Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации
Государственная финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации включает, с одной стороны, меры по поддержке малых форм хозяйствования, что содействует расширению социальной базы кооперации, с другой стороны, – собственно самих кооперативов. При этом речь идет как о выделении необходимых ресурсов, так и о совершенствовании организационно- институционального механизма их распределения, что включает меры по развитию на селе сети кредитных кооперативов (сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и кредитных кооперативов граждан) и других микрофинансовых организаций (региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки сельского развития и др.).
Финансово-кредитная поддержка К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования сельскохозяйственных потребительских кооперативов включает меры, предусмотренные в рамках:
– ежегодных законов о федеральном бюджете в части расходов по отрасли «Сельское хозяйство»;
– специальных федеральных, региональных и муниципальных программ;
– Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
В целях обеспечения гарантированного участия малых форм хозяйствования в государственных программах поддержки сельского хозяйства, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, создания для них равных с крупными предприятиями условий хозяйствования, развития конкуренции в АПК необходима разработка механизма квотирования средств, направляемых на стимулирование малых форм, в рамках общих расходов на сельское хозяйство.
В рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» предусматривается увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых К(Ф)Х и ЛПХ.
Основной механизм – субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется 2,9 млрд руб. в 2006 г., 3,67 млрд руб. – в 2007 г., что позволит привлечь ЛПХ и К(Ф)Х кредиты на сумму более 30 млрд руб. ежегодно.
Кроме того, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства получат доступ к долгосрочным (до 8 лет) кредитам на строительство и модернизацию животноводческих ферм; а также средствам, выдаваемым ОАО «Росагролизинг» на закупку племенного скота и оборудования для животноводческих помещений.
Для обеспечения гарантий этого доступа целесообразно определение квоты К(Ф)Х и ЛПХ в рамках общих сумм, выделяемых на эти цели.
В целях повышения уровня доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, и, прежде всего для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, Приоритетным национальным проектом предполагается развитие кредитования под залог земельных участков. В 2006 –2007 гг. запланировано принятие ряда федеральных законов, необходимых для создания системы земельно-ипотечного кредитования. В 2006 г. ОАО «Россельхозбанком» будут осуществляться пилотные проекты.
В целях улучшения доступа к кредитным ресурсам малых и средних К(Ф)Х и ЛПХ, при реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» необходимо внести ограничения на получение кредитов со ставкой субсидирования расходов на выплату процентов на 95% и 100% крупными К(Ф)Х. Крестьянские (фермерские) хозяйства с численностью работников свыше 60 человек должны получать кредиты со ставкой субсидирования до 75% (т.е. как сельскохозяйственные организации).
Учитывая слабые рыночные и конкурентные позиции, отсутствие достаточного кредитного опыта и приемлемого залога у большинства К(Ф)Х и ЛПХ при одновременной большой потребности в длительных по срокам кредитов, главным образом для осуществления капитальных затрат, целесообразно (в дополнение к принятым в национальном проекте мерам) выделить для К(Ф)Х и ЛПХ целевые бюджетные кредиты под 6-8% годовых на срок до десяти лет. Операторами при реализации этой программы могут выступить ОАО «Россельхозбанк» и сельские кредитные кооперативы, а средства выделяться под гарантии субъектов Российской Федерации или с использованием специального создаваемого для этого Гарантийного фонда на федеральном уровне.
Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна включать:
– финансовую помощь вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.);
– предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов и субсидий до 50 % затрат на строительство и ремонт производственных и складских помещений, приобретение оборудования, транспортных средств и др.;
– выделение кредитов всем кооперативам на пополнение оборотных средств. Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» предусмотрено финансирование развития сети снабженческо-сбытовых кооперативов (в 2006 г. их будет создано 400, в 2007 г. – 600), кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции (в 2006 г. их будет создано 600, в 2007 г. – 400), кредитных кооперативов (в 2006 г. их будет создано 600, в 2007 г. – 400). На эти цели из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанком» будет выделено в 2006 г. 3,6 млрд руб., в 2007 г. – 4,5 млрд руб. За счет выделенных средств ОАО «Россельхозбанк» будет оказывать кредитную поддержку создаваемым и действующим потребительским кооперативам.. За счет выделяемых средств ОАО «Россельхозбанк» с участием Минсельхоза России и АККОР следует создать Федеральный фонд кредитных гарантий для сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Аналогичные фонды целесообразно создать в субъектах Российской Федерации при содействии Минсельхоза России и АККОР.
Кроме этого, Минсельхозу России совместно с АККОР следует создать реестр сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также поддерживающих их организаций сельской кредитно-финансовой инфраструктуры: бюро кредитных историй, специализированных страховых компаний, служб внешнего аудита.
Средства федерального бюджета на поддержку малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной потребительской кооперации должны направляться в виде субсидий субъектам Российской Федерации и распределяться между ними Минсельхозом России с участием АККОР и других общественных организаций сельскохозяйственных производителей на конкурсной основе в два этапа.
На первом этапев регионы направляется 40% годового объема финансирования с учетом численности К(Ф)Х, ЛПХ; объема производимой ими валовой и реализованной продукции.
На втором этапераспределяются остальные 60% средств. При этом наряду с вышеизложенными критериями их региональной дифференциации учитывается эффективность использования ресурсов, выделенных на первом этапе. При этом обязательными условиями предоставления субвенций на втором этапе являются:
– софинансирование развития малых форм хозяйствования и вертикальной сельскохозяйственной кооперации из бюджета субъектов Российской Федерации;
– разработка проекта региональной целевой программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
– создание регионального учебно-методического и/или информационно-консультационного центра по развитию малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Внутри регионов средства государственной поддержки распределяются на основе конкурса бизнес-проектов с участием региональных отделений АККОР и/или других общественных организаций (союзов) сельскохозяйственных производителей.
Критериями отбора проектов для оказания государственной поддержки являются:
– коммерческий и мультипликативный эффект;
– привлечение собственных или дополнительных внебюджетных средств;
– создание конкурентной среды на потребительском рынке;
– социальная значимость, обеспечение самозанятости и создание новых рабочих мест.