Смысловой код колыбельных песен

Консультация для родителей

«Значение колыбельной песни»

Смысловой код колыбельных песен - student2.ru

Воспитатель Маслова Е.А.

2017 год

Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем.

Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках.

Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира.

Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки:

«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».

Возвращаясь к истокам

Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания.

А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать).

Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.

У многих народов существовал обычай:

при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь.

Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.

Колыбельная — заговор

Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.

Интересный факт:

проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.

Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:

• заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;

• знахарский заговор на здоровье, если он болен;

• заговор-оберег от чужого вредного воздействия.

Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.

Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.

«Дитя растет не от еды, а от радости», - справедливо гласит народная пословица.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.

Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.

Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели.

Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности.

Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.

Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:

«Почитай отца и мать,

Ближних бойся осуждать».

Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:

«Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»

Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова.

Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…

Консультация для родителей

«Значение колыбельной песни»

Смысловой код колыбельных песен - student2.ru

Воспитатель Маслова Е.А.

2017 год

Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем.

Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках.

Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира.

Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки:

«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».

Возвращаясь к истокам

Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания.

А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать).

Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.

У многих народов существовал обычай:

при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь.

Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.

Колыбельная — заговор

Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.

Интересный факт:

проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.

Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:

• заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;

• знахарский заговор на здоровье, если он болен;

• заговор-оберег от чужого вредного воздействия.

Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.

Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.

«Дитя растет не от еды, а от радости», - справедливо гласит народная пословица.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Смысловой код колыбельных песен

Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота.

Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».

Согласно со словарем В.Даля выражения в колыбельных означают:

• «баить» — рассказывать,

• «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,

• «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.

Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой.

Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.

Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:

Животик. «Как наш каравашек?» - воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь».

Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей:

Крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.

Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.

Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели.

Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности.

Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.

Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:

«Почитай отца и мать,

Ближних бойся осуждать».

Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:

«Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»

Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова.

Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…

Наши рекомендации