Разработка операционной технологической карты работы машины для предпосевной обработки почвы.
Исходные данные:
Площадь поля- 45 га
Длина гона-900 м;
Ширина поля-500м;
Средний уклон 10;
Фон- без каменистых включений;
Урожайность 48,4 т/га;
Основной агрегат «Беларус 1523+ КПШ-8М»
Операционная технология – это комплекс агротехнических, организационных, технических, экономических правил по высокопроизводительному использованию машинных агрегатов, обеспечивающих высокое качество полевых механизированных работ.
Агротехнические требования, предъявляемые к операциям, выполняемым агрегатом для поверхностной обработки почвы:отклонение глубины обработки от заданной—не более ±2 см; нижние влажные слои почвы не должны обнажаться и перешиваться с верхним слоем; высота гребней—не более 3…4 см; огрехи и пропуски недопускаются.
Для расчёта операционно-технологической карты необходимо следующие данные:состав агрегата: трактор типа Беларус 1523+КШП-8Д;
длина гона 900 м;уклон i=1º; фон—поле под посев; ширина захвата В=8 м.
Определяем скоростной режим работы агрегата для предпосевной обработки почвы. Рабочая скорость агрегата должна находится в интервале агротехнически допустимых скоростей (Vагр min Vр Vагр max).
По таблице 2.5. [ 5 ] рекомендуемая скорость движения агрегата МТА при предпосевной обработке почвы:
Vагр=6…8 км/ч=1,7…2,2 м/с.
Кроме того скорость движения ограничивается мощностью двигателя (стр. 47 [2]):
Vp.max= , (3.19)
где Nен—номинальная мощность двигателя, кВт;
ηен—коэффициент использования номинальной мощности двигателя;
Nвом , ηвом—соответственно мощность на привод активных рабочих органов, коэффициент использования мощности на привод активных рабочих органов;
ηмг—коэффициент полезного действия трансмиссии трактора;
ηб—коэффициент полезного действия буксования;
Rмг—тяговое сопротивление культиватора;
Gтр—эксплуатационный вес трактора, кН;
f—коэффициент сопротивления качению;
i—уклон местности.
Из таблицы 1.2 [5] выбираем значение приведённых выше данных.
ηмг=η αц ηβк, (3.20)
где ηц ,ηк—КПД соответственно цилиндрической и конической передачи трансмиссии;
α, β—число пар в зацеплении соответственно цилиндрической и конической передачи;
ηц =0,98; ηк =0,96 ;
α=5; β=1;
ηмг =0,985×0,96=0,87
ηб= , (3.21)
где δ—коэффициент буксования, (таблица 1.11 [5] ) δ=11 %;
ηб = =0,89.
Тяговое сопротивление культиватора (стр. 48 [2]):
Rмг= К1 В1+К2 В2 +Gм(f+i/100) , (3.22)
где Gм—эксплуатационный вес машины, кН;
Gм =25 кН;
f—коэффициент сопротивления качению культиватора;
f=0,12…0.18 (таблица 2.10[5]) Принимаем f=0.14;
К1—удельное сопротивление культиватора, К1=1,6..3 кН/м, принимаем Км=2,0 кН/м;
К2—удельное сопротивление культиватора, К2=1..2,4 кН/м, принимаем Км=1 кН/м;
В1= В2 =8 м.
Rм=2,0 ∙8+1,0.8+25(0,14+1/100)=27,75 кН.
Vр.max= = 2,30м/с=8,2км/ч.
Таким, образом , Vр max превышает агродопустимый предел скоростей. Принимаем предел агродопустимых скоростей Vр=6…8 км/ч=1,7…2,2 м/с. Выбираем передачи трактора которые входят в агротехнический допустимый предел скорости. Поэтому за рабочие скорости принимаем агротехнически допустимые скорости.
Исходя из данного диапазона скоростей, принимаем рабочую передачу трактора. Такая скорость соответствует второму диапазону шестой передачи, где Vр =7,86 км/ч = 2,18 м/c.
Определяем фактическое значение коэффициента ηр ен на рабочем режиме на основной передаче (стр. 51 [2]):
ηрNe = , (3.23)
ηх Ne= , (3.24)
Nер= , (3.25)
Nех= , (3.26)
где Рa—сопротивление подъёма трактора, кН;
Рa=Gмр (fтр+i/100), (3.27)
Рa=65×(0,14+1/100)=9,75 кН
Nер= =105,57 кВт
η р Ne= =0,90
Тогда коэффициент загрузки трактора на холостом ходу трактора будет:
Nех= =25,62 кВт
ηх ен= =0,22
Подготовка агрегата к работе включает проверку комплектности и состояния культиватора, проверку работоспособности гидросистемы трактора. Давление в шинах трактора должно составлять 0,12…0,13 МПа, передних 0,17 МПа. На передний брус трактора устанавливаются дополнительные противовесы. Культиватор присоединяется к буксирному устройству люфтового типа регулируемого по высоте. Раскосы поднимаются в транспортное положение.
Регулируют глубину обработки рыхлительными лапами, перемещая колесо по высоте, а также регулируется глубина хода дисков, изменением угла атаки. Перемещая поперечную балку вдоль оси, предварительно ослабив крепления пружин.
Выбираем комбинированный с перекрытием способ движения. Определяем для данного способа движения коэффициент φ , радиус поворота Rо , длину выезда е , ширину поворотной полосы Е , рабочую длину гона Lр , оптимальную ширину загона при челночном способе движения не определяется.
Для прицепного агрегата радиус поворота Rо равен Rо=8…9 м (стр. 94[5]).
Принимаем Rо=9 м.
Длину выезда агрегата принимаем:
е=0,5 lк, (3.28)
где lк—кинематическая длина агрегата;
lк=lт+lм, (3.29)
где lт и lм – длинна трактора и машины соответственно,lт=2,5 м ; lм=8,2 м
lк=2,5+8,2=10,7 м,
тогда:
е=0,5∙10,7=5,35 м.
Согласно таблицы 5.2 [5], определяем φ, Е, и Сопт.
Поворотная полоса организовывается на поле, если нет возможности производить развороты за пределами поля.
Ширина поворотной полосы определяется по формуле:
Е=1,1Rо+0,5dк+е, (3.30)
где dк—расстояние между крайними точками по ширине (проекция), dк=8 м.
Е=1,1∙9+0,5∙8+5,35=19,25 м.
Однако ширина поворотной полосы должна быть кратна ширине захвата агрегата:
Вр=8 м,
Е/Врβ—целое число
где β—коэффициент использования ширины захвата агрегата, β=0,96 (стр.46 [5]).
19,25/8·0,96 3.
Тогда
Е=8∙3=24 м.
Коэффициент рабочих ходов φ рассчитывается по формуле:
φ= , (3.31)
где Lр—рабочая длина гона , м;
С—ширина загона, м;
С=8R0=8·9=72 м, (3.32)
Принимаем
С=8В·β=8·8·0,96=61,44 м, (3.33)
Lр=L-2Е, (3.34)
Lр=900-2∙24=852 м.
Тогда:
φ = =0,94.
Средняя длина холостого пути на поворот будет (стр. 56 [2]):
Lx= , (3.35)
Lx= =54,40м.
Количество циклов работы агрегата за смену определяем по формуле (стр. 55 [2]):
nц= , (3.36)
где Тсм—время смены, Тсм=7 ч;
Тпз—подготовительно-заключительное время, ч;
Тотл—время регламентированных перерывов на отдых и личные надобности механизатора, Тотл=0.5 ч; (стр. 106 [5]);
Тто—время на техническое обслуживание агрегата в период смены, Тто=0.21 ч;
Подготовительно-заключительное время:
Тпз=tето+tпп+tпн+tпнк, (3.37)
где tето—время на проведения ежесменного технического обслуживания, tето=0.55 ч (стр. 106 [5]);
tпп-- время на подготовку агрегата к переезду, tпп=0,06 ч (стр. 106 [5]);
tпн-- время на получения наряда и сдачу работы, tпн=0,07 ч (стр. 106 [5]);
tпнк-- время на переезды в начале и конце работы, tпнк0,09 ч (стр. 106 [5]);
Тпз=0,55+0,06+0,07+0,09=0,77 ч;
Для агрегата при предпосевной обработке почвы время кинематического цикла (одного круга) (стр. 55 [2]):
tц= , (3.38)
где tоп—время на технологическую остановку, tоп=1 мин.
tц= =0,25 ч.
Определяем количество циклов агрегата за смену:
nц= =22,08,
принимаем nц=22 циклов
Действительное время смены будет (стр. 57 [2]):
Тсм=tцnц+Тпз+Тотл+Тто , (3.39)
Тсм=0,25∙22+0,77+0,5+0,21=6,98 ч.
Чистое время кинематического цикла (стр. 58 [2]):
Тр= , (3.40)
Тр= ∙22=4,78 ч.
Время холостых поворотов за смену (стр. 59 [2]):
Тх= , (3.41)
где Lг—расстояние проходимое агрегатам до места загрузки, м, Lг=0;
Тх= =0,31 ч.
Коэффициент использования времени смены определяется (стр. 60 [2]):
= , (3.42)
= =0,68.
Производительность агрегата для предпосевной обработки почвы определяется за цикл (стр. 60 [2]):
Wц= , (3.43)
Wц= =1,36 га/ц.
За час (стр. 60 [2]):
Wч=0,36ВрVр , (3.44)
Wч=0,36∙8∙2,18∙0,68=4,27 га/ч.
За действительное время смены (стр. 60 [2]):
Wсм =Wч Тсм, (3.45)
Wсм=4,77∙7=29,89 га/см.
Расход топлива на один гектар определяется (стр. 57 [2]):
Q= , (3.46)
где Gтр, Gтх, Gто—значение часового расхода топлива соответственно на рабочем, холостом ходу и остановках, кг/ч;
Тр, Тх, То—соответственно за смену, чистое рабочее время, общее время на повороты и время остановок агрегата с работающим двигателем, ч;
Продолжительность остановок в часах (стр. 57 [2]):
То=Тотл+0,5Тето, (3.47)
То=0,5+0,5∙0,55=0,77 ч.
Часовой расход топлива по режимам работы двигателя (стр. 57 [2]):
Gтр=Gех+(Gен-Gех) , (3.48)
Gтх=Gех+(Gен-Gех) , (3.49)
Gох=0.46Gех. (3.50)
где Gен, Gех ,Gох—соответственно часовой расход топлива на рабочем режиме, холостом ходу и на остановках агрегата, кг/ч ;
Gтр=7,9+(28,6-7,9) =26,6 кг/ч,
Gтх= 7,9+(28,6-7,9) =12,43 кг/ч,
Gох=0.46∙7,9=3,64 кг/ч.
Тогда:
Q= =4,48 кг/га.
Затраты труда на один гектар агрегата для предпосевной обработки почвы:
Н= , (3.51)
где mмех ,mвсп—число механизаторов и вспомогательных рабочих обслуживающих агрегат.
Для данного агрегата: mвсп=0.
Н= =0.23 ч/га.