Построение и анализ индикаторной диаграммы
По результатам расчета цикла строим теоретическую индикаторную диаграмму в координатах p – V. Порядок ее построения следующий.
На оси абсцисс откладываем отрезок длиной 10 мм, изображающий в объем камеры сгорания Vс. Этот отрезок принимается за единицу. Дальше определяем и откладываем в принятом масштабе объем Vz (мм) в конце сгорания и полный объем Va (мм):
Vz = ρVс; (2.31)
Vа = εVс, (2.32)
где Vс – длина отрезка, соответствующего Vс в мм.
V z = 1,29∙10 = 12,9 мм.
Vа = 17∙10 = 170 мм.
Разность Va – Vс = Vh является рабочим объемом цилиндра Vh.
Выбрав на оси ординат масштаб давлений (0,05 МПа/мм), откладываем точки: p0, pа, pс, pz, pb, pr. Для дизельного двигателя давление pz' = pz:первое из них соответствует точке Vc на оси абсцисс, второе – точке Vz.
– для политропы сжатия; (2.33)
– для политропы расширения. (2.34)
Входящие в эти уравнения отношения объемов Va/Vx и Vb/Vx, определим по отношению соответствующих отрезков на оси абсцисс.
На длине отрезка 120 мм для политропы сжатия:
МПа,
а для политропы расширения:
МПа.
Отображаем полученные значения давлений на индикаторной диаграмме для отрезка длиной 120 мм по оси абсцисс для политропы сжатия а для политропы расширения . Аналогично определим: на длине отрезка 80 мм для политропы сжатия МПа, а для политропы расширения МПа; на длине отрезка 40 мм для политропы сжатия МПа, а для политропы расширения МПа; на длине отрезка 20 мм для политропы сжатия МПа, а для политропы расширения МПа.
Индикаторная диаграмма изображается на листе формата А3 и приведена в приложении А к курсовой работе.
По построенной индикаторной диаграмме определим среднее теоретическое индикаторное давление р'i (МПа):
р'i = μpF/l . (2.35)
где F – площадь индикаторной диаграммы, мм2. Определяется с помощью планиметра или другими средствами, F = 2772 мм2 (при масштабе 1:1);
l – длина индикаторной диаграммы вмм. Длина индикаторной диаграммы равняется длине отрезка Vh; l =160 мм;
μp – принятый масштаб давлений в МПа/мм; μp = 0,05 МПа/мм.
МПа.
Действительное среднее индикаторное давление:
рi = р'i v , (2.36)
где v – коэффициент полноты индикаторной диаграммы. Для ориентировочных расчетов при выполнении курсовой работы можно принимать v = 0,92…0,97 [8]. Принимаем v = 0,95.
рi = 0,87 · 0,95=0,83 МПа.
Определение размерных параметров двигателя, КПД и топливной экономичности
Определение основных размеров кривошипно-шатунного
Механизма двигателя
Определяем среднее давление механических потерь рм (МПа) в двигателе:
рм = А + В СП , (2.37)
где А и В – эмпирические коэффициенты. Их значения для дизелей составляют соответственно 0,089 и 0,0118;
СП – средняя скорость поршня, м/с.
Среднюю скорость поршня определяем из выражения:
, (2.38)
где S – ход поршня, мм. Значение хода поршня S выбираем по прототипу двигателя, ориентируясь на мощность и частоту вращения двигателя. В качестве прототипа принимаем двигатель Д-243 (приложение З) [1],
S = 125 мм;
n – частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1; расчет выполняем для n = nн = 1800 мин-1.
м/с.
Тогда среднее давление механических потерь составит:
рм = 0,089+0,0118·7,5 = 0,18 МПа.
Находим среднее эффективное давление по формуле:
ре = рi – pм . (2.39)
ре = 0,83–0,18 =0,65 МПа.
Определяем рабочий объем цилиндров (литраж) рассчитываемого двигателя в литрах:
(2.40)
где i – число цилиндров; согласно заданию i = 4;
τ – коэффициент тактности (для четырехтактных двигателей τ = 2).
л
Рабочий объем одного цилиндра (л):
. (2.41)
л
Находим отношение хода поршня к диаметру цилиндра S/D (у прототипа S/D =1,136) и определяем диаметр цилиндра (мм):
. (2.42)
мм
Диаметр цилиндра дизеля вммокругляется на 0 или 5. Принимаем D =125 мм.
По принятому отношению S/D уточняем ход поршня S (округляется аналогично) и радиус кривошипа R (мм). S = 1,136·125= 142 » 140 мм.
R = 0,5 S . (2.43)
R = 0,5·140=70 мм.
Уточним Vh и Vл:
л
л