Кукольная зарядка «Утро веселых человечков».
Дети легче осваивают управление куклами в кукольной зарядке. Она проводится с двустишиями, которые на первых порах произносятся хором.
Дети сидят на стульчиках, перед каждым спинка большого стула как ширма. В нагрудном кармане каждого ребенка лежит деревянная ложка, яркая, расписная, ручкой вверх. Кукловоды показывают на ширме спящих кукол, укрытых простынками (носовой платок). Он же потом может служить полотенцем (см. ниже текст). Для удобства один конец платка прикрепить к нижнему краю рубашечки куклы. Тихо звучат несколько тактов мелодии «Ни мороз мне не страшен, ни жара». Изображая звонок будильника, все дети хором произносят: ДЗЗЗННН (или: ТРРРР). Куклы вскакивают, потягиваются.
Карандаш. Не будешь ты здоров и ловок (все куклы одновременно отрицательно машут головами) без физкультурных тренировок. (Все куклы ритмично разводят и соединяют руки – делают зарядку.)
Дюймовочка. Эй, ребятки, на зарядку! (Машет правой рукой, всех зовет. Все куклы, поворачиваются корпусом к ней, потом становятся прямо и смирно.)
Буратино. Раз-два, раз-два (все соединяют и разъединяют руки в такт счету) – вышел кувырок! Ура! (Все кувыркаются и возвращаются в исходное положение.)
Самоделкин. Раз-два-три (все куклы соединяют и разъединяют руки в такт счету) – начинаем мы прыжки.
Во время прыжков и кувырков следует особенно следить за уровнем куклы на ширме.
Гурвинек. Раз-два-три-четыре (все соединяют, разъединяют руки в такт счету) – руки в стороны, пошире. (Продолжают упражнение соответственно словам, на слове «пошире» широко разводят руки.)
Петрушка. Раз-два-три-четыре-пять (все берут простынки) – марш постельки убирать. (Встряхивают несколько раз простынки и кладут их на место.)
Во время встряхивания, вытирания, еды кукловоды обычно помогают себе свободной рукой. Следите, чтобы эта помощь была незаметна для зрителей.
Чиполлино. Моем руки. (Соответствующее действие всех кукол.) Моем нос, чтобы грязью не зарос. (Все отрицательно машут головами.)
Карандаш. Моем шею. (Все показывают.) Моем уши. (Все показывают.) Вытираемся посуше. (Все берут полотенца, вытирают лица; носовые платки, изображавшие полотенца и простынки, опускаются вниз за спинку стула, чтобы зрители их не видели.)
Дюймовочка. Кто причесан (все проводят рукой по голове) и умыт (все показывают) получит (все берут ложки, которые как бы «вырастают» на грядке ширмы –- каждый кукловод свободной рукой достает ложку из своего кармана и подает незаметно своей кукле) завтрак и (ложкой черпают кашу) а-ам, а-ам – будет сыт! (Ложки тем же путем опускаются, дети их кладут на прежнее место свободной рукой.)
Буратино. На зарядке кувыркайся. (Все выпрямляются, складывают руки.) В классе делом занимайся!
Все (хором). Раз-два-три (два хлопка), четыре-пять (два хлопка), шесть-семь (два хлопка)–заниматься надо всем. (Опять складывают руки.)
Самоделкин. На уроке чтения (поворачивается к Гурвинеку) прочти стихотворение.
Гурвинек. Аист с нами прожил лето (все двумя хлопками обозначают паузу), а зимой гостил он где-то.
Петрушка. Но тут кончается урок, веселый слышится звонок. (Над ширмой появляются свободные руки детей со звенящими колокольчиками; под музыку «Ни мороз мне не страшен...» куклы танцуют, и руки детей с колокольчиками идут вдоль ширмы.)
Дети, вставая, объявляют:
– Моя кукла Гурвинек (поклон куклы), а за Гурвинека говорила я, меня зовут Оля.
– Этот Петрушка в красном колпачке играл в нашем театре, а я – его кукловод (поклон Петрушки).
– Меня зовут Миша. (Поклон.)
– Познакомьтесь с моей Дюймовочкой. (Поклон куклы.)
– А я кукловод Галя. (Поклон.) И т. д.
2. «Будем считать».Логопед. Ребята, возьмите своих кукол. Надеваем вместе под команду. – Ра-аз! (Дети четко произносят команду вместе с логопедом и натягивают голову куклы на указательный палец.)
– Два! (Хором произносят и натягивают ручки куклы на средний и большой пальцы.)
– Три! (Хором произносят и прижимают к ладони безымянный палец и мизинец, и левой рукой тщательно расправляют и натягивают рубашечку куклы.)
– Четыре! (Хором произносят и ставят кукол в исходное положение, а логопед ставит на край стола кисть правой руки в исходной позиции.)
– У каждого из вас «веселый человечек», а у меня – кукла-невидимка, которая как добрая волшебница будет вам подсказывать. Смотрите, что она сейчас станет делать, и все повторяйте за ней.
– На зарядке кувыркайся (кувырок), потом делом занимайся! (Ставится ровно, складывает руки. «Веселые человечки» на руке у каждого ребенка повторяют все движения.) Будем считать! Первый пример скажу я. Если к одному прибавить один, сколько получится? (Два хлопка. Вопросительно разводит руками.) Отвечай, Карандаш! (Поворачивается корпусом к Карандашу.)
Карандаш. Два! (Повернувшись корпусом к Невидимке.) Невидимка. А теперь каждый «человечек» придумает и красиво скажет свой пример. Только прибавлять надо по одному.
Дюймовочка. Если к двум прибавить один (два хлопка), то получится... (Разводит руками и поворачивается к соседу.) Незнайка. Знаю! Знаю! (Поднимает руку.) Будет 8!
Все куклы. Ай-ай-ай! (Укоризненно машут головами.)
Незнайка. Ой-ой-ой! Опять я ошибся! (Плачет.)
Дюймовочка. Не плачь, Незнайка! (Поворачивается к нему, подходит, гладит по голове.) Подумай лучше. А тебе поможет Карандаш. (Возвращается на место.)
Карандаш. Получится три!
Все куклы. Верно!
Остальные «веселые человечки» по очереди предлагают свои примеры для счета.
3. «Отгадай загадку». По предварительному заданию логопеда дети учат несколько загадок. На данном занятии загадывают их друг другу с куклами-петрушками.
Первую загадку загадывает кукла, управляемая логопедом. Она показывает паузу двумя хлопками между смысловыми отрезками. Пока руки работают (хлопают), язычок отдыхает. Например:
Карандаш.
Черный Ивашка деревянная рубашка,
Где носом проведет, | там заметочку кладет.
Дюймовочка.
Красный нос в землю врос, |
А зеленый хвост снаружи. |
Нам зеленый хвост не нужен. |
Нужен только красный нос. |
Самоделкин.
Через поле и лесок |
Подается голосок. |
Он бежит по проводам. |
Скажешь здесь, |
А слышно там. | Что это? (Вопросительно разводит руками.)
Незнайка (поднимает руку). Я знаю! Знаю! Это эхо!
Самоделкин (отрицательно машет головой). Ай-ай-ай! Неверно! Опять ты поспешил! А ты угадал, Буратино?
Буратино. Это телефон!
Самоделкин. Верно! (Утвердительный кивок головой.) Логопед. Ребята! Самоделкин говорил прекрасно: четко, не торопился, чтобы мы успели подумать и правильно отгадать. Так хорошо говорить научил Самоделкина его кукловод – Юра. Буратино с помощью своего кукловода Оли громко и ясно сказал отгадку, громко произнес гласный звук в слове.
4. «Расскажи о кукле». Куклы служат и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребенка. Речевой материал должен соответствовать уровню логопедической работы (отдельные слова в начальный период; короткие предложения, более сложные предложения и, наконец, целые рассказы в последующие периоды). Приведем образцы примерных описаний кукол на разных этапах речевой работы.
В начальный период проводится однословное описание куклы с помощью вопросов взрослого. Ребенок произносит на выдохе с удлинением ударного гласного отдельные слова. При этом артикулирующая кукла ребенка открывает рот соответственно ударному гласному звуку.
Например: Кто это? (Буратино.) Чем был? (Поленом.) Кем стал? (Мальчишкой.) Что у него на голове? (Колпачок.) Какого цвета? (Красного.) Что это? (Глазки. Ручки. Нос. Рот. И т. д.) Какой по характеру Буратино? (Озорной. Добрый. Веселый. Находчивый. Ленивый. Смышленый.) Что делает Буратино? (Прыгает. Плачет. Бежит. Танцует. И т. д.)
В период активизации развернутой речи ответы детей усложняются.
Когда у детей появится навык вождения куклы, можно перейти к постановке кукольных спектаклей, используя ширму. Это может быть самое примитивное устройство. Например, одна планка (или туго натянутая веревка), закрепленная в открытой двери смежных комнат; на планку набрасывается простыня. Это могут быть две вертикальные стойки, на которых крепится поперечная рейка, несущая занавес. Вся ширма драпируется тканью спокойного тона без рисунка. На такую обтяжку к каждому спектаклю крепятся новые детали, соответствующие содержанию. Так, если действие происходит в Новый год, то прикалываются булавками серпантин, дождь, аппликации, сделанные детьми (снеговики, зимние домики и деревья в инее, нарядные елки и т.д.). В зависимости от роста, кукловод может стоять на полу или на маленьком стульчике, держа куклу на вытянутой правой руке, а левой поддерживать локоть правой. А может стоять и на коленях на сиденье большого стула, спинка которого примыкает к обратной стороне драпировки ширмы. При этом куклу надо держать на правой руке, согнутой в локте, а левой опираться на спинку стула.
Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов. За ширмой находятся два человека, они не мешают друг другу. Предварительно изготавливаются необходимые атрибуты.
Подготовленные диалоги.
Образец. «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер).
На сцене появляется автор в костюме сказочника.
Автор. Здравствуйте, дорогие зрители. Сейчас мы вам покажем щенка. (Поворачивает голову, смотрит на левую кулису и зовет щенка, причмокивая губами.) На! На!
Из-за кулисы выбегает Щенок.
Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая, за кулису.)
Автор. И котенка. (Смотрит за кулису и зовет.) Кис! Кис!
На сцену выбегает Котенок.
Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит за кулису.)
Выбегает Щенок, в зубах у него котлета.
Автор. Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок.
Щенок кладет котлету около левой кулисы.
Щенок (пугливо озираясь). Гав!
Автор. Позвал он котенка.
Из-за правой кулисы, медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок.
Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, а потом ее съем.
Котенок (внимательно слушает, кивает). Хорошо!
Щенок убегает за левую кулису. Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками, поворачивается к зрителям.
Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает за ту же кулису.)
Автор. Щенок играл во дворе.
Выбегает Щенок.
Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав!
Из подъезда выходит Котенок.
Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у!
Щенок. Гав!
Автор. Заволновался Щенок.
Щенок. Почему ты оставил мою котлету без присмотра?
Котенок. Я ее спрятал!
Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет?
Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся.
Автор. Уверенно сказал Котенок.
Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее... (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.)
Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит за другую кулису.
Автор. В сценке «Хорошо спрятанная котлета» выступали (из-за ширмы выходят исполнители ролей с куклами на руке):
Первый ребенок. Кукловод Антон (кланяется), а моя кукла – Котенок (наклоняет голову куклы).
Второй ребенок. И кукловод Катя (кланяется), а моя кукла – Щенок (наклоняет голову куклы).
Третий ребенок. А я выступал за автора. (Кланяется.)
Возможен и другой вариант этой инсценировки – на двух исполнителей (без автора).
Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое.
Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого.
Для образца предлагаем начало инсценировки.
Щенок (выбегает из-за левой кулисы, останавливается на середине грядки ширмы). Щенок. (Кланяется.)
Котенок (появляется из-за правой кулисы). Котенок. (Кланяется.)
Щенок и Котенок (вместе). В сценке Григория Остера «Хорошо спрятанная котлета». (Разбегаются и убегают за разные кулисы.)
Щенок (выбегает из-за левой кулисы, держит котлету в лапках, озирается). Щенок принес на чердак котлету, положил ее в уголок (кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает) и сказал Котенку (выбегает Котенок, смотрит на Щенка): Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д.
Неподготовленные диалоги.
Образец. «Карандаш и Незнайка»:
Яркие выразительные куклы, оживая на руке кукловодов, могут вступить в импровизированные диалоги.
Карандаш. Здравствуй! Как тебя зовут?
Незнайка. Здравствуй! Меня зовут Незнайка. А как твое имя?
Карандаш. Мое имя Карандаш. Скажи, а почему тебя зовут Незнайкой?
Незнайка. Потому что я ничего не знаю! А почему тебя назвали Карандаш?
Карандаш. Потому что у меня вместо носа карандаш. Я очень люблю рисовать. Вот смотри, что я нарисовал. (Ребенок показывает на рисунке зайца.) Кто это?
Незнайка. Это волк.
Карандаш. Почему ты так думаешь?
Незнайка. Потому что он серый.
Карандаш. Тогда скажи, почему у этого волка уши длинные!
Незнайка. Сам не знаю!
Карандаш. Это же не волк, а заяц. Ты ошибся, потому что поспешил, не подумал! И т. д.
Логопед может помочь детям: наметить им краткий план предстоящего диалога, начать его или подсказать ситуацию и т. д. Например, логопед показывает детям две картинки. Одна из них раскрашена заведомо неправильно, а другая – черно-белая. Приводим запись одной из детских импровизаций.
Незнайка. Мишенька, я хочу стать художником. Посмотри на мою картину.
Медведь. Незнайка, ты сам ее рисовал?
Незнайка. Нет, картину рисовал Карандаш. А я ее раскрасил. Вот только не знаю, правильно ли?
Медведь. Нет, неправильно! Ты все перепутал. Какого цвета бывают трава и елка?
Незнайка. Зеленые.
Медведь. А почему они у тебя на рисунке красные?
Незнайка. Я думал, так красивей будет.
Медведь. А почему заяц рыжий?
Незнайка. Заяц у меня рыжий, чтобы его лиса не узнала.
Медведь. А морковка почему синяя?
Незнайка. Не знаю. Я еще не придумал!
Медведь. Ребята, бывает так в жизни? Как нужно раскрасить картинку?
7. «Кукольный концерт».Ведет кукольный концерт кто-нибудь из «веселых человечков». Вот появляется издалека, постепенно приближаясь, Петрушка.
Петрушка. Я приятель ваш Петрушка (поворот вправо), превеселая игрушка (поворот влево, возвращается в исходную позицию, поклон). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вам покажем концерт. Будут выступать куклы-артисты. Первым номером нашей программы выступят Сорока и Медведь. Похлопаем (хлопает), чтобы артисты вышли быстрее. А я пока с вами попрощаюсь. (Удаляется, постепенно уходя вглубь и вниз.)
Идет инсценировка диалога Н. Сладкова «Сорока и Медведь». По окончании исполнители ролей Сороки и Медведя кланяются, представляются, а Петрушка появляется на ширме, смотрит вниз, слушает, как кукловоды выступают, потом обращается к зрителям.
– Вам понравилось, как выступали Лена и Рома? (Разводит руками.) Мне очень, очень! (Аплодирует.)
Таким образом Петрушка объявляет все номера. Обычно группа готовит 3–4 небольших диалога. По окончании концерта ведущий вместе с куклой выходит из-за ширмы, становится перед ширмой и представляется, как и все участники: «Вел концерт Петрушка (поклон куклы, которую исполнитель держит на уровне своей груди), помогал ему я. Меня зовут Вадим (поклон)».
В ролевых играх «Театр», «Концерт» зрители и исполнители меняются ролями.
Кукольные спектакли.
При постановке диалогов артисты пробовали свои силы. Если взрослые видят, что это дается детям легко и весело, можно переходить к постановке сказок и пьесок с несколькими действующими лицами, таким, как «Колобок», «Машенька и Медведь», «Заячья избушка» и др.
При постановке спектаклей логопед старается использовать жесты кукол для обозначения паузы, слитности речи или ударного гласного звука. (Тексты для кукольных постановок см. в разделе VIII «Инсценировки».)
VIII. ИНСЦЕНИРОВКИ
Известно, что заикающийся ребенок, входя в определенный образ, может говорить свободно. В логопедической работе для перевоспитания речи и личности заикающихся используется эта способность к перевоплощению, присущая всем людям, а детям в особенности.
Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх-драматизациях, которые можно проводить в течение всего курса логопедических занятий в зависимости от степени сложности и объема речевого материала. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. Работая с детьми над инсценировками, логопед не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Любые инсценировки должны развертываться в присутствии зрителей. Это вызывает у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.
В условиях логопедической группы для заикающихся детей инсценировки можно осуществить по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.
Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Логопед передает текст (если он невелик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за логопедом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросо-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе со взрослыми, или некоторые детали к костюму: шапочка с ушками, усики, хвостики; фартуки, косынки из ткани или бумаги и т. п. Рисуют, раскрашивают, вырезают из картона или плотной бумаги нехитрые декорации (елки, березки, грибы, цветы и пр.). Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы логопед просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку. Изготовление костюмов и декораций помогут детям лучше ощутить себя определенным персонажем и перевоплотиться в соответствующий образ. Во время инсценировки маски надеваются на голову как шапочки. Лицо остается открытым, чтобы дети могли свободно дышать, говорить и видеть.
Распределяя роли в игре-драматизации, логопед может учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Иногда важно предоставить ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.
Поскольку игра-драматизация используется для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки логопед постоянно организует общение детей. Во время репетиции уместно напомнить детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Держались свободно, ровно, не опускали голову. Помнили о том, что они – артисты, поэтому говорить должны четко, красиво.
Игры-драматизации располагаются в пособии по степени сложности.
Наш театр»
Эта игра может продолжаться на нескольких занятиях. Обычно начинают с разыгрывания диалогов. На первом этапе овладения правильной речью более доступны диалоги в стихах. При инсценировке таких диалогов каждый актер должен знать свой текст наизусть, общается он только с одним партнером. Вначале это могут быть короткие стихотворные диалоги, где каждый выступает с 1–2 репликами. Позже объем их увеличивается. Каждому уже приходится вступать в речь несколько раз. В этой игре можно использовать следующие диалоги.
В гостях у королевы
– Где ты была сегодня, киска? – Что ты видала при дворе?
– У королевы у английской! – Видала мышку на ковре.
(С. Маршак.)
Разговор клоунов
– Где купили вы, сеньор, – Вот невежливый вопрос!
Этот красный помидор? Это собственный мой нос!
(С. Маршак.)
Яма
– Яму копал? – Яма сыра?
– Копал. – Сыра.
– В яму упал? – Как голова?
– Упал. – Цела.
– В яме сидишь? – Значит, живой?
– Сижу. – Живой.
– Лестницу ждешь? – Ну я пошел домой.
– Жду.
(О. Григорьев.)
Медведь
– Ты куда идешь, медведь? – Где поставишь ты ее?
– В город, елку приглядеть! – В лес возьму, в свое жилье!
– Да на что тебе она? – Что ж не вырубил в лесу?
– Новый год встречать пора. – Жалко. Лучше принесу.
(Г. Виеру.)
Лиса и Петух
(по сказке С. Я. Маршака «Теремок»)
Логопед читает детям текст и проводит вопросо-ответную беседу: какой изображена Лиса в этой сценке? Что хотела сделать Лиса? Зачем она хвалит Петуха? Каким голосом должна говорить Лиса? Как она двигается в этой сценке? Почему ей удалось обмануть Петуха? И т. д.
К следующему занятию дети заучивают наизусть слова роли. Делают костюмы, маски. Для Лисы – хвост (его прикалывают к одежде булавкой) и легкая маска; для Петуха – маска или бумажная шапочка с ярким гребешком, два крыла из картона (в верхней части каждого крыла укрепляется петля из резинки, куда ребенок сможет продеть руки). Домиком Петуху может служить стульчик.
(На листе картона рисуется красивый домик, а в нем вырезается окно.)
Все дети разыгрывают сценку по очереди.
Петушок становится на стульчик, смотрит в окно.
Лиса (на цыпочках постепенно подкрадывается к Петушку и ласково хвалит его).
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Там живет Петушок боевой,
Он поет и трясет головой.
Голова его ярче огня!
Петух (удивленно смотрит по сторонам, выглядывая из окна).
Кто-кто там поет про меня?
Лиса (подходит ближе, еще более ласковым голосом).
Ах ты, Петя, лихой петушок!
У тебя золотой гребешок.
Всем на зависть твоя борода.
Ты слети, мой красавец, сюда!
Петух (отрицательно машет головой).
Нет, уж лучше я здесь посижу,
На тебя свысока погляжу.
Лиса (подходит совсем близко, говорит еще более нежно, тихим голосом).
Ах ты, Петя, петух удалой!
Кто на свете сравнится с тобой.
У тебя два широких крыла,
Ты немножко похож на орла!
Петух (опускает со стульчика одну ногу на пол, заинтересованно говорит).
Я не слышу, о чем ты поешь.
Повтори, на кого я похож!
Лиса.
Ты сидишь от меня далеко,
Подойди, я шепну на ушко!
(Петушок опускает на пол вторую ногу.)
Лиса (сурово).
Вот теперь скажу я вслух
На кого похож петух!
Ты похож на себя, петуха.
Скоро съем я твои потроха!
(Хватает Петуха.)
Хи-хи-хи, хо-хо-хо, ха-ха-ха!
Ты похож на себя, петуха!
Петух кричит и вырывается. Лиса тащит его в лес (в другой угол комнаты).
Логопед дает оценку выступлению каждого ребенка, его речи.
Диалоги, написанные прозой, по сравнению со стихотворными, несколько сложнее для исполнения, так как в них нет определенного ритма, подсказывающего говорящему, когда следует сделать паузу и взять дыхание. При разыгрывании эти диалоги не обязательно учить наизусть. Вполне допустимы отступления от текста, что способствует закреплению приобретенного навыка в спонтанной речи.
Очень выигрышны для показа с масками диалоги забавных зверей из книги Э. Шима «Кто копыто потерял» или из книги Н. Сладкова «Сорочьи тараторки».
Сорока и Медведь
(по Н. Сладкову)
Медведь медленно вылезает из берлоги (ребенок встает со своего стульчика), потягивается, зевает, трет глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идет к ней.
Сорока легко слетает с дерева (ребенок спрыгивает со своего стульчика), летит к Медведю, плавно, размахивая крыльями.
Сорока (склонив голову на бок). Ау, Медведь, ты утром что делаешь?
Медведь (медленно поводит в стороны головой). Я-то? (Остановился, задумался.) Да ем!
Сорока (удивленно моргнув). А днем?
Медведь (делает те же движения головой). И днем ем.
Сорока (подпрыгнув от удивления). А вечером?
Медведь (махнув лапой). И вечером ем.
Сорока (от удивления округлив глаза). А ночью?
Медведь. И ночью ем.
Сорока. А когда же ты не ешь?
Медведь. Да когда сыт бываю!
Сорока (удивленно взмахивает крыльями). А когда ты сыт бываешь?
Медведь (медленно разводит лапы в стороны). Да никогда. (Отрицательно машет головой.)
Хочу быть слоненком
Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.
– Я,– сказала мартышка,– могу быть акробатом в цирке.
– А я,– похвастался попугай,– могу магнитофоном.
– А я могу канатом на корабле,– сказал удав.
– А ты кем можешь? – спросили слоненка. Слоненок думал-думал и ответил:
– Я могу слоненком.
– Подумаешь! – стали все смеяться.– Ты и так слоненок. Это неинтересно.
– А вот и интересно,– обиделся слоненок.
Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите – сходите, посмотрите.
(Г. Остер.)
Жалко
...Присел медвежонок Топтыжка около сосны, достал медовую соту и стал ее сосать. Подошел медвежонок Коротышка. Поглядел на Топтыжку и спросил:
– Вкусно?
– Очень!
– Сладкий мед?
– Ух, какой сладкий!
Поглядел Коротышка на соту и вздохнул:
– Вот если бы мне дали соту...
– И что б ты сделал?
– Я б тебе половину дал.
Топтыжка обсосал соту, слизал с лап мед и проворчал:
– Жалко!
– Чего жалко?
– Жалко, что тебе медовую соту не дали.
– А почему тебе жалко?
– А ты бы мне половину соты отдал. А то я не наелся.
(В. Бирюков.)
Солнышко на память
Козленок. Давай прощаться, цыпленок, я уезжаю.
Цыпленок. А куда ты уезжаешь?
Козленок. К бабушке в деревню. На все летние месяцы. Смотри не забывай меня. А эту книжку с картинками я дарю тебе на память. Будешь читать, и время пролетит незаметно.
Цыпленок. Ладно, только я не знал, что ты уезжаешь и никакого подарка тебе не приготовил. Что же тебе подарить, козленок? Я дарю тебе на память солнышко.
Козленок. Солнышко?!
Цыпленок. Солнышко, обыкновенное, ты посмотришь в деревне на солнышко и меня вспомнишь.
(По М. Пляцковскому.)
Длинная шея
Поросенок (жирафу). Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.
Жираф. А зачем тебе моя шея?
Поросенок. Пригодится... С длинной шеей в кино с любого места видно.
Жираф. А еще зачем?
Поросенок. А еще яблоки на высоких деревьях доставать можно.
Жираф. Ну, а еще?
Поросенок. Диктант на уроке списывать легче.
Жираф. Э-э-э, нет! Такая замечательная шея мне самому нужна.
(По М. Пляцковскому.)
Какого цвета снег?
Автор. Поспорили медведь с волком: какого цвета снег в лесу?
Волк. Снег белый!
Медведь. Нет, серый!
Волк (сердито). Белый. Что я снега не видел?
Медведь (упрямо). Серый. Я всегда такой вижу. Даже серо-черный! А весной совсем черный.
Автор. Долго они спорили. Вдруг из-за кустов заяц выскочил. Увидел зверей, застыл на месте.
Медведь. Эй, зайка! Иди-ка сюда. Спор у нас тут зашел: какого цвета снег? Я говорю: серо-черный, когда из берлоги вылезаю, он всегда такой.
Волк. Нет, белый он. Ты, заяц, вот всю зиму по снегу бегаешь. Какой он?
Автор. Посмотрел заяц на огромные лапы медведя, глянул на волчьи клыки и сказал:
Заяц (испуганно, со страхом). А он бело-серо-черный.
(По М. Пляцковскому.)
Сорока и Заяц
Сорока. Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
Заяц. Э-э, Сорока, все равно плохо...
Сорока. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Заяц. Э-э, Сорока, невелико счастье...
Сорока. Вот бы тебе, косой, рысьи когти!
Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья...
(Н. Сладков.)
Спор
Автор. Заспорили во дворе ребята, кто больше всех загорел за лето.
Первый ребенок. Я больше всех загорел.
Второй ребенок. Нет, я.
Первый ребенок. У тебя уши белые.
Второй ребенок. Уши не в счет, я в шляпе ходил.
Первый ребенок. Нет, в счет. Ты без ушей загорал, а я вместе с ушами! Значит, я больше всех загорел. Кого хочешь спроси!
Автор. Во двор пришел Леша.
Оба ребенка (вместе). Леша, кто больше всех загорел?
Леша. Больше всех загорел я!
Первый ребенок. Ты не загорелый, а грязный.
Леша. Сами вы грязные.
Второй ребенок. Кого хочешь спроси, каждый скажет: ты грязный.
Автор. Тут к ребятам подошел Алик.
Дети (хором). Алик, кто из нас больше всех загорел?
Алик. Больше всех я загорел! (Трое мальчиков растерянно переглянулись.)
Автор. Шла мимо тетя Фрося. Услышала спор, остановилась.
Тетя Фрося. Ребята! Какие вы все загорелые.
Автор. И никто больше спорить не стал. Чего зря спорить. (Ребята берутся за руки, улыбаются, вместе уходят.)
(По В. Голявкину.)
Кот и воробей
(Белорусская народная сказка)
Залетел воробей в ячмень поклевать зернышки ранним утром. И кот тут как тут. Притаился, приловчился и хвать воробья и потащил его к себе на завтрак. А воробей ну его укорять:
– Господин Кот, Вы же деликатного воспитания. Где же это видано, чтобы такой большой пан завтракал не умывшись?
Стыдно стало коту. Положил он воробья на землю и давай умываться лапкой. А воробью только того и надо было. Он долго не ждал – вспорхнул и улетел.
Рассердился кот и с той поры дал себе зарок: мыться теперь не до завтрака, а только после завтрака будет.
Тони, рыба!
– Тону! – весело крикнула Рыба.
И сделала вид, будто и вправду тонет.
– Рыба тонет. Рыба тонет! – забеспокоились в норах раки и решили:
– Спасем Рыбу. Стали спасать.
– Каррраул! – завопила Рыба. – Спасают!!!
Удивились раки. Рассердились раки. Повернули в свои норы:
– Тони, Рыба!
– Совсем раки глупые,– отдуваясь, сказала Рыба,– шуток не понимают.
И легла на дно.
(Б. Чабан.)
Медведь и солнце
Просочилась в берлогу вода – медведю штаны промочила.
– Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался медведь.– Вот я тебя сейчас!
Испугалась вода, зажурчала тихим голосом:
– Не я, медведушко, виновата, снег во всем виноват. Начал таять, воду пустил. А мое дело водяное – теку под уклон.
– Ах, так это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел медведь.
Побелел снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
– Не я, медведь, виноват, солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!
– Ах, так это солнце мне штаны промочило? – рявкнул медведь.– Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего – убрался медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
(Н. Сладков.)
Аист и Лягушка
Поспорила Лягушка с Аистом.
– Кто красивее?
– Я! – уверенно сказал Аист.– Посмотри, какие у меня красивые ноги!
– Зато у меня их четыре, а у тебя только две! – возразила Лягушка.
– Да, у меня только две ноги,– сказал Аист,– но они у меня длинные!
– А я квакать умею, а ты нет!
– А я летаю, а ты только прыгаешь!
– Летаешь, а нырять не можешь!
– А у меня есть клюв!
– Подумаешь, клюв! На что он нужен?
– А вот на что! – рассердился Аист и проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
(С. Михалков.)
Павлин и Черепаха
– Некрасивый ты,– сказала однажды Павлину Черепаха.
– Так уж и некрасивый,– не поверил ей Павлин.
– Видно, так,– усмехнулась Черепаха.
– А может, не видно,– понадеялся было Павлин.
– Почему не видно? Мне видно.
– А мне не видно! – пронзительно закричал Павлин.– Не видно!
– Успокойся,– сказала Черепаха.– Я пошутила. Ты очень, очень красивый, только не очень умный.
– Это другое дело! – гордо сказал Павлин. И распустил хвост.
(Б. Чабан.)
Бинокль
Как-то утром Козявка и Букашка гуляли по берегу моря.
– Ой! Что там?! – вдруг закричала Козявка.
Подбегают. Видят – лежит на песке БОЛЬШОЙ ЧЕРНЫЙ БИНОКЛЬ.
– Я знаю, это бинокль! – говорит Букашка.– В него смотрят, когда хотят что-нибудь рассмотреть получше!
– Давай рассмотрим друг друга! – говорит Козявка.– А то мы друг друга еще не рассматривали!
Стали они друг против друга и заглянули в бинокль.
– У, какая ты огромная! – говорит Козявка.
– А ты ма-а-ахонькая...– говорит Букашка.
– Так нечестно, давай местами поменяемся! – говорит Козявка.
– Теперь ты тоже ма-а-ахонькая! – кричит Козявка.
– А ты тоже огромная...– шепчет Букашка.
Так они менялись местами, пока окончательно не запутались. Просто они не знали устройства бинокля. Ведь все бинокли с одной стороны уменьшительные, а с другой – увеличительные!
– Теперь мы уже никогда не узнаем, какие мы на самом деле,– грустно сказала Козявка.
– Давай посмотрим теперь друг на друга просто, без бинокля,– говорит Букашка.– Ты синенькая! А еще ты улыбаешься!
– А ты зелененькая и улыбаешься!
И они побежали по берегу моря подальше от непонятного бинокля.
(А. Лисняк.)
Телескоп и очки
Поспорили однажды Большой Телескоп и Маленькие Очки.
– Я вон какой большой! – сказал Телескоп.
– А мы, когда вырастем,– сказали Очки,– тоже будем большие...
– Ха-ха-ха! – засмеялся Телескоп.– Никогда вы не вырастите!
– А зато у нас целых два стеклышка,– робко сказали Очки.
– А у меня этих увеличительных стекол сто штук, вот! И все грома-а-ад