Население Южного Урала в эпоху раннего железного века.

Около X-IX вв. до н.э. произошли глобаль-ные изменения в жизни людей. Прежде всего человек фактически повсеместно освоил металлургию железа. Распространение железа сыграло значительную роль в развитии материального производства, оказало влияние на общественные отношения и идеологию людей. Другим немаловажным изменением стало формирование в степной зоне Южного Урала принципиально нового экономического уклада — кочевничества. Кочевничество (номадизм) — формы хозяйства и быта, в основе которых лежит экстенсивное скотоводство с сезонным перемещением населения и стад.

Окончательный переход населения южнозауральских степей к номадизму завершился с приходом мощной волны централь- ноазиатских кочевников. По сравнению с другими регионами азиатской степи в Южном Зауралье складывались наиболее бла-гоприятные условия для кочевого хозяйства. Вероятно, в связи с этим на территорию урало-казахстанских степей и были направ-лены пути миграций центральноазиатских кочевников. , Развитие номадизма неизбежно вызывало столкновение между f кочевниками и жителями оседлых поселений, через земли которых • они проходили. Вооруженные конфликты возникали и между различными группами скотоводов за лучшие пастбища, водопои, наиболее удобные маршруты перегона стад. Да и сами стада были желанной добычей, которая позволяла быстро и без больших усилий увеличить свое благосостояние. В обществе начала формироваться новая политическая доктрина — доктрина тотальной войны.

Изменения в хозяйстве повлекли за собой изменения в быту и культуре местных племен. Материальная культура приспособилась к постоянным передвижениям: появились легкие, каркасные, свободно разбирающиеся и устанавливающиеся жилища; хозяйственная утварь стала более приспособленной к кочевой жизни (все чаще изготавливалась из дерева и кожи), полностью исчезли земледельческие орудия. В связи с тем что в обществе постоянно присутствовала военная опасность, шел поиск новых, более совершенных форм оружия. Основной боевой единицей стал всадник, вооруженный луком и стрелами, бронзовым (железным) кинжалом. Изменилась конская узда, так как ведение конного боя требовало большой слаженности действий человека и лошади.

Становление сарматской культуры. Процесс перехода к кочеванию охватывал значительную зону Евразийской степи. Следствием этого процесса явилось становление здесь кочевых и полукочевых обществ.

На начальном этапе своей истории (VII-VI вв. до н.э.) ранние кочевники Южного Урала входили в состав сакской историко- этнографической области, центр которой находился в пределах Центрального Казахстана и Южного Приаралья. В этот период они поддерживали активные связи с кочевым и полукочевым населением Казахстана и Средней Азии, а через них — с жителями более восточных областей Евразии и оседлым лесостепным насе- 46 лением Урала. Кочевой уклад позволял номадам Южного Урала в течение короткого времени покрывать значительные расстояния от Устюрта и песков Мойынкума до рек Урал, Белая, Миасс и южноуральского каскада озер. Выступая, с одной стороны, связующим звеном между оседло-земледельческими центрами Средней и Центральной Азии, с другой — угорского мира Урала, ранние кочевники способствовали усилению интенсивности культурного и торгового обмена между столь отдаленными территориями, оформлению одного из торговых путей древности.

Ситуация начала изменяться во второй половине VI — начале V в. до н.э. В Южном Зауралье появилось новое население из районов Амударьи и Сырдарьи. Связывают этот приток с уходом части саков из Приаралья и последующим включением их в состав аборигенного степного населения Южного Урала. Причиной миграции саков, вероятно, стала изменившаяся политическая ситуация в Средней Азии. В середине-конце VI в. до н.э. среднеазиатские территории входили в состав Персидской державы, которую возглавляла династия Ахеменидов.

Противников персов античная традиция именовала по-раз- ному: массагетами, дербиками, дахами, исседонами. Текст Бе- хистунской надписи объединил их всех под именем «саков, которые носят остроконечную шапку». Скорее всего, это разнообразие было связано с названиями отдельных племен или группами племен, входивших в единую сакскую общность.

Перемещение или даже переселение саков Приаралья на се-вер, в пределы южно-уральских степей (с целью избежать военной угрозы со стороны Персидской державы и подвластных ей центров Средней Азии), имело огромное значение для дальнейшей истории номадов Южного Урала. Эти процессы стимулировали политическое объединения этнически близких коллективов, социальную и имущественную стратификации (прежде всего более четкое обособлению военной знати). С возрастанием роли военных вождей одновременно шло формирование дружин (это подтверждается большим количеством найденных воинских погребений).

В результате всех этих процессов на Южном Урале сложи-лись два крупных объединения кочевников: в Южном Приуралье (центр — река Илек) и Южном Зауралье (степные районы территорий Челябинской области и северо-восточного Оренбуржья). Эти объединения развивались в тесном взаимодействии друг с другом и, возможно, составляли единую общность типа племенного союза. Главенствующее положение в нем занимали племена, заселявшие территорию степных районов Южного Зауралья. По всей вероятности, в рамках этого союза вызревали черты ранней сарматской культуры. Окончательно эта культура сложилась в Южном Приуралье во второй половине IV в. до н.э., в период переселение в этот район части южно-зауральских кочевников (протосарматов) и групп зауральского лесостепного населения (гороховцев) [4].

Сарматы — собирательное название, которым сначала гре-ческие, а затем древнеримские историки и географы обозначали различные ираноязычные племена, обитавшие первоначально к востоку от реки Дон, затем занявшие обширные степные районы от Южного Зауралья до реки Дунай.

В это время кочевники Южного Зауралья по-прежнему поддерживали свзи связи с племенами Северного и Центрального Казахстана, с древними государствами Средней Азии. Однако изменившаяся историческая ситуация заставила южноуральское население отказаться от получения металла и сырья с этих тер-риторий. Теперь основной вектор поставок металла и сырья переместился на север — в зауральскую лесостепь. В какой-то мере это позволило южнозауральским кочевникам стать основными контрагентами «торгового пути Геродота», связавшего Урал с лесостепным Подоньем и Поднепровьем, а через них — со степями Северного Причерноморья и Кавказа. Само существование данного торгового пути говорит об установлении экономических, культурных и, возможно, военно-политических контактов скифских племен и номадов Южного Урала.

Период IV—II вв. до н.э. в истории Южного Зауралья характеризуется постоянными передвижениями и оттоком большей части сарматского населения в сопредельные области. Начало этому движению положило переселение части кочевников Южного Зауралья в районы Южного Приуралья и Приуральской Башкирии. Окончание этого процесса, вероятно, надо отнести к середине II в. до н.э. Под ударами кочевников с востока (юэчжей), захвативших зимние пастбища в Южном Зауралье, на Нижней и Средней Сырдарье, номады в основной своей массе вынуждены были передвигаться на юг (в земледельческие оазисы Средней Азии). Какая-то их часть, возможно, отошла на север (в зауральскую и западносибирскую лесостепь), где вошла в состав лесостепного населения.

Угорское население лесостепного Зауралья в раннем железном веке (иткульская, саргатская, гороховская культуры).

Северными соседями южноуральских кочевников были оседлые племена. Мы не знаем даже их названий. Об их быте, культуре, этнической принадлежности можно судить только по материалам археологических памятников.

В VII-VI вв. до н.э. в горно-лесной зоне Урала и в Зауралье складывалась иткульская археологическая культура. Основ-ная часть ее памятников располагается вдоль восточного склона Уральских гор от верховий реки Реж (правый приток реки Ницы) до озера Чебаркуль. Восточная граница их распространения по устью р. Синара (правый приток р. Исеть). В экономике иткуль- цев основным являлся производящий сектор, включавший ме-таллургию и металлообработку (первоначально только цветных металлов, позднее и черных), скотоводство. Кроме того, в хозяйстве присутствовали охота и рыболовство.

Поселения иткульцев были представлены двумя типами — городища и неукрепленные селища. Появление первых было вызвано необходимостью охраны местным населением металлургического производства, технологических секретов и производимого продукта. Но часть населения иткульской культуры, не специализировавшаяся на производстве металла, проживала в обычных селищах, занимаясь, возможно, скотоводством и охотой.

В конце VI в. до н.э. на базе ряда местных племен и среднеазиатских и южноуральских кочевников начала складываться гороховская культура. Ареал ее распространения занимал в основном бассейн Среднего Тобола, Средней и Нижней Исети (в пределах современной Курганской области, юго-востока Свердловской и северо-востока Челябинской областей). Вероятно, естественной южной границей распространения являлась река Миасс.

Хозяйство гороховцев, очевидно, было многоотраслевым. Основу хозяйства составляло развитое полукочевое скотоводство. Подсобную роль играли земледелие, пушная охота и рыболовство. Слабо было развито и металлургическое производство, поскольку отсутствовала собственная меднорудная база. По мнению Н.П. Матвеевой, гороховские поселения лесостепного Зауралья являлись лишь прочно обустроенными летниками, а зимовало гороховское население в районах Северо-Восточного Приаралья. Городища служили убежищами и возводились для защиты кочевий и осуществления экономических связей с населением лесо-степного и лесного Зауралья — иткульцами и саргатцами.

Этническая принадлежность носителей гороховской культуры спорна. Ряд авторов относит их к южной ветви угров, другие — указывают на иранские черты, встречающиеся в матери- 52 альной культуре, и связывают гороховцев с саргаматами. В этой связи интересна точка зрения Н.П. Матвеевой, которая считает, что гороховское общество было сильно сегментировано по этническому призйаку. Рядовое население было представлено южными уграми, в том числе протомадьярами, а аристократическое сословие — восточными иранцами, или же оно являлось смешанным с преобладанием восточноиранского компонента.

Одновременно с гороховской в лесостепном Прииртышье и Барабе под влиянием и при участии кочевых сакских племен окончательно оформилась саргатская культура. Саргатские памятники встречены на севере на территориях до устья реки Тобол, а в долине Иртыша — в районах устья реки Тара. На востоке они доходят до среднего течения реки Омь. Южная граница культуры фиксируется в лесостепной зоне Северного Казахстана, западная и юго-западная границы очерчиваются низовьями Тобола, Пышмы, Тавды, средним течением Исети и Миасса. Памятники тяготеют к бассейнам крупных рек — Иртыша, Ишима, Тобола. Большинство исследователей придерживаются точки зрения о смешанной угорско-иранской этнической принадлежности саргатцев.

Основу хозяйства саргатских племен составляло скотовод-ство, находившееся в переходной стадии от пастушеского к отгонному. Разводили в основном лошадей и крупный рогатый скот, значительно меньше мелкий рогатый скот, что объясняется специфическими природными условиями лесостепной зоны. Саргат- цы были знакомы с пойменным земледелием. Значительный вес в хозяйстве имела охота, преобладало мясное животноводство и добыча боровой и водоплавающей дичи, пушной же промысел носил сезонный характер. Важное место в хозяйстве саргатцев занимало рыболовство. Так же как и у гороховцев, роль металлургии была не очень большой, хотя у саргатцев развивалось бронзолитейное, а позднее и железоделательное производства, но их роль была невелика.

Таким образом, хозяйство саргатского населения было комплексным, многоотраслевым. Основные производящие отрасли(скотоводство и, возможно, земледелие) дополнялись присваивающими (охота и рыболовство) и домашними (металлургия, обработка дерева, кожи, камня, ткачество, гончарство) промыслами. Хозяйство саргатцев продолжало традиции, сложившиеся еще в эпоху бронзы, особое внимание уделялось коневодству, развитию железоделательного производства.

Благоприятные климатические условия, установившиеся в лесостепи к середине I тыс. до н.э., способствовали укреплению саргатского союза. В дальнейшем он достиг расцвета, включив в свой состав различные по происхождению племена, образовавшие саргатскую культурно-историческую общность. Усиление саргатского влияния сопровождалось уменьшением различий в культуре племен на территории Зауралья. Продвижение саргатского населения на запад, в Среднее Притоболье, вызвало отток части гороховских племен на запад и юг, обусловивший вхождение гороховцев в объединение кочевников степной зоны Южного Зауралья. В это же время в связи с ухудшением климата в степной зоне началась массовая миграция кочевых сарматских племен на запад (в Южное Приуралье) и на юг (Среднюю Азию).

ВIII-II вв. до н.э. прекратили существование тесно связанные с кочевым миром иткульская и гороховская культуры. Период II в. до н.э. — II в. н.э. стал временем расцвета саргатской культуры — основной доминанты в лесостепной и отчасти степной зон Южного Зауралья [4.С. 44-119].

Наши рекомендации