Природно-географическое положение.
Ответы к экзамену по предмету «Историческое краеведение».
Волжская Булгария
Последние десятилетия XX в. ознаменовались крупными открытиями в области булгарской истории и археологии. Практически с момента своего возникновения Булгар становится заметным явлением средневековой цивилизации Евразии, объектом внимания арабо-персидских географов, русских летописцев, западноевропейских путешественников и торговцев. Это внимание вполне объяснимо: самая северная в тогдашнем мусульманском мире страна быстро завоевала себе славу могущественной торговой державы.
До прихода в Среднее Поволжье древние болгары жили в предгорьях Кавказа и Приазовья. В конце V – первой четверти VII вв. образовался союз болгарских племен – Великая Болгария со столицей на Таманском полуострове. В VII в. союз освободился от подчинения Тюркскому каганату. В 50-х гг. VII в. союз распался. Часть болгарских племен осталась на коренных землях и подчинилась Хазарскому каганату, другая часть ушла за Дон, третья за Дунай, где возникло государство Болгария. Остальные осели в Венгрии (Паннония) и попали под влияние Византии. Позднее болгары, находившиеся в подчинении Византийского государства, ушли на Среднее Поволжье.
Первая волна болгар проникла в южную часть Среднего Поволжья в конце VII в. К X в. племена болгарских кочевников переходят к прочной оседлой жизни, о чем свидетельствует возникновение у них укрепленных селищ и городищ: Болгар, Биляр, Сувар и др. В конце IX-начале X вв. в Среднем Поволжье возникает феодальное государство Волжская Булгария.
Состав нового болгарского государства не однороден и по-прежнему представлял собой конгломерат тюркоязычных и финно-угорских племен, основными из которых были болгары, сувары, эсгель и берсула.
Во главе Волжской Булгарии стоял царь – малик. К концу X в. государственной религией болгар стал ислам и был окончательно уничтожен суверенитет и подавлено сопротивление города Сувара. Столицей стал город Болгар.
6. В первой половине X в. Волжская Болгария находилась в зависимости от Хазарского каганата. Большую услугу болгарам, таким образом, оказал поход на каганат русского князя Святослава в 964-965 гг., в результате чего Болгария обрела независимость. В свою очередь, ведя активную экспансивную внешнюю политику, это государство проникало на территории финно-угорских племен (современная Пензенская область). К XII в. болгарское государство простиралось от современной Чувашии до Самарской Луки и от реки Цны до реки Вятки.
Таким образом, к XI-XII вв. различные по происхождению племена образовали целостную болгарскую народность с самобытной культурой. Введение ислама в качестве государственной религии повлекло за собой распространение арабской письменности и появление школ. С X в. в городах Волжской Болгарии развивается архитектура, возводятся каменные и кирпичные здания: мечети, бани, дома феодалов. Известны имена болгарских ученых и поэтов: историка Якуба ибн Ногмана, написавшего «Историю Булгарии», философа Хамида Ибн-Идриси, поэта Кол-Гали.
Градостроительство в Волжской Булгарии заслуживает отдельного внимания. По наблюдениям венгерского монаха-доминиканца Юлиана (1235 г.) «Волжская Булгария – великое и могущественное царство с богатыми городами». В свете новых археологических открытий некоторые исследователи говорят о своеобразной городской цивилизации на Средней Волге. Эти же исследователи утверждают, что булгарские города были более крупными по своим размерам и количеству населения по сравнению с современными им древнерусскими и западноевропейскими городами. Укрепленные площади некоторых булгарских городов достигали 100 га.
К числу городов-гигантов относился Биляр, занимавший территорию в 800 га с укрепленной площадью 620 га. Город состоял из трех топографических частей: внутренний город, окруженный двумя рядами деревянных и земляных укреплений, внешнего города с тремя линиями укреплений, и пригородных поселков. Административно-культовый центр располагался во внутреннем городе. Здесь находилась мечеть с минаретом и комплексом сооружений площадью 2500 кв. м. Здесь же располагалось двухэтажное жилое кирпичное здание, кирпичное здание общественной бани. На территории города располагались караван-сараи. Общеизвестна уникальная отопительная система жилых зданий в булгарских городах. Практически во всех городских поселениях обнаружены следы городского благоустройства: деревянные и каменные мостовые на улицах и площадях, колодцы, специальные мусорные ямы. В настоящее время аэрофотосьемка зафиксировала руины еще 30 кирпичных неисследованных зданий в Биляре.
В X-XI вв. в Волжской Болгарии шел процесс развития феодальных отношений. Болгары окончательно перешли к оседлости: пашенное земледелие стало основой хозяйства. Основными сельскохозяйственными орудиями для обработки почвы были тяжелый однолемешный плуг сабан, предназначенный для обработки целинных земель и легкая соха с двумя железными сошниками, использовавшаяся для подзолистых почв. Система земледелия – переложная. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница, просо, ячмень, рожь, овес, конопля, бобовые, некоторые огородные культуры. Еще одной важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство.
Экономическую основу любой средневековой цивилизации составляет развитое ремесло. Практически на всех булгарских поселениях и, прежде всего, в крупных городах, выявлены следы металлургического (железо- и медеплавильного), кузнечного, гончарного, ювелирного, косторезного, камне- и деревообрабатывающего ремесел, кожевенного дела, стеклоделия и производства строительного кирпича. Булгарские ремесленники, особенно ювелиры, меднолитейщики и косторезы знали сложнейшие приемы обработки цветных и драгоценных металлов, кости и камней. Одним из показателей уровня ремесленного развития является металлургический район Биляра, где на площади более одного гектара располагались сыродутные горны для выплавки железа и стали; гончарная слобода занимала в Биляре площадь более трех гектаров. В центре внутреннего города Биляра был открыт производственный комплекс стеклоделов. Здесь изготавливалась дорогостоящая бытовая и химическая посуда (банки, кубки, рюмки, флакончики, аламбики) и даже оконное стекло – круглые диски диаметром 20-30 см. для домов богатых горожан и общественных зданий.
По мере расширения знаний о Булгарском государстве появляется все больше фактов, свидетельствующих о его широких международных связях. Болгария была одним из центров как местной, так и транзитной торговли, торговые связи были налажены со Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом, Византией, Русью. Равноправные партнерские отношения в торговле возможны лишь тогда, когда страны, участвующие в них, обладают примерно одинаковым экономическим потенциалом и стоят примерно на одной ступени социально-экономического развития. Волжская Булгария по всем своим показателям мало чем уступала своим партнерам – Древней Руси, странам Западной Европы и Востока.
Домонгольский период булгарской истории представлен большим количеством археологических памятников (около 170 городищ, более 700 селищ), расположенных на территории Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей.
Отношения с Русским государством у Волжской Булгарии складывались не просто. Русские князья совершали походы на Болгарию в 977 г., 985 г., 994 г., 1120 г, 1164 г., 1172 г., 1183 г., 1186 г. С XI в. болгары совершали походы на Муром, Суздаль, великий Устюг. Результатом агрессии русских князей был перевод болгарской столицы из Булгара в Биляр. Неоднократно заключались и мирные торговые договора между Русью и Болгарией: в 1006 г. и в 1129 г.
Древнерусских вещей в булгарских поселениях много и они очень разнообразны по ассортименту: керамическая и стеклянная посуда, украшения, предметы христианского культа (кресты, иконки, расписные яйца-писанки), орудия труда и бытовые предметы (особенно много шиферных пряслиц). В Биляре обнаружена свинцовая вислая печать, принадлежавшая, по мнению В.Л. Янина новгородскому князю Всеволоду Юрьевичу или, скорее, Всеволоду Большое Гнездо, как считает М.В. Седова. Наиболее активными были связи Волжской Булгарии с южнорусскими землями и Владимиро-Суздальской Русью. В некоторых крупных городах были целые русские кварталы, а в Биляре, согласно сообщениям летописей, находилось христианское кладбище.
Много булгарских вещей обнаружено в древнерусских городах: Рязани, Пронске, Переяславле-Рязанском, Серенске, Владимире, Суздале, Ростове Великов, Городце-на-Волге, Белоозере, Новгороде, Киеве, Вышгороде и т.д. В числе обнаруженных вещей тарная и парадная посуда, бронзовые зооморфные замочки, украшения, торговые пломбы-печатки, сфероконусы и пр. Булгарские монеты X в. обнаружены в центральных и западных районах Руси. В летописях есть сведения об экспорте хлеба в города Древней Руси. Так же есть сведения о том, что в некоторых древнерусских городах постоянно проживали булгарские ремесленники. Во Владимире, например, были обнаружены горны для обжига посуды классического булгарского типа.
Самарская Лука была южной окраиной Волжской Булгарии на границе со степью. Возникший здесь в X в. Муромский городок в XI-XII вв. быстро рос и в XII в. общая площадь поселения составляла 150 га. Внешний город был обнесен двумя валами и рвами. В разных местах города были построены бани и мечети. В западной части располагались ремесленные кварталы. Наряду с ремеслами горожане занимались сельским хозяйством и скотоводством. Археологические раскопки показали все это по наличию костей и орудиям труда: ремесло, сельское хозяйство, скотоводство, рыболовство. Город осуществлял торговые функции, кроме того, близость Волги предполагала существование транзитной торговли. Найдено множество привозных вещей: среднеазиатская посуда, русские и византийские украшения. Особую гордость археологов составляет найденный там же германский денарий XI в.
Расцвет Волжской Булгарии был прерван в XIII в. татаро-монгольским нашествием.
Казанское ханство.
В результате ряда внутриполитических кризисов, разразившихся в Золотой Орде в конце XIV в. и осложненных серьезными внешнеполитическими потрясениями, некогда мощное государство раскололось на несколько самостоятельных ханств. В первой половине XV в. одно за другим появляются Ногайская Орда, Астраханское, Сибирское, Казанское, Крымское ханства.
Время образование самостоятельного Казанского ханства историки относят к 30-40-м гг. XV в. Возглавил этот улус бывшей Золотой Орды хан Улу-Мухаммед. Известно, что до середины 20-х гг. XV в. он правил в одной из столиц Золотой Орды Сарай Ал-Нахрус, откуда и был изгнан соперником. Улу-Мухаммед некоторое время скрывался в Крыму, затем кочевал в южнорусских степях. Позднее он перебрался в Казань. Год обоснования в Казани Улу-Мухаммеда – 1438 г. во всех тюркских, крымско-татарских и турецких источниках принято считать годом основания Казанского ханства. Однако, все же наиболее вероятна точка зрения, согласно которой Улу-Мухаммед сверг местную казанскую знать и сделал город столицей нового ханства. Территория нового Казанского ханства примерно совпадала с территорией современного Татарстана. Западная граница ханства проходила по реке Сура, восточная – по территории современной Башкирии. На южной границе казанские владения простирались до реки Большой Черемшан по правому берегу Волги и до реки Сызрань – по левому берегу, то есть включали себя северо-западные районы современной Самарской области.
Население Казанского ханства было многонациональным. На его территории проживали марийцы, удмурты, чуваши, кипчаки, булгары, мордва. Причем некоторые этносы, внутри ханства, сохраняли некоторое подобие автономии.
Несмотря на то, что Казанское ханство представляло собой бывший улус государства кочевников, занятия и хозяйственная жизнь населения строились на принципах оседлости, приобретенными еще у Волжской Болгарии: пашенное земледелие, бортничество, охота и рыболовство, ремесло и торговля. Поддерживались тесные торговые контакты с Русским государством: (документ):«На тот же день съеждяхуся в Казань изо всей Русской земли богати купцы и многия иноземцы дальния и торговаху с Русью веикими драгими товары».
В столице Казанского ханства активно развивалось градостроительство. Архитектура Казани того времени была весьма впечатляющей, о чем свидетельствовали ансамбль Казанской крепости, башня Сююмбеки, многочисленные мечети и минареты. Однако основная часть архитектурных памятников была уничтожена в результате покорения Казани Русским государством.
Политическое и административное устройство Казанского государства было унаследовано от Золотой Орды: многочисленные налоги, повинности и подати в пользу хана, гигантский чиновничий аппарат. Кроме того, казанцы продолжили и традиционный способ обогащения кочевников – набеги на соседние территории и, в первую очередь, - на Русское государство. Так в 1445 г. сыновья Улу-Мухаммеда захватили под Суздалем великого князя московского Василия II Темного и взяли за его освобождение огромный выкуп. За более чем столетний период существования ханства, его правители совершили 30 военных походов на Русь. Соответствующая оценка вновь возникшего государства кочевников содержится в русских грамотах (документ): «И нача укреплятися вместо Золотыя Орды Казань – новая Орда, кровию русской кипя. И проиде царская слава с старыя матери ордам всем – на преокаянную дщерь младую Казань… От злаго древа ветвь презыде – Казань и горький плод изнесе». Однако и русские князья часто совершали походы против Казанского ханства.
В противовес процессам децентрализации и дробления Золотой Орды на самостоятельные улусы во второй половине XIV-XVI вв. русские земли начали объединяться вокруг Московского княжества. Обретая силу, московские князья стали уделять больше внимания своим соседям, ближайшим из которых была Казань. Первоначально Москва строила свою политику по отношению к остаткам Золотой Орды на принципах мирного сосуществования. Московские князья вербовали сторонников среди казанской знати, часть которой считала, что доходы от эксплуатации зависимого населения и от торговли с Россией являются гораздо более надежным источником богатства, чем бесконечная череда военных авантюр, проходивших с переменным успехом. Так же Москва охотно давала прибежище и земли казанским аристократам, покинувшим ханство, планируя в дальнейшем использовать их поддержку. Иван III, начиная с 1467 г. неоднократно пытался посадить своего ставленника на казанский престол.
Ситуация изменилась в конце 70-х гг. XV в., когда умер казанский хан Ибрагим. Его вдова Нурсултан стала женой крымского хана Менгли-Гирея. Дети Нурсултан, сыновья Мухаммед-Амин и Абдул-Латиф, будущие правители Казани, воспитывались при крымском дворе. После смерти обоих наследников Улу-Мухаммеда, его линия прервалась и на Казанский престол должны были взойти внуки Менгли-Гирея. Московское государство этого допустить не могло. В 1487 г. русские войска захватили Казанскую крепость и объявили Казань под протекторатом Москвы. Однако антирусская группировка казанской знати, поддерживаемая Крымом, организовала ряд дворцовых переворотов при опоре на ногайские и сибирские войска, пытаясь настроить хана против Москвы. Однако все попытки потерпели неудачу. В 1513 г. Москва добилась крупной политической удачи, возведя на казанский престол татарского царевича Шах-Али (Шигалея), долгое время находившегося на русской службе.
Однако, через три года, в результате очередного переворота, Шигалея свергли, а на престол сел, имевший на это гораздо больше прав брат крымского хана. Свержение и бегство Шигалея сопровождалось русскими погромами в самой Казани, грабежами и убийствами русских купцов. Множество русских рыбаков, занимавшихся рыбной ловлей на Волге, были вынуждены бежать. В результате было покинуто и запустело одно из лучших рыболовецких мест, находившихся в Самарском Поволжье.
Все последующие попытки Москвы вернуть на казанский престол своего ставленника успеха не имели. Казанское ханство признало вассальную зависимость от Османской империи. Волжский торговый путь практически прекратил свое существование из-за непрерывных военных действий враждовавших сторон. Были возобновлены ежегодные набеги на русские земли, часто согласованные с набегами из Крыма. Документ: «Воевали Казанцы в те годы по украйнам государя нашего…и много христианства погубиша и грады пусты сътвориша: Новгород Нижней, Муром, Мещеру, Гороховец, Балахну, половину Володимеря, Шую, Юрьев Вольский, Къстрому, Заволжие, Галич со всем, Вологду, Тотьму, Устюг, Перьм, Вятку, многими приходы и в многие лета». Геополитические стремления Московского государства не могли быть осуществлены без полного подчинения Казани, вставшей под знамена Османской империи.
Ответные удары русских войск по казанским владениям, увеличивавшиеся поборы в пользу хана, действия промосковской группировки казанской знати несколько раз приводили к восстаниям горожан (1531, 1545-46, 1549, 1551 гг.). Московское правительство пыталось использовать эти восстания для возвращения своего ставленника на казанский престол, но неудачно. Дело даже доходило до попыток провозгласить казанским царем Ивана IV. Закономерным итогом агрессивной внешней политики казанских ханов стал знаменитый казанский поход и взятие 2 октября 1552 г. Казани.
Позже признала свою зависимость от Русского государства Ногайская Орда. А в августе 1556 г. при помощи ногаев к России была присоединена Астрахань. Таким образом, во второй половине XVI в. практически все Поволжье оказалось под контролем Российского государства. Возникли условия для достаточно спокойного хозяйственного освоения и колонизации новых территорий русским населением. Практически прекратились набеги кочевников, тревожащие окраины Руси. Началось мирное взаимодействие различных культур в Поволжском регионе.
Ногайская Орда.
После распада Золотой Орды и выделения из ее состава нескольких новых ханств, на территории Самарского Поволжья, особенно в южных районах Заволжья, продолжали господствовать кочевники, так как здесь располагались обширные летние пастбища, а из-за малоснежных зим табунам коней легче было добывать корм из-под снега. Во второй половине XVI-первой половине XVII вв. на территории Заволжья, севернее рек Самары и Кинеля находились дальние летние пастбища и охотничьи угодья башкир и ногаев. Ногайское государство возникло в конце XIV-начале XV вв. Окончательное формирование этого государственного образования произошло в 40-е гг. XVI в. Территория кочевых владений ногаев простиралась от Аральского моря до Волги с востока на запад и от Каспийского моря до современной Башкирии с юга на север. Во всех работах, посвященных изучению истории поволжской степи и ее народов, приводится выдержка из «Книги Большому Чертежу» конца XVI в. (документ): «…от верху реки Бузувлука на полях и до синего моря (Каспийского) кочевья все Больших ногаев». Население Ногайской Орды, как и Золотой Орды, было кочевым и разноплеменным, но основная группа была представлена кипчаками или половцами, или куманами. Эта народность появилась в восточно-европейских степях в середине XI в., была ассимилирована монголами и образовала основной этнос Золотой Орды.
В конце XIII в. часть половцев племени мангытов обособилась под руководством князя Ногая. Однако антропоним «ногай» не является самоназванием. Исследователи сходятся во мнении, что это название было дано им другими народами и означало «собака», что дает основание предположить, что это животное было их тотемом. Ногаями мангытов очевидно называли половцы из других кланов. Самоназвание этого народа – мангыты, а их территория обитания – Мангытский улус. Не смотря на единое название и государственное образование, повторилась история Золотой Орды – слияния всех кочевых этнических групп в единую народность не произошло. Образовался непрочный союз из восемнадцати тюркских и монгольских племен, основными из которых были мангыты, найманы, кипчаки и кияты.
В 1577 г. Ногайскую Орду посетил английский путешественник Дженкинсон, отразивший это посещение в своих заметках (документ): «Они распределены на отдельные группы, называющиеся ордами. Каждая орда имеет своего правителя, называющего себя мурзой, которому они повинуются, как королю. Каждый мурза, или король, имел около себя орду, как своих подданных, с их женами, детьми, скотом».
В зимнее время ногаи кочевали в прикаспийских степях, где легче перенести суровые морозы и бескормицу. Эти места считались основной территорией Ногайской Орды. С наступлением весны кочевники поднимались к северу по рекам Волга и Яик до рек Самара и Кинель. Башкиры, обитавшие севернее, платили ногаям дань. Нередко ставленники ногайских владык находились во главе Казанского ханства. Польский историк Матвей Меховской называл этот народ наиболее многочисленным и самым крупным остатком Золотой Орды. Это был весьма грозный противник, даже для Российской державы.
Из всех кочевых народов, входивших в состав Золотой Орды, ногаи более других оставались верны завету Чингисхана «везде кочевать и никогда не делаться оседлыми». На вопрос путешественников, почему они не строят городов, кочевники отвечали, что «башню строит тот, кто труслив». Однако громадное по территории и народонаселению государство, способное выставить до 200 тысяч воинов, с общим числом мужского населения в 350 тысяч человек, было образованием аморфным, раздробленным и отсталым. Следует отметить, что, не смотря на огромный военный потенциал, неизвестно ни одного случая использования всей массы ногайских вооруженных сил.
Путешественник Дженкинсон оставил характеристику образа жизни этого народа (документ): «у ногаев нет ни городов, ни домов, живут они открыто в степях. Когда скот съест всю траву, они перекочуют в другое место. Это народ пастушеский, владеющий множеством скота, составляющим все его богатство. Они едят много мяса, главным образом конину, пьют кумыс». Скот являлся основным богатством народа, пастушество – основным занятием. Ремесла были связаны с переработкой продуктов скотоводства. Ногаи не сеяли и не жали хлеба, многие из них не знали даже его вкуса, а жившие на окраинах и не слышали о нем. Основным мерилом богатства у ногаев был скот: лошади, овцы, верблюды. У мурз число скота доходило до 40 тыс. голов. Скотоводство давало кожу, шерсть, шкуры, войлок, составляло предмет торговли. Ежегодно на Русь из ногайской степи направлялись десятки тысяч голов лошадей и овец. Частично табуны распродавались в Астрахани и Казани, но в основном отправлялись в Москву. Торг с Москвой был настолько выгоден для ногаев, что московское правительство, желая наказать мурз за набеги, запрещало торговать с ними в пограничных городах – Самаре, Царицыне, Саратове. Ногайские посольства везли в Москву жалобы на оскудения из-за запрета на торговлю скотом. Из России в орду везли сукно, панцири, олово, ртуть, шафран, платье, холсты, оружейный припас. Кочевники предпочитали натуральный обмен, деньги не имели широкого хождения, а золото и серебро использовались для украшения. Из Москвы так же шел поток подарков с посольствами не только князю, но и каждому мурзе персонально. Подарки шли за послушание и за государеву службу.
В отличие от Золотой Орды, у ногаев практически не было постоянной резиденции. Единственным ногайским городом был Сарайчик, представлявший собой пустынное незастроенное место в низовьях Яика, где находилась тюрьма и кладбище.
Крайне примитивным был и государственный аппарат. Вся ногайская степь была поделена между мурзами и их ордами на основе вотчинного права. Главой государства был бий (князь), которому помогали избиравшиеся на съезде мурз высшие правительственные чиновники – нурадин (родной брат князя), кековат, тайбуга. В случае смерти князя его приемником становился нурадин. Нурадин практически не подчинялся князю, кековат и тайбуга считали себя в значительной степени независимыми государями.
Все государственные вопросы решались на съезде мурз. Мурзы признавали князя «старшим братом» и клялись подчиняться его приказам, но в тоже время писали в Москву, чтобы на всех мурз смотрели ровно. Часто князья и нурадины жаловались в Москву на своеволие мурз, которые в своих ордах проявляли неограниченную власть. Одним из показательных примеров является жалоба хана Измаила (1555 г.) Ивану IV на своих мурз, уходивших за Волгу в подданство крымского хана. Измаил из года в год просил Ивана IV поставить городки-крепости на волжских переправах, дабы воспрепятствовать этому.
Ногайское общество и государство на протяжении всей своей истории находились на примитивном уровне развития. Удобнее всего определять их государственное и общественное устройство как ранний феодализм с пережитками родоплеменного строя. Основная часть ногаев принадлежала к «черным» людям (кара халик), которые являли собой аналогию полусвободного феодального крестьянина. На «черных людей» были возложены две основные повинности: натуральная и служебная, которые заключались в снабжении мурз и князей всем необходимым. Отсутствие четко выраженной общественной дифференциации способствовало наличию определенной монолитности в низах общества. Помимо «черных людей» существовала еще более низкая категория населения – «кул», нечто вроде крепостных или полупатриархальных рабов. Однако эта категория была невелика и не оказала серьезного влияния на хозяйственную и общественную жизнь. В середине XIV в. Золотая Орда, в том числе и ногаи, приняла в качестве государственной религии ислам. По всей видимости, ногаи исповедовали суннитскую ветвь ислама. Несмотря на бурную предысторию племен и народов, входивших в состав Ногайской Орды, история этого государства оказалась ничем не примечательной и лишенной ярких событий.
В середине XVI в. Русь продолжила свою экспансию на юг и юго-восток, захватила волжский путь и вышла к Каспийскому морю. Ногайская Орда в это время переживала кризис: многочисленные орды не связывала ни экономика, ни этническое единство. Благоприятная ситуация для развала Ногайской Орды сложилась после присоединения к России Среднего и Нижнего Поволжья. Верхам Ногайского государства нужно было определить свое отношение и свое место в отношениях с Россией.
Ногаи сохраняли теснейшие связи с ханами Казани и Астрахани. Эти государства издавна тяготели к Крыму и, следовательно, к Османской империи. Очевидно, что ногаи не могли приветствовать захвата и покорения Казани и Астрахани Россией. В то же время большая часть ногайских мурз понимала, что бороться с таким соседом как Россия бесперспективно. Тем не менее, раскола избежать не удалось. Мурзы, кочевавшие в Заволжских степях во главе с нурадином Измаилом, решили покориться Москве. Оппозицию возглавил князь Юсуф, кочевавший за Яиком. Оппозиция решила перейти к открытой конфронтации. Однако в 1555 г. Юсуф умер и во главе Орды встал Измаил. Уже через три года ногаи, обращаясь к Ивану IV, называли его «государем». Отношения с Россией постепенно пробрели характер вассалитета. В 1557 г. Измаил даже дал московским послам шертную грамоту, что означало признание вассальной зависимости. В самой орде административных изменений не произошло, русские порядки и чиновники в улусах не появились. В Ногайскую Орду по-прежнему шел поток подарков, налаживался товарообмен. Ногайская конница служила русскому князю, а мурзы обещали не оказывать поддержки крымскому хану.
В 50-х гг. XVI в. на территории орды разразился страшный голод, на степь обрушилась засуха, начался падеж скота. Кочевья пришли в запустение и мурзы стали покидать свои территории. Князь Курбский в 1557 г. писал (документ): «Улусы ногайские, прежде многолюдные и богатые, опустели в жестокую зиму 1557 г., скот и люди гибли от несносного голода». Результатом стал распад орды на три части: Большую Ногайскую Орду, кочевавшую между Волгой и Яиком на левобережье Волги; Алтыульский улус – восточнее Яика; Малую Ногайскую Орду – Прикубанье.
После смерти Измаила, княжил его сын Тин-Ахмет (1563-1578 гг.). Он пытался восстановить целостность Ногайской Орды и старался избегать конфликтов с Русью, удерживая от набегов мурз. Тин-Ахмет добился определенных успехов в объединении Орды, чем и воспользовался следующий князь – Урус. Урус прослышал о неудачах России в Ливонской войне и решил открыто выступить против Москвы. С его ведома возобновились ногайские и крымско-ногайские набеги. Урус опирался на Турцию и Крым. В 1578 г. на приеме московского посольства он открыто назвал себя государем ногаев.
Турция с Крымом в конце 60-х начале 70-х гг. XVI в. решили при помощи ногаев восстановить Казанское и Астраханское ханства, ликвидировав самостоятельность России. Москве в это время было не до ногаев, так как она занята в Ливонии. С этого времени кочевая знать открыто переходит на сторону противников Москвы. В 1579-1580 гг. Урус готовит поход на Русь, в связи с поражением русских войск от Стефана Батория.
Однако часть мурз считала, что если начнется война, то в убытке окажутся обе стороны. Единого похода так и не получилось, хотя отдельные орды устраивали набеги: в 1581 г. из улуса мурзы Тинбая ходило в набег до восьми тысяч человек, а всего в набегах участвовало до двадцати пяти тысяч ногаев. Москва же за всю вторую половину XVI в. ни разу не ходила к ногаям войной, ограничиваясь посылкой гарнизонов по Волге до Астрахани и заставами в опасных местах.
Все же набеги на русские окраины были скорее исключением, так как основная часть знати понимала необходимость мирных отношений с Русью. До середины 80-х гг. XVI в. Москва для сдерживания ногайских выступлений использовала казачью вольницу, выступая посредником между казаками и ногаями, якобы для ограждения ногаев от казаков. Под этим предлогом и были построены крепости Самара и Уфа.
Окончательно ногаи подчинились Москве после поражения в 1586 г. под Кош-Яицким городком. В 1600 г. бия уже не избирали мурзы, а посадил на престол астраханский воевода. Однако набеги ногаев на русские окраины продолжались вплоть до 1616 г. Завершило свое существование кочевое государство ногаев с приходом калмыков в первой трети XVII в. С этого времени ногаи исчезают из упоминай в русских источниках.
Волжское казачество.
Образовавшиеся обширные территории между Московским государством и остатками Золотой Орды свободные как от влияния московской администрации, феодального гнета и розыска, так и контроля кочевников были очень привлекательны для «беспокойных людей», не желавших подчинятся государственной регламентации.
Вольное казачество являлось второй по значению этнической общностью степных и лесостепных территорий, граничащих с Российским государством от Северской земли до Средней Волги. Как отмечают все исследователи, казачество не было порождением чисто русского или украинского быта. Только начиная с середины XVII в. казачество становится в своей массе русским или украинским, приобретая собственные специфические черты. А в XVI в. казаки представляли собой весьма разнообразную по этническому составу общность. Московское посольство, в ответ на жалобы ногайских ханов так определяло казачество (документ): «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними смешавшись ходят». Таким образом, значительную часть первоначального казачества составляли тюркские выходцы из различных орд и ханств. Это подтверждается и большим количеством казацких терминов, имеющих тюркское происхождение: «казак», «атаман», «есаул» и т.д.
С усилением феодального гнета и деятельностью Ивана IV во внутренней и внешней политике, с середины XVI в. из северных районов Руси шел огромный поток беглых. Вскоре выходцы из Руси и Украины начинают преобладать в казацкой среде. Приток русского населения и необходимость скрываться от властей, привели к тому, что казачьи станицы стали с одной стороны прятаться в недоступных местах, а с другой – тесно прижиматься к русским границам. Соответственно строилась и хозяйственная жизнь казачества. Вести привычный образ жизни оседлых землепашцев казаки не могли, так как засеянное поле или пашня выдавали поселение и создавали угрозу набега кочевников. Поэтому приходилось заниматься охотой, рыболовством и грабежом соседей-кочевников, торговых караванов и земледельцев в приграничных областях. Подобная жизнь порождала людей с высокими воинскими качествами, неприхотливых и одновременно лишенных всякого стремления к государственности. Порядки и традиции казачьей общности были настолько крепки, что позволили казакам сохранить их до XX в. Благодаря характеру образования казачества, самые первые казачьи общины были чисто мужскими, однако постепенно, примерно с XVII в. холостая жизнь перестала быть обязательной для казака и в казачьих общинах стали появляться семьи.
В дореволюционной, да и в современной литературе сложилось твердое мнение относительно казака XVI-XVII вв. Казак представлялся фигурой анархической, склонной к насилию. А такие периоды русской истории, как Смута, восстание Разина и крестьянская война Пугачева всегда приводились, как самые характерные примеры. Современные же исследователи придерживаются иной точки зрения: казачество яростно защищало свою независимость, внутреннее устройство и самоуправление. Однако при всем своем стремлении к независимости, казачество всегда находилось в тесном контакте с центральной властью и государством. Едва ли не с самого своего появления вольное казачество находилось на государственной службе, хоть и в весьма своеобразной форме. По мнению современного историка Никитина до второй половины XVII в. внешняя сторона взаимоотношений русского правительства и казаков, напоминала отношения двух независимых государств.
В конце XVI в. казачество разделилось на две группы. Первая – вольное казачество, окраинное. Вторая – служилые казаки – одна из групп феодального служилого сословия «по прибору». Число служилых казаков по всей стране составляло 5-6 тыс. человек, а вольных «настоящих» казаков – 8-10 тыс. человек и, исполняя царскую службу, они становились грозной боевой силой. Отличаются так же современные представления о казаке XVI-XVII вв. как о воине. На самом деле казачество того времени не было конным. Поскольку основным противником казаков были кочевники, то состязаться с ними в конном бою не имело смысла. Все известные казачьи поселения располагались по берегам рек, следовательно, основным средством передвижения казаков были струги, а все основные пути сообщения пролегали по рекам: Дон, Днепр, Волга, Яик, Терек. Примерами действий водного казачьего войска могут считаться набеги запорожских казаков и поход Степана Разина «за зипунами».
Волга, Дон и Яик благодаря системе переволок, представляли собой огромную речную акваторию, в которой и сформировалось единая казачья общность в пределах степи и лесостепи. Считается, что казачество этой речной системы до конца XVI в. было единым. В московских грамотах XVI в. казачество чаще всего именуется «донским» и «волжским». Сами казаки так же считали своей территорией все пространство от Яика до Дона. По сути дела, сами казаки, в силу своей беспокойной жизни спровоцировали уничтожение этого единства. Московское правительство стремилось обезопасить волжский путь, так как казаки грабили государственные караваны. С этой целью на берегу Волги были поставлены крепости – Симбирск, Саратов, Царицын. Единая казачья область оказалась разорванной и с XVII в. яицкие и донские казаки продолжали свое существование обособленно. На Волге же казачья общность вообще прекратила свое существование. Однако еще долгое время казачьи станицы поддерживали друг с другом связь, а Волга оставалась местом грабежа для различных казачьих отрядов.
Территория Самарского Поволжья во второй пол