Башкирский этнос на Южном Урале
Башкиры (самоназвание башкорт) — коренной народ Рос-сии. Основное население Башкирии. Проживают в Челябинской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Курганской, Свердлов-ской, Пермской, Тюменской областях, а также в Татарии. Башки- роязычные диаспоры представлены в Якутии (Саха), республике Коми, Читинской области; в государствах Средней Азии, Казах-стане и др. По переписи 1989 г., общая численность составляла 1 449 157 человек, в том числе в Башкирии — 863,8 тыс. человек. По переписи 2002 г. — 1674 тыс. человек. В 1989 г. в Челябинской области проживало 161 169 человек, в 2002 г. — 166 372 человек. В пределах Челябинской области башкиры образуют компакт- 194 ную изолированную группу зауральских башкир, населяющих территории Аргаяшского и Кунашакского районов и часть примыкающих к ним Сосновского, Чебаркульского и Каслинского районов. В Аргаяшском башкиры составляют 64% населения, в Кунашакском — 49%. Зоны компактного проживания башкир меньшего масштаба имеются практически во всех районах и городах Челябинской области.
Этногенез башкир. В процессе формирования башкирского народа Р.Г. Кузеев выделяет два больших этапа, рубежом кото-рых являются VIII-IX вв. н.э. До VIII в. этногенез башкир был составной частью общетюркской истории и протекал на территории Сибири и Приаралья. На этом этапе дренетюркские предки башкир испытали влияние ранних монголов и тунгусо-манчжур. В VII—VIII вв. (по некоторым данным — VI-VIII вв.) предки башкир расселялись вдоль реки Сырдарья и в Приаралье. С ними устойчиво связывались племена баджгард (баджгурд) и бурджан, родственных печенегам и входивших в этническую среду предков печенежских племен еще в период их расселения в Восточном и Центральном Казахстане (долина реки Иль и в верховьях Иртыша). В VIII-IX вв. древнебашкирские племена вместе с печенегами переместились в Нижнее Поволжье и на Северный Кавказ. Вместе с частью приазовских болгар под давлением различных групп кочевников они продвигались в лесостепные и степные районы Приуралья. Отделившись от общеалтайского единства, предки башкир развивались в непосредственной близости с пе- ченежско-огузскими и кимако-кипчакскими объединениями. На Южном Урале башкиры частично вытеснили, частично ас-симилировали аборигенное финно-угорское (в том числе древ- немадьярское) и сармато-аланское (древнеиранское) население, проникшее в лесостепные районы Приуралья в эпоху «Великого переселения народов». Здесь же начались их активные контакты с камско-волжскими болгарами и другими оседлыми племенами Поволжья и Западной Сибири. Поэтому неслучайно на проблему происхождения башкир исторически сложились две точки зрения: угро-мадьярская и тюркская. Многолетние комплексные исследования, которые проводились Институтом истории, языка и литературы Башкирской академии наук под руководством Р.Г. Кузеева, позволили объединить обе гипотезы.
В X-XI вв. сложилась этническая территория башкир. «Древ-няя Башкирия» охватывала территорию степей и юга лесостепи Заволжья и Южного Приуралья между Волгой, Самарой, Уралом, южными отрогами Уральских гор и Бугульминско-Белебеевской возвышенностью.
Этноним «башкорт» известен с IX в. По вопросу его воз-никновения и содержания существует в настоящее время более 30 версий. Согласно наиболее традиционной, этноним состоит из двух частей и переводится как «главный волк». Есть версия толкования второй части слова («корт») как «пчела» с соответ-ствующей интерпретацией всего этнонима. Популярна точка зрения антропонимического происхождения термина. Объединение предков башкир и освоение ими этнической территории связывается с именем военачальника Башгирда.
С X в. из Волжской Болгарии в среду башкир проникает ис-лам, который также внес вклад в консолидацию этноса.
С середины XI до середины XIII в. основу этногенетичес- ких процессов составляли контакты с местным финно-угорским населением, которые привели к генетическому слиянию ранних этносов и обогащению кочевой культуры новыми элементами. В это же время началась кипчакизация древнебаш- кирского этноса. К концу этого периода произошло формирование этнического ядра башкирского этноса. Консолидирующую роль играли племена бурзян, усерган, тангаур, тамьян, байляр и др. Поэтому вхождение башкирских земель во второй половине XIII в. в состав Золотой Орды не разрушило общности и этнического самосознания башкир, однако существенно изменило направление этнических процессов. Они сориентировались на контакты с новыми группами тюркского и монгольского про-исхождения.
196 . . • ?
Нашествие татаро-монголов в Восточную Европу привело в движение массы кочевников. В Южное Приуралье и Зауралье тремя потоками двинулись кипчаки. Их миграция продолжалась до конца XIV в. Первый поток, двигавшийся со стороны Ниж-него Поволжья в Приуралье, смешался с башкирами (катайцами и сальютами). Второй поток (со стороны Волго-Уральского междуречья) состоял из местных кипчаков-«саксинов», смешанных с пришлыми со стороны Казахстана племенами кимако-кыпчак- ского союза. Среди них исследователи выделяют заметный монгольский компонент, который наложил отпечаток на этнический облик минских башкир. Третья волна кыпчакской миграции шла с востока и юго-востока (со стороны Казахстана и Прииртышья). Монгольский компонент в этой группе населения был выражен наиболее ярко. Эти племена существенно повлияли на формирование табынцев.
В период кыпчакской миграции башкирские племена нахо-дились в активном движении, обусловленном различными при-чинами. Происходило расширение этнической территории. Эти процессы сопровождались распадом существующих родопле- менных образований и формированием новых. Взаимодействие и смешение различных племен и родов разрушало племенную и региональную замкнутость, вело к нивелировке этнокультурных признаков. В то же время процессы консолидации были замедле-ны разделом башкирских земель между двумя улусами Золотой Орды. Еще больше осложнилась ситуация в XIV-XV вв. после окончательного распада Золотой Орды, когда земли башкир оказались поделенными между тремя государствами: Казанским и Сибирским ханствами и Ногайской Ордой. Направление этнических процессов в этот период не изменилось, но процесс этнической и политической консолидации был приостановлен.
В середине XVI в. в южных районах Приуралья происходило ногайско-башкирское этническое смешение. Уже к концу XVI в. ногайцы были ассимилированы. В XVI-XVII вв. часть башкир под влиянием ногайцев стала продвигаться на север в Пермские
земли, где усилились их контакты с финно-уграми, в частности, с манси. В XVII-XIX вв. этническое развитие башкир продолжало оставаться сложным. Южные и особенно восточные башкиры длительное время сохраняли контакты с тюркскими народами Казахстана и Средней Азии — казахами, каракалпаками и отчасти с туркменами (рис. 29). В XVII в. в южные и восточные
Рис. 29. Башкиры на Иренбеке
районы Башкирии проникли калмыки. На западе и северо-запа- де башкиры активно взаимодействовали с татарами (особенно в XVIII-XIX вв.), что привело к значительному проникновению татар в башкирские земли (рис. 30).
После вхождения Башкирии в состав России на ее территорию на различных условиях (прежде всего в качестве припущенни- ков) усилился приток инонационального населения: русских, казанских татар, мишарей, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов. В конце XVIII в. совокупная численность небашкирского населения Башкирии превысила численность башкир, хотя наблюдался и естественный прирост башкирского населения. В результате к середине XIX в. башкиры превратились в один из крупных по численности народов России. О динамике его роста достаточно красноречиво говорят следующие цифры: 1762 г. — 151228 чел.,
Рис. 30. Размещение башкирских и казахских родов в середине XVII— конце XVIII вв. на территории современной Челябинской области (карта составлена А.А. Рыбалко)
1795 г. — 183 179, 1816 г. — 299 639, 1850 г. — 507766, 1897 г. — 1312988.
Сложившаяся демографическая ситуация провоцировала развитие и обострение известной этнопсихологической антите-зы «мы-они» и способствовала ускорению темпов консолидации башкир. Рост численности этноса сам по себе — важнейший фактор консолидации, так как у более многочисленного этноса выше плотность информационных связей, выше уровень этнического самосознания и т.п. Таким образом, можно констатировать, что в период с середины XVI в. и до середины XIX в. башкиры развивались и формировались в этнос типа народность.
В административном отношении основная часть башкир-ских земель до 30-х гг. XVIII в. входила в состав Уфимского уезда и небольшая часть — в Исетскую провинцию. Южная граница башкирских земель в XVIII-XIX вв. проходила по реке Самара, юго-восточная — по реке Урал и разделяла башкирские и казахские кочевья. После образования в 1744 г. Оренбургской губернии почти все башкирские земли вошли в ее состав. С разделением Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую (после административной реформы 1850-х годов) Башкирия осталась в составе Уфимской. После Октябрьской революции башкиры получили государственность. В 1919 г. была создана Башкирская АССР; в октябре 1990 г. — БашССР, в феврале 1992 г. — республика Башкортостан (в составе РФ).
Антропологический тип башкир. Изучение антропологи-ческого типа башкир было начато во второй половине XIX в. В 1876 Н.М. Малиев написал первую посвященную этой теме работу «Антропологический очерк башкир». На основе изуче-ния башкир Уфимской губернии (40 человек по 32 признакам) он выделил два их типа — лесной и степной, а также ряд переход-ных форм и типов (те же типы выделяли впоследствии П.С. На-заров, Д.П. Никольский, А.Н. Абрамов, В.М. Флоринский). В 1912-1913 С.И. Руденко на основе антропологических измере-ний 1847 человек выделил на территории Башкирии три области 200 (восточную, северо-западную и юго-западную), население которых резко отличалось друг от друга. Исходным типом башкир он считал древнейшее европеоидное население Южного Урала начала 1-го тыс. н.э. В 1928 г. С.И. Руденко была организована экспедиция по антропологическому изучению башкир и других народов республики. Отсутствие четкой расовой классификации народов России не позволило ученому дать их типологическую характеристику.
В 1963-1965 гг. М.С. Акимовой было обследовано около 1500 башкир, проживающих в БашССР и Челябинской области, по нескольким программам: антропометрии, дерматоглифике, изучению крови и др. Она выделила среди них четыре антропологических типа: понтийский, или темнопигментированный европеоидный, южносибирский, субуральский и светлый европеоидный. Наиболее древними расовыми типами местного населения М.С. Акимова считала понтийский и субуральский, а наиболее поздним — южносибирский, который проник на Южный Урал в период Золотой Орды.
Летом 1983 г. советско-финляндская медико-антропологическая экспедиция под руководством профессора А. А. Зубова провела исследования башкир Стерлибашевского, Архангельского и Или- шевского районов БашССР. В этих же районах были получены краниологические материалы о башкирах XVIII — начала XX в. Исследования привели к выводу: башкиры — метисная популяция. Почти по всем признакам они занимают промежуточное положение между народами Поволжья, Сибири и Алтая. Подтвердились выводы экспедиции М.С. Акимовой о территориальных вариациях антропологического типа башкир: южносибирский расовый тип характерен для северо-восточных и зауральских районов республики; субуральский — для северо-западных; светлый европеоидный — для северных и центрального; понтийский — для юго-западного и горно-лесных. Кроме того, в юго- восточных районах имеют место признаки памиро-ферганского расового типа. Неоднородность антропологического состава
башкир, наличие сходных антропологических типов среди окружающих народов говорят о сложности процессов расогенеза на Южном Урале и этнической истории башкирского народа.
Башкирский язык. Морфологические и лингвистические особенности. Башкирский язык принадлежит к кыпчакско-бул- гарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков, обра-зующих вместе с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими язы-ками алтайскую семью, однако в нем встречаются и общие черты с огузскими и туркменским языками. Башкирский язык образо-вался в результате взаимодействия множества языков (тюркских, иранских, финно-угорских, монгольских). В словарном составе встречаются полностью усвоенные русские слова вследствие давнего тесного общения со славянскими народами («бурэнэ» — «бревно», «кэршэк» — «горшок») и арабские слова, проникшие после принятия башкирами ислама («халык — «народ», «ки- тап» — «книга», «эзэбиэт» — «литература»).
Современный башкирский язык состоит из трех диалектов: южного, восточного и западного, или северо-западного. Каждый диалект распадается на несколько говоров. На южном диалекте говорят башкиры центральных, южных и юго-восточных районов Башкортостана, а также Оренбургской, Самарской и Саратовской областей. Восточный диалект распространен на северо-востоке и востоке Башкортостана, в Челябинской и Кур-ганской областях. Среди башкир Челябинской области распро-странены аргаяшский, айлинский и миасский говоры. Западный диалект распространен в северо-западных и северных районах Башкирии.
Современный башкирский литературный язык выработан на основе южного и, отчасти, восточного диалектов. До конца 20-х годов XX в. среди башкир был распространен письменно-лите-ратурный язык «тюрки», основанный на арабской графике. На «тюрки» оформлялись официальные бумаги, писались письма, шежере, велось обучение в школах (мектебах и медресе). В 1928 г. была введена письменность на основе латинизированной графи- 202 ки «Яналаф». С 1940 г. башкиры пользуются письменностью на основе кириллицы с добавлением девяти букв, обозначающих специфические звуки башкирского языка. Функции башкирского языка в различных сферах жизни народа постоянно менялись в зависимости от социально-исторических условий, степени этнической смешанности и общей языковой политики. В Башкортостане широкое развитие получило башкиро-русское двуязычие (билингвизм).
Хозяйство. Традиционным типом хозяйства башкир было полукочевое скотоводство (разводили главным образом ло-шадей). В условиях Южного Урала лошадь не нуждалась ни в стойловом содержании, ни в заготовке для нее на зиму корма. Лошади обеспечивали почти все потребности башкир: служили средством передвижения, их мясо было главным продуктом питания. Из кобыльего молока делали кумыс. Конская шкура шла на изготовление одежды и посуды. Существовала особа порода башкирских лошадей — низкорослых, но крепких, быстрых и неприхотливых.
В стадо входил также крупный рогатый скот. Из мелкого ро-гатого скота держали овец. Овцы неприхотливы, при малом сне-говом покрове сами добывают подножный корм. Коз разводили мало. Шерсть коз употреблялась на изготовление половиков-ков- ров и сукна, из пуха вязали шали и шарфы. В южных, юго-западных и восточных районах имелись также двугорбые верблюды, которых разводили в небольшом количестве: их содержание требовало больших забот, особенно в морозы. Верблюжьи шкуры и шерсть употреблялись для изготовления домашних изделий, а мясо и молоко шли в пищу. Башкиры верблюдов не навьючивали, а впрягали в телеги и сани. Использовали их для перевозки груза при кочевках, руды на горные заводы, сена, дров и т.д.
Летом башкиры вели кочевой образ жизни, меняя место пастбищ для своего скота. Сено заготовляли только для рабочих лошадей, дойных коров и новорожденного молодняка, в качестве корма использовали ветки и кору.
Богатая фауна и флора края позволяли сочетать скотоводство с охотой, бортничеством, рыболовством, сбором плодов и корней растений. Юрматинцы, например, «разбогатели», занимаясь в лесах бортничеством, ловлей в реке Белой бобров, в степях — охотой на лисиц. В степных районах была развита охота верхом на лошадях и при помощи ловчих птиц, в горно-лесной части применялись разного рода ловушки и западни, всюду были в обиходе луки и самострелы.
Расселение башкир по Южному Уралу и сокращение пло-щадей земель, используемых для выпаса, сопровождалось упадком скотоводства, изменением методов его ведения и усилением роли земледелия. Оно стало ведущим направлением хозяйства в северо-западных районах в конце XVIII в. и в восточных районах — в конце XIX в. Значительное влияние на трансформацию хозяйства оказали контакты с соседними земледельческими народами. Традиционные зерновые культуры — просо, ячмень, полба, пшеница; технические — конопля. Позже стали выращивать озимую рожь. Земледельческими орудиями труда были: соха, борона, серп, коса-горбуша и другие. В конце XIX-XX вв. в обиход башкир вошли заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины (жатки, молотилки, веялки). Башкиры прошли сложный путь хозяйственного развития — от полукочевого скотоводства к оседлости и земледелию.
Из ремесел в прошлом была развита домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры были знакомы также с кузнечно-ювелирным ремеслом. Они знали немало рудных мест, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра изготавливали украшения. Весьма примечательно, что серебро у башкир, как и у многих тюркских народов, пользовалось большим почитанием. Ему приписывали свойства, которые оберегали людей от сглаза, воздействия злых духов и сил, обеспечивали благополучие и здоровье. Женщины при доении кобылиц и коров надевали серебряные браслеты и перстни; отправляясь в гости — полный 204 комплект украшений. И деньги у башкир и татар именовались акса (акча) — «нечто белое».
В XVII — первой половине XVIII в. начинается промышленная эксплуатация рудных месторождений края. Башкиры участвовали в изыскательских работах, занимались заготовкой и сплавом леса, поставками древесного угля. Разработка некоторых рудных залежей велась исключительно башкирами. Известно имя башкирского рудопромышленника Исмаила Тасимова. Во второй половине XVIII в., занимаясь добычей руды и поставкой ее на заводы, он сколотил немалый капитал, а впоследствии явился основным инициатором создания Горной академии в Санкт-Петербурге.
Материальная культура башкир. В материальной культуре башкир нашли отражение особенности природно-климатических условий края, разнообразие форм хозяйственной деятельности, сложность этнической истории и многосторонние хозяйственно- культурные связи с другими народами.
Традиционный тип поселений — аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел сезонные поселения: зимние (кышлау), весенние (язгы йорт), летние (йэйлэу) и осенние (кэзгэ йорт). При переходе башкир к оседлой жизни появились стационарные поселения. Традиционное древнее жилище башкир — войлочная юрта (тирмэ) со сборным решетчатым каркасом. Оптимальные размеры щитов в высоту — 170-180 см (в башкирском фольклоре упоминаются громадные юрты из 12 щитов). Соединенные между собой волосяными бечевками щиты стягивались узорным ковровым поясом, затем покрывались войлоком. Верх юрты (крыша) состоял из тонких, но прочных жердей, которые нижними концами упирались в стенки, а верхними входили в отверстие купольного круга. Скаты крыши покрывались специальными войлоками трапециевидной формы, верхнее же круглое отверстие внутри купольного круга закрывалось специальной кошмой с помощью шеста и длинной веревки лишь в ненастную погоду (в остальное время
было открыто). Более или менее состоятельные башкиры имели по две юрты: одну для главы семьи и приема гостей, другую для молодежи и работников.
В XVIII-XIX вв. в стационарных поселениях башкир стала преобладать уличная планировка. В XIX-XX вв. размеры дере-вень были небольшими: 3-4 десятка дворов. Наиболее крупные (центры волостей и места ярмарок) насчитывали до 200-300 и более дворов.
В степной части ставили глинобитные, пластовые саманные дома, в лесной и лесостепной зонах — срубные. По планировке это были избы с сенями. Для срубов использовали все хвойные породы деревьев, а из лиственных — осину, липу, дуб. Времен-ными жилищами и летними кухнями служили дощатые балага-ны, плетневые избы, шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-По- волжья.
Одежда. В XIX в. башкирский мужской костюм был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а так же штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзу). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани (биш- мэт). В холодное время башкиры носили овчинные шубы (тирэ тун), полушубки (биллэ тун) и суконные халаты (сэкмэн). Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки (тубэтэй). В холодное время поверх тюбетеек надевали меховые шапки. В степных районах в зимние бураны носили теплые меховые малахаи с небольшой тульей и широкой лопастью, прикрывавшей затылок и уши.
Наиболее распространенной обувью у восточных и зауральских башкир являлись сапоги-сарыки с мягкими кожаными головками и подошвами, с высокими суконными или хромовыми голенищами. В северных и северо-западных районах Башкирии почти круглый год ходили в лыковых лаптях (сабата). Повсемест- 206 йо зимой носили валенки (быйма). На остальной территории преобладали кожаные башмаки (ката) и сапоги (итек). Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки. Выходя из дома, поверх них надевали кожаные, а впоследствии — резиновые галоши.
Женская одежда была более разнообразной (рис. 31). На-тельной одеждой башкирок были платья (кулдэк) и шаровары
Рис. 31. Башкирский фольклорный коллектив из Аргаяшского района в традиционных костюмах зауральских башкир. Аркаим, фольклорно-этнографический фестиваль, 1999 г.
(ыштан). Замужние женщины до глубокой старости под плать-ем носили нагрудную повязку (тушелдерек). На платье надевали приталенную безрукавку (камзул), обшитую рядами позументов (ука), блях и монет. В XIX в. на севере Башкортостана получил распространение холщовый фартук (альяпкыс). Темные халаты слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позумент, монеты, подвески, бисер. В зимнее время года богатые башкирки носили шубы из дорогого меха куницы, лисы, бобра, выдры. Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы.
Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный платок (яулык). Восточные и заураль-ские башкирки долгое время после свадьбы носили покрывала из двух неразрезанных фабричных платков красного цвета с круп-ным узором (кушъяулык). На севере Башкортостана женщины и молодые девушки надевали высокие меховые шапки. Одним из старинных головных уборов замужней женщины был кашмау (шапочка с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью спускающейся по спине, которая богато украшалась кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками). Повсеместно носили пуховую и шерстяную шали.
Женская обувь (кожаные туфли, сапоги, лапти, обувь с хол-щовыми голенищами) мало чем отличалась от мужской. И мужчины и женщины носили чулки. Чулки бывали трех видов: вязаные шерстяные, суконные и войлочные.
В конце XIX — начале XX в. под влиянием городского населения башкиры начали покупать головные уборы, обувь, одежду фабричного производства, а также шить ее из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Однако традиционная одежда продолжала играть ведущую роль.
В наши дни традиционные черты сохраняет лишь одежда по-жилых башкир. Молодые люди, главным образом молодые жен-щины и девушки, надевают национальный костюм в празднич-ные дни, на народных спортивных состязаниях и играх, свадь-бах. Он широко используется в художественной самодеятельности, театре. 208
Утварь. Утварь башкир отражала многовековые традиции кочевого образа жизни и изготавливалась из пластичных небью-щихся материалов: кожи, дерева, металла.
Кожаную посуду делали из шкур лошадей, коров и быков, телят, овец, коз. Среди зауральских и демских башкир сохрани-лись воспоминания о сосудах из кожи верблюда. Предпочтение отдавали лошадиным шкурам (особенно при выделке кумысных сосудов), которые отличались прочностью и влагонепроница- емостью. При изготовлении сосудов утилизировалась вся кожа лошади. Из кожи туловища делался большой сосуд (саба) вмес-тимостью 12-13 ведер для приготовления и содержания кумыса. Из лошадиной кожи делались большие сосуды (корэгэ), в которых подавали кумыс. Из кожи головы лошади изготовлялись подойники (башкунэк). Лошадиная кожа шла так же на изготовление кожаных вьючных мешков (турсык), дорожных плоских фляг с узким дном (муртай), ведер и кадок, сосудов для сбивания масла (домбэй) и походных сумок.
Ранее изготовляли также бурдюки из целой шкуры овцы, козы, теленка (бурсык). Эти наиболее древние сосуды кочев-ников у башкир в начале XX в. встречались чрезвычайно редко. Из шкуры жеребенка, козла, теленка делались коробки для хранения соли, сырков и других сыпучих продуктов. В отличие от других кожаных сосудов шерсть с их стенок не снимали. Башкиры выделывали из кожи также переметные сумки (артмак), конскую сбрую, обувь, пояса с дорожными сумками и пр. Кожаные сосуды шились конским волосом. Волос при-менялся и для приготовления всякого рода веревок (аркан). В конце XIX — начале XX в., в связи с уменьшением поголовья скота, башкиры прекратили изготовление кожаной посуды. Среди бытовой утвари стала преобладать посуда из дерева. Делали эту посуду в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста (оро) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали и вытягивали различную посуду: чаши для еды (табак, ашлау, алдыр, 14 3акаэ1690 209 тустак), кумыса, ковши для разливания кумыса (ижау), вазочки для меда, совки, ложки (калак), небольшие корытца для рубки мяса, лотки для просеивания зерна и замеса теста, половники (сумэс). Была у башкир посуда и с вставным дном. Высокие деревянные кадки из стволов деревьев (силэк, батман) исполь-зовали для приготовления кумыса, айрана и других напитков, для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленые сосуды служили для приготовления кумыса и взбивания масла. В деревянных бочонках (тэпэн) держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу.
В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хране-ния сметаны, лотки для муки, посуду для хранения ягод, соли и т.п. В горном Башкортостане использовали для хозяйственной утвари липовый и березовый луб и вязовую кору. Из них делали короба для хранения корота, заплечные торбы, кадки, решета, гнезда для домашних птиц и т.д.
Для приготовления пищи башкиры пользовались вмазанным в печь чугунным котлом (казан). В конце XIX — начале XX в. в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту.
В современном быту старая утварь встречается очень редко, больше хранится как реликвия.
Пища. У башкир, как и у других скотоводческих народов, преобладала разнообразная молочно-мясная кухня. Важным продуктом было коровье молоко. С топленого молока собирали густые сливки. Они употреблялись в качестве приправы к чаю, кашам и похлебкам. Из сметаны взбивали масло. Молоко заквашивали, делали из него творог и другие продукты. Кипя-ченое молоко после охлаждения до нормальной температуры заквашивали и получали катык. Это кушанье и сегодня рас-пространено повсеместно. Заготовлялся впрок на зиму ужекуй (катык с молоком), высушенный в котле на медленном огне. 210
В результате получалась сладкая красноватая масса, которая перед употреблением приправлялась свежим молоком и пода-валась к чаю. Лакомством был свежий, хорошо отжатый творог, смешанный с медом. Из кислого молока путем длительного кипячения и отжима полученной массы получали кисло-соленые сырки (корот употребляли свежим или слегка подсоленным). Высушив на солнце и прокоптив на дыму, его запасали на зиму, подавали к похлебкам, чаю. Высушенные сырки были незаменимым продуктом в дорожных условиях, военных похо-дах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран и кумыс.
Важную роль в пищевом режиме башкир играли мясные продукты (особенно из конины). Баранина употреблялась бедными. Бешбармак — самое прославленное из башкирских кушаний, традиционное при приеме гостей. Его ели руками (отсюда и название «бешбармак», что значит «пять пальцев»). Бешбармак готовили из свежей конины или баранины. Мясо варилось в котле несколько часов, резалось на мелкие кусочки. Затем в котел укладывали салму (крупную лапшу делали в виде квадратов или просто рвали руками тесто на кусочки). Конская колбаса (казы) перед употреблением в пищу варилась. Она и в настоящее время является одним из наиболее лакомых и почет-ных блюд. Боламык — жидкий заправленный мукой мясной от-вар с накрошенным в него сыром.
В питательном режиме башкир немаловажное место зани-мала птица: куропатки, рябчики, тетерева, глухари, дикие утки, гуси.
Из диких животных чаще употреблялись в пищу зайцы, козы, лоси, реже медведи. Башкиры, живущие по берегам озер и рек, употребляли в пищу вареную рыбу.
Башкиры издавна готовили кушанье из злаков, изготовляли крупу и муку. Из ячменных круп приготовляли похлебку, кашу варили на молоке или на воде. Печенье из пресного пшеничного теста (йыуаса), блины (коймак) и хлебные лепешки, печеные в золе, были лакомством для башкир. В начале XX в. важное место в питании северных башкир занял картофель.
Башкиры занимались сбором лесных ягод, черемухи. Ягоды употреблялись как свежие, так и в виде особого рода пастилы (как); сушеную черемуху и вишню использовали как начинку для пирогов. Ели листья и коренья съедобных растений.
Хмельными напитками башкир являлись асы бал и буза (в южной и восточной Башкирии). Асы бал — опьяняющий и крепкий напиток («кислушка»). При его приготовлении сотовый мед разводился в горячей воде и заквашивался дрожжами или кислым тестом. Для приготовления дрожжей башкиры пользовались хмелем (комалак). Буза приготовлялась из зерен ячменя, ржи или пшеницы. Проросшие зерна этих злаков сушили и затем мололи на ручных жерновах. Полученный солод с добавлением овсяной муки заваривали горячей водой, заквашивали и оставляли бродить на 2-3 дня.
Повседневным и любимым напитком башкир был чай. Кроме покупного чая, заваривали листья душицы, бодана и других растений. К чаю в качестве сладкого подавали мед.
Сословная структура и родоплеменной состав. Традици-онную верхушку башкирского населения составляли бии. Они наследственно владели землей. После присоединения к России состав знатной прослойки значительно расширился. В нее вош-ли князья, тарханы, старосты, старшины, сотники. К числу знати относилась и верхушка духовенства — ахуны и муллы. Особое положение занимали тарханы. П.И Рычков писал, что тарханы у башкир были «наподобие дворян... имели они перед другими разные преимущества». Звание тархана было в основном на-следственным и личным. Основную массу составляли рядовые общинники (ясачные башкиры). Они были лично свободны, платили ясак и несли различные повинности.
В XVII-XVIII вв. на территории Башкирии складывалась вотчинно-волостная система. Она была призвана регулировать отношения землевладения и землепользования и одновременно 212 являлась административным образованием. Основой создания волостей являлась родовая структура башкир. П.И. Рынков в середине XVIII в. зарегистрировал 34 «настоящих» рода. Первоначально наблюдалась устойчивая корреляция между родоплемен- ными организациями и волостями. Во главе волостей стояли старосты. В 30-х гг. XVIII в. они были заменены на старшин. Старосты и старшины в большинстве были потомками биев. Башкирский род объединял совокупность считающихся родственными подразделений (до 30-40). Члены рода были объединены между собой общим названием, имели единые тамги и общую территорию. Формально действовала экзогамия (заключение браков вне рода). Род являлся владельцем земельной вотчины. Родовые образования были объединены в племена. В XVII-XIX вв. наряду с принципами родства племена формировались на основе исторических или политических факторов. Способность родоплеменной структуры к постоянной сегментации привела к разделу вотчин и усложнению волостной системы.
В 1798-1865 гг. наряду с вотчинно-волостной системой в Башкирии существовала кантонно-юртовая военно-админист-ративная система управления, которая ни по каким параметрам не совпадала с первой. В 1798 г. башкиры и мишари были пе-реведены в военное сословие. Было образовано 11 башкирских военно-территориальных единиц (кантонов), которые делились на юрты. Кантоны не имели названий, только номера. Башкиры Челябинского уезда были отнесены к четвертому кантону. Во главе кантонов стояла знатная верхушка, выполнявшая контроль за выполнением военных, государственных и земских повинностей и хозяйственной деятельностью. Она подчинялась непосредственно генерал-губернаторам. Жители кантонов не имели права свободно передвигаться по территории Башкирии. Кантонная система была упразднена после присоединения Ка-захстана к России, когда Башкирия формально перестала быть границей империи. Башкиры постепенно перешли в служилое сословие.
Семья, семейные традиции и обычаи. У древних башкир существовала архаическая большесемейная община, о чем свидетельствуют черты арабского типа в их системе родства. Особенностью этой системы было разграничение отцовской и материнской линий, наличие особых терминов для обозначения многочисленной родни (для определения статуса, наследственных прав каждого члена большесемейного коллектива). Большесемейная община включала 3-4 и более брачные пары представителей 3-4 поколений. Такая семья у башкир, как и у многих других кочевых народов, была менее монолитной, чем у земледельческих.
В наследовании семейного имущества в основном придер-живались миноратного принципа (преимущественного права младшего сына). По обычаю минората отчий дом, семейный очаг доставался младшему сыну (кинйэ; тэбсэк). Он же наследовал основную часть скота и другого имущества отца. Старших братьев отец должен был отделить в самостоятельные хозяйства по мере их женитьбы; дочери получали свою долю при замужестве в виде приданого.
Среди богатых башкир существовало многоженство. Ислам разрешал одновременно иметь четырех жен (этим правом могли пользоваться очень немногие); кое-кто имел двух жен, а боль-шинство жили с одной. Некоторые из-за бедности вообще не могли обзавестись семьей.
В прошлом у башкир бытовали довольно ранние браки. Нормальным брачным возрастом для жениха считали 15-16 лет, для невесты — 13-14. Обычно брачного партнера для своих де-тей выбирали родители. Отец жениха при этом согласовывал свое решение с сыном, невесту же часто отдавали замуж без ее формального согласия. Браку предшествовал сговор сватов, в ходе которого стороны сначала достигали взаимного согласия на предстоящий брак, затем обсуждали вопросы организации свадебного пира, размеры калыма (непременное условие любого брака). Калым выплачивался родителям жениха и порой дости-гал значительных размеров, хотя в общем зависел от благососто- 214 яния обеих соединяющих семей. Причем в различных регионах Башкирии состав калыма, его размеры различались. «Малый калым» предназначался только невесте: шаль, платок, халат, сапоги, сундук. Калым жениха обязательно состоял из подарков. Тестю дарил лошадь; теще — лисью шубу; невесте — ткань на платье. Кроме этого, жених давал денег для проведения свадьбы; 10-15 рублей — на различные расходы. Лошадь, корова или баран предназначались для свадебного пира.
Невеста выходила замуж с приданым. Если невеста была из бедной семьи, часть поступившего калыма отец отдавал ей в качестве приданого. Калым был довольно внушительным и почти никогда не выплачивался единовременно, а растягивался на год- два. Но уже в 1920-1930 гг., по воспоминаниям старшего поколения, они выходили замуж и женились не только без калыма или приданного, а зачастую даже без с<