Порядок эксплуатации тормозов СПС в технологическом режиме
9.1. Приступать к погрузочно-разгрузочным работам на СПС, оборудованном грузоподъемным краном, разрешается только после приведения в действие автоматического и вспомогательного тормозов.
9.2. Для железнодорожно-строительных машин циклического действия переключение тормоза с транспортного режима на рабочий выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации машины. При необходимости обслуживающая бригада СПС производит регулирование выходов штоков тормозных цилиндров для обеспечения требуемого быстродействия рабочего тормоза.
9.3. Использование автотормозной воздушной магистрали в единой системе с рабочей магистралью хоппер-дозаторов (думпкаров) запрещается.
9.4. Перед началом работы по сварке рельсов в пути тормозные устройства рельсосварочной машины ПРСМ должны быть приведены в действие.
9.5. Порядок эксплуатации тормозов в технологическом режиме устанавливается руководством по эксплуатации конкретного СПС, согласованным с владельцем инфраструктуры.
Опробование тормозов в хозяйственных поездах и СПС
Общие положения
10.1.1. Установлены два вида опробования тормозов: полное и сокращенное опробование.
10.1.2. Полное опробование автотормозов хозяйственных поездов проводит осмотрщик вагонов совместно с работниками бригад СПС, обученными выполнению операций по опробованию автотормозов.
10.1.3. Машинист при полном опробовании тормозов осуществляет управление тормозами из тяговой единицы хозяйственного поезда. От стационарной компрессорной установки – осмотрщик вагонов или оператор.
10.1.4. Осмотрщик вагонов совместно с обученными работниками бригады СПС проверяет действие тормозов в составе поезда и правильность их включения. На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщиков вагонов, полное опробование автотормозов в хозяйственных поездах производят работники бригад СПС, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов.
10.1.5. При полном опробовании тормозов проверяют техническое состояние тормозного оборудования, целостность и плотность тормозной сети, действие тормозов у всех единиц хозяйственного поезда, подсчитывают нажатие тормозных колодок в поезде и количество ручных тормозов.
10.1.6. Полное опробование автоматических тормозов в хозяйственных поездах производят:
на станциях (пунктах) формирования перед отправлением поезда;
после смены ведущей тяговой единицы;
перед отправлением поезда с промежуточной станции после его стоянки без локомотивной бригады (бригады СПС);
на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения.
10.1.7. Перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более полное опробование тормозов производится от тяговой единицы с выдержкой автотормозов в заторможенном состоянии в течение 600 секунд (10 минут). Перечень таких станций устанавливается владельцем инфраструктуры.
Спуски считаются затяжными при следующих параметрах:
крутизной от 0,08 до 0,010 включительно, протяженностью 8 км и более;
крутизной более 0,010 до 0,014, протяженностью 6 км и более;
крутизной более 0,014 до 0,017, протяженностью 5 км и более;
крутизной более 0,017 до 0,020, протяженностью 4 км и более;
крутизной от 0,020 и круче, протяженностью 2 км и более.
Затяжные спуски крутизной 0,018 и более считаются крутыми затяжными.
10.1.8. На станциях, где нет пунктов технического обслуживания, при прицепке к тяговой единице ССПС не более пяти подвижных единиц полное опробование автотормозов производится без вручения машинисту «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» (Приложение 2 настоящих правил), а данные о весе поезда, тормозном нажатии с учетом веса и тормозных средств тяговой единицы, дате, времени полного опробования тормозов, плотности тормозной сети машинист тяговой единицы записывает в журнал технического состояния ССПС и расписывается вместе с помощником машиниста. Последние две подвижные единицы в хозяйственном поезде должны иметь включенные и исправно действующие автотормоза. Максимальная скорость движения поезда определяется по фактическому наличию тормозного нажатия в сравнении с потребным, с учётом веса и тормозных средств ССПС. Поезд следует без «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» до первой станции с пунктом технического обслуживания, где должно быть выполнено полное опробование автотормозов и машинисту выдана «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии». По прибытии в предприятие приписки машинист должен сделать копию записи в журнале технического состояния ССПС и сдать её вместе со скоростемерной лентой (электронным носителем системы параметров движения поезда).
10.1.9. Сокращенное опробование тормозов производится для СПС и хозяйственного поезда от тяговой единицы.
10.1.10. При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной сети по действию тормозов двух последних подвижных единиц в хвосте хозяйственного поезда.
10.1.11. Сокращенное опробование автотормозов следует производить:
при смене направления движения хозяйственного поезда с перестановкой тяговой единицы для движения поезда в противоположную сторону;
после смены обслуживающих бригад, когда тяговая единица от поезда не отцепляется;
при смене кабин (пультов управления) или при передаче управления машинисту второй тяговой единицы.
после всякого разъединения рукавов в составе хозяйственного поезда или между составом и тяговой единицей, после перекрытия концевого крана в поезде, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае – с проверкой действия тормоза у каждой прицепленной подвижной единицы);
после стоянки более 1800 секунд (30 минут) в местах где имеются осмотрщики вагонов или работники, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры;
если при стоянке хозяйственного поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменение плотности тормозной сети более чем на 20 % от указанной в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» (Приложение 2);
при снижении давления в главных резервуарах тяговой единицы ниже 0,54 МПа (5,5 кгс/см2);
при движении хозяйственного поезда при появлении признаков нарушения целостности тормозной магистрали в случае его остановки.
10.1.12. У однопультовых и однокабинных СПС, оборудованных одним автоматическим и вспомогательным кранами машиниста после смены направления движения без перестановки тяговой единицы для движения поезда в противоположную сторону и стоянки менее 30 минут проверку автоматических тормозов не производить.
10.1.13. Сокращенное опробование автотормозов хозяйственного поезда проводит осмотрщик вагонов совместно с обученными работниками бригад СПС. На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщиков вагонов, а также на перегонах сокращенное опробование автотормозов производят работники бригад СПС, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов.
10.1.14. Проверка действия тормозов одиночно следующего ССПС
На станции отправления и на промежуточных станциях после стоянки
более 30 минут бригада ССПС обязана проверить действие автоматического (без 5-минутной выдержки в заторможенном состоянии) и вспомогательного тормозов.
Проверку автоматического тормоза на чувствительность воздухораспределителей к торможению производить:
а) для воздухораспределителей грузового типа на гружёном и равнинном режиме снижением давления в уравнительном резервуаре краном машиниста в один прием на 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кгс/см2), а при воздухораспределителе, действующем через кран вспомогательного тормоза — на 0,07-0,08 МПа (0,7-0,8 кгс/см2).
После торможения необходимо убедиться в том, что давление в тормозных цилиндрах не менее 0,1 МПа (1,0 кгс/см2) и штоки поршней вышли из тормозных цилиндров, а тормозные колодки прижаты к колесам;
б) для воздухораспределителей пассажирского типа проверку необходимо выполнять снижением давления в уравнительном резервуаре краном машиниста в один прием на 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кгс/см2).
После торможения необходимо убедиться в том, что давление в тормозных цилиндрах не менее 0,1 МПа (1,0 кгс/см2) и штоки поршней вышли из тормозных цилиндров, а тормозные колодки прижаты к колесам.
Проверка чувствительности воздухораспределителей к отпуску:
Проверку производить постановкой управляющего органа крана машиниста в поездное положение, при котором тормоз должен отпустить, а тормозные колодки отойти от колес, после чего привести в действие вспомогательный тормоз ССПС и проверить величину предельного давления в тормозных цилиндрах при крайнем тормозном положении управляющего органа вспомогательного тормоза.
Это давление должно быть от 0,38 до 0,40 МПа (от 3,8 до 4,0 кгс/см2) или не менее указанного в руководстве по эксплуатации конкретного СПС, согласованного с владельцем инфраструктуры.
10.1.15. При наличии на ССПС встроенной системы диагностики тормозов и при передаче команды управления от органа управления краном машиниста к его исполнительным устройствам электрическим или иным способом (кроме механического) опробование тормозов должно производиться с помощью данной системы.
Полное опробование тормозов
10.2.1. Перед проведением полного опробования тормозов хозяйственного поезда необходимо отключить питательную магистраль тяговой единицы от питательной магистрали поезда с помощью концевого крана.
10.2.2. При полном опробовании автоматического тормоза
хозяйственного поезда выполняют:
проверку свободности прохождения сжатого воздуха до хвостовой подвижной единицы состава поезда и целостности тормозной магистрали поезда. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостовой подвижной единицы на 3-10 секунд;
установку измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостовой подвижной единицы;
замер времени отпуска автотормозов у двух последних подвижных единиц в хвосте состава после ступени торможения на 0,5-0,6 кгс/см2 (0,05- 0,06 МПа) и получения информации о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение до начала отхода колодок от колес;
проверку плотности тормозной магистрали поезда.
На тяговых единицах, оборудованных устройством контроля плотности тормозной магистрали, проверку плотности производить по показанию этого устройства.
При поездном положении управляющего органа крана машиниста проверку проводят после отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах тяговой единицы предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,04‑0,05 МПа (0,4‑0,5 кгс/см2) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).
Для поездов с тяговыми единицами в голове наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной магистрали в зависимости от длины состава и объема главных резервуаров указано в таблице 4 настоящих Правил.
10.2.3. После снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06‑0,07 МПа (0,6‑0,7 кгс/см2) в положении управляющего органа крана машиниста, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, необходимо замерить плотность тормозной магистрали поезда которая не должна отличаться от плотности при поездном положении управляющего органа крана машиниста более чем на 10 % в сторону уменьшения.
10.2.4. Замерить зарядное давление в тормозной магистрали хвостовой подвижной единицы поезда после полной зарядки тормозной магистрали всего поезда и проверки целостности тормозной магистрали. Показания давления в тормозной магистрали хвостовой подвижной единицы при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должны отличаться более чем на 0,03 МПа (0,3 кгс/см2) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей.
10.2.5. Проверка действия автоматических тормозов подвижных единиц поезда на торможение и отпуск. Проверку проводят после снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06-0,07 МПа (0,6‑0,7 кгс/см2) с зарядного давления с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, по истечении 120 секунд (2 минут) для поездов, у которых все воздухораспределители включены на равнинный режим, и 600 секунд (10 минут) – при воздухораспределителях, включенных на горный режим.
Таблица 4- Время снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в главных резервуарах при проверке плотности тормозной магистрали хозяйственного поезда
Общий объем главных резервуаров тяговой единицы, л | Время, с, при длине состава в осях | ||||
до 100 | 101-150 | 151-200 | 201-250 | 251 - 300 | |
Примечания. 1. При проверке плотности тормозной магистрали хозяйственного поезда при зарядном давлении 0,52-0,55 МПа (5,3-5,6 кгс/см2) норму времени указанную в таблице уменьшить на 10%. 2. При работе по системе многих единиц, когда главные резервуары тяговых единиц соединены в общий объем, указанное время увеличивать пропорционально изменению объемов главных резервуаров. 3. При общем объеме главных резервуаров, отличном от представленного в таблице, объем принимать по ближайшему наименьшему объему, приведенному в таблице. 4. На каждой тяговой единице на видном месте должна быть выписка с указанием общего объёма главных резервуаров. |
10.2.6. Осмотрщики вагонов обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждой подвижной единицы и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штока тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес.
Машинисту по сигналу осмотрщика следует отпустить автотормоза переводом управляющего органа крана машиниста в поездное положение.
После окончания проверки действия тормозов на торможение и последующий отпуск, осмотрщики вагонов обязаны проверить отпуск тормозов по всему поезду у каждой подвижной единицы и убедиться в их нормальной работе на отпуск по уходу штока тормозных цилиндров и отходу колодок от поверхности катания колес.
10.2.7. При выявлении воздухораспределителей не сработавших на отпуск, не разрешается выполнять их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска.
10.2.8. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на подвижной единице должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.
10.2.9. По окончании полного опробования тормозов выдается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» (Приложение 2).