Регистрация и ввод в эксплуатацию РРО

2.2.1. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, и тому подобное) в сфере торговли, оказания услуг, выполнения работ в соответствии с требованиями законодательства должны применять РРО, для этого субъекты хозяйствования обязаны зарегистрировать РРО в соответствии с настоящим Порядком, опломбировать и перевести в фискальный режим работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

2.2.2. Регистрации в органе доходов и сборов подлежат РРО, модификации которых включены в Республиканский реестр регистраторов расчетных операций, с учетом сфер их применения и срока службы РРО.

Срок службы РРО указывается в техническом паспорте (формуляре) производителя. Если в эксплуатационной документации срок службы не определен, то он должен составлять 7 лет с даты ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты изготовления РРО.

2.2.3. Регистрация РРО осуществляется в органе доходов и сборов по основному месту учета субъекта хозяйствования, как налогоплательщика.

2.2.4. Для регистрации РРО субъект хозяйствования подает в орган доходов и сборов следующие документы:

заявление на регистрацию РРО по установленной форме (приложение 1);

копию свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования Донецкой Народной Республики, а для обособленного подразделения – дополнительно копии Справки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей и ведомостей об обособленном подразделении юридического лица;

копию технического паспорта (формуляра) на РРО;

копию документа, подтверждающего факт покупки или другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;

копию документа на право собственности или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;

копию договора субъекта хозяйствования с центром сервисного обслуживания (далее ЦСО) на обслуживание и ремонт РРО;

справку ЦСО о возможности / невозможности работы РРО в режиме фискальной передачи данных.

2.2.5. Заявление на регистрацию РРО должно быть подписано руководителем субъекта хозяйствования или физическим лицом - предпринимателем с указанием даты подачи. Копии документов заверяются подписью руководителя субъекта хозяйствования или личной подписью физического лица – предпринимателя и скрепляются печатью (при наличии). При подаче заявления на регистрацию РРО субъектом хозяйствования предъявляются оригиналы соответствующих документов.

Оригиналы документов, кроме заявления на регистрацию РРО, возвращаются субъекту хозяйствования, копии остаются в органе доходов и сборов.

2.2.6. В течение пяти рабочих дней после получения документов, указанных в подпункте 2.2.4 пункта 2.2 настоящего раздела, орган доходов и сборов отказывает в регистрации РРО если:

РРО уже зарегистрирован;

модель (модификация) РРО не включена или исключена из Республиканского реестра регистраторов расчетных операций;

РРО не соответствует области применения, указанной в регистрационном заявлении;

Центр сервисного обслуживания не имеет права на опломбировку, техническое обслуживание и ремонт РРО в связи с несоблюдением норм действующего законодательства;

документы предоставлены не в полном объеме;

в органе доходов и сборов имеются сведения об аннулировании разрешительных документов на право осуществления соответствующей хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, подавшего документы.

2.2.7. При наличии оснований для отказа в проведении регистрации РРО, орган доходов и сборов направляет субъекту хозяйствования уведомление об отказе в проведении регистрации РРО с указанием оснований для такого отказа.

2.2.8. В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации РРО, должностное лицо органа доходов и сборов, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления документов, принимает решение о возможности регистрации РРО и выдает субъекту хозяйствования справку о резервировании фискального номера РРО (приложение 2) (далее - справка о резервировании фискального номера).

Справка о резервировании фискального номера действительна в течение пяти рабочих дней со дня ее выдачи субъекту хозяйствования.

2.2.9. Датой резервирования фискального номера РРО, которая указывается в справке о резервировании фискального номера, является дата, соответствующая дате внесения фискального номера РРО в Журнал регистрации РРО.

2.2.10. В течение пяти рабочих дней с даты выдачи справки о резервировании фискального номера субъект хозяйствования должен обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы: занесение фискального номера в фискальную память и опломбирование РРО в ЦСО.

2.2.11. Для завершения процедуры регистрации РРО субъект хозяйствования до окончания срока действия справки о резервировании фискального номера представляет в орган доходов и сборов справку об опломбировании РРО и акт ввода в эксплуатацию. В случае не предоставления или несвоевременного предоставления указанных документов, справка о резервировании фискального номера считается недействительной и такой фискальный номер аннулируется.

После получения надлежащим образом оформленных документов, должностное лицо органа доходов и сборов в срок не более пяти рабочих дней проводит регистрацию РРО путем внесения данных в Журнал регистрации регистраторов расчетных операций и автоматизированную систему Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и предоставляет субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение (приложение 3, далее - регистрационное удостоверение), удостоверяющее регистрацию РРО в органе доходов и сборов.

Датой регистрации РРО, которая указывается в регистрационном удостоверении, является дата, соответствующая дате внесения данных в Журнал регистрации регистраторов расчетных операций и автоматизированную систему Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

2.2.12. Документы, определенные настоящим разделом, могут быть предоставлены и получены уполномоченным лицом субъекта хозяйствования или субъектом хозяйствования - физическим лицом - предпринимателем, а также через уполномоченное лицо при наличии документа, удостоверяющего личность такого представителя, и надлежащим образом оформленной доверенности на проведение регистрации РРО.

2.2.13. Регистрация резервного РРО проводится в том же порядке, как и регистрация основного РРО.

При регистрации резервного РРО в правом верхнем углу регистрационного удостоверения делается надпись "Резервный", в первой строке соответствующей таблицы в регистрационном удостоверении указываются наименование и адрес хозяйственной единицы, где будет храниться резервный РРО, а в других строках - наименования и адреса всех хозяйственных единиц, где он может использоваться.

Перерегистрация РРО

2.3.1. В случае перерегистрации с целью использования РРО в другой хозяйственной единице, субъект хозяйствования подает заявление о регистрации РРО с отметкой "Перерегистрация", документ на право собственности или документ, дающий право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО, и регистрационное удостоверение.

После получения надлежащим образом оформленных документов, должностное лицо органа доходов и сборов не позднее двух рабочих дней со дня подачи регистрационного заявления проводит перерегистрацию РРО путем внесения изменений в Журнал регистрации регистраторов расчетных операций и автоматизированную систему Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и возвращает субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение с внесенными изменениями либо новое. Все дополнения или исправления заверяются подписью должностного лица органа доходов и сборов, который произвел перерегистрацию, и печатью (штампом) органа доходов и сборов.

2.3.2. В случае изменения данных о субъекте хозяйствования, которые указываются в регистрационном удостоверении (идентификационный код, идентификационный номер или серия и номер паспорта для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и имеют отметку в паспорте, наименование (фамилия, имя, отчество)), или сферы применения РРО, версии внутреннего программного обеспечения РРО, а также в случаеустановления расхождений или ошибок в записях регистрационного удостоверения, утраты либо непригодности его для пользования, субъект хозяйствования в течение пяти рабочих дней, следующих за днем, когда возникли изменения или другие основания для внесения изменений в регистрационное удостоверение, подает в орган доходов и сборов по месту регистрации РРО регистрационное заявление с отметкой "Перерегистрация" с указанием причины перерегистрации и регистрационное удостоверение.

После получения документов, должностное лицо органа доходов и сборов, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи регистрационного заявления, проводит перерегистрацию РРО путем внесения изменений в Журнал регистрации регистраторов расчетных операций и автоматизированную систему Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и возвращает субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение с внесенными в него изменениями либо выдает новое. Все дополнения или исправления заверяются подписью должностного лица органа доходов и сборов, который произвел перерегистрацию, и печатью органа доходов и сборов.

2.3.3. При перерегистрации РРО справка об опломбировании РРО предоставляется субъектом хозяйствования в случае, если изменение данных о субъекте хозяйствования, которые указываются в регистрационном удостоверении и, соответственно, отражаются во всех расчетных документах и отчетах, требует переопломбирования РРО.

Отмена регистрации РРО

2.4.1. Регистрация РРО действует до даты отмены регистрации РРО, которая происходит в случаях:

1) подачи субъектом хозяйствования заявления об отмене регистрации РРО (далее - заявление об отмене регистрации);

2) истечения срока службы РРО, определенный в паспорте (формуляре) РРО;

3) закончились определенные законодательством сроки эксплуатации РРО (исключение модификации РРО из Республиканского реестра регистраторов расчетных операций Донецкой Народной Республики);

4) использования РРО не в сфере применения, определенной Республиканским реестром регистраторов расчетных операций Донецкой Народной Республики;

5) выявления несоответствия модификации, конструкции и/или версии внутреннего программного обеспечения РРО;

6) признания по решению суда учредительных документов субъекта хозяйствования недействительными;

7) наличия судебного решения о ликвидации субъекта хозяйствования - банкрота;

8) наличия судебного решения о прекращении регистрации субъекта хозяйствования, не связанного с банкротством;

9) смерти субъекта хозяйствования - физического лица - предпринимателя, а также в случае объявления такого лица умершим, признания недееспособным или безвести пропавшим, ограничения его гражданской дееспособности;

10) наличия в органах доходов и сборов сведений из Единого государственного реестра юридических и физических лиц - предпринимателей о прекращении государственной регистрации субъекта хозяйствования;

11) хищения РРО;

12) имеется судебное решение о признании недействительным договора аренды субъекта хозяйственной единицы;

13) отсутствия РРО по адресу хозяйственной единицы и непредоставления отчетности, связанной с применением РРО, более 12 месяцев (при этом составляется акт в свободной форме об отсутствии хозяйственной деятельности по адресу, на который зарегистрирован РРО).

2.4.2. Отмена регистрации РРО на основаниях, определенных в подпунктах 1, 11 подпункта 2.4.1. пункта 2.4 настоящего раздела, осуществляется по заявлению субъекта хозяйствования об отмене регистрации РРО (далее - заявление). Форма заявления приведена в приложении 4.

На основаниях, определенных в подпунктах 2 - 13 подпункта 2.4.1 пункта 2.4 настоящего раздела, отмена регистрации может осуществляться по заявлению субъекта хозяйствования или по решению органа доходов и сборов по месту регистрации РРО. Решение об отмене регистрации принимается руководителем органа доходов и сборов (его заместителем) на основании докладной записки структурного подразделения, осуществившего регистрацию РРО.

2.4.3. Заявление субъект хозяйствования подает в орган доходов и сборов по месту регистрации РРО.

Перед отменой регистрации РРО его необходимо распломбировать в центре сервисного обслуживания, с которым субъектом хозяйствования заключен договор на обслуживание и ремонт РРО.

Вместе с заявлением об отмене регистрации субъект хозяйствования предоставляет справку центра сервисного обслуживания о распломбировании РРО (кроме случаев установления несоответствия конструкции и программного обеспечения РРО документации производителя) и возвращает органу доходов и сборов регистрационное удостоверение.

Процедура распломбирования РРО в центре сервисного обслуживания проводится и для РРО, по которым органом доходов и сборов принято решение об отмене регистрации.

В случае кражи РРО, для отмены его регистрации субъект хозяйствования вместе с заявлением об отмене регистрации предоставляет копию соответствующего документа от правоохранительных органов.

2.4.4. Должностное лицо органа доходов и сборов, в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления об отмене регистрации, справки центра сервисного обслуживания о распломбировании РРО и регистрационного удостоверения или решения органа доходов и сборов об отмене регистрации РРО, проводит отмену регистрации РРО, путем внесения регистрационной записи в Журнал регистрации регистраторов расчетных операций и автоматизированную систему Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики и предоставляет субъекту хозяйствования справку об отмене регистрации регистратора расчетных операций (кроме случаев смерти субъекта хозяйствования - физического лица - предпринимателя, а также в случае объявления такого лица умершим, признания безвести отсутствующим), (приложение 5).

В случае отмены регистрации РРО по решению органа доходов и сборов, копия справки об отмене регистрации направляется в центр сервисного обслуживания, которым проводилось техническое обслуживание РРО.

2.4.5. Орган доходов и сборов по месту регистрации РРО, не позднее одного месяца со дня возникновения оснований для отмены регистрации РРО, определенных в подпунктах 2, 4-7, 9-13 подпункта 2.4.1. пункта 2.4. настоящего раздела, принимает решение об отмене регистрации РРО в случае, если субъектом хозяйствования не предоставлено заявление об отмене регистрации и такие основания остались актуальными.

2.4.6. Документы, указанные в настоящем разделе, могут быть предоставлены и получены уполномоченным лицом субъекта хозяйствования или самим субъектом хозяйствования - физическим лицом - предпринимателем, а также через уполномоченное лицо при наличии документа, удостоверяющего личность такого представителя, и надлежащим образом оформленной доверенности на проведение отмены регистрации РРО.

Порядок применения РРО

2.5.1. На территории Донецкой Народной Республики в сферах, определенных Порядком, разрешается реализовывать и применять РРО отечественного и импортного производства, которые включены в Республиканский реестр регистраторов расчетных операций, а также конструкция и программное обеспечение которых соответствует конструкторско-технологической и программной документации производителя.

2.5.2. Порядок применения РРО распространяется на РРО, зарегистрированные в установленном порядке.

2.5.3. РРО может применяться только в той хозяйственной единице, которая указана в регистрационном удостоверении, согласно сфере применения, установленной Республиканским реестром регистраторов расчетных операций и при наличии договора на обслуживание и ремонт РРО.

Применение РРО, опломбированного средствами контроля ЦСО, с которым субъект хозяйствования не заключил договор на обслуживание и ремонт такого РРО, считается нарушением установленного порядка опломбирования.

2.5.4. Субъекты хозяйствования должны обеспечить:

хранение в хозяйственной единице текущей и последней использованной расчетной книжки, которая используется на период выхода из строя РРО, осуществления его ремонта или в случае временного отключения электроэнергии;

печать дневных отчетов, фискальных отчетов и других документов, предусмотренных эксплуатационной документацией на РРО;

подсчет наличных средств в месте проведения расчетов при проверке хозяйственной единицы по требованию должностного лица органа доходов и сборов;

хранение в хозяйственной единице регистрационного удостоверения и последней справки об опломбировании РРО или их копий;

печать контрольной ленты в едином рабочем цикле с расчетными документами. При применении портативных РРО, контрольная лента может печататься перед формированием фискального отчетного чека, если это предусмотрено техническими возможностями РРО;

хранение в хозяйственной единице использованных контрольных лент за последние 3 рабочих дня (за исключением объектов выездной и передвижной торговой сети).

2.5.5. Регистрация продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) денежных средств через РРО проводится одновременно с расчетной операцией. Расчетный документ на полную сумму проведенной операции выдается лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее не позднее завершения расчетной операции.

2.5.6. Внесение или выдача наличности на месте проведения расчетов должны регистрироваться через РРО с использованием операций "служебное внесение" и "служебная выдача", если такое внесение или выдача не связаны с проведением расчетных операций. Кроме того, операция "служебное внесение" используется для регистрации суммы наличности, хранящейся на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, которая проводится после выполнения фискального отчета.

2.5.7. Регистрация выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги, приема ценностей под залог и в других случаях) или отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы только в случае обеспечения алгоритма работы РРО отдельного накопление в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов.

Если РРО не обеспечивает такого накопления, то разрешается регистрировать выдачу средств (отмену ошибочной суммы) с помощью операции "служебная выдача".

Запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции "сторно".

2.5.8. Если сумма средств, выданных при возврате товара или в случае отказа от ранее оплаченной услуги, превышает 200 российских рублей, то материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче денежных средств по заявлению покупателя товара (получателя услуги), к которому прилагается оригинал расчетного документа за возвращаемый товар (не оказанную услугу).

В акте необходимо указать:

данные документа, удостоверяющего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги);

сведения о товаре (услуге);

сумму выданных средств;

номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).

Такой же акт составляется при отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета, где указываются данные об ошибочной сумме и реквизиты расчетного документа. Акты о выдаче средств и акты об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета составляются в произвольной форме и передаются в бухгалтерию субъекта хозяйствования и хранятся в течение трех лет со дня составления. В случае отсутствия у субъекта хозяйствования бухгалтерии, указанные акты подклеиваются на последней странице соответствующей книги УРО.

2.5.9. Если, на период выхода из строя РРО или в случае отключения электроэнергии, расчетные операции проводятся с использованием книги УРО и расчетной книжки, то после установления отремонтированного (резервного) РРО или восстановления поставки электроэнергии, необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием расчетной книжки, а также в соответствии с контрольной лентой (в случае обнуления оперативной памяти) - за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя или отключению электроэнергии, после чего следует выполнить фискальный отчет. При необходимости выполняется операция "служебное внесение" на сумму наличности, которая хранится в месте проведения расчетов. Факт отсутствия электроэнергии должен быть подтвержден документально соответствующей организацией.

2.5.10. При приеме металлолома от населения в регистраторе расчетных операций проводится «Возвратный чек» (с сохранением информации в фискальной памяти). При продаже принятого металлолома, в фискальном кассовом чеке указывается вид сырья и единицы измерения (кг, шт.), стоимость сырья за единицу измерения.

Наши рекомендации