Отрасли специализации промышленности Центрального района.
Химическая ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ – ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ , СЫРЬЕВОЙ
производство минеральных удобрений | фосфатных удобрений \На местном сырье - Воскресенск (Московская обл.). Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений— Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). |
производство соды, серной кислоты | Шелково, Новомосковск, Воскресенск |
синтетического каучука | В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. |
Химические волокна | в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. |
Пластические массы | в Москве, Орехово-Зуево (Московская область) |
производство фотохимических товаров, лекарственных препаратов, красителей, лаков и парфюмерных изделий. | Г.Москва |
Полиграфическая промышленность
На долю района приходится более 90% всей производимой в стране полиграфической продукции.
В Москве находятся крупнейшие полиграфические комбинаты «Правда», «Известия» и другие, снабжающие своей продукцией всю страну. Полиграфическая промышленность развита также в Твери, Владимире, Ярославле. ФАКТОР –ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
Машиностроительный представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков- автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи. Несмотря на наличие в районе собственной металлургической базы, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных предприятий прокатом черных металлов. Поэтому район останется и впредь потребителем в основном уральского проката и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца. ГЛАВНЫЙ
ФАКТОР –Наличие квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой.
Автомобилестроение: | Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Московская обл.: Ликино-дулево (автобусы), Голицыно (автобусы при участии фирм ФРГ). |
Тепловозостроение | представлено в Коломне (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муроме (Владимир:. ская обл.). |
.Вагоностроение | — Тверь (вагоны); Мытищв (пассажирские вагоны и вагоны для метрополiтена): Вьтшнвй Волочок (вагоны электропоездов), Брявск (изотермические вагоны). |
Речное судостроение | Москва. Рыбинск, Кострома. |
Сельскохозяйственное машиностроение | в Люберцах выпускаются самоходные комбайны, сенокосилки, во Владимире – колесные тракторы, в Бежецке (Тверская область) – льноуборочные машины, в Рязани и Туле – разнообразные сельскохозяйственные машины и инвентарь. |
станкостроение | Основной центр – Москва. Здесь находятся такие заводы, как «Красный пролетарий», выпускающий серийные полуавтоматические и автоматические станки, завод им. Орджоникидзе, специализирующийся на производстве сложных автоматических линий и агрегатных станков. Москва – крупнейший центр производства инструментов (заводы «Калибр», «Фрезер» и др.). Крупными центрами станкостроения стали Рязань и Коломна. В Москве, Иванове, Кимовске (Тульская область) изготовляется оборудование для легкой промышленности, в Подольске – для швейной, в Туле – для трикотажной промышленности. В Рыбинске находится завод полиграфического оборудования. |
Приборостроение | Основной центр этой отрасли – Москва (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр» и др.). Приборостроение также развито во Владимире, Рязани, Смоленске |
Электротехническое | Московские заводами «Динамо», «Москабель» |
ВПК | МОСКВА , КОРОЛЕВ , ЖУКОВСКИЙ , ТУЛА , СМОЛЕНСК |
Текстильная промышленность
старейшая отрасль района, занимает ведущее место в стране по производству хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей. Центральный район производит более 85% всех производимых в стране тканей В настоящее время она испытывает острый кризис из-за разрыва связей по поставкам хлопка из государств Средней Азии Отмечается сильнейший спад производства. В настоящее время эта отрасль из исторически ведущей в большинстве областей Центрального экономического района превратилась во второстепенную. Очень серьезный спад в объеме производства сопровождается высокими показателями импорта продукции данной отрасли из зарубежных стран.. В настоящее время уделяется большое внимание технической реконструкции текстильных предприятий. Главные ФАКТОРЫ – СЫРЬЕВОЙ , ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
Хлопчатобумажная | комбинаты «Трехгорная мануфактура» в Москве, в Ногинске, в Иванове, Орехово-Зуеве, Твери, Ярославле, Костроме, Ярцеве (Смоленская область). |
Льняная | Основные центры их производства: Кострома, Нерехта (Костромская область), Вязники (Владимирская область), Гаврилов-Ям (Ярославская область) и Смоленск. |
шерстяные ткани | в Москве и ее окрестностях, в Брянске, Иванове, Боровске (Калужская область). |
Шелковая | в Москве, в Киржаче (Владимирская область), Наро-Фоминске (Московская область), Твери |
Обувная промышленность | Район производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране. Обувные фабрики размещаются в Московской, Ярославской, Тверской, Ивановской обл. Крупнейшее предприятие кожевенно-обувной промышленности – московская фабрика « Парижская коммуна». |
Агропромышленный комплекс
ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ | Овощеводство и картофелеводство - район один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. |
география | На севере — значительны посевы льна., рожь, картофель В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства свинофермами и птицефабриками НА юге молочное животноводство. |
особенности | Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. |
ФАКТОРЫ | Климат, естественная кормовая база обширная |
Транспорт.
Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района радиально-кольцевая. Ядро — Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта общероссийского и международных значений. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта. Москва является также речным портом. имеющим через Волгу и систему судоходных каналов выход к пяти морям.
ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА
1 .За реформенные годы Центральный район потерял более двух третей своего былого промышленного потенциала. В структуре промышленности (как и во многих других районах) многократно вырос удельный вес электроэнергетики (с 3 до 17%), уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности (снизившись по сравнению с 1990 г. до 27 и 5% соответственно).