Как осуществить соразмерность этих героев?
Написание героя, имеющего культуру, отличающуюся от вашей собственной, включает, прежде всего, создание полного человеческого облика этого героя, с широким спектром чувств, отношений и поступков, присущих любому человеку. И, во-вторых, понимание того влияния, которое данная особая культура окажет на формирование героя. Как и любой создаваемый герой, герой -носитель «иной культуры» будет и похож на вас и не похож.
Выход за рамки стереотипа требует от автора определенного специализированного подхода. Иногда даже недавно полученные в прошлом знания уже более не соответствуют картине в настоящем. Женщины, мужчины, люди-инвалиды и представители этнических меньшинств – все они за последние несколько лет изменились, потому что настойчиво отстаивали свои права в обществе. Очень важно иметь определенный опыт о тех группах людей, о которых вы пишите – и/или спросить совета. Ряд организаций, включая Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения, Нос-Отрос (испаноязычная группа), Альянс Артистов геев и лесбиянок, Американцы азиатского и тихоокеанского происхождения, а также Калифорнийская губернаторская комиссия по трудоустройству инвалидов, могут оказаться источником полезных сведений, если у вас есть вопросы или требуется совет. А в большинстве организаций есть специальные люди, которые могут дать консультации в части верного изображения героев в ваших произведениях.
Можно попросить, чтобы ваш сценарий или роман прочитал кто-нибудь из той группы меньшинства, которую вы описываете. Для писателя-женщины было бы полезно, если бы написанный материал просмотрел мужчина. А писатели-мужчины могут попросить женщин прочитать их произведения. Детали характеров и характеризаций героев могут быть слишком тонкими и сложно уловимыми, и часто требуется человек «из той самой среды», который должным образом поймет героя изнутри и объяснит необходимые подробности, чтобы автору создать ощущение истинной реальности.
Несколько месяцев назад, Уильям Келли («Свидетель») позвонил мне по телефону по поводу религии героини, которую он создавал. Зная, что я являюсь квакером (Представитель протестантского течения, проповедующего пацифизм и благотворительность – Прим. переводчиков), он попросил меня уточнить некоторые детали по его героине – женщине-квакеру. Приведенные им подробности показались мне хорошо исследованными и достаточно достоверными. Затем он прочитал мне текст молитвы, написанный им для своей героини. Я улыбнулась и сказала ему: «Билл, ты сочинил молитву, подходящую методистской церкви, а не квакерской». В результате наша беседа подтвердила заданную направленность его героини, а также внесла одно очень существенное уточнение
УПРАЖНЕНИЕ: Представьте себе, что вам надо написать сцену похорон. Какой бы была эта сцена, если следовать требованиям к похоронам в рамках вашей культуры? Подумайте о похоронах в рамках иных культур, на которых вам приходилось бывать. В чем состояло их отличие? В чем бы вы определили существенные различия в похоронах «по-еврейски», в похоронах темнокожего на Юге США и отпевании покойного в квакерской церкви?
Подумайте о различных свадьбах, на которых вам приходилось бывать. В чем у них наблюдались различия? Как различные свадебные процедуры выражают культурный фон невесты и жениха?
РАЗБОР ПРИМЕРА: ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН, НОМИНИРОВАННЫЕ НА «FILM LUMINAS AWARD»
Многие группы, признавая вред, наносимый стереотипами, все громче требуют, чтобы женщин и представителей меньшинств отображали в кино и на телевидении более реалистично.
В 1983 г., предпринимая попытку изменить способ отображения женщин в средствах массовой информации, международная организация «Женщины в Кино/Women in Film» учредила награду The Luminas Award,чтобы награждать авторов, создающих положительные и нестереотипные изображения женщин на экране. Я была председателем комиссии, сформированной для определения критериев отбора женских образов, представленных авторами на конкурс. Эти критерии помогли нам определять как стереотипы, так и положительные качества героинь-женщин.
Эти критерии могут быть успешно использованы писателями, продюсерами и режиссерами для разрушения любых стереотипов, возникающих при создании героев.
Изначально было восемь критериев. Я фокусирую внимание на пяти критериях, которые полагаю наиболее применимыми к героиням-женщинам и героям - представителям меньшинств.
Все восемь кратко сформулированных критериев вы можете прочитать в Приложении, идущем сразу после 10 Главы этой книги.
Нестереотипные герои – многоплановы
Стереотипные герои обычно – одноплановые, плоские. Они действуют в одном заданном направлении, и они сразу понятны зрителю. Они, например, сверхсексуальны, или глупы как пробка, или склонны к насилию, или скупы или подвержены манипуляциям со стороны других.
Объемные же герои характеризуются наличием моральных ценностей, глубоких и подчас противоречивых эмоций, разных отношений с разными людьми и внутренних парадоксов. Про них нельзя сразу сказать – хороший это человек или плохой. Разрушение стереотипа означает очеловечивание личности с целью показа глубины и широты характера героя.
Нестереотипные герои просматриваются во множестве социальных и личностных функций и ролей и в различных контекстах.
Часто стереотипные герои заданы в функциях и контекстах, имеющих очень определенные ограничения. Женщина в таких случаях рассматривается только как жена начальника, либо только как мать, либо только как секретарь или вице-президент компании. Но никак и то и другое одновременно.
Объемные же герои выполняют сразу множество функций и существуют в различных контекстах. Они не заключены автором в рамки ограничений, а являются одновременно как собственно интересными личностями, так и людьми, исполняющими много функций в личной и общественной жизни. Они являются яркими продуктами своей культуры и рода деятельности, своего места проживания и своей истории и предыстории. Добавление дополнительных функций и контекстов послужит расширению образа героя и разрушению стереотипа.
Нестереотипные герои обладают возрастом, принадлежностью к расе и к социально-экономическому классу, физической внешностью и занимаются видами деятельности, существующими именно в реальном обществе.
Для разрушения стереотипов сценариям необходимо более правдиво отображать структуру нашего общества. На телеэкране большинство женщин молоды, красивы и богаты, и это создает неверное представление о важных вкладах в общество тех женщин, которым за сорок или за пятьдесят и они не очень богаты. Точно так же очень часто забывают о социальной реальности, которая говорит: женщины зарабатывают меньше мужчин. В большинстве историй общественные меньшинства представлены лишь несколькими малозначащими представителями, да и то, в основном, выходцами из низшего социально-экономического класса, что также неверно отражает истинное влияние меньшинств на человеческое общество и их вклад в его развитие. Понимание верной статистической степени представленности различных слоев и меньшинств в обществе и отображение его реалистически поможет расширить палитру вашего произведения.
Нестереотипные герои углубляют и расширяют историю посредством своих отношений, поведения и внутренних целей, тем самым оказывая влияние на конечный результат.
Стереотипные герои чаще являются реагирующими, нежели воздействующими на развитие истории и толкающими ее вперед. Они существуют в жестких рамках истории и часто являются жертвами более сильных героев.
Объемные герои по контрасту более ориентированы на себя внутрь, чем наружу. Они оказывают влияние на историю, толкают действие истории вперед и влияют на конечный результат. Если придать героям многоплановость и необычность, то это их только усилит их, и они будут оказывать сильное воздействие на всю историю и ее развитие.