Система и принципы хозяйственного права.
Каждой самостоятельной отрасли права, как части общей системы права, присуща своя собственная система. Она формируется, объединяя в единые группы однородные правовые нормы, регулирующие определённый вид общественных отношений. Такие группы юридических норм именуются правовыми институтами.
В связи с определением понятия системы хозяйственного права необходимо затронуть вопрос о самостоятельности (обособленности) хозяйственного права как отрасли права Республики Беларусь. Следует отметить, что в белорусской юридической науке доминирует точка зрения, согласно которой хозяйственное право не является самостоятельной отраслью права, так как отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, регулируются нормами гражданского права, а отношения, складывающиеся по поводу государственного управления и регулирования хозяйственной деятельностью – нормами административного и финансового права. Однако, на наш взгляд, данная точка зрения не является бесспорной, так как она не учитывает следующие аргументы:
- хозяйственные отношения являются самостоятельной группой общественных отношений. Хозяйственные отношения образуют отдельную группу имущественных отношений, для эффективного регулирования которых требуются специализированные правовые нормы, конструируемые с учётом специфики отношений, складывающихся по поводу осуществления хозяйственной деятельности и государственного регулирования, а также управления ею;
- на сегодняшний день хозяйственное законодательство Республики Беларусь (как и законодательство ряда других государств в этой сфере) помимо собственно хозяйственно-правовых норм включает в себя нормы гражданского, административного и финансового права. Однако из этого не следует, что хозяйственное право не является самостоятельной отраслью права. В теории государства и права существует понятие «комплексной отрасли права». Под комплексной отраслью права понимается отрасль права, включающая в себя кроме правовых норм этой отрасли, нормы других отраслей права. Следует отметить, что в системе права Республики Беларусь помимо хозяйственного права комплексными отраслями права являются: экологическое право, аграрное право, таможенное право;
- система права Республики Беларусь включает в себя значительное количество правовых норм, направленных исключительно на регламентацию хозяйственных отношений, которые сложно отнести к какой-либо другой отрасли права. Это, прежде всего, нормы, направленные на противодействие монополистической деятельности (антимонопольные нормы), нормы, регламентирующие инвестиционную деятельность, а также нормы об экономической несостоятельности субъекта хозяйствования;
- хозяйственные отношения имеют особый субъектный состав: их субъектами могут являться только субъекты хозяйствования (юридические лица, их объединения, простые товарищества и индивидуальные предприниматели, а также государственные органы, в чью компетенцию входит управление и регулирование экономики). В этой связи следует отметить, что хозяйственное процессуальное право считается самостоятельной отраслью права, главным образом, именно из-за субъектного состава и специфики хозяйственных споров. Но при этом хозяйственное право, содержащее нормы права, на основании которых хозяйственные суды Республики Беларусь разрешают спорные хозяйственные отношения, ряд учёных-юристов не признает самостоятельной отраслью права.
С учётом вышеизложенных аргументов представляется возможным сделать вывод о том, что хозяйственное право является самостоятельной комплексной отраслью права. Следовательно, как самостоятельная отрасль права хозяйственное право имеет свою систему.
Система хозяйственного права – это структура данной отрасли права, включающая все хозяйственно-правовые нормы, которые сгруппированы по соответствующим правовым институтам.
Система хозяйственного права подразделяется на две части: общуюи особенную.
Общая часть включает правовые институты, состоящие из норм, регулирующих все или значительное количество конкретных хозяйственных отношений. К институтам общей части хозяйственного права относятся: институт хозяйственно-правовой правосубъектности; институт юридической ответственности субъектов хозяйствования; институт экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования и другие.
Особенная часть включает в себя институты, состоящие из правовых норм, регулирующих конкретные виды хозяйственной деятельности, или регламентирующих реализацию отдельных функций государства по управлению и регулированию хозяйственной деятельностью. К институтам особенной части хозяйственного права относятся: институт государственного регулирования цен и тарифов; институт государственного регулирования внешнеторговой деятельности; институт государственного регулирования аудиторской деятельности; деятельности на рынке ценных бумаг; институт валютного регулирования и другие.
Система хозяйственного права строится на основании правовых принципов.
Принципы отрасли права – это основополагающие начала, на основании которых конструируются и исполняются нормы данной отрасли права.
Принципы хозяйственного права подразделяются на: общеправовые (распространяющиеся на всю правовую систему Республики Беларусь, в том числе и на хозяйственное право); межотраслевые (действующие в рамках нескольких смежных отраслей права); отраслевые (действующие в рамках одной отрасли права); принципы отдельных правовых институтов (действующие в рамках отдельных правовых институтов конкретной отрасли права).
К общеправовым принципам относится принцип законности в хозяйственных отношениях. Действия всех субъектов хозяйственного права должны соответствовать законодательству. На практике данный принцип находит отражение в двух аспектах:
- в праве субъектов хозяйствования на обжалование ненормативных, персонифицированных актов и действий должностных лиц государственных органов;
- в обязанности контролирующих органов при выявлении нарушений в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования ссылаться в актах соответствующих проверок на нормативные правовые акты, предписания норм которых субъект хозяйствования нарушил.
К межотраслевым принципам относятся принципы свободы договора, многообразия и равенства форм собственности.
1 Принцип свободы договора состоит в недопустимости принуждения субъекта хозяйствования к заключению какого-либо договора. Данный принцип находит отражение в ст. 155 ч. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г., согласно которой двусторонняя или многосторонняя сделка считается заключённой лишь при наличии согласованной воли всех сторон. Принцип свободы договора также нашёл отражение в следующих нормах закона Республики Беларусь 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и добросовестной конкуренции»:
- норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора;
- норме о запрете доминирующим субъектам хозяйствования акцепта на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован.
2 Принцип многообразия и равенства форм собственности – государственной и частной - закреплён Конституцией Республики Беларусь. Субъектам права, как государственной собственности, так и частной, предоставляются равные права и гарантии.
К отраслевым принципам относятся: принцип неприкосновенности деловой репутации и принцип единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений.
Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений состоит в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент её принятия. Если нормы не соответствуют экономической ситуации, то вероятность их нарушения, неприменения или избирательного применения возрастает многократно.
Разработка и принятие норм хозяйственного законодательства с нарушением принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода может повлечь возникновение следующих негативных тенденций:
- тенденции неприменения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция может подорвать доверие участников хозяйственных правоотношений, прежде всего инвесторов, к хозяйственному законодательству в целом;
- тенденции избирательного применения норм, не соответствующих экономической ситуации. Эта тенденция создает условия для роста уровня коррупции;
- тенденции торможения экономического развития в результате применения норм, не соответствующих экономической ситуации.
Каждая из этих тенденций имеет исключительно негативный характер. Избежать данных тенденций возможно только при разработке норм хозяйственного законодательства на основании принципа единства правового и хозяйственного метода регулирования экономических (хозяйственных) отношений.
Среди принципов отдельных правовых институтов хозяйственного права выделяют следующие:
- принцип защиты свободной и добросовестной конкуренции – принцип института государственного антимонопольного регулирования;
- принцип непрерывности ведения бухгалтерского учёта – принцип института регулирования учёта, отчётности и анализа в хозяйственной деятельности;
- принцип приоритета косвенного (экономического) регулирования цен и тарифов – принцип института государственного регулирования цен и тарифов и др.