Малочисленных народов Севера
На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера.
В отношении коренных малочисленных народов Севера в автономном округе реализуется как федеральное, так и региональное законодательство, касающееся повышения качества и стандартов жизни населения, создания благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечения экономического роста и социальной стабильности в обществе.
Региональная законодательная база позволяет гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера и включает законы, непосредственно регулирующие правоотношения в сфере защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, в том числе: Закон автономного округа от 06 октября 2006 года № 49-ЗАО «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе»; Закон автономного округа от 02 марта 2016 года № 1-ЗАО «О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе»; Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года № 113-ЗАО «О факториях Ямало-Ненецкого автономного округа»; Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года № 114-ЗАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»; Закон автономного округа от 06 июня 2016 года № 34-ЗАО «Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе»; Закон автономного округа от 05 мая 2010 года № 52-ЗАО «О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе»; Закон автономного округа от 03 декабря 2012 года № 110-ЗАО «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе»; Закон автономного округа от 05 апреля 2010 года № 48-ЗАО «О родных языках коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Несмотря на то, что на сегодняшний день приоритетным направлением деятельности органов власти автономного округа остается совершенствование системы обеспечения реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, настоящая Народная программа позволила выявить правовые пробелы в обеспечительном механизме реализации законодательства, регулирующего обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера.
Так, в целях успешной реализации настоящей Народной программы, результатом которой является достижение поставленных целей и задач, необходимо принять меры по преобразованию системы как регионального, так и федерального законодательства.
В свою очередь, это будет способствовать решению таких принципиально важных для коренных малочисленных народов Севера проблем, как:
- отсутствие порядка и правовых механизмов определения национальной принадлежности представителей коренных малочисленных народов Севера;
- отсутствие государственного статистического учета граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие определенного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ответственного за утверждение порядка выдачи органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
- отсутствие возможности реализации права коренных малочисленных народов Севера на проведение этнологической экспертизы;
- отсутствие правового регулирования вопросов государственной поддержки северного оленеводства (в том числе оленеводов-частников);
- отсутствие правового урегулирования вопросов, направленных на обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общин к охотничьим угодьям и к охотничьим животным в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие у общин коренных малочисленных народов Севера статуса сельхозтоваропроизводителя;
- отсутствие механизма защиты прав коренных малочисленных народов Севера в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- проблемы образования, охраны, использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие правового регулирования особенностей организации образовательной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- отсутствие правового регулирования особенностей использования лесов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- несогласованность перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 года № 1049, с перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года № 631-р;
- отсутствие ветеринарных правил в целях обеспечения безопасности лекарственного сырья, получаемого от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье), а также о лицензировании деятельности по заготовке и реализации пантов;
- отсутствие правового регулирования возложения на арендаторов-недропользователей обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению;
- отсутствие регулирования вопроса оплаты санаторно-курортного лечения для коренных малочисленных народов Севера (работников оленеводства, рыболовства и охоты), а также оплаты проезда к месту проведения лечения и обратно, в том числе и для сопровождающего;
- отсутствие в государственных программах мероприятий, способствующих обеспечению доступности услуг по получению разрешительных документов или по компенсации расходов на их получение (в том числе обучение, прохождение медосмотра) для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности (рыболовство, оленеводство, охота);
- отсутствие региональной программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на повышение уровня занятости в местах традиционного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- отсутствие механизма привлечения представителей коренных малочисленных народов Севера при проведении природоохранных (рекультивационных или лесовосстановительных) работ и экологических мероприятий;
- отсутствие механизма организации и транспортировки тел умерших (усопших) граждан из населенных пунктов (медицинских учреждений) до места захоронения (в том числе с межселенной территории, например, стойбища, фактории) воздушным, наземным, водным транспортом при неразвитости транспортной системы в автономном округе.
Также необходимо проработать вопросы, связанные:
- с принятием мер по противодействию незаконному обороту алкогольной продукции в сельской местности, на межселенной территории, а также ограничительных мер по реализации алкогольной продукции;
- с отсутствием механизма закрепления обязанности по реэвакуации граждан после оказания медицинской помощи в связи с необходимостью организации процесса возвращения пациента обратно (в стойбище);
- с отсутствием механизма авансирования и возмещения (компенсации) расходов по оплате санаторно-курортного лечения для коренных малочисленных народов Севера (работников оленеводства, рыболовства и охоты), а также на оплату проезда к месту проведения лечения и обратно, в том числе и для сопровождающего.