Нормативно-методическое обеспечение и инструментальные средства
Нормативно-методическое обеспечение и инструментальные средства представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Нормативно-методическое обеспечение процесса управления ресурсами, рисками и надежностью систем ЖАТ
Состав нормативно-методического обеспечения
Методология реализуется на основе следующих отраслевых стандартов:
- СТО РЖД 1.02.030-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Политика обеспечения безотказности, готовности, ремонтопригодности и безопасности объектов железнодорожного транспорта;
- СТО РЖД 1.02.031-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Программа обеспечения функциональной безопасности объектов железнодорожного транспорта;
- СТО РЖД 1.02.032-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта;
- СТО РЖД 1.02.033-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Порядок идентификации опасностей и рисков;
- СТО РЖД 1.02.034-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Общие правила оценки и управления рисками;
- СТО РЖД 1.02.035-2010. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Порядок определения допустимого уровня риска;
- СТО РЖД 02.037-2011. Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Управление стоимостью жизненного цикла систем, устройств и оборудования хозяйств ОАО «РЖД»;
- СТО РЖД 02.041-2011. Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Системы, устройства и оборудование путевого хозяйства. Требования надежности и функциональной безопасности;
- СТО РЖД 02.042-2011. Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализом надежности (УРРАН). Системы, устройства и оборудование хозяйства автоматики и телемеханики. Требования надежности и функциональной безопасности;
- СТО РЖД 02.043-2011. Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Системы, устройства и оборудование хозяйства электрификации и электроснабжения. Требования надежности и функциональной безопасности;
- СТО РЖД 02.044-2011. Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Термины и определения.
Методическое обеспечение:
1. Методика расчета показателей надежности и безопасности функционирования железнодорожной автоматики и телемеханики.
2. Методика оценки рисков, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики ОАО «РЖД».
3. Методика оценки остаточного ресурса по видам основных средств хозяйства автоматики и телемеханики ОАО «РЖД».
4. Методика оценки функционального ресурса технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики.
5. Методика оценки стоимости жизненного цикла систем ЖАТ на основе методологии УРРАН.
6. Методика комплексной оценки деятельности структурных подразделений хозяйства автоматики и телемеханики по показателям надежности и безопасности функционирования, качества технического обслуживания и ремонта систем и устройств.
7. Методика определения эффективности эксплуатации и модернизации систем ЖАТ в зависимости от классификации ж.д. линий.
Далеко не все из указанных методик к настоящему времени разработаны и опробированы, так как разработка методического обеспечения реализована поэтапно, поэтому в дальнейшем остановимся только на некоторых из них.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для анализа текущего состояния систем ЖАТ, а также выработки соответствующих организационных решений, необходимо использовать следующую систему показателей качества функционирования систем ЖАТ на различных этапах жизненного цикла (в качестве показателей качества функционирования систем ЖАТ рассматриваются соответствующие показатели надежности, безопасности, рисков, экономической эффективности и другие показатели) [1]:
1. Допустимые значения показателей качества функционирования систем ЖАТ устанавливают максимальные или минимальные значения соответствующих показателей исходя из соображений экономической эффективности и (или) рисков функционирования.
2. Проектные значения показателей качества функционирования систем ЖАТ – расчетные значения соответствующих показателей на этапе проектирования системы ЖАТ с учетом предполагаемых условий эксплуатации.
3. Фактические значения показателей качества функционирования систем ЖАТ – устанавливают значения соответствующих показателей качества функционирования рассматриваемой системы ЖАТ, которые были достигнуты в процессе технической эксплуатации.
Проектные значения показателей качества функционирования систем ЖАТ определяются на этапе проектирования. Такой расчет позволяет выявить принципиальную возможность обеспечения системами ЖАТ заданных требований УРРАН, выбора целесообразного (с точки зрения надежности и безопасности) варианта её построения, выявления комплектующих изделий низкого качества, оказывающих значительное влияние на надёжность системы в целом. Расчет проектных показателей базируется, в первую очередь, на структурных методах расчета.
Фактические значения показателей качества функционирования систем ЖАТ определяются на стадии эксплуатации систем ЖАТ, по результатам ее фактической работы, на основе данных о различных видах отказов, предотказных состояний устройств ЖАТ и замечаний к их техническому состоянию. Определение данных показателей осуществляется с использованием методов математической статистики на основе сведений из соответствующих автоматизированных систем железнодорожного транспорта (ЕК АСУИ, АСУ-Ш-2, КАС АНТ, КАСАТ, АС КМО, АПК-ДК, АДК-СЦБ и другие СТДМ).
Допустимые значения показателей качества функционирования систем ЖАТ используются на всех этапах жизненного цикла и устанавливаются в соответствующих нормативных документах, утвержденных руководством ОАО «РЖД».
Для анализа состояния систем ЖАТ используются различные попарные сравнения данных показателей:
1. Для оценки функционального ресурса технических средств ЖАТ – фактические и проектные значения показателей качества функционирования систем ЖАТ [2].
2. Для оценки остаточного ресурса систем ЖАТ - фактические (с учетом тенденции их изменения) и допустимые значения показателей качества функционирования систем ЖАТ.
3. Для оценки рисков, связанных с функционированием систем ЖАТ - фактические и допустимые значения показателей качества функционирования систем ЖАТ [3].
В хозяйстве автоматики и телемеханики в основном решаются задачи эксплуатации технических систем, поэтому персонал, как правило, самостоятельно в состоянии определить только допустимые и фактические значения соответствующих показателей, тогда как проектные уже определены разработчиками соответствующих систем.
В настоящее время в основе оценки состояния систем ЖАТ лежит понятие назначенного срока службы – это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта может быть продлена после экспертизы его технического состояния и оценки целесообразности продления.
(Следует отметить, что в связи с юридическими нюансами в настоящее время РЖД пытается перейти к рекомендованному сроку службы)
Исходя из этого, оценку состояния систем ЖАТ на различных этапах жизненного цикла можно представить в виде функциональной схемы применения методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики, представленной на рисунках 2.1 и 2.2 [4].
Рисунок 2.1 – Функциональная схема применения методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики (техническая эксплуатация системы ЖАТ)
Рисунок 2.2 – Функциональная схема применения методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики (оценка ресурса системы ЖАТ)
Основным этапом функциональной схемы, представленной на рисунке 2.1, является этап технической эксплуатации системы ЖАТ. С точки зрения методологии УРРАН на данном этапе необходимо проводить три технологические операции (расчета):
- расчет показателей надежности и безопасности функционирования системы ЖАТ;
- оценку рисков функционирования системы ЖАТ;
- оценку качества технического обслуживания системы ЖАТ.
Данные операции позволяют дать ответы на следующие вопросы:
- удовлетворяют ли допустимым значениям показатели риска функционирования системы ЖАТ?
- является ли техническое состояние системы ЖАТ причиной возможного несоответствия показателей риска их функционирования допустимым значениям?
- удовлетворяют ли допустимым значениям показатели качества технического обслуживания системы ЖАТ?
При этом возможны следующие ситуации:
- если показатели риска функционирования системы ЖАТ на основе расчета показателей надежности и безопасности удовлетворяют установленным допустимым значениям, то признается, что техническая эксплуатация данной системы производится в штатном режиме согласно утвержденным планам-графикам и инструкциям (проведение дополнительных мероприятий не требуется);
- в том случае, если показатели риска функционирования системы ЖАТ не соответствуют установленным допустимым значениям, то необходимо произвести анализ причин данного несоответствия;
- если техническое состояние системы ЖАТ явилось причиной несоответствия фактических показателей риска функционирования системы ЖАТ допустимым значениям, то требуется проведение комплекса мероприятий по управлению рисками и повышению уровня надежности и безопасности системы ЖАТ с целью приведения рисков функционирования в соответствие допустимым значениям;
- если техническое состояние системы ЖАТ не явилось причиной несоответствия фактических показателей риска функционирования системы ЖАТ допустимым значениям, то необходимо производить оценку качества технического обслуживания системы ЖАТ;
- если результаты оценки показали неудовлетворительный уровень технического обслуживания системы ЖАТ, то необходимо разработать и провести соответствующие мероприятия по повышению качества технического обслуживания системы ЖАТ на данном участке железной дороги. Данные мероприятия требуются для приведения фактических показателей качества технического обслуживания к уровню установленных допустимых значений данных показателей;
- при удовлетворительном качестве технического обслуживания системы ЖАТ техническая эксплуатация данной системы производится в штатном режиме согласно утвержденным планам-графикам и инструкциям (проведение дополнительных мероприятий не требуется), но обязательной является оценка назначенного срока службы системы ЖАТ (рисунок 2.2). Примеры схемы применения методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики при назначении капитального ремонта и при истечении назначенного срока службы системы ЖАТ представлены соответственно на рисунках А.1 и А.2.
Планирование капитального ремонта систем ЖАТ, как основной составляющей комплекса мероприятий по управлению рисками и повышению уровня надежности и безопасности системы ЖАТ, производится в соответствии с Порядком формирования нормативно-целевых бюджетов во взаимоувязке с требованиями показателей УРРАН по хозяйству автоматики и телемеханики (утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 10.12.2014 №2945р). Детализация статей затрат по производственным операциям устанавливается в соответствии с едиными классификаторами производственных операций, а также приложением по детализации статей затрат по производственным процессам к Классификатору статей управленческого учета затрат. В целях взаимоувязки нормативно-целевых бюджетов и показателей системы УРРАН по хозяйству автоматики и телемеханики рассматриваются статьи затрат (измерители по ним) в целом, без детализации на 11-12 знаки производственных заказов [5].
(В настоящее время перед подразделениями хозяйства А и Т стоит задача обоснования капремонта на основе расчетов в соответствии с методологией)
Участниками процесса формирования нормативно-целевых бюджетов во взаимоувязке с требованиями показателей УРРАН по хозяйству автоматики и телемеханики являются:
- Филиалы ОАО «РЖД», являющиеся внутренними заказчиками и внутренними исполнителями работ по капитальному ремонту объектов инфраструктуры, которые определяют перечень объектов основных средств, подлежащих ремонту, в соответствии с установленными технологическими требованиями и действующими в Компании организационно-распорядительными документами;
- Департамент технической политики (далее - ЦТЕХ), обеспечивающий координацию и контроль разработки подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», его филиалами и другими структурными подразделениями документов технического и технологического характера, в том числе с учетом методологии УРРАН;
- Проектно-конструкторско-технологическое бюро по нормированию материально-технических ресурсов (далее - ПКТБ ЦУНР), обеспечивающее контроль корректности заполнения филиалами данных АСБУ НЦБ;
- Департамент экономики (далее - ЦЭУ), организующий процесс внедрения нормативно-целевого бюджетирования;
- другие департаменты, управления и филиалы ОАО «РЖД» по кругу ведения.
Заполнение показателей бюджета производства в АСБУ НЦБ, указанных в таблице 2.1, во взаимоувязке с УРРАН, осуществляется на основании «Сводного расчета плановых параметров объемов ремонта в соответствии с требованиями УРРАН», подписанного со стороны филиала - заказчика, филиала - исполнителя, в формате, представленном [5].
Учет технического состояния объектов инфраструктуры железных дорог, условий их эксплуатации, регулярности проведения работ по эксплуатации, содержанию и ремонту, трудоемкости выполнения работ и стоимости затрачиваемых ресурсов, а также рисков нарушения технологии перевозочного процесса ведется с применением единой корпоративной платформы УРРАН (далее - ЕКП УРРАН).
В соответствии с используемыми в ЕКП УРРАН критериями обеспечения эксплуатационной надежности, снижения производственных рисков и минимизации стоимости жизненного цикла система формирует титульные списки объектов инфраструктуры железных дорог, которые нуждаются в проведении работ, в том числе в выполнении капитального ремонта.
Объекты инфраструктуры железных дорог, нуждающиеся в выполнении капитального ремонта, в титульных списках группируются в зависимости от оценки рисков нарушения технологии перевозочного процесса по следующим категориям:
- объекты, нуждающиеся в выполнении капитального ремонта в соответствии с нормативами;
- объекты, вновь включенные в титульные списки в текущем году и представленные для включения в план капитального ремонта следующего за ним года;
- объекты, включенные в титульные списки в предшествующие годы и представленные для включения в план капитального ремонта следующего за текущим года;
- объекты с отложенным капитальным ремонтом, включенные в титульные списки в предшествующие годы.
Объекты в титульных списках группируются по структурным подразделениям - центрам ответственности. Информация об объектах в титульных списках содержит, в том числе, дату включения объектов в состав списка.
На основе данных общего титульного списка ЕКП УРРАН формирует информацию об объемах отложенного капитального ремонта объектов, не вошедших в плановые титульные списки, сгруппированную по периодам переноса сроков капитального ремонта.
Плановый титульный список и информация об объемах отложенного капитального ремонта в электронном виде подлежат передаче из ЕКП УРРАН в АСБУ НЦБ в разрезе структурных подразделений - центров ответственности в сроки, установленные для процедуры планирования показателей бюджета производства в Регламенте формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов холдинга «РЖД» (и документах, разработанных в его развитие) в формате, представленном в [5].
Оценка назначенного срока службы системы ЖАТ наряду с первым этапом является обязательной в процессе эксплуатации системы ЖАТ и должна производиться с установленной периодичностью. В том случае, если назначенный срок службы системы ЖАТ истекает, то необходимо оценить целесообразность его продления (второй этап функциональной схемы, представленной на рисунке 2.2). Операциями этого этапа являются:
- оценка остаточного ресурса системы ЖАТ;
- оценка функционального ресурса системы ЖАТ;
- оценка экономической целесообразности продления назначенного срока службы системы ЖАТ.
При получении отрицательной оценки целесообразности продления назначенного срока службы системы ЖАТ проводят ее замену (этап 3). На этом этапе производится оценка экономической эффективности внедрения обновленной системы ЖАТ, после чего ввод ее в эксплуатацию и вывод из эксплуатации устаревшей системы.
При получении положительной оценки целесообразности продления назначенного срока службы системы ЖАТ производят ее модернизацию (этап 4) либо назначают новый срок службы после проведения восстановительного ремонта (этап 5). Таким образом, после завершения этапов 3 – 5 функциональная схема применения методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики возвращается в исходное состояние.