Источники (формы) хозяйственного права.

Под источниками права понимаются формы его выражения во внешнем мире.

Основным источником хозяйственного права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. Роль других источников права невелика.

Наибольшей юридической силой среди источников хозяйственного права обладает Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями. Статья 13 Конституции закрепляет межотраслевой принцип многообразия и равенства форм собственности, действующий как в гражданском, так и в хозяйственном праве. Наряду с данным принципом указанная статья Конституции содержит принцип социальной направленности государственного регулирования экономики. Также указанная статья Основного Закона Республики Беларусь закрепляет принцип предоставления равных прав для осуществления хозяйственной и иной, не запрещённой законодательством деятельности.

Наряду с Конституцией источниками хозяйственного права являются иные законодательные акты: законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Нормы института правосубъектности субъектов хозяйствования на сегодняшний день содержатся в следующих законодательных актах: Гражданском кодексе Республики Беларусь 1998 г., законе Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь», указе Президента Республики Беларусь № 285 от 18 июня 2005 г. «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», законе Республики Беларусь от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах», декрете Президента № 11 от 16 марта 1999 г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Нормы института защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования содержатся в следующих законодательных актах: Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь 2006 г., Налоговом кодексе Республики Беларусь (Общая часть) 2002 г. и др.

Распределение правовых норм одних и тех же правовых институтов по многим нормативным правовым актам характерно для большинства правовых институтов как общей, так и особенной части хозяйственного права.

Международные договоры и обычаи, регламентирующие хозяйственные отношения, могут быть классифицированы на следующие группы:

- международные договоры о защите прав и законных интересов инвесторов. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и правительством Королевства Дания «О содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций» от 31 марта 2004 г.;

- международные договоры об устранении двойного налогообложения по налогам на доходы и имущество. К данной группе, в частности, относится Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бельгия от 7 марта 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и на имущество»;

- международные договоры о принципах взимания косвенных налогов при осуществлении субъектами хозяйствования экспортно-импортных операций. К данной группе международных договоров, в частности, относится Соглашение от 25 ноября 1998 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества независимых государств»;

- международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относится Конвенция ООН, подписанная в Вене 11 апреля 1980 г., «О договорах международной купли-продажи товаров»;

- международные обычаи, регламентирующие внешнюю торговлю товарами. К данной группе, в частности, относятся Правила толкования международных торговых терминов (International commercial terms, Incoterms – 2000 – Инкотермс – 2000), разработанные Международной торговой палатой в 1936 г., и неоднократно изменявшиеся;

- международные договоры, регламентирующие внешнюю торговлю услугами. К данной группе международных договоров, в частности, относится Конвенция «О договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом» (Конвенция КДПГ), подписанная в Женеве 30 мая 1956 г.;

4. Понятие и содержание хозяйственных правоотношений

Хозяйственные правоотношения представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.

Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:

1) вертикальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой – орган государственного управления;

2) горизонтальные – это отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.

Наиболее полное представление о хозяйственных правоотношениях возникает тогда, когда оно рассматривается в виде составляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект и содержание, юридические факты.

В хозяйственных правоотношениях участвуют субъекты хозяйствования (коммерческие, некоммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели), Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке, приобретающие права и обязанности от своего имени и, как правило, несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Субъекты могут быть субъектами хозяйственных правоотношений при наличии следующих условий:

1. хозяйственно-правовой нормы, предусматривающей права и (или) обязанности субъекта;

2. хозяйственной право- и дееспособности;

3. основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт).

Классификация субъектов хозяйственно деятельности можно проводить по ряду признаков:

1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуальных предпринимателей и юридических (коммерческих и некоммерческих) лиц;

2) по признаку происхождения собственности субъекты делятся на государственные и частные;

3) по признаку происхождения капитала:

– национальные;

– совместные;

– предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;

4) по признаку основной деятельности различают субъектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и др.

Особое место среди субъектов занимает государство. Так, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в хозяйственных отношениях на равных с иными участниками условиях.

В тоже время государство в лице его государственных органов регулирует отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования, т.е. выступает субъектом так называемых правоотношений по вертикали.

Объектами хозяйственных правоотношений выступают фактические общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности. Под непосредственными объектами хозяйственных правоотношения понимают материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, действия обязанных субъектов, неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (товарный знак, фирменное наименование и т. д.).

Содержание хозяйственных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющие соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.

Законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности участников хозяйственных правоотношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений являются юридические факты – определенные факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение данных правоотношений. Классификацию юридических фактов можно провести по различным основаниям.

В зависимости от того, какие последствия они влекут их делят на:

– правообразующие;

– правоизменяющие;

– правопрекращаюшие.

По волевому основанию юридические факты делятся на:

– события (их наступление не зависит от воли субъектов права);

– действия (акты волевого поведения субъектов).

В хозяйственном праве правообразующими факторами предстают преимущественно действия участников правоотношений. События не играют существенной роли, они встречаются главным образом в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников правоотношений в свою очередь можно разделить на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты могут быть четырех видов:

1) акты – предписания (например, акты антимонопольного характера);

2) акты – соглашения (соглашения и договоры);

3) акты – разрешения (например, лицензирование);

4) акты одностороннего характера (например, действия по исполнению обязательств либо применение мер оперативного воздействия, т.е. в договоре может быть записано «в случае нарушения сроков оплаты покупатель может быть переведен на предоплату»).

Неправомерные действия – это такие юридические факты, которые нарушают требования норм права и влекут для субъекта неблагоприятные последствия.

Тема 2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.

2. Субъекты и формы предпринимательства.

3. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности.

4. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

Наши рекомендации