Великое переселение народов и эпоха ранних тюркских каганатов.

Гунно-сарматское время на Южном Урале (II-V вв. н.э.).

Около II в. до н.э. в степях Южного Урала произошли сложные исторические события, серьезно изменившие весь облик куль-туры местных скотоводческих племен. Главной причиной этих изменений, вероятно, явилось изменение политической ситуации в Центральной Азии. Речь идет о сложении мощных кочевых империй хуннов и юэчжи.

Хунну (сюнну)—кочевые племена центральноазиатского происхождения, объединившиеся в III в. до н.э. в кочевую империю.

В сер. I в. до н.э. северные хунну начали мигрировать на запад, в том числе и в пределы урало-казахстанских степей.

Юэчжи — центральноазиатские ираноязычные племена, сформировавшиеся в степных и горно-степных районах Северо- Западного Китая и Алтая. Одна часть исследователей считает их генетически связанными с носителями тохарских языков, другая указывает на родство с сако-массагетской общностью. Во II в. до н.э. — I в. н.э. эти племена определяли политическую ситуацию в среднеазиатском и урало-казахстанском регионе.

Археологические памятники периода II в. до н.э. — II в. н.э. в южноуральских степях почти не представлены. На сегодняшний день в Южном Зауралье было выявлено не более двух десятков памятников этой эпохи. Предполагается, что это связано с походом «больших юэчжей» на запад. По китайским источникам, здесь юэчжи столкнулись с другими кочевниками -усунями (под этим именем в письменных источниках упоминались степные племена Казахстана и Средней Азии). Усуни были побеждены. Затем юэчжи одержали победу над «царем сэ» (саков, обитавших в Семиречье). Для южноуральских кочевников территория Семиречья традиционно служила местом зимников. Нашествие юэчжей прервало традиционные пути перекочевок. Часть среднеази-атских кочевников была вытеснена на юг, а южноуральские номады вынуждены были отступать в зауральско-западносибирскую лесостепь, где, вероятно, вошли в состав местного населения и довольно быстро ассимилированы. Хозяевами урало-казахстанской степи стали юэчжи, которыми использовали зауральскую степь как место летовок.

Движение юэчжей на запад было вызвано их поражением от хуннов. Объединение этих кочевых тюркоязычных племен Центральной Азии произошло в IV в. до н.э., а своего расцвета достигло при шаньюе Модэ в III в. до н.э. В результате успешных военных действий Модэ удалось создать мощное государство, западные границы которого проходили по Южной Сибири к Восточному Казахстану. Начавшаяся в середине II в. до н.э. граждан- 60 екая война внутри объединения привело к тому, что в I в. до н.э. в «земля усуней» откочевали северные хунны.

В 42 г. до н.э. хунны разгромили столицу усуней — город в «Долине красных скал» на берегу Иссык-Куля. Союзниками хун- нов в этой битве выступало государство Кангюй, центр которого располагался в среднем течении Сырдарьи. Государство Кангюй с оседло-земледельческим центром и мощной кочевнической периферией реально могло влиять на ход исторических событий в регионах Средней Азии. Не исключено, что военное ядро Кангюя составляли аланы — ираноязычные племена, генетически связанные с сако-массагетским миром Семиречья и Южного Казахстана. Следовательно, они и определяли политическую ориентацию этого государства. С середины I в. до н.э. на территорию Кангюя начался приток населения из Западной Монголии и Северного Китая. Видимо, вследствие этого процесса аланы расширили свою экспансию на север, возможно, до территории Южного Зауралья. Вероятно, вместе с аланами сюда проникли и группы кочевников, прежде входившие в объединение «северных» хунну. Таким образом, погребальные памятники рубежа эр в Южном Зауралье могли быть связаны и с гунно-аланскими племенами.

Можно предположить и создание гунно-алано-юэчжийской общности. Как аланы, так и северные юэчжи по своим генетическим связям тяготели к сарматским племенам Казахстана и Южного Урала. Поэтому создание такой общности представляется возможным.

Количество археологических памятников, датируемых II- IV вв. н.э., возрасло почти в 10 раз (сегодня их известно около 200). В III в. н.э. концентрация населения в Южном Зауралье до-стигла своей критической массы. Большая его часть мигрировала на запад, в более благоприятные степи Южного Приуралья и Нижнего Поволжья. Этот процесс затронул и лесостепное Приуралье, где в это время появились кочевые племена, культура которых не имела генетической связи с культурой местных племен (турбаслинская, бахмутинская археологические культуры). Этот период в современной науке получил название «гунно-сармат- ское время».

С этого времени этнокультурные и этнополитические про-цессы в степях Южного Урала уже полностью определялись влиянием хуннских племен. Взаимодействие с местными угорскими и иранскими народами привели к изменению этнического облика самих центральноазиатских кочевников. В IV в. в Европе появился уже совершенно новый народ, хотя и со схожим названием — гунны.

Гунны — кочевой народ, сложился во II—IV вв. н.э. на Южном Урале из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад в IV в. н.э. дало толчок Великому переселению народов.

Присутствие гуннских племен в окрестностях Каспийского и Аральского морей во II в. н.э. определенно было зафиксировано авторами античных географических сочинений. Начиная с этого времени и до 375 г. (ухода гуннов за Волгу), в азиатских степях происходило становление и формирование третьей и последней «кочевой империи» хуннов-гуннов, под контролем которой оказалась территория от Яика (река Урал) до Тарбагатая (хребет на юго-востоке Казахстана).

Изменение этнокультурной ситуации на Южном Урале и в прилегающих к нему районах Великого пояса евразийских степей приходилось на конец IV — начало V вв. н.э. Степь пустела, но происходило массовое проникновение кочевников вглубь лесостепной территории как в Зауралье, так и в Приуралье. Чем была вызвана подобная ситуация однозначно сказать трудно, но она безусловно являлась следствием гуннской экспансии на запад.

Тюркские каганаты и их роль в истории края (VI-VIII вв.).

Время VI-VII вв. н.э. до сих пор остается «белым пятном» в истории Южного Урала. Известны археологические памятники этого времени, как в степной, так и в лесостепной зоне, но безусловно определить их этническую принадлежность пока никто из исследователей так и не сумел.

Как уже говорилось, в I тыс. н.э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине I тыс. н.э. к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований на территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа: Первого Тюркского, Восточнотюркского, Западнотюркского, Тюргеш- ского и Уйгурского каганатов, а также государств енисейских кыргызов, карлуков, кимаков и приаральских огузов. Это время принято называть древнетюркской эпохой. Именно тогда возникли этнополитические объединения, ставшие прямыми предшест-венниками и предками многих современных народов.

Различные источники и легенды связывают начало тюркского этнополитогенеза с родом Ашина, который в числе покоренных хуннами племен Восточного Туркестана был переселен на Алтай. Здесь род Ашина постепенно консолидировал вокруг себя местные племена. Новый племенной союз принял наименование «тюрк». Китайские хроники династии Вэй сообщают, что в 542 г., тюрки распространили свои владения от Алтая до берегов Хуанхэ. В 545 г. Китай отправил в ставку тюрок посольство, что официально означало международное признание могущества тюрок, а в 551 г. был провозглашен первый каган Тюркского Эля.

Приблизительно в 554 г. начался западный поход тюрок, возглавляемый Истеми-ханом. К 555 г. они достигли Аральского моря, где встретили серьезное сопротивление местных племен, и только в 558 г. достигли берегов Волги. Но Волгу не перешли и ограничились подчинением приуральских территорий. Если исходить из данных византийских хронографов, то тюрки неизбежно должны были вступить в контакт со степняками Южного Урала. Но археологических памятников «тюркского» облика, датируемых VI в. и не вызывающих сомнений, здесь не было обнаружено. В Приуралье найдены памятники конца VI в. только одной археологической культуры — кушнаренковской. Большинство исследователей соотносит ее с кочевыми или полукочевыми уграми Западной Сибири и Зауралья.

Наши рекомендации