Права и обязанности плательщика.
Содержание налогового обязательства, как и любого другого обязательства, составляют права и обязанности его сторон. Права и обязанности плательщика установлены соответственно статьями 21 и 22 Налогового кодекса Республики Беларусь и иными актами налогового законодательства. Права и обязанности налоговых органов установлены соответственно статьями 81 и 82 Налогового кодекса и иными актами налогового законодательства.
Плательщики налогов, сборов (пошлин) имеют следующие права:
- получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, о правах и обязанностях налоговых органов и их должностных лиц;
- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
- представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном Налоговым кодексом республики Беларусь и иными актами налогового законодательства;
- присутствовать при проведении налоговой проверки;
- право на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц;
- получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок и другие права.
Детального рассмотрения требуют следующие права плательщика:
1) право на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
2) право требовать соблюдения налоговой тайны;
3) право на обжалование решений налоговых органов, действий их должностных лиц.
Плательщик имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней. Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога имеет значительные отличия от порядка возврата излишне взысканной суммы налога. При этом статьи 60 и 61 Налогового кодекса Республики Беларусь, регламентирующие порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм, соответственно не содержат определений излишне уплаченной суммы и излишне взысканной суммы. На наш взгляд, под излишне уплаченной суммой налога следует понимать завышенную сумму налога (сбора) в результате ошибок плательщика (его должностных лиц и иных работников) и перечисленную в бюджет на основании платёжного поручения самого плательщика. Завышение может иметь место в результате ошибок в определении объекта налогообложения, налоговой базы или ошибок в применении ставок, либо арифметических ошибок непосредственно при исчислении суммы налога и иных ошибок. А под излишне взысканной суммой следует понимать завышенную сумму налога в результате ошибок со стороны должностных лиц налоговых органов, взысканную на основании безакцептного платёжного требования налогового органа.
Однако на практике могут возникать ситуации, для разрешения которых потребуется легальное определение излишне уплаченной и излишне взысканной суммы. Например, при проведении налоговой проверки должностным лицом налогового органа была допущена ошибка, повлекшая завышение суммы того или иного налога. Плательщик, на основании акта данной проверки, добровольно перечислил завышенную сумму в бюджет на основании платёжного поручения. При отсутствии легальных дефиниций невозможно однозначно ответить на вопрос, является ли названная ситуация излишней уплатой или излишним взысканием суммы налога?
Согласно статье 60 Налогового кодекса Республики Беларусь, излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица).
Зачет или возврат указанной суммы производятся без начисления процентов на эту сумму.
Зачёт (возврат) излишне взысканной суммы производится в порядке аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом для зачёта излишне уплаченных сумм.
Однако он имеет свои особенности:
- возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) и решения налогового органа, либо общего или хозяйственного суда о признании факта излишнего взыскания такой суммы. Для зачёта (возврата) излишне уплаченной суммы решения налогового органа не требуется;
- излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.
Право на зачет или возврат излишнеуплаченной или излишневзысканной суммы налога (сбора) может быть реализовано в течение трех лет с момента излишней уплаты или взыскания соответствующей суммы.
Плательщик имеет право требоватьсоблюдения налоговой тайны. Налоговая тайна является новеллой налогового законодательства.
Право требовать соблюдения налоговой тайны состоит, главным образом, в наличии у плательщика правомочия требовать от налоговых органов, иных государственных органов и организаций неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну.
Согласно статье 79 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговую тайну составляют любые сведения о плательщиках, полученные налоговыми органами, за исключением:
а) сведений, разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;
б) сведений об учетном номере плательщика;
в) сведений об уставном фонде (капитале) организации;
г) сведений о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;
д) сведений, предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Беларусь.
Сведения, составляющие налоговую тайну, являются таковыми в случае наличия специального режима их хранения и доступа к ним, определяемого законодательством Республики Беларусь.
Плательщик имеет право на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц.
Следует отметить, что плательщик наделён правом обжаловать только ненормативные, персонифицированные акты налоговых органов, нормативные акты обжалованию в порядке, который будет рассмотрен ниже, не подлежат.
Ненормативный акт – это акт, отвечающий одновременно следующим признакам:
- вынесен в отношении конкретного плательщика;
- рассчитан на однократное применение;
- порождает права и обязанности для конкретного плательщика.
Порядок обжалования определяется содержанием решения (постановления) налогового органа.
Решение (постановление) налогового органа, содержащее положения о применении к плательщику мер административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка налогообложения, подлежит обжалованию в соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь от 20 декабря 2006 г.
Решения (постановления) налогового органа, не содержащие вышеуказанных положений, подлежат обжалованию в соответствии с Налоговым кодексом (Общей частью) от 19 декабря 2002 г.
Согласно постановлению Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь № 21 от 19 мая 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Общей части Налогового кодекса», обжалованию в хозяйственный суд подлежит только решение нижестоящего налогового органа. Решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика (иного обязанного лица), не является решением, которое может быть обжаловано, если этим решением не вносятся в решение нижестоящего налогового органа изменения, существо которых нарушает права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица), либо такое решение влечет для плательщика новые правовые последствия.
Непредставление возражений в налоговый орган не устраняет право плательщика на предъявление иска о признании недействительным решения налогового органа.
Согласно постановлению Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь № 21 от 19 мая 2005 г. нарушение должностным лицом требований статьи 78 Налогового кодекса Республики Беларусь к содержанию и оформлению акта налоговой проверки само по себе не является основанием для признания решения налогового органа, вынесенного на основании данного акта, недействительным. Хозяйственный суд обязан оценить характер допущенных при составлении акта нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Иски о возмещении вреда, о возврате из бюджета взысканных в бесспорном порядке денежных средств, могут быть рассмотрены хозяйственным судом только после признания недействительным (отмены) решения налогового органа, на основании которого были взысканы в бюджет соответствующие суммы и исполнением которого плательщику были причинены убытки.
При этом плательщик вправе объединить в исковом заявлении следующие требования:
- о признании решения налогового органа недействительным;
- о возврате из бюджета незаконно взысканных сумм;
Таким образом, плательщик не может направить в хозяйственный суд исковое заявление, содержащее только требование о возврате из бюджета взысканных в бесспорном порядке средств и не содержащее требование о признании недействительным (отмены) решения налогового органа, на основании которого были взысканы эти средства
Согласно статье 22 Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщик налогов, сборов (пошлин) имеет следующие обязанности;
- уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
- стать на учет в налоговых органах;
- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;
- вести учет дебиторской задолженности и, при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;
- подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса;
- выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;
- сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет следующие сведения, в том числе сведения:
а) об открытии и закрытии банковского счёта в банке-резиденте Республики Беларусь и иностранном банке;
б) об участии в белорусской или иностранной организации;
в) о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации;
г) об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;
д) об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения. Сроки направления в налоговые органы по месту постановки на учёт названных сведений установлены статьей 22 Налогового кодекса Республики Беларусь.
На наш взгляд, детального рассмотрения требуют три обязанности плательщика.
Во-первых, обязанность обеспечивать наличие документов (форма которых утверждена уполномоченными государственными органами) о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи. Нарушение данной обязанности рассматривается как сокрытие налоговой базы.
Законодательством может быть предусмотрено нераспространение этой обязанности на определённую категорию плательщиков.
Так, в соответствии с законодательством, индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога вправе осуществлять хранение и реализацию в пунктах продажи, относимых к мелкорозничной торговой сети, товаров (кроме подакцизных) без документов, подтверждающих их приобретение (поступление). Для индивидуальных предпринимателей сохранена только обязанность представлять такие документы по письменным предписаниям должностных лиц Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дел, Комитета государственного контроля и Министерства торговли Республики Беларусь.
Во-вторых, обязанность обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
Основным документом, регламентирующим названный порядок, является постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь №18/1 от 9 января 2002 г. «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем».
Согласно данному постановлению юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.