Принцип пространственного и видового разнообразия ландшафта.

Пространственное и видовое разнообразие агроландшафта определя­ет его ландшафтно-экологическое равновесие. Сельскохозяйственный куль­турный ландшафт не должен быть однообразным. Его внутреннее разнообразие повышает устойчивость к внешним воздействиям. Чем разнороднее и сложнее структура ландшафта, тем выше его устойчивость, поскольку много­компонентные системы устойчивее однокомпонентных.

Устройство агроландшафтных систем, главным образом, заключается в создании оптимальной структуры угодий. О необходимости оптимального со­отношения площадей и размеров различных видов угодий, как важнейшем принципе устройства ландшафтов более ста лет тому назад писал В. В. Докуча­ев. В книге «Наши степи прежде и теперь» указывается, что необходима «вы­работка норм, определяющих относительные площади пашни, лугов, леса и вод; также нормы должны быть соотнесены с местными климатическими, грун­товыми и почвенными условиями, а равно и с характером господствующей сельскохозяйственной культуры...».

Наиболее сложным является вопрос об установлении порога распаханности. Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что устой­чивый агроландшафт может быть сформирован в том случае, если соотношение его основных компонентов (пашни, леса и луга) устанавливается в пределах 30% от каждого. Однако существующая организация агроландшафтов сви­детельствует о том, что структура угодий в каждом регионе зависят от клима­та, рельефа, почвенных, гидрографических и других условий местности. Следо­вательно, для каждого сельскохозяйственного региона, землепользования или отдельного его массива в соответствии с местными природными усло­виями должно быть установлено научно обоснованное соотношение пло­щадей пашни, лугов, леса и вод.

Экологически целесообразны небольшие по площади угодья, чередую­щиеся с лесами или лесополосами, водоемами и даже болотами. В ряде ланд­шафтов (например, имеющих холмистый рельеф) характер морфологического строения сам по себе определяет дробность угодий. В этом случае разумнее приспосабливать сельскохозяйственную технику к характеру угодий, а не ук­рупнять угодья с целью приспособления их к технике. В условиях степной зоны в агроландшафтах возможно увеличение площади пашни выше рекомен­дуемого тридцатипроцентного барьера с компенсацией этого сдвига за счет введения стабилизирующих культур и угодий (залежных участков, полосных посевов многолетних трав).

Об опасности сплошной распашки территории агроландшафтов при рас­члененном рельефе свидетельствует развитие водной эрозии, на обширных равнинах - ветровой.

Рис. 11.4.1. Водная эрозия

Рис. 11.4.2. Ветровая эрозия

Критерием правильности решения задачи является устойчивость сформированного агроландшафта (резкое уменьшение прояв­ления эрозионных процессов и засухи, воспроизводство почвенного плодоро­дия, стабильная продуктивность, исключение возможности заболачивания, ус­тойчивость культурного фитоценоза и т.д.).

Нахождение оптимальных структур сельскохозяйственных ландшафтов для каждого конкретного региона — сложная задача. Требуется изучать и опре­делять количественные и качественные пороговые значения экологической со­вместимости природных условий, согласуя их с факторами хозяйственной дея­тельности.

Особенную значимость приобретает эта проблема в агроландшафтах, на­ходящихся в условиях экстремального гидротермического режима и поэтому обладающих неустойчивым ландшафтно-экологическим равновесием. К ним, в частности, относятся степные, полупустынные, пустынные агроландшафты Ка­захстана, расположенные в засушливых и острозасушливых условиях. При­родные условия, не отличаясь большим разнообразием, обуславливают ограниченные возможности для создания оптимального соотношения площадей сель­скохозяйственных, лесных угодий и водоемов. Кроме того, в северных областях республики это положение усугубляется хозяйственной деятельностью, в ходе которой при освоении целинных земель было значительно нарушено соотно­шение между распаханной территорией и естественными лугами, и пастбища­ми. Оптимизация соотношения угодий этого региона должна осуществляться в следующих направлениях:

1) уменьшение площади пашни с переводом ее в луга и пастбища;

2) расширение на территории пашни полосных посевов многолетних культур;

3) расширение площади лесных насаждений;

4) увеличение площади искусственных водоемов.

Уменьшение площади пашни возможно за счет исключения из ее состава непахотнопригодных земель и эродированных участков. За счет них возможно увеличение площади менее интенсивно используемых кормовых угодий. Не должны оставаться под распашкой все естественные аккумуляторы влаги (микрозападины, ложбины стока). Они, в соответствии с ландшафтной картой, должны быть выведены из состава пашни, поскольку влага, накапливающаяся там, обеспечивает определенный климат на прилегающей территории. Залужение днищ балок и западин, на которых формируются почвы с признаками гидроморфизма, создает разветвленную сеть луговых фаций, повышая разнообра­зие распаханного ландшафта.

Надо отказываться от монокультурных агроландшафтов. Д. Л. Арманд считает, что «приспособление к ландшафту возможно только при многоотрас­левом хозяйстве». При этом важно не только оптимальное сочетание растение­водства и животноводства, определяющее соотношение пашни и кормовых угодий, но и разнообразие в растениеводческой отрасли. Введение сево­оборотов с полосным размещением многолетних трав не только имеет почво­защитное значение, но и увеличивает площади с растительностью, близкой к естественному травостою, повышая тем самым экологическую устойчивость ландшафта. Мелкая нарезка полей, разделенная лесными или травяными поло­сами, является лучшим средством не только против эрозии, но и против рас­пространения вредителей, так как многолетние травы создают условия для оби­тания полезных насекомых, которые уничтожают вредителей культурной рас­тительности.

Велика ландшафтообразующая роль лесных насаждений в засушливой степи. И хотя климат создает определенные трудности лесоразведения, здесь должны создаваться лесные полосы, имеющие полезащитное, водорегулирую­щее и водоохранное назначение. Затраты на создание системы полезащитных лесополос компенсируются агролесомелиоративным доходом, который обеспечивается улучшением микроклимата, увеличением запасов влаги в связи со снегозадержанием, снижением ее испарения. Водоохранными лесными полоса­ми обсаживаются луговые фации по берегам рек, прудов, озер, по днищам ба­лок. Как правило, в этих условиях для них имеются лесорастительные условия. Кроме того, закладываются лесополосы вдоль дорог, вокруг населенных пунк­тов. Все они, выполняя определенные функции, вносят разнообразие в степной ландшафт.

На небольших щебнистых степных сопках с черноземами южными мало­развитыми вполне возможно создание участков хвойных насаждений (сосны обыкновенной), которые будут не только создавать эстетическое разнообразие, но и иметь водорегулирующее значение.

Создание искусственных водоемов (водохранилищ, прудов) вносит суще­ственные положительные изменения в степные ландшафты, повышая влаж­ность воздуха, смягчая микроклимат, вызывая поднятие уровня фунтовых вод и тем самым увеличивая запасы почвенной влаги. Большое значение имеет соз­дание в степных условиях лиманов, которые позволяют рационально использо­вать талые и дождевые воды.

Увеличение соотношения лесных насаждений и водоемов в степи, а так­же расширение площадей многолетних трав значительно приближает средовоспроизводящую функцию степного ландшафта к природной (рис. 11.4.3).

Рис. 11.4.3. Агроландшафтная карта

Наши рекомендации