Система хозяйственного права. Хозяйственное законодательство.
Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Если хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных отношений, то хозяйственное законодательство — совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.
Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права. Источниками хозяйственного права признаются нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты.
Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.
Главным источником является Конституция Республики Беларусь.
Конституционная основа предпринимательской деятельности - это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго определенных пределах. С этой целью конституционные нормы:
- закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности (единая финансово-кредитная система, право частной собственности и т.п. ст.ст. 13, 44, 141);
- определяют условия осуществления предпринимательской деятельности (свобода осуществления, равенство субъектов предпринимательства независимо от формы собственности и т.п.);
- устанавливают гарантии прав и интересов предпринимателя (неприкосновенность собственности, возможность ее принудительного отчуждения только при условии соблюдения специальных императивных норм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.п.).
Конституция Беларуси обязывает государство предоставлять всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В то же время на конституционном уровне закреплено, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях(ст. 13).
Приведенные конституционные положения являются основой создания социально-ориентированной экономики.
Регулирование экономических процессов со стороны государства достигается путем как введения запретов (например, в части злоупотреблений доминирующим положением на рынке, недобросовестной конкуренции), так и создания надежных правовых механизмов по обеспечению свободы предпринимательства, проведению разумной налоговой, финансово-кредитной, инвестиционной политики.
Основной Закон нашей страны гарантирует свободу предпринимательской деятельности, что дает право каждому гражданину свободно использовать свои возможности и имущество, самостоятельно решать, заниматься ему предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип реализован прежде всего в Гражданском кодексе Республики Беларусь, а также в других законодательных актах, направленных на развитие в стране цивилизованного бизнеса.
Таким образом, конституционная основа предпринимательской деятельности содержит основные направления правового регулирования предпринимательской деятельности в стране. Эти направления получают свое дальнейшее развитие в законодательных актах и иных актах законодательства о предпринимательской деятельности.
Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются, прежде всего, базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Республики Беларусь. Среди них можно выделить Гражданский кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь.
Среди источников следует указать акты Президента Республики Беларусь, т.е. декреты и указы.
Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам хозяйственного законодательства.
Значительную роль в регулировании хозяйственных отношений играют нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, и в первую очередь органов, действующих непосредственно в экономической сфере.
Систему хозяйственного законодательства, кроме вышеперечислен-ных, дополняют также акты Национального банка Республики Беларусь, постановления Пленумов Высшего Хозяйственного и Верховного Судов Республики Беларусь, решения органов местного управления и самоуправления, локальные нормативные акты, принимаемые субъектами хозяйствования.
Судебная практика как многократное и единообразное решение судами дел одной и той же категории в правовой системе Республики Беларусь не признана источником права в юридическом смысле. Суды при разрешении спора не уполномочены осуществлять нормотворческую деятельность, и их решения не должны содержать правовые нормы. Осуществляя свою основную функция суд применяет норму права к конкретной ситуации. В результате мы имеем не многократное и единообразное решение однотипных ситуаций, которое приобрело прецедентное значение, а прецедент в толковании норм права. Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что одновременно с прецедентом в судебном толковании не появляется новая норма права, а разъясняются содержание и порядок применения уже существующей. Практика разрешения судами какой-либо категории дел либо практика применения конкретной нормы права в обобщенном виде формулируется в постановлениях Пленумов Верховного Суда Вместе с тем, в положениях Закона о нормативных правовых актах постановления Пленума Верховного суда, постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, акты Конституционного Суда определены как нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. Акты перечисленных высших судебных инстанций включены также в перечень источников гражданского права.
Система хозяйственного права.Хозяйственное право регулирует разнообразные отношения по осуществлению хозяйственной деятельности. Многочисленные нормы и институты хозяйственного права едины и тесно связаны между собой. В этом единстве каждая хозяйственно-правовая норма, каждый институт занимают определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему хозяйственного права.
Система отрасли права устанавливается на основании объективно сложившихся норм и институтов отрасли. Вопрос о системе и структуре хозяйственного права является дискуссионным и в правовой литературе излагается по-разному. В настоящее время система хозяйственного права, исходя из анализа ее нормативно-правового массива, складывается из двух частей:
1) общие положения, к которым относится правовое регулирование всех видов осуществления и руководства хозяйственной деятельностью;
2) положения, касающиеся правового обеспечения отдельных сторон хозяйственного механизма (производственная, предпринимательская деятельность, снабжение и сбыт, инвестиции, транспорт и связь, финансирование, кредитование и др.).