Технологические нормативы качества окружающей среды: ПДВ, ПДС
В соответствии с российским законодательством устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
• нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
• нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
• нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
• нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
• нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
При этом предполагается, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Для хозяйствующих субъектов технологические нормативы (к ним отнесены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) разрабатываются в форме проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов (ПДС) в водные объекты и предельных нормативов образования и лимитов размещения отходов. Предельно допустимый выброс (ПДВ)— масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени. ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы (и для каждой примеси, выбрасываемой этим источником) таким образом, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создают приземной концентрации, превышающей их ПДКмр. Основные значения ПДВ — максимальные разовые—устанавливаются при условии полной нагрузки технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы и не должны превышаться в любой 20-минутный период времени.
Наряду с максимальными разовыми (контрольными) значениями ПДВ (г/с) устанавливаются производные от них годовые значения ПДВг (т/г) для отдельных источников и предприятия в целом с учетом временной неравномерности выбросов, в том числе с учетом планового ремонта технологического и газоочистного оборудования.
Основным нормативом сбросов загрязняющих веществ в водоемы, установленным в РФ, является предельно допустимый сброс (ПДС).
Предельно допустимый сброс (ПДС)— это масса нормируемого вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению хозяйствующим субъектом в установленном режиме в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе. ПДС — предел по расходу сточных вод и концентрации содержащихся в них примесей — устанавливается с учетом ПДК веществ в местах водопользования (в зависимости от его вида), ассимилирующей способности водного объекта, перспектив развития региона и оптимального распределения массы загрязняющих веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.
Величина ПДС должна гарантировать достижение установленных норм качества воды (санитарных или рыбохозяйственных) при наихудших гидрологических условиях для разбавления в конкретном водном объекте.
ПДВ и ПДС устанавливаются для каждого источника загрязнения и каждого вида примеси. Расчет ПДВ и ПДС проводится на основе утвержденных методик с учетом рассеяния (разбавления), вклада других источников, перспектив развития (проектируемых источников) и т.д.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых дляхозяйственно-питьевых и культурно-бытовых целей, нормы качества поверхностных вод должны выдерживаться на водотоках, начиная со створа, расположенного в 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования вплоть до самого места водопользования, а на водоемах — на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.
Ближайшие пункты водопользования определяются органами санитарно-эпидемиологической службы.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние рыбохозяйственных водотоков и водоемов, нормы качества поверхностных вод (ПДКвр или их природный состав и свойства в случае природного превышения этих норм) должны соблюдаться на протяжении всего участка водопользования, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае специально уполномоченными органами, но не далее, чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).
В тех случаях, когда предприятие аргументированно обосновывает временную невозможность достижения расчетных значений ПДВ и ПДС, устанавливаются нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ) и временно согласованных сбросов (ВСС)на период до пяти лет. Одновременно должны быть разработаны и планомерно реализуемы программы поэтапного снижения показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ или ПДС соответственно. В тех случаях, когда достижение величин ПДВ или ПДС экономически невыгодно или физически невозможно для предприятия, срок действия разрешенных ВСВ и ВСС продлевается несколько раз, обычно при условии некоторого постепенного снижения уровня загрязнения.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду. При этом лимитирование размещения твердых промышленных отходовосуществляется на основании «Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ». Организованное размещение отходов — это регламентированные и осуществляемые в соответствии с установленными нормами и правилами процессы выделения, концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, временного хранения отходов, предусматривающего возможность их дальнейшего использования, переработки или ликвидации, захоронения.
В последние годы, после принятия Водного кодекса РФ в 1995 г., был предложен другой подход в нормировании, основанный на установлении нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДВВ) на водные объекты. Особенность подхода заключается в том, что предлагается нормировать не только поступление вредных веществ, но и другие факторы антропогенного воздействия, которые негативно влияют на окружающую среду: регулирование режима стока на гидротехнических сооружениях, наносящее ущерб нерестилищам и разрушающее берега; поступление тепла со сточными водами; безвозвратные изъятия воды (например, на полив в сельском хозяйстве) и др. Основной принцип установления норматива ПДВВ — ненанесение ущерба окружающей среде. Норматив предполагается устанавливать с учетом фонового состава воды, а также всех источников воздействия, в том числе диффузных.
Тест самоконтроля
1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях:
·ускорения научно-технического прогресса
·государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
·экономического регулирования природопользования
·сохранения благоприятной окружающей среды
·обеспечения экологической безопасности
2. Допустимой считается нагрузка на среду:
·соответствующая уровню технического прогресса
·обоснованная экономическими потребностями общества
·при которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений
·не вызывает нежелательных последствий у живых организмов
·не ведет к ухудшению качества среды.
3. Чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества называются:
1. поллютантами
2. токсикантами
3. биогенами
4. ксенобиотиками
4. Минимальная доза вещества, вызывающая у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма, называется:
1. летальная доза
2. предельно-допустимая доза
3. пороговая доза
4. разовая доза
5.Норматив, устанавливающий концентрацию вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которая при воздействии за определенный промежуток времени не влияет на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства, называется:
1. ПДВ
2. ПДС
3. ПДК
4. ЛК50
6. Способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма называется:
1. токсичность
2. летальность
3. мутагенность
4. канцерогенность
7. Нормативные требования, предъявляемые к источникам воздействия на среду называются:
1. санитарно-гигиенические нормативы
2. научно-технические нормативы
3. порог вредного воздействия
4. допустимая нагрузка на среду
8. Совокупность свойств атмосферы, определяющую степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, называется:
1. токсичность воздуха
2. качество атмосферного воздуха
3. воздушная среда
4. доза воздействия
9. Концентрация, которая при ежедневной работе в течение 8 часов не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не вызывает заболевания или отклонения в состоянии здоровья, называется:
1. ПДКмр
2. ПДВ
3. ПДКСС
4. ПДКрз
10. При нормировании водной среды, кроме токсичности вещества, учитывается:
1. время воздействия токсикантов
2. характер водопользования
3. биогеохимическая провинция
4. температура воздуха
11. Комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве называется:
1. предельно-допустимая концентрация
2. индекс загрязнения почвы
3. пороговая концентрация
4. лимитирующий показатель
12. Масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени, называется:
1. предельно-допустимый выброс
2. индекс загрязнения воздуха
3. предельно-допустимая концентрация
4. допустимая нагрузка на среду