Комплексная нейропсихологическая
КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
( Часть 2)
Москва 2001
Печатается по решению
Методического Совета Центра
Отдел нейропсихологии
Авторский коллектив:
к.п.н. А.В. Семенович, Е.А.Воробьева, Е.В.Сафронова,
Л.И.Серова, Н.Д.Баринова, О.Ю.Михалева, В.М.Шегай
Под редакцией проф. А.В. Семенович.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (продолжение)
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и пециализации правого и левого полушарий мозга.
Глава 4. Кинетические процессы........................................................................... 1
1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость ................................ 3
2.Графические способности....................................................................…………….…… 6
3.Последовательность, ряд. Время .............................................................................14
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма ...........................................18
2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух ...................................................22
Глава 6. Мнестические процессы..........................................................................27
1. Тактильная и двигательная память ...............................................................29
2. Зрительная память ................... ................................................................................ 30
3. Слухо-речевая память ...........................................................................................34
Глава 7. Номинативные процессы.......................................................................37
Раздел 3. Формирование смыслоообразующсй функций психических процессов
И произвольной саморегуляции
Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга.
Глава 1. Программирование, целеполагание и самоконтроль.
Ритуалы, правила игры и роли ................................................................................... 44
Глава 2. Коммуникативные навыки.........................................................................45
Глава 3 .Причинно-следственные отношения. Последовательность.............. 49
Глава 4. Произвольное внимание. Синестезии.
Глава 5. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархий понятий.
Интеллектуальные процессы............................................................................58
Глава 6. Роль инициации. Наказание и поощрение............................................64
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (продолжение)
Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и специализации правого и левого полушарий мозга.
Глава 4. Кинетические процессы.
Упражнения с мячом.
У 6. Круги мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади - в правую руку). Затем сменить направление. То же во фронтальной плоскости: (руки вверх - перекладываем мяч в левую руку; руки -вниз и назад - перекладываем мяч в правую руку).
У 7. Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно носом, пальцами правой и левой руки, катить его вперед, вокруг стоп (по кругу; описывая восьмерку - вправо, влево).
У 8. Подбрасывание мяча и его ловля правой рукой, левой рукой, попеременно, перекидывая мяч с руки на руку - на месте и с продвижением; то же действие, но тыльной стороной кисти; то же - с ловлей мяча сначала двумя, а затем каждой рукой после поворота корпуса на 90, на 180 градусов.
У 9. Дриблинг мяча (о стену и пол) одной и двумя руками, попеременно правой и левой рукой - на месте и с продвижением;
то же с двумя мячами;ведение мяча «змейкой», огибая ориентиры.
У 10. Ведение мяча вокруг себя поочередно правой и левой рукой - поворачиваясь вслед за мячом; не сдвигая ног.
У 11. Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча одной рукой: сначала рука и нога одноименные, затем -разноименные. В виде варианта можно использовать это упражнение, подбрасывая и ловя мяч одной или двумя руками.
У 12.»Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования между командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу межу ногами и т.д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный. Если группа небольшая (до 10 человек), то, когда мяч оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед. становясь первым, и начинает игру с начала.
Графические способности.
У 19. «Рисующие пальчики». Р. предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих рук дает ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Так для правшей характерно начинать работу с правой руки, отдавая предпочтение при этом остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т.п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева-направо и сверху-вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа-налево.
Выполнение предлагаемой ниже последовательное! л упражнений поможет наиболее мягко в игровой, занимательной форме подготовить Р. к освоению пространства листа и навыка письма.
У 20.а) Сначала Р. выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом - другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого - прямые и волнистые «дорожки» из точек.
б) Р. предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем - сначала одной рукой (здесь ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем - другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.
У 21. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др.
Р. рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) рукой, а затем - другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом, создается замкнутая линия.
У 22. «Загадочный контур». П. рисует на доске или .листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа Таким образом, стимулируется способность каждого Р. увидеть что-то свое в данном контуре, не навязывая собственных стереотипов восприятия.
Затем, подражая П. или вместе с ним, Р. постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается уже в своих рисунках представить, на что похож нарисованный контур. В процессе активного воображения он может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.).
Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только через простое раскрашивание, но и через необычное заполнение, например, незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т д
У 23,»Необычные животные».Придумывание и рисование «необычных животных» не только активно вовлекает Р. в графическую деятельность, но и развивает его творческие способности.
Р. предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например, «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, одежды, а также какие-либо предметы и т.д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.
У 24 «Каляки-маляки» Сначала П заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель Затем этот рисунок представляется Р в виде какого-либо животного которое запуталось в нитках Его надо найти и спасти Когда Р увидит это животное, он должен обвести только те линии в «каляках-маляках», которые составляют контур и детали изображения
После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каляки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное Более сложной задачей является поиск Р в своей «каляке-маляке1 заданного образа, например, «котенка, играющего с клубком ниток»
У 25 «Коврики» Перед Р. кладется чист бумаги и набор цветных карандашей Дается инструкция «Представь, что лист это коврик Тебе нужно его разрисовать» После выполнения задания правой рукой, ребенку предлагается новый лист и дается тоже задание для левой руки Затем Р начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает - другой, далее - обеими руками вместе Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть,) «Лето» и т д
У 26. Р. дается образец (последовательность элементов) которую он должен воспроизвести и раскрасить – несложные орнаменты из одного, двух и более повторяющихся несложных элементов (узоров), крут, треугольник, квадрат, усложнение желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат Затем ребенок сам придумывает последовательность и воспроизводит ее
У 27 На рис 13 (а, б, в) представлены образцы, которые должен продолжить Р Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой р)кой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположных направлениях
Усложнение заданий заключается не только в нарастании степени сложности программы но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм) и в дальнейшем к созданию и разворачиванию собственных серийных программ.
Рис. 13 а.
ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ, ЧТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛОСЬ? РАСКРАСЬ
НАРИСУЙ КАК ПАДАЮТ ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. РАСКРАСЬ.
Рисунки 13 б.
Обведи пунктирные линии Дорисуй предметы, которые можно изобразить с помощью овала Раскрась все что у тебя получилось
Глава 5. Слуховой гнозис
Зрительная память.
У 106. «Шапка - невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
У 107. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением предметов (рис. 18), геометрических фигур.
Покажите Р. на 4-5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.
Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, нарисовать что-либо, рассказать стихотворение, вспомнить алфавит или таблицу умножения, сделать физические упражнения и т.д.).
У 108. «Запомни точно».
а) Приготовьте лист бумаги с 15-20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки я т.п.). Попросите Р. запомнить только большие ( маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке.
б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху-вниз, справа-налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите Р. запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем - найти и/или нарисовать их.
Время запоминания - 15-20 с. Количество запоминаемых элементов - от 5 до 10.
У 109. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги (рис. 19), а также лист бумаги и карандаш.
Попросите Р. внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности - 2 с, для второй - 3-4 с, для пятой -6-7 с.
Рис. 19
У 110. «Восстанови порядок». Приготовьте 5-10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке Предложите Р. запомнить их расположение (15-20 с). Затем он отворачивается, а П. меняет несколько игрушек (предметов) местами. Р. должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны «выстраиваются в ряд; П. меняет местами порядок в ряду.
Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале ( предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).
У 111. Дети встают полукругом; задача ведущего Р. -запомнить порядок расположения детей. Первый вариант - он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант - П. изменяет порядок, переставляя не более трех-пяти детей, а Р. его восстанавливает.
У 112. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а П. производит не более трех - пяти изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего -вернуть все в исходное положение.
У 113. Дети располагаются определенным образом по периметру зала ( например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запоминают свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.
При большом количестве детей или, если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).
У 114. «Запомни фигуры».Приготовьте набор карточек с различными изображениями.
Объясните Р., что для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.
У 115. « Вспомни пару».Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (рис. 20).
Объясните Р., как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-ый бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигурку и знак), затем бланк убирается и предлагается 2-ой бланк - для воспроизведения, на котором Р. рисует в пустых клетках против соответствующей фигурки её пару.
Рис. 20
У 116. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, цвета, предметов, животных, цифр, букв, слов и т.д., а также две колоды игральных карт (например, парой будет считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).
Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.
Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.
У 117. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры».Р.
предлагается бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). П. предлагает ему показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники -зеленым и т.д.
Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления различных фигур по величине (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.
Слухоречевая память.
У.118 «Магазин». Вы можете послать Р. в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и Р. по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
У119. «Пары слов».Предложите Р. запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, Вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик -машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а Р. должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
У120. «Восстанови пропущенное слово». Р. зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариантом задания может быть при повторном прочтении замена одного слова другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); Р. должен найти ошибку.
У121. «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - Р. выбывает из игры; названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.
У 122. «Повтори и продолжи». Р.называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Вариантами игры могут быть составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); определений к существительному (например, «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
У123. «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) Р. запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.
У124. «Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.
Попросите Р. «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например, пасть волка + ёлка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2-3-х фраз.
У 125. «Пиктограмма». Р.читается текст. Для того, чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем Р. просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
У 126. «Придумай, как запомнить слова». Объясните Р., что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип :
- роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;
- машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
У127. «Стенограф» Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Р. читается небольшой рассказ в течение 1-2 минут. Во это время он должен отмечать:
а) «события» (действия) карточками с картинками подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег».). а затем указывать количество предложений в рассказе;
в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.
У 128. «Мнемотехника». Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например, дом, кот, лес. апельсин шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе настоящий, «живой» дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея и т.д. Скрепив так между собой все слова. Вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.
У 129. Необходимо научить Р. таким широко известным Вам мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать...( очередность цветов радуги)», «Сегодня мы видим Землю.... ( порядок расположения планет Солнечной системы)» и т.д.
Оптимизация и абилитация
Последовательность.
Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Например, проанализировать (лучше продемонстрировать) вместе с Р., что произойдет с растением, если оно останется без полива или почему вареное яйцо может быть «всмятку» или «вкрутую»; почему пересолен суп, сладок чай, грязен пол, мокрые ноги.
У 166. «Назови причину». Объясните Р., что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т. Е. ответ на вопрос «Почему так бывает?». Приведите пример: лед –появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите Р. Назвать причину явлений: наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.
Важным оказывается показать Р. Разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот – однозначное следствие из разных причин.
У 167. «Составление рассказа по серии картинок»
Перед Р выкладывается серия картинок (сказки или отдельные сюжеты) в правильной смысловой последовательности (рис 22), по которым он должен составить рассказ.
Рис 22
При необходимости можно задать наводящее вопросы.
Следующим важным этапом является намеренное нарушение порядка» при раскладывании серии картинок Цель –наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.
Наконец, Р должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ
У 168 «Составление рассказа по сюжетной картине». Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем Р. Работает самостоятельно.
У 169 «Прослушай, прочти и перескажи».
Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле воспринятого, морали
У 170 «Пословицы и поговорки». Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», ««Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой –телегу».
У 171. «Подбери следующее». Попросите Р. Подобрать следующее по порядку слово к предложенному:
первый - , завтрак - , июль - , лето - ,
январь- , зима- . седьмой- ,1 998 , и т.п.
У 172. «Расставь события по порядку».
Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор; я чищу зубы, я играю в футбол и т.д.
Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.
Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д
У 173. «Время и антивремя». Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала правильно, а затем – задом-наперед, от конца к началу.
Крайне важно в обязательном порядке включать в коррекционные занятия «эстафеты», которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Но содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, прежде всего, в 1 и 2 разделе настоящего пособия.
СИНЕСТЕЗИИ
Известно, что любое наше состояние: сон – бодрствование, усталость – активность, радость – печаль и т.п. контролируются мозгом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управлять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п.
Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, обращение к которой его максимально расслабляет или, наоборот, помогает собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их..
У 186. Зрительные представления.
А) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более светлый или более темный; представьте себе, как фигура приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и размеров так, чтобы Вам было приятно смотреть на них.
Б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю. Представьте постепенно как этот предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока Ваша картина не понравится Вам до такой степени, что Вам захочется все это ощутить в реальности. Что у Вас получилось? Что это было?
У 187. Тактильные и кинестетические представления.
А) Представьте себе свои ощущения, когда Вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу –только что выпавшему и таящему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.
Б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (и та холод), силу давления на Вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.
В) Вы идете, бежите лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, ползете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк) и т. Д.
Г) Представьте, что ручка медленно пишет Ваше имя. Как оно будет написано, Вами? Вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, Вам скучно и т.д.? Как Вы – поэт записываете: «Буря мглою небо…..»?
У 188. Обонятельные и вкусовые представления. Представьте себе, что Вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.
У 189. Слуховые представления.
Представьте себе голоса знакомых Вам людей, вообразите, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.
У 190. Синестетические образы.
А) П. дает инструкцию представить и назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например, красного, или формы. Через минуту по его сигналу – предметы синего цвета и т.д. (до пяти минут). Сначала упражнение выполняется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Например, глаза направо – помидор, налево –вишня (или вверх – трава, вниз –огурец). Данный алгоритм применим и для всех упражнений, описанных выше.
Б) Вспомните и постарайтесь воссоздать различные чувства: радость, страх, ярость, покой, удивление, раскаяние. Пользуясь теми образами, которые Вы воспроизвели ранее, «введите» эти чувства в соответствующие декорации, где сочетались бы все те представления, которым Вы научились. Это может быть один изолированный образ, но ощущаемый Вами всеми органами чувств, а может – пейзаж или законченное сценическое или кинематографическое произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.
В) Закройте глаза, « возьмите» образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний – в осенний; старуха-нищенка –в красавицу; лягушка – в царевну. Попробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.
Интеллектуальные процессы.
Для подбора упражнений этого раздела прекрасно подходят все известные задачи на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки, карты; шарады; задания типа «Найди семь отличий» и т.п.
У 191. «Закончи предложение».
Инструкция.:«Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».
У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень).
У сапога всегда есть… (шнурки, подошва, молния, пряжка).
У платья всегда есть… (подол, карманы, рукава, пуговицы).
У картины всегда есть… (художник, рама, подпись).
У 192. «Найди сходство и различия». Р.Для анализа предлагаются пары слов, в которых он должен отметить общее или разное.
Например, соловей – воробей, лето – зима, стул – диван, береза – ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки – бинокль, девочка — мальчик и т.д.
У 193. «От частного к общему». Объясните Р., что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.). А теперь попросите Р. Подобрать общие понятия к частному.
К словам из первого набора Р. Подбирает подходящее понятие из второго набора. Можно сделать набор карточек.
а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;
б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, водоем, птица.
У 194. «Чего больше?» Р.Должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?»
У. 195. «От общего к частному». Задание обратное предыдущим: Р. Должен выстроить «дерево», стволом которого является, например, слово «природа», а ветвями: живая –неживая; затем от слова «живая», соответственно – ветви: растения-животные-люди ит.д. Следующее разветвление (например, от «животные»): домашние- дикие или птицы- змеи- рыбы – насекомые и т.д.
У 196. «Подбери общее понятие». Предложите Р. Назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:
яблоко, груша – огурец, капуста -, стул, шкаф - ,
ботинок, сапог - , кукла, мячик - , чашка, тарелка –
кошка, слон - , нога, рука - , цветок, дерево -
окунь, щука - ,роза, одуванчик -, март, сентябрь –
дуб, береза - , фонарь, лампа - , дождь, снег –
То же с наречиями, прилагательными, глаголами.
У 197. «Классификация по зрительному образцу».Для данного упражнения можно использовать детское лото.
Разложите картинки и предложите Р. Выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку – все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды и овощи – в зависимости от задания). Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы
Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например, по форме, цвету или функциональному назначению.
У 198. «Разложи по группам».Р. Предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
У 199. «Классификация по обобщающему слову».
По заданному обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летает, сладкие и т.д.) Р. Называет (выбирает из набора картинок)те, которые будут соответствовать заданному понятию.
У 200. «Лишнее слово».Прочитав слова, Р. Должен ответить: «Какое слово – лишнее? Почему?».
А) Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно,