Малочисленных народов Севера

Агропромышленный комплекс Ямала – это многоотраслевой сектор экономики автономного округа. Его поддержке и развитию уделяется особое внимание Правительства автономного округа.

Отрасль агропромышленного комплекса, в том числе традиционные отрасли хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, на территории автономного округа регулируются:

- Законом автономного округа от 06 июня 2016 года № 34-ЗАО «Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе»;

- Законом автономного округа от 27 февраля 2017 года № 1-ЗАО «Об аквакультуре (рыбоводстве), рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

- Законом автономного округа от 28 декабря 2005 года № 114-ЗАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (установлены правовые основы и виды государственной поддержки общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории автономного округа);

- Законом автономного округа от 28 декабря 2005 года № 113-ЗАО «О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе».

В целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса в автономном округе реализуются Концепция социально-экономического развития сельских территорий и агропромышленного комплекса автономного округа до 2020 года, государственная программа автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 26 ноября 2013 года № 964-П.

На Ямале имеется весьма успешный опыт создания технологичного арктического кластера, выстраивается взаимосвязанная система заготовок и высокотехнологичной переработки продукции оленеводства, рыболовства, оказывается государственная поддержка в отраслях северного оленеводства, племенного животноводства, звероводства, заготовки дикоросов (ягод), рыболовства.

Продукция оленеводства пользуется спросом за пределами региона и Российской Федерации.

Основная задача развития традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера – получение качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, совершенствование системы заготовки и переработки сельхозсырья, что способствует улучшению как экономических показателей, так и повышению благосостояния коренного населения и жителей сельских поселений (дополнительные рабочие места для коренного населения, повышение средней заработной платы, доходов).

Запрет на вылов ценных пород рыб (нельма, муксун), введенный в 2014 году, стал своеобразным «катализатором» развития рыболовства.

Для решения проблемы сокращения популяции сиговых рыб в автономном округе предусмотрена реализация инвестиционного проекта по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов.

Для развития и модернизации рыбной отрасли в автономном округе построены рефрижераторные промыслово-перерабатывающие суда класса река-море «Нум» и «Полярная звезда». В связи с уменьшением квот на вылов ценных биоресурсов на территории автономного округа возрастают объемы добычи частиковых и тресковых видов, доля уловов которых увеличивается.

Вместе с тем, ведущие отрасли традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера сталкиваются с новыми вызовами.

Так, в течение последних 70 лет на территории автономного округа наблюдался неуклонный рост поголовья северных оленей с 240 тысяч голов до 730 тысяч голов. Увеличение поголовья животных наряду с промышленным освоением территорий привело к деградации пастбищ; кормовая база не успевает восстанавливаться, в результате происходит снижение показателей продуктивности оленей.

Общая площадь оленьих пастбищ автономного округа составляет 48,5 млн гектаров, оптимальная оленеемкость позволяет выпасать стадо в 370 тысяч голов при фактическом поголовье более 730 тысяч.

Наращивание поголовья северных оленей влечет за собой истощение оленьих пастбищ в тундровых районах и может привести к серьезным экологическим и социальным последствиям в отрасли оленеводства в будущем.

На смену стратегии количественного роста поголовья определен переход на стратегию, ориентированную на более глубокую безотходную переработку продукции оленеводства, создание новых товарных цепочек на ее основе, совершенствование продуктивных качеств оленей, развитие пищевой промышленности, освоение новых рынков сбыта и повышение спроса на продукцию оленеводства.

В результате изменения стратегии развития отрасли оленеводства необходима модернизация системы переработки продукции оленеводства, предполагающей строительство комплексов по убою оленей в местах сосредоточения сырьевой базы оленеводства, в Тазовском, Приуральском и Пуровском районах.

Имеется необходимость урегулирования маршрутов и графиков передвижения субъектов оленеводства и стад оленей (маршрутов каслания), стоянок оленеводов и оптимального размера оленьего стада для сохранения оленьих пастбищ. Одним из вариантов решения проблемы перевыпаса может стать переход на таежное или изгородное оленеводство.

Рыба играет особую роль для коренных народов, является основным рационом питания коренных малочисленных народов Севера наряду с мясом (олениной). Традиционно долгое время на столе рыбаков и оленеводов обязательно присутствовали и нельма, и муксун, и щекур.

Теперь люди вынуждены изменять свой привычный рацион питания, переходить на «черную рыбу», искать новый источник заработка, перестраивать схемы сбыта продукции рыболовства.

Рыбодобывающие предприятия хоть и продолжают добывать рыбу в пределах тех же квот, но из-за переориентирования на добычу менее ценных видов рыб, доходы как предприятий, так и рыбаков, а в основном это представители коренных малочисленных народов, снизились. Предприятия становятся убыточными, в результате чего вынуждены сокращать рабочие места.

В отрасли рыболовства необходимо развитие глубокой переработки рыбы путём внедрения современных технологий, укрепление материально-технической базы предприятий и малых форм хозяйствования, занимающихся рыбодобычей и рыбопереработкой, создание новых рабочих мест, изменение подхода в правовом регулировании рыболовства (вопрос предоставления квот на добычу биоресурсов).

К приоритетным отраслям традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа также относится сбор дикоросов.

Вместе с тем, необходимо развитие и совершенствование этой отрасли как способствующей занятости коренного населения, проживающего в национальных поселках.

Предлагается развитие пунктов (цехов) по переработке и хранению дикоросов (ягоды, грибы) и различных трав для изготовления в дальнейшем чаев и лекарственных средств. Также требует изучения и рынок сбыта данной продукции.

Активными участниками производства сельскохозяйственной продукции в автономном округе являются общины коренных малочисленных народов Севера, объединяющие лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

В соответствии с региональным законодательством общины отнесены к субъектам государственной поддержки агропромышленного комплекса автономного округа.

Между тем, следует отметить, что за последнее время общины претерпели значительное сокращение. Причинами сокращения являются как переход на иные формы хозяйствования, отвечающие современным рыночным отношениям, позволяющие осуществлять коммерческую деятельность и получать более широкий спектр государственной поддержки, так и прекращение деятельности в связи с недостатком знаний по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.

При этом необходимо повышать заинтересованность населения в организации общин коренных малочисленных народов Севера и в осуществлении их деятельности, в том числе как социально-ориентированной некоммерческой организации.

Вариантами активизации деятельности может стать увеличение целевых субсидий или грантовой поддержки общин коренных малочисленных народов Севера и других форм хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих виды традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе направленных на укрепление материально-технической базы, ее модернизацию, подготовку и переподготовку кадров, предоставление бесплатных мест (либо предоставление компенсаций) на муниципальных рынках для работников общин коренных малочисленных народов Севера.

Также необходимо создать условия для конкурентоспособности производимой продукции, ее «уникальности», для чего имеется потребность в своевременном улучшении производственной, материально-технической базы, модернизации производства и использовании новых технологий, позволяющих снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

В целях развития видов традиционной хозяйственной деятельности необходимо увеличение объёмов государственной поддержки на развитие данных отраслей.

Учитывая динамично развивающиеся рыночные отношения, требуется оперативно осуществлять поиск рынков сбыта для реализации производимой продукции за пределами региона.

Необходимо продолжить информационно-разъяснительную работу, направленную на:

- пропаганду успешных проектов по развитию предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера;

- распространение информации о деятельности структур, участвующих в реализации мер, направленных на повышение уровня занятости в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;

- проведение семинаров, форумов, съездов для таких предпринимателей.

Целесообразно расширение сферы деятельности государственного учреждения «Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера», которое оказывает содействие предпринимательству, обеспечивает доступность предоставления различных услуг в сфере ведения бизнеса и повышения грамотности в сфере предпринимательства.

Предлагаемые к реализации мероприятия будут способствовать созданию условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, трудоустройства молодежи, стимулирования занятости и самозанятости, развития предпринимательства, повышения уровня жизни.

Стоит отметить, что в последнее время в связи с техническим прогрессом представителями коренных народов, занятых в традиционных отраслях хозяйствования, все чаще используются современные средства передвижения и транспортировки (трэколы, снегоходы, моторные лодки, квадроциклы и т.д.), для которых в соответствии с действующим законодательством установлены требования по регистрации, техническому осмотру, наличию права управления соответствующим транспортным средством, прохождение обязательного обучения и другие требования.

Аналогичные нормы предусмотрены и для владельцев охотничьего оружия.

Предлагается предусмотреть мероприятия, способствующие обеспечению доступности услуг по получению разрешительных документов (в том числе обучение, прохождение медосмотра) для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности (рыболовство, оленеводство, охота).

Большое значение в проведении государственной политики, направленной на устойчивое развитие коренного населения Ямала, ведущего традиционный образ жизни, имеет наличие сформированной сети факторий, созданных в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного населения.

В настоящее время фактории – это не только центры решения производственных задач, они все чаще становятся центрами предоставления тундровикам различного рода услуг – образовательных, медицинских, культурных, социальных.

Совершенствовать деятельность факторий предлагается путем расширения функционала факторий и модернизации объектов, имеющихся на факториях.

Отмечается необходимость создания условий для обеспечения на факториях доступа к сети Интернет, это позволит обеспечить на факториях доступность некоторых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Кроме этого, доступ к сети Интернет позволит предусмотреть установку кассовых аппаратов (терминалов) для расчета пластиковыми банковскими картами при закупках товаров первой необходимости и национального спроса.

На территории автономного круга имеются фактории с хорошей транспортной доступностью, на которых необходимо дальнейшее развитие организации приема, накопления, первичной обработки, хранения и подготовки к транспортировке продукции производства видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Нельзя оставлять без внимания и организацию медицинского обслуживания населения, ведущего традиционный образ жизни.

Предлагается организация на факториях специальных помещений, предназначенных для:

- оказания медицинской помощи;

- организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

- организации культурно-массовых мероприятий и проведения встреч с населением;

- организации процесса обучения коренных народов;

- иных целей.

Предприятиями топливно-энергетического комплекса, осуществляющими деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, оказывается содействие в различных сферах жизнедеятельности коренных народов.

В автономном округе сложилась эффективная схема взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса, которая реализуется путем заключения и реализации соглашений о сотрудничестве между Правительством автономного округа и предприятиями топливно-энергетического комплекса.

В отдельных муниципальных образованиях в автономном округе сложилась положительная практика взаимодействия предприятий топливно-энергетического комплекса и советов представителей коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, создаваемых при главах муниципальных образований в автономном округе.

В дальнейшем необходимо наращивать опыт взаимодействия и сотрудничества органов власти, бизнес-сообщества с коренными малочисленными народами Севера.

В перспективе совместными усилиями заинтересованных сторон при поддержке и общей координации региональных органов власти целесообразно ввести институт представительства коренных малочисленных народов Севера в структурах организаций нефтегазового комплекса, в том числе для реализации компаниями взятых на себя обязательств.

Также необходимо продолжить осуществлять мероприятия по выпуску молоди рыб ценных пород за счет компенсационных мероприятий, проводимых предприятиями топливно-энергетического комплекса.

Выстроенная система взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса позволит также реализовать потенциал молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера путем осуществления отбора учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера для целевого обучения в образовательных организациях высшего профессионального образования и последующего трудоустройства на предприятия топливно-энергетического комплекса.

Необходимо распространять положительный опыт и практику работы по взаимодействию предприятий топливно-энергетического комплекса с коренными малочисленными народами Севера для ее применения другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории автономного округа.

Наши рекомендации