Запиши только однокоренные слова
Помидор, помидорчик, помидорина, помидорный, помидоровый, помидорки
Огурец, огурчик, огуречный, огурцы, огуречник
Огородик. Огородик, огород, огородничать. Огородники, огородишко
Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный
Картофель, картофелина, картофельный, картофелина, картофельное
Одним словом
Жить душа в душу - ………(дружно)
Хоть пруд пруди - …..(много)
Не за горами - …..(близко)
Повесить нос - ……(загрустить)
Нестись сломя голову - …..(быстро)
Держать в ежовых рукавицах - …..(строго)
6. Запиши предложения, раскрывая скобки.
Этим летом в нашем парнике выросло много ------------(огурец)
Дениса послали на рынок за -----------------(морковка)
Марина принесла с (огород) пучок укропа.
На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно- лиловые маленькие цветы
с желтыми тычинками.
Папа принес с рынка килограмм (помидор)
На колхозных полях начали уборку --------(овощи)
Тема № 30 «Лексические задания. «Играем и запоминаем.»
Знать:какие слова называются фразеологизмами, сказки.
Уметь:отгадывать загадки, читать сказки, подбирать слова .
1. Фразеологический зверинец.
А) Вместо точек вставь название животных:
Голоден как ------------------ Хитер как ------------------------
Труслив как ----------------- Здоров как -----------------------
Изворотлив как ----------- Колючий как -------------------
Нем как --------------------- Надут как ----------------------
Грязный как -------------- Упрям как --------------------
(Ответ: волк, лиса, заяц, еж, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока)
- «Дурную траву с поля вон»
Вспомни, как называют в народе такого человека?
- Подал ручку, да подставил ножку(двуличный)
- Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.(эгоист)
- Ел. Да устал, спал да намаялся(лентяй)
-Язык без костей, что хочет, то и лопочет(болтун)
Загадки - шутки
- Есть ли ноги у газеты, книги?
-Что общего в словах: дуга, бараний рог, в три погибели.
Отгадай загадки
Я от солнца, от огня Я – все, то что есть на свете
Яркий луч несет меня Все народы на планете
Но бывает смысл иной Мой омоним - враг войны
Весь огромный шар земной(Свет)Друг труда и тишины(Мир)
В тетради я бываю Я – планка для черчения,
Косая и прямая, И, наконец, порою
В другом своем значении В ширенгу вас построю.(Линейка)
Занимательная страничка
Запиши, кому принадлежат эти волшебные вещи?
Золотое яичко __________________( курочка – Ряба)
Хрустальная туфелька __________________________ (Золушка)
Разбитое корыто ___________________________________________( Старухе)
Зеркальце____________________________________________________________(Царице)
Горшочек меда ________________________________________________________(Винни – пух)
Золотой ключик _____________________________________________________ (Буратино)
Подумай -- добавь
___________говори, да _______делай.
___________земля _____-------рук не любит.
Иди ______________, а оглядывайся _____________.
У мудрого человека ________________________уши и _______________язык.
Тема № 31 «Нас приглашает буква Ч»
Знать:слова на букву ч, как правильно прочитать текст.
Уметь: читать и пересказывать текст, находить «заблудившийся» звук, угадывать слова.
- Прочитай текст, перескажи, ответь на вопросы.
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело – на огороде.
Кроме, того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется от сырости.
Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз я их не развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там живет?
Чудеса!
Вопросы:
1. Где живут чайки?
2. А черепахи где живут?
3. Кто же живет в часах?
- Звук заблудился.
На болоте нет дорог Наевшись, рыбы до отвала
Я по кошкам (кочкам ) На море гайка (чайка) отдыхала
Скок да скок
Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах
Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье- то место заняла?
Без терпения нет умения (учения)
К большому терпению приходит и учение (умению)
Угадайте слово
Буквы Ч и Ц играли в прятки. Попытайтесь отыскать их и понять смысл их
Беседы, употребив правильно каждое слово.
Чапнула чапля церные цернила
Церная чапля чиркулем цертила
Получился оцень цистенький цертеж
Станешь вверх ногами - сразу разберешь.
- Веселые звуки
За бульваром у Покровки, А в трамвай влезает Ч
На трамвайной остановке, С чемоданом на плече
Вылезая, буква Щ Разминулись две сестрицы
Тянет пояс от плаща Появились небылицы
Вышел еж с сапожной щеткой, Солнце глянуло сквозь щелку,
Занялся работой …..(четкой) Свесив огненную …. (челку)
Тема № 32 « Слог + слог = получилось слово»
Знать:как правильно разделить слова на слоги, что такое
Слог, как правильно из одного слова составить несколько.
Уметь: делить слова на слоги, определять ударный и безударный слог, выполнять
лингвистические задания, читать грамматические сказки, составлять из