его как жуткого мерзавца (им предварительно сказали, что он преступник), в другом - находят в его лице массу замечательных и милых черт (им сказали, что это выдающийся ученый). Даже под небольшим психологическим давлением на наших глазах обычные нормальные люди женщину называют мужчиной и наоборот. И не из-за того, что они действительно так считают, а потому, что повторяют то, «что люди говорят» И все это в фильме можно УВИДЕТЬ - именно увидеть, а не услышать от какого-нибудь ученого или диктора. Можно самим убедиться, как легко человек отказывается от собственных мыслей, ощущений, убеждений. Как даже под небольшим психологическим прессингом способен утратить свое «Я». Очень серьезные философские фильмы Феликса Соболева всегда были увлекательным и ярким экранным зрелищем.
Среди телевизионных познавательных программ преобладают своеобразные альманахи, журналы: «1мпреза» (СТБ), «Крылья» («Дискавери»), «Путешествия натуралиста» (НТВ). Видное место занимают и познавательные игры. Одна из наиболее популярных и знаменитых - «Что? Где? Когда?». Придуманная и сделанная выдающимся режиссером телевидения Владимиром Ворошиловым, она - образец того, как познавательная программа может добиться почти недосягаемой вершины - саспенса.
Сила этой программы не только в том, что мы получаем некую новую информацию. Главное - мы следим за тем, как у нас на глазах рождаются мысли, как принимаются решения, видим, на что способен человеческий ум. Игра - как и эксперимент - неизвестно, чем закончится. Впереди непредвиденный финал. Водоворот эмоций. Их все время профессионально взвинчивает и поддерживает на должном уровне режиссер (он же и ведущий). Именно для этого он использует динамичный монтаж, подвижные ручные камеры, выразительное музыкальное сопровождение. И оказывается, что ум и эрудиция могут быть не менее привлекательными и телегеничными, чем
Режиссерский замысел
быстрые ноги, крепкие мышцы и сильные руки. Среди знатоков есть свои звезды. За них пылко болеют, их удачам радуются, вместе с ними впадают в отчаяние. Всем этим процессом искусно руководит режиссер. И в те минуты, когда любимец публики Александр Друзь может навсегда покинуть игру или когда от одного-единственного ответа зависит дальнейшее существование программы в эфире (режиссер устраивал и такое испытание!), зритель ощущает нечто очень похожее на самый настоящий саспенс. А это для автора самый большой успех.
Работа режиссера над познавательными программами - интересный и нужный вид экранного творчества.
«А что мы делаем, когда собираемся вместе с друзьями?! Как всегда - пиво пьем!!!» - десятки раз в день звучат эти слова молодого оболтуса из популярной телерекламы пива.
Очень важно, чтобы на телеэкране хотя бы время от времени появлялись другие лица, звучали иные слова и интонации. Такие, например, как в программе «Умники и умницы» (Первый канал, Россия) или «Самый умный!» («1+1»). Возможно, тогда телевидение будут меньше обвинять в том, что оно делает человека еще глупее, чем он есть от рождения.
РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ... ТИТРОВ
Даже титры - казалось бы, служебный элемент фильма или телепрограммы - могут и должны быть решены режиссерски. И решения эти порой бывают замечательными. Каждый режиссер знает тот минимум требований, который предъявляется к титрам: они должны легко читаться, не сливаться с фоном, хорошо компоноваться на экране (не упираться, скажем, в левый или правый край экрана), длина титров должна быть такой, чтобы зрители успели их прочесть. Но у хороших режиссеров титры могут превратиться в эффектный художественный элемент фильма. Я вспоминаю детские впечатления от просмотра популярнейшего тогда американского фильма «Этот безумный, безумный, безумный мир». Стенли Крамер начинал покорять аудиторию еще с титров (достаточно длинных). Это была остроумная анимация, настраивающая публику на нужный лад и сразу же заставляющая улыбаться в предвкушении дальнейшего удовольствия.
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
В начале российского фильма «Дневной дозор» едет ночью по Москве желтый грузовик «Горсвета» с главными героями. В лобовом стекле проплывают огни ночного города, вывески, рекламы. И вдруг мы замечаем, что это уже не просто вывески отражаются в стекле. Это идут титры, стилизованные в духе ночных реклам. Остроумно и эффектно.
В студенческом фильме-эссе «Двери» Александра Лидаговс-кого, посвященном всевозожным дверям, серьезно влияющим на нашу жизнь, титры были сделаны весьма броско. Сначала на крупном плане со скрипом открывалась какая-то покосившаяся дверь в подвал. На ней красовалась табличка: «Не входи! Убьет!» Через мгновение этот текст исчезал, а в табличку вписывалось имя сценариста. На следующей двери красовалась табличка: «Магазин закрыт» Эта надпись тоже исчезала, и в приклеенную к стеклу бумажку вписывалось имя режиссера. На массивной гранитной стене у огромных дверей красуется бронзовая доска «Президент Украины» Потом эти буквы исчезают и в доску вписывается скромное имя звукорежиссера
фильма.
В знаменитом британском комедийном фильме «Монти Пай-тон и Священный Грааль» титры поначалу весьма скромные: обычные белые буквы на черном фоне. Но вдруг замечаешь, что в титрах начинается какая-то ерунда (впрочем, точнее сказать -игра!). Вступительные английские титры вдруг начинают сопровождаться переводом. Внизу экрана появляются какие-то псевдоскандинавские субтитры. Их легко отличить по некоторым характерным буквам. Но вскоре внимательный зритель замечает, что это никакой не «скандинавский» перевод, а самый что ни есть английский язык. И эти «шведские» субтитры живут на экране собственной жизнью. Они то начинают приглашать всех зрителей в Швецию полюбоваться озерами (в то время как основные титры перечисляют участников съемочной группы), то восхваляют замечательную телефонную сеть Швеции и ее славных пушных зверей. Но и основные, «английские» вступительные титры, решены так, что не соскучишься. Традицио