Социально-экономическое положение в Куйбышевской области в годы Великой отечественной войны.

Самарцы очень патриотично встретили призыв советского руководства бросить все силы на борьбу с врагом. Многочисленные митинги и собрания на предприятиях свидетельствовали о готовности противостоять врагу с оружием в руках и в тылу, на производстве. Патриотизм, прежде всего, проявился в стремлении с оружием в руках встретить фашистских захватчиков. Только в первые три дня войны в военкоматы Куйбышевской области поступило более 10 тыс. заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной Армии.

В июле 1941 г. начинается формирование народного ополчения, в которое, уже к августу 1941 г. вступило более 16 тыс. человек. Отряды народного ополчения были созданы во всех районах Куйбышевской области. В общей сложности в полках и отрядах народного ополчения состояло более 70 тыс. человек, задействованных в караульной службе и охранявших на территории области наиболее важные в стратегическом отношении объекты: мосты, дороги, железнодорожные узлы и станции, телефонные линии. Только для охраны Куйбышевского железнодорожного узла из ополченцев было создано 179 дружин. На предприятиях местной промышленности было налажено производство продукции, необходимой для народного ополчения и караульной службы: лопаты, полевые кухни, котелки, саперные лопаты. Куйбышевскими организациями и предприятиями был выделен транспорт.

В действующую армию к середине октября 1941 г. из области было направлено более 300 тыс. человек рядового и командирского состава.

С октября 1941 г. было введено обязательное военное обучение для лиц в возрасте от 16 до 50 лет без отрыва от производства. В Куйбышеве отделения Всевобуча были созданы на всех предприятиях, было организовано 68 военных учебных пунктов, а в учебных воинских подразделениях обучалось одновременно более 10 тыс. человек. Помимо предприятий повышенное внимание воинскому обучению и строевой подготовке стало уделяться в учебных заведениях.

Осенью 1941 г. было начато сооружение Куйбышевского оборонительного рубежа. В городе был введен режим строжайшей светомаскировки, введено патрулирование, пропускная система, был ужесточен паспортный контроль. Часть куйбышевских предприятий приступили к производству сборных железобетонных конструкций для ДОТов и ДЗОТов.

Всплеск патриотизма привел к резкой активизации промышленного производства. На всех куйбышевских предприятиях развернулось движение «200-ков», то есть оставшиеся на производстве выполняли норму за себя и за ушедшего на фронт товарища – 200%. К весне 1942 г. участвовали в движении, выполняя норму на 200% более 10 тыс. рабочих. Ширилось движение многостаночников. В результате этих движений на многих предприятиях резко возросла производительность труда. В 2-3 раза перевыполнялись нормы выработки. ЗиМ в первые годы войны вдвое увеличенное задание выполнял более чем на 130%. Автотрактордеталь в 1941 г. выполнял норму на 160%, в 1942 г. – на 180%. В целом машиностроительная промышленность увеличила выпуск продукции в 1941 г. на 155%.

Куйбышевская легкая промышленность так же была переориентирована на выпуск военной продукции. Швейные фабрики поставляли на фронт обмундирование. Пивоваренный и ликероводочный завод были перепрофилированы на производство пищевых концентратов. Куйбышевские предприятия производили детали и запчасти для военных производств: корпуса мин, детали «Катюш» и др.

К началу 1942 г. перед областными организациями встали задачи размещения и скорейшего пуска эвакуированных предприятий с Украины, Белоруссии, Москвы, Одессы, Ленинграда. В Куйбышеве было размещено 40 таких предприятий. Остро встала проблема топлива, электроэнергии, сырья, рабочей силы. Оборудование монтировалось на открытом месте, запускалось и только потом начиналось возведение цеховых корпусов.

Эвакуация и размещение новых предприятий в пределах Куйбышева, создание дополнительной инфраструктуры привели к возникновению новых районов. В связи с повышением темпов строительства начинается разработка местных источников строительного сырья: в Сокольих горах поселки Управленческий и Красная Глинка были включены в состав города и образовали Красноглинский район. Кировский и Советский районы возникли в результате строительства рабочих поселков вокруг новых промышленных предприятий вдоль реки Самара. Новая южная часть города возникла на месте железнодорожной станции Кряж. Куйбышевский район – единственный район, расположившийся на левом берегу реки Самара на месте Засамарской слободы. Основой нового района стал нефтеперерабатывающий комбинат, рядом с которым были построены предприятия по производству нефтегазового оборудования, элеваторного оборудования и нескольких предприятий по производству строительных материалов.

С осени 1941 г. на Безымянке началось производство боевых самолетов: в строй вступили Московский и Воронежский заводы (Самарский авиационный завод и завод им. Фрунзе).

Уже в 1942 г. в Куйбышевской области выпуск промышленной продукции увеличился в 5.1 раза, в городе Куйбышев – в 7.4 раза.

Приоритетным направлением куйбышевского военного производства стал выпуск самолетов. За годы войны местная авиационная промышленность выпустила более 36 тыс. самолетов-штурмовиков Ил-2 и более 4 тыс. «летающих крепостей» Ил-10. Куйбышевский авиационный завод 26 раз удостаивался награды Красным знаменем от ГКО. Моторостроительный завод им. Фрунзе с 1942 г. стал выпускать продукции больше, чем до эвакуации. В связке с Куйбышевской авиационной промышленностью работал завод аэродромного оборудования, эвакуированный с Украины: крепления для пушек, бомб, пулеметных установок. Завод «Металлист» выпускал скорострельные пулеметы ШКАС различных модификаций: турельные, синхронные, крыльевые. 9 ГПЗ выпускал подшипники.

Помимо работы на заводском производстве, на Куйбышевском авиационном заводе и ряде других предприятий были сформированы ремонтные бригады, отправлявшиеся непосредственно на фронт для работы в боевых частях. Не надо забывать о том, что уходивших на фронт рабочих заменяли их жены, матери, дети. Так было на подшипниковом заводе, эвакуированном в Куйбышев (9 ГПЗ). 9 ГПЗ выпускал не только подшипники для самолетов и танков, им было произведено 70 тыс. минометов, 500 тыс. снарядов и гильз, 2.5 млн. гранат. Кроме 9 ГПЗ в Куйбышеве в Линдовом городке был размещен эвакуированный Московский подшипниковый завод (4 ГПЗ). Оба Куйбышевских подшипниковых завода полностью удовлетворяли нужды обороны.

Во многом был готов к переходу на военное производство ЗиМ (бывший трубочный завод), поэтому ему было гораздо легче перестроится, чем эвакуированным предприятиям. ЗиМ в годы войны, помимо производства боеприпасов для всех родов войск, выпускал снаряды для реактивных установок.

В октябре 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР КАТЭК был удостоен награды орденом Ленина за выпуск электрооборудования для танков и военной автотехники.

Чрезвычайно сложной была в военные годы топливная проблема. В Куйбышевской области добыча нефти в 1942 г. была увеличена почти в 3 раза, по сравнению с довоенным периодом, а к 1945 г. – почти в 5 раз. Для переработки нефти в различные виды топлива (авиационный бензин, дизельное топливо, смазочные материалы) был построен Сызранский нефтеперерабатывающий завод, который начал выпуск продукции уже в 1942 г.

Тяжелая ситуация с жидким и твердым видами топлива привела к созданию газовой промышленности. В 1942-1943 гг. был построен крупнейший в стране газопровод Бугуруслан – Куйбышев (145 км.). Переход куйбышевских предприятий на газовое топливо, позволил экономить каменный уголь, нефть и освободить более 20 тыс. ж/д вагонов.

Военная экономика области требовала рабочей силы, и за годы войны на работу в промышленности было мобилизовано 128.5 тыс. человек. Чрезвычайно высок был удельный вес женщин в годы войны в различных отраслях хозяйственной жизни. К 1945 г. доля женщин в промышленности составляла 54.3%, на железной дороге – 48%, на водном транспорте – 40%.

Огромное значение приобрел Куйбышевский железнодорожный узел. Его пропускная способность за годы войны была увеличена почти в три раза. За первое военное трехлетье по куйбышевской железной дороге было перевезено почти 30 млн. пассажиров. Было построено более 400 км. новых путей.

За время второй мировой войны Куйбышевская область пережила настоящую промышленную революцию и превратилась в один из крупнейших индустриальных районов страны. Помимо расширения старых видов производства в области укрепились совершенно новые виды промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная. В целом объем промышленности Куйбышевской области за годы войны вырос в 7 раз, а по городу Куйбышеву – в 11 раз.

Помимо роста промышленного производства, в области быстрыми темпами шло капитальное строительство. Строились заводы и цеха, прокладывались новые дороги, аэродромы, военные объекты, была расширена сеть ж/д. Продолжалось и жилищное строительство.

Руководило строительствами созданное еще в 1940 г. Управление особого строительства НКВД СССР (Особстрой). Благодаря чуткому руководству строителей-специалистов из НКВД в кратчайшие сроки были запущены: 2 авиазавода, 1 моторостроительный, 5 заводов, производивших оборудование и вооружение для самолетов.

В первый год войны была сооружена Безымянская ТЭЦ (50 тыс. кВт), достроена и расширена Куйбышевская ТЭЦ (12 тыс. кВт), завершено строительство Мехзавода по производству танковых и самолетных корпусов и рабочего поселка при заводе.

В 1943 г. начинается сооружение Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода.

Уже в 1941 г. в области было построено 30 временных аэродромов: в Кошках, Серноводске, на Кряжу, в Кинель-Черкассах, Грачевке и др.

Другими строительными организациями был проложен газопровод Бугуруслан-Куйбышев (145 км), построена ж\д Сызрань-Ульяновск (149 км).

В 1943 г. постановлением ГКО был создан Государственный союзный строительно-монтажный трест. В этот трест вошли практически все существовавшие на тот момент в области строительные тресты, организации и управления. Трест занимался сооружением предприятий ВПК на Безымянке, Красной Глинке, Мехзаводе. Очень широко использовался труд заключенных и военнопленных.

В соответствии с официальными установками в 1941-1942 гг. строились в основном одноэтажные здания: каркасно-засыпные и барачного типа, трех-четырех этажные дома были очень редки. Строились объекты культурно-бытового назначения: больницы, роддома, дворец пионеров, детские спортивные школы. Был отремонтирован парк им. Горького, открыт новый парк в Кировском районе. В ноябре 1942 г. от железнодорожного вокзала до пл. Революции был пущен первый куйбышевский троллейбус.

Для возведения зданий гражданского назначения разрабатывались новые методы и технологии строительства: налажено производство отдельных элементов и деталей зданий (блоки стен, щитовые перекрытия, плиты сухой штукатурки). Был разработан поточный метод строительства. Внедрение этих технологий позволило в кратчайшие сроки создать жилищный фонд всех рабочих поселков города.

За годы войны в северо-восточной части города сформировались 3 новые административные единицы: Кировский район, Молотовский (Советский), Сталинский (Октябрьский). Получили развитие Куйбышевский и Красноглинский районы. Огромные пустовавшие территории, занятые пашнями, превратились в городские и промышленные массивы.

Среднее Поволжье и в годы войны продолжало оставаться одной из основных сельскохозяйственных баз СССР, а захват западных хлебных районов еще более повысил значение Среднего Поволжья. На Куйбышевскую область приходилось производство 1/5 хлеба всего Поволжья.

Поскольку Куйбышевская область по-прежнему представляла собой аграрный регион с преобладающим сельским населением и аграрной же основой экономики, то все мобилизации военного времени в первую очередь затронули сельское население и хозяйство. Сельское население России всегда было основным источником людских ресурсов государства. Естественно, что в первую очередь было мобилизовано наиболее трудоспособное и молодое мужское население. Из аграрного сектора была изъята основная масса техники и рабочего скота. На фронт, в танковые и моторизированные части были призваны все механизаторы, мобилизованы грузовики, трактора, автомашины, десятки тысяч лошадей из колхозов, совхозов и МТС. Объем сельскохозяйственных работ, выполняемых техническими средствами, сократился в два раза. Поголовье лошадей за военные годы сократилось почти в два раза, крупного рогатого мясомолочного скота – на 12%, мелкого рогатого скота – на 39%, свиней – на 70%. Резко сократилось финансирование села. Трудовые ресурсы села сократились на 46%. Удельный вес женского труда в сфере сельского хозяйства составлял в годы войны 75%. Нужда в специалистах-механизаторах заставила готовить трактористов и механиков из женщин. Например, только за первый год войны из 5.2 тыс. человек, подготовленных на курсах механизаторов, более 4 тыс. – женщины. В 1942 г. в области работало уже более 7 тыс. женщин-трактористок. Широко использовался конно-ручной труд, в качестве рабочей тягловой силы стал использоваться и мясомолочный рогатый скот. На летние полевые работы и уборку урожая мобилизовывались учащиеся различных учебных заведений. На уборке урожая летом 1941 г. было занято более 100 тыс. учащихся и 8 тыс. учителей. А с весны 1942 г. в сельском хозяйстве, так же как и на производстве было введено социалистическое соревнование. Инициатором соцсоревнования явилась МТС Большой Раковки Елховского района, выполнившая план на 121% и с экономившая более 5 тонн горючего.

Отсутствие техники, скота и рабочих рук привело к упрощению системы сельского хозяйства. В ряде случаев приходилось вводить переложную систему, нарушать сложившуюся систему севооборота. Именно эта ситуация сложившаяся в годы войны и заложила будущие проблемы отечественного сельского хозяйства – истощение земель, падение урожайности. Развертывание ВПК в кратчайшие сроки, истощение государственных продовольственных запасов в первую очередь отражалось на деревне, откуда продолжали в огромном объеме изыматься материальные и трудовые ресурсы, что еще больше сокращало возможности села. Оставшаяся техника выходила из строя, падало качество обработки земли. Иссякли продовольственные запасы и в самой деревне.

Не смотря на критическую ситуацию в сельском хозяйстве области, 1942 г. был завершен на достаточно высоком уровне. Основная часть колхозов выполнила государственный план сдачи хлеба. Только Куйбышевская область дала государству 19 млн. пудов хлеба.

В 1943 г. на Куйбышевскую область обрушилась засуха, что привело к недороду и бескормице. Государство же в не оказывало деревне никакой помощи. Наоборот, в 1943 г. из области в освобожденные районы были отправлены специалисты и механизаторы сельского хозяйства, машины, рабочий и продуктивный скот. В 1943 г. в структуре сельского хозяйства осталась 91 автомашина (в 1941 г. – 438), культиваторов – 1031 (1546), сеялок – 9 тыс. (11 тыс.), жаток – более 5 тыс. (более 6 тыс.). Наибольшие потери от засухи и изъятий техники и специалистов понесли южные районы области: Больше-Глушицкий, Больше-Черниговский, Алексеевский, являвшиеся крупнейшими зерновыми районами области. Государственный план поставок хлеба был выполнен только на 46%. На селе начался голод. Крестьяне ели опилки, лебеду, желуди, мертвечину и падаль, пухли от голода, умирали.

Некоторое улучшение на селе наступило после коренного перелома в войне. С 1944 г. возобновляется поступление сельскохозяйственной техники, начинаются постоянные поставки горючего, удобрений. Было также возобновлено и увеличено более чем в два раза финансирование села.

За годы войны сельское население Куйбышевской области сократилось на 18%. Трудоспособное население (от 16 лет и старше) уменьшилось с 300 тыс. до 162 тыс. человек. Посевные площади сократились на 26%. Предстояла огромная работа по восстановлению с/х в СССР.

Наши рекомендации