Определил ли я характер героя через ритм речи, словарный запас, акцент (если необходимо) и даже длину предложений?
Есть ли в диалоге конфликт? Подчеркивает ли диалог различие в отношениях разных героев?
Есть ли в моем диалоге подтекст? Обратил ли я внимание на то, что мои герои в действительности говорят, а не только на то, что они проговаривают?
Могу ли я различить в диалоге культурные или этнические корни героев? Уровень образования? Возраст героев?
Если бы я не видел имен героев над строчками диалога, смог бы я сказать, что это разговаривают разные герои? Видна ли в диалоге разница между героями?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Писатель всегда работает над собой. Чтобы научиться писать диалог, необходимо слушать, читать и проговаривать хорошие диалоги, чтобы впитать в себя звуки и ритм. Некоторые сценаристы посещают школы актерского мастерства, чтобы лучше понять, что требуется от них актерам.
Диалог – музыка художественной литературы, ее ритм и мелодия. Любой писатель может развить у себя слух – и писать отменные диалоги, которые передают отношения и эмоции, тем самым выражая разнообразие и сложность героев.
Глава 8. СОЗДАНИЕ НЕРЕАЛИСТИЧНЫХ ГЕРОЕВ
До сих пор мы обсуждали реалистичных героев, то есть героев похожих на нас с вами. Мы отождествляем себя с ними, ведь у нас сходные недостатки, желания и цели. Они не супергерои, но и не суперзлодеи.
Но мир художественных произведений населен также и нереалистичными героями. Множество героев были рождены в нашем воображении – пришелец из фильма «Инопланетянин», Мистер Эд, русалки и водяные, помидоры-убийцы, Супермен и Бэтмен, Кинг-Конг, Бэмби и Думбо, Веселый Зеленый Великан и Калифорнийские Изюминки.
В этой главе мы рассмотри четыре типа нереалистичных героев, которые вы можете создать в своем сценарии: символичные герои; герои, не являющиеся людьми; фантастические герои и, наконец, мифические герои.
Принадлежность таких героев к каждой категории определяется их внутренними ограничениями и контекстом, а также ассоциациями, которые они вызывают у зрителей.
СИМВОЛИЧНЫЕ ГЕРОИ
Реалистичные герои многомерны, последовательны и парадоксальны, а их эмоции, чувства, мнения и психология очень сложны. Список качеств многомерного героя был бы очень длинным.
Символичные герои одномерны. Они и не должны быть многомерными. Они воплощают одно единственное качество в отношении таких понятий, как любовь, мудрость, сострадание или справедливость. Они хорошо вписываются в нереалистичные истории – мифы, фантастику или комиксы про супергероев.
Появление символичных героев берет начало в древнегреческих и римских трагедиях. Обычно богов и богинь наделяли одним качеством. Афина, или Минерва, была богиней мудрости. Афродита, или Венера, называлась богиней любви, Гадес/Плутон был богом загробного мира, Посейдон/Нептун был морским богом, Дионис/Бахус – богом виноделия, и Артемида/Диана – богиней охоты.
Однако отсутствие многомерности не делает этих героев невнятными или неинтересными, ведь их ключевое качество подразумевает наличие других сходных качеств.
Например, Марс, или Арес, был богом войны. Его родители, Зевс и Гера, ненавидели его, а его сопутствующими качествами были беспощадность, жестокость и кровожадность. Его всегда сопровождали Раздор, Трепет, Ужас и Паника. В римской мифологии он одет в сверкающую броню, а солдаты «рады погибнуть славной смертью» на Марсовом поле битвы. Его символ – гриф, птица смерти.
К контексту Марса можно отнести все, связанное с войной. Звуки побоища, военная форма, боевые качества – все они часть характера этого бога. Понятия, не относящиеся к войне, не являются и частичкой Марса. Ему совершенно не присуща двусторонность войны и мира. В нем нет радости, неопределенности или противоречий.
Мы можем нарисовать прямую, чтобы проиллюстрировать взаимоотношения между символичными и реалистичными героями.
Односторонний символичный герой----------------Многомерный герой
Если поместить Марс на прямую, то он будет в начале прямой односторонним символичным героем. На противоположном конце прямой можно разместить любое количество реалистичных многомерных героев – Рика из «Касабланки», Скарлетт О’Хара, Шейна или Роуз из «Африканской королевы».
Если расположить героев от одномерного до многомерного, то какие-то герои непременно окажутся посередине.
Степфордские Жены/Stepford Wives (роман 1972г. и одноименный фильм 1975г. – фантастический триллер – Прим. переводчиков) - символичные герои, олицетворяющие качества идеальной жены. Частью их личности является все, что соотносится с этой концепцией, включая подчинение мужьям, уборку дома, приготовление пищи и уход за детьми. Они не обладают никакими иными характеристиками, кроме традиционных качеств хорошей жены. Нелегкая доля реального замужества никак не отражается на их характерах.
Другим примером такого героя может служить Обычный Человек в сценарии Роберта Болта/Robert Bolt к фильму «Человек на все времена/A Man for All Seasons», или Обыватель в средневековой пьесе с аналогичным названием, который является воплощением усредненности.
Многие злодеи и супергерои также символичны. Джокер из «Бэтмена» - зло, в то время как Супермен ассоциируется с «правдой, справедливостью и американским образом жизни».
Создатели символичных героев намеренно не наделяют их множеством качеств, а выделяют одно, необходимое для выражения ясной концепции.
УПРАЖНЕНИЕ: Придумайте героя – воплощение Справедливости. Начните с перечисления сопутствующих качеств. Список может включать честность, нейтральность, отсутствие предубеждений по расовому или половому признакам, соответствие духу и букве закона. Необходимо написать 20-50 характеристик Справедливости.
Чтобы развить мысль, подумайте о родителях этого героя. Например, один может быть адвокатом, олицетворяющим Закон, а другой философом, воплощающим Мудрость. Если ваш герой – бог или богиня, то этого достаточно.
Потом развивайте личность героя: добавляйте соотносимые качества, такие как сострадание, мудрость, проницательность, дипломатичность и так далее.
Подумайте о различиях между символичной Справедливостью и реалистичным героем с ярко-выраженным чувством справедливости.
Этот герой будет обладать всем спектром противоречивости, неопределенности и парадоксальности многомерной личности.
Символичный герой с одной доминантной чертой может выражать основную тему вашей истории. С такими героями надо обращаться очень осторожно, чтобы не сделать их слишком «картонными».
ГЕРОИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЛЮДЬМИ
Многие из нас выросли на историях о героях, не являющихся людьми, таких как Черная красавица, Лэсси, Шарлотта в «Паутинке Шарлотты», Бэмби, Думбо, или Черный Жеребец. Такие герои не являются принадлежностью сугубо детских сказок. Взрослые наслаждаются «Скотным двором» Джорджа Оруэлла, или Калибаном в «Буре», или Харви из одноименной пьесы.
Иногда герои, не являющиеся людьми - это человеческие герои, которые кусаются, лают, или машут хвостом – то есть антропоморфные животные. Хотя герои «Скотного двора» не так многомерны, как люди, они определенно напоминают нам людей. Можно сказать, они люди в овечьей шкуре.
Создание такого героя можно начать с простого преувеличения человеческих качеств животного. Лэсси очень верная и добрая. Рин-тин-тин очень умен. Наполеон, свинья из «Скотного двора», манипулятор и тиран. Но все эти качества не представляют собой ничего особенного. Неинтересно смотреть целыми неделями на умную собаку или читать об умной лошади. Для создания более глубокого героя-животного нужен другой подход.
Герой-человек приобретает многомерность путем добавления или преувеличения его человеческих характеристик. Если усилить нечеловеческие качества животного, то вряд ли получится объемный герой. Усиление собачьих качеств собаки (более громкий лай или более быстрый бег) не сделает собаку более интересной людям.
Так что придумайте животному человеческую личность. Этот процесс включает:
Отбор одного-двух основных качеств, определяющих личность героя