Денежные трансферты и экономическое развитие

Увеличивающаяся база данных демонстрирует, что денежные трансферты способствуют росту экономики. Политики не обязательно сталкиваются с необходимостью компромисса, ставя общественные интересы против задач роста — скорее, у них есть возможность создать замкнутый цикл большей справедливости, которая будет способствовать росту, поддерживающему дальнейшие улучшения справедливости. Есть как минимум девять путей, через которые денежные трансферты способствуют росту экономики. Большинство из этих механизмов работают, увеличивая общую эффективность экономики — через лучшие политику и стратегию, улучшенное распределение ресурсов (увеличенную занятость, развитие человеческого капитала и другие инвестиции, и уменьшение дискриминации) и более эффективное использование преимуществ возможностей экономики.

1. Денежные трансферты могут генерировать доходы для тех групп, которые в противном случае были бы обделены из-за определенных элементов поддерживающей бедных стратегии, создавая функцию балансировки, которая может обеспечить поддержкой те реформы, которые необходимы для устойчивого долгосрочного роста. Профсоюзы в Непале, например, распознали в эффективных денежных трансфертах необходимое условие для неизбежных реформ рынка труда, комбинация которых усилила бы как справедливость, так и развитие. Инициативы в области денежных трансфертов компенсировали бедным сниженные ценовые субсидии в Мексике и Индонезии.

2. Денежные трансферты способствуют развитию человеческого капитала, увеличивая здоровье и образованность работника и увеличивая производительность труда. Исследования в Южной Африке и Латинской Америке неоднократно документируют значительное изменение ситуации со здоровьем и образованием, в особенности, реакцию как на условные, так и на безусловные программы денежных трансфертов и инициативы в области социального здравоохранения. Выплаты детям (в особенности, денежные трансферты) и пакеты школьных пособий улучшают школьную посещаемость, а образование является самым большим активом для предотвращения ВИЧ. Денежные трансферты населению, запущенные экспериментально в странах с высоким распространением ВИЧ (Замбия и Малави) успешно уменьшают бедность в домохозяйствах, затронутых ВИЧ/СПИД. Пособие на ребенка в Южной Африке обеспечивает средствами к существованию, улучшает питание и облегчает доступ к образованию.

3. Денежные трансферты дают возможность бедным защитить себя и свои активы от потрясений, обеспечивая им защиту возможности долгосрочно генерировать доход. Засухи в Эфиопии значительно уменьшали доход домохозяйств, как и 15 лет спустя. Денежные трансферты дают домохозяйствам возможность воздержаться от отчаянных мер и уменьшить уязвимость в будущем. Денежные трансферты могут содействовать домохозяйствам в поддержании их уровня потребления без продажи производственных активов.

4. Денежные трансферты смягчают риски и поощряют инвестиции. Негативная сторона наиболее рискованных, но также и самых продуктивных инвестиций урожает бедным нищетой. Денежные трансферты дают возможность людям противостоять этим рискам. Например, фермеры, защищенные программой гарантированной занятости в Махараштре (Индия), инвестируют в инвестируют в более урожайные сорта, чем фермеры соседних штатов. Риск, связанный с истощением расходов на здравоохранение в сельской части Китая, неблагоприятно повлиял на миграцию рабочих и на количество решивших пойти в школу среди домохозяйств. Улучшенное управление общественными рисками поддерживает долгосрочное улучшение положения бедных.

5. Программы денежных трансфертов ведут бой с дискриминацией и раскрывают экономический потенциал. В Бангладеш, Бразилии и Южной Африке трансферты для женщин оказывают большее влияние на школьную посещаемость девочек в сравнении с мальчиками. Это решение прямо борется с дискриминацией, улучшая использование общественных человеческих ресурсов.

В частности, когда гендерное неравенство усиливает распространение ВИЧ и СПИД, разрешение использовать и увеличение ресурсов в руках женщин повышает выживаемость детей, ситуацию с питанием и школьную посещаемость. Когда женщины здоровы, образованы и имеют свободный доступ к жизненным благам, дети также процветают. В домохозяйствах, где женщины ответственны за принятие решений, доля ресурсов, передающаяся детям, намного больше, чем в тех, в которых у женщин меньшая решающая роль. Следовательно, кто контролирует денежные трансферты на уровне домохозяйства — решающий фактор с точки зрения уменьшения распространения СПИД и бедности, детской выживаемости и расширения прав и возможностей как женщин, так и детей.

6. Денежные трансферты поддерживают задействованность бедных на рынке труда, способствуя дальнейшему расширению прав и возможностей. Поиск работы часто дорог и рискован. В Южной Африке рабочие из домохозяйств, получающих социальные трансферты, прилагают больше усилий и более успешны в поиске работы, чем те - в сопоставимых домохозяйствах — кто не получает этих субсидий. Влияние денежных трансфертов на женский рынок труда примерно в два раза больше, чем на мужской. Защита общественного здоровья увеличивает производительность труда, улучшая состояние здоровья людей и замещая неэффективные механизмы приспособления к риску, что в свою очередь способствует занятости и росту экономики. Есть необходимость лучше понять, насколько более эффективно денежные трансферты для работников теневой экономики могут содействовать доступу к стабильной достойной работе.
Увеличивающаяся база свидетельств предоставляет данные того, как посредством денежных трансфертов поддерживается занятость и предпринимательская активность. Участники пилотного денежного проекта в Замбии используют значительную часть пособий для культивации земель вокруг своих домов, и тем самым умножая величину социальных трансфертов, создавая рабочие места для местной молодежи. Мексиканская программа социальных трансфертов «Прогреса» (Progresa) (в настоящее время — Опортунидадес (Oportunidades)) связана с воздействием на местную экономику, которое улучшает потребление, накопление активов и занятость среди широких групп населения — как для участников программы, так и для остальных людей. Участники Прогреса инвестируют часть своих социальных трансфертов в производственные активы, улучшая свой потенциал долгосрочной независимости.

7. Денежные трансферты стимулируют спрос на местные товары и услуги, в результате способствуя красткосрочному росту. В Замбии 80% социальных трансфертов потрачены на местные товары, поддерживая предприятия в сельских районах. В Южной Африке перераспределение покупательной способности от групп с высоким доходом к группам с низким смещает структуру национального потребления с импортных на местные товары, увеличивая сбережения (улучшая торговый баланс) и поддерживая экономический рост. Анализ матрицы социальных счетов в рамках программы экстренных денежных трансфертов Довы (Dowa) (DECT) в Малави обнаружил многократное влияние пособий, приносящих пользу всему обществу. В Намибии надежная покупательная способность, созданная социальными пенсиями, поддерживает развитие местных рынков и оживляет локальную экономическую активность. Впрочем, макроэкономическое влияние в любой стране будет зависеть от моделей спроса среди групп с разными доходами и способа, которым социальные трансферты будут финансироваться.

8. Денежные трансферты помогают создать эффективное и безопасное государство, способствуя росту, создавая социальную сплоченность и чувство гражданства, а также уменьшая противоречия. Общественное здравоохранение, например, основано на ценностях справедливости и солидарности, укрепляя связи для сотрудничества и взаимодействия и тем самым способствуя общественной стабильности. Безопасная и предсказуемая обстановка существенна для поощрения людей, включая иностранных инвесторов, к работе и инвестициям.

Социальная пенсия в Маврикии, например, способствовала социальной сплоченности, необходимой для перехода от уязвимой однопольной (mono-crop) экономики с высоким уровнем бедности к высокоразвитой стране с самым низким уровнем бедности в Африке. Также, социальная пенсия в Ботсване предоставила правительству самый эффективный механизм для борьбы с бедностью и поддержки социальной стабильности, которые поощряют высокие коэффициенты инвестиций, требуемые для самой быстрорастущей экономики Африки за последние три десятилетия.

9. Денежные трансферты способствуют расширению возможностей и развитию благодаря усилению позиции работников, мелких фермеров и малых предпринимателей при переговорах. Работники, у которых есть более подходящая резервная позиция (обеспеченная денежными трансфертами) могут искать работу, которая будет более эффективно использовать их сильные стороны, а не принимать первую попавшуюся работу. Это увеличивает эффективность рынка труда — при помощи лучшего соответствия работника и должности, которая сочетает большую продуктивность и большую зарплату, тем самым уменьшая неполную занятость. Мелкие производители с доступом к денежным трансфертам не так сильно вынуждены продавать проукцию в убыток, чтобы выжить — как, например, во времена сбора урожая, когда временное перенасыщение продовольственных рынков может сильно понизить цены. Участники одной программы социальных трансфертов в Малави благодаря ресурсам получили возможность инвестировать в свои собственные фермы во время посадочного сезона, а не полагаться на случайную работу из-за безвыходного положения для выживания здеь и сейчас. Денежные трансферты дают возможность бедным взаимодействовать с рыночной системой на более равных условиях, улучшая ее эффективность и законность.

Развитие местной экономики

Безработица в Намибии находится близко к 40%. Самые подверженные безработице — сельское население, женщины и молодежь. Возможности для местного предпринимательства также редки и часто терпят неудачу из-за недостатка денег, дающих возможность местному населению поддерживать местный бизнес. В настоящее время экономический рост, как правило, идет на пользу крупному бизнесу. В Намибии самыми прибыльными являются некоторые из крупнейших южноафриканских сетей магазинов еды и одежды, такие как Shoprite, Edgards и Pepstores, которые часто расположены в городских центрах. Плоды экономического роста часто не по вкусу подавляющему большинству бедных из Намибии, которые не работают или которые живут на заработную плату или оклад. Разрыв между высоко оплачиваемыми и низкооплачиваемыми продолжает расти очень быстро. Многие намибийцы остаются бедными и не могут жить на свои скудные доходы. Тип экономического роста, свидетелями которого мы были в течение многих лет, уменьшил покупательную способность — способность покупать и платить за товары и услуги среди бедных в Намибии. Текущий способ роста, следовательно, скорее способствует поддержке бедности, чем ее устранению.

Сельская местность не привлекает официальные и крупные деловые предприятия. В дополнение к этому, недостаток денег в местной экономике препятствует успеху и устойчивости бизнеса и местных проектов. Мелкие и сельские предприятия не выживают, потому что только более крупные предприятия получают пользу от экономического роста.

Рост может и должен быть перефокусирован с мирового на местный, с глобального масштаба к масштабу человека. Конечно, не все может быть локализовано: постройка судов, самолетов и автомобилей, а также горная промышленность — типичные примеры. Но ни у кого не необходимости выбирать между сахаром и футболками, столами и коврами со всего мира. Когда производство и потребление географически ближе, это приносит многие прибыли (Новые экономические основы (New Economic Foundation), 2006 г.)

БОД поддерживает экономический рост, который кладет денежный доход в руки бедным. Люди Очиверо-Омитара показали, что существуют большие выгоды, которые могут быть получены, когда местная и даже национальная экономика приводится в действие этими людьми. БОД поддерживает развитие местной экономики и способствует наличию постоянных средств к существованию для таких населенных пунктов, как Очиверо-Омитара, который сталкивался с длительной структурной безработицей и всеобъемлющих размеров бедностью. БОД делает возможным для местного населения быть деятелями — а не только потребителями товаров и услуг.

В отличие от большинства иностранных предприятий, местные собственники предприятий лучше понимают потребности людей из своего общества. Сшитые платья — такого типа, который люди Очиверо-Омитара купят, бизнес по производству кирпичей вдохновлен желанием людей улучшить свои жилища, а столовые предлагают товары первой необходимости, в которых нуждаются люди Очиверо-Омитара.

В отличие от прошлого, когда люди были вынуждены покупать у одного местного торговца в Омитара, теперь у них есть выбор. БОД предоставил многообразие и альтернативу людям при покупке товаров и услуг.

Заключительные примечания

Пилотный проект БОД в Очиверо-Омитара показал широкомасштабные выгоды универсального базового дохода в отношении бедности. Выводы, содержащиеся в этом отчете, документируют социальные и экономические изменения, произошедшие ы течение последних 12 месяцев — некоторые из них являются прямо-таки впечатляющими.

Безусловный основной доход — это более, чем программа поддержки доходов. Он обеспечивает безопасность, которая укрепляет человеческое достоинство и возможности. У него есть возможность быть самой значимой программой по сокращению бедности в Намибии, поддерживая развитие домохозяйств, экономический рост и создание работы. БОД может влиять на развитие различными способами. Выплата в 100 N$ на человека в месяц сгенерировала бы чистую прибыль в более, чем 900 миллионов N$ в год, помогая сельскому населению Намибии. Можно утверждать, что это действовало бы как двигатель для развития местной экономики. У бедных была бы возможность тратить большие суммы на товары и услуги местного производства. Это создало бы больше жизнеспособных и устойчивых возможностей для занятости в сельских районах. Более того, если люди постоянно сталкиваются с небезопасностью экономики, у них не будет возможности участвовать в предпринимательской деятельности. БОД, следовательно, обеспечивает надежность дохода, что способно освободить ресурсы для принятия предпринимательского риска. БОД — это не дополнительное бремя во времена экономического кризиса, а надлежащее вмешательство, которое будет стимулировать спрос — в частности, для товаров первой необходимости.

БОД — это форма социальной защиты, которая уменьшает чрезмерную бедность и поддерживает экономический рост в интересах малоимущего населения. Как национальная политика, он мог бы значительно помочь Намибии в достижении целей развития тысячелетия, которых страна договорилась достичь. Эти цели включают искоренение крайней бедности и голода, продвижение гендерного равенства, уменьшение детской смертности, борьбу с такими болезнями, как ВИЧ/СПИД и малярия, и обеспечение экологической устойчивости. Основанные на опыте результаты в Очиверо-Омитара показали, что БОД будет оказывать позитивное влияние во всех этих областях. В то время как БОД сам по себе не может решить все социальные и экономические проблемы Намибии, он безусловно сделает значительный вклад. Одним из открытий в Очиверо-Омитара было то, что субсидия уменьшила зависимость молодых женщин от мужчин в целях выживания. БОД дал женщинам меру контроля за их собственной половой жизнью, освобождая их в какой-то степени от принуждения к проституции.

Без сомнения, стоимость БОД значительна, колеблясь от 2,2% до 3,0% национального дохода. Как показано в расчетах в этом отчете, У Намибии есть способность мобилизовать необходимые ресурсы без подрыва финансовой стабильности. Напротив, с течением времени выгоды Намибии от долгосрочного влияния на рост, безусловный основной доход станет более доступным. Умеренные изменения в НДС и подоходном налоге, или роялти, взимаемые с природных ресурсов, или изменения в приоритетах бюджета, или комбинация всех этих мер сделает национальный БОД полностью доступным вариантом для Намибии. Его реализация, таким образом — это только вопрос политической воли.

Наши рекомендации