С глухим согласным – наливаюсь в поле
Со звонким – сам звеню я на раздолье
(КОЛОС – ГОЛОС)
С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
( КОСА – КОЗА)
С глухим согласным – мы его читаем,
Со звонким – в нем же обитаем.
( ТОМ – ДОМ)
С глухим шипящим – я числительное,
Со звонким – имя существительное.
( ШЕСТЬ – ШЕСТ)
С глухим шипящим – круг, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.
( ШАР – ЖАР)
Игра «Шифровальщик»
Играем в парах: один – шифровальщик, другой – отгадчик
ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК
______________________________________________
ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ
Использованная литература
1. Волина В. Занимательное азбуковедение. //Москва «Просвещение», 1996г.
2.Жинкин Н.И. Развитие устной речи учащихся.// Москва «Просвещение», 1996 г.
3.Львов М.Р. Правописание в начальных классах.// Москва «Просвещение», 1990 г.
4. Львова С.И. Язык в речевом общении. // Москва «Просвещение», 1992 г.
5. Никольская И. Л. Гимнастика для ума.// Москва «Просвещение», 1992 г.
6. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.// Москва, 1982 г.
7. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение на начальном этапе.// Москва «Начальная школа» 1999 г.
8.Серегина Е.А. «Диалог с текстом» на уроках русского языка.// «Начальная школа плюс До и
После», 2003 г. №3.
9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь.// Москва «Просвещение», 1989 г.
Внеклассная работа
«Занимательная грамматика
Тема №1 Наш родной язык
Знать: язык – средство общения, основное понятие о языке.
Уметь:читать и пересказывать текст, составлять предложения и рассказ, находить слово в слове.
Чтение текста и пересказ. Детям раздаются индивидуальные карточки с
текстом. Дети читают текст самостоятельно и пересказывают.
В детский сад пришли Толя и Коля. Их привели мамы. Толю спросил Коля.
- Где работает твоя ?
- Моя мама врач. Если человек заболеет, она вылечит его.
- А где твоя мама работает?
- А разве ты не знаешь? – удивился Толя.
- Моя мама - пекарь.
- Переставить предложения так, чтобы получился рассказ. Работа проводится в парах.
Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.
- Дописать подходящие по смыслу слова. Учитель раздает детям карточки, дети работают самостоятельно.
В свежем воздухе сверкает_______________________________
Первый чистенький_____________________________________
И румянит детям________________________________________
Шла ________________вдоль тропинки.
И несла _______________в корзинке
__________опят и __________лисичек
Для лисят и лисичек.
- Найди слово в слове.
МРАК ( рак, мак)
МУХА (уха)
- Звук заблудился. Учитель читает стихи, учащиеся отвечают хором.
Пословица, тебя мы знаем
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место
У вратаря большой улов,
влетело в сетку пять волов (голов)
Тает снег, течет ручей
На ветвях полно врачей (грачей)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный, серый … (гусь)
6.Кто внимательный? Работа проводится в парах «Кто быстрее?»
-Найди одинаковый звук в словах: пила, аист, ива, игла.
- Назови имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих
предметов: грабли, шар, астра (ИРА)
- Назови слово, которое состоит из первых звуков названий предметов: игла,
груша,
рыба, улитка, шар, кот, изба.
Тема №2 Волшебный круг (конкурсы)
Знать:чем отличается звук от буквы, какую роль выполняет слово в речи, что такое синонимы, правило правописания слов с непроизносимой согласной.
Уметь: читать текст и отвечать на вопросы, находить слова с непроизносимыми согласными, работать с грамматической арифметикой.
1.Слушаем, отвечаем, рисуем. Дети читают текст цепочкой, отвечают на вопросы, рисуют рисунок по памяти.
Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и
две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и
автобус .А Оксана снеговика, санки, маленькую собачку. А что нарисуешь ты?
ВОПРОСЫ:
-Что вынесли в сад дети?
- Как звали детей?
- Что принес Вася?
- Куда сели дети?
- Что нарисовал Вася?
- Что нарисовала Оксана?
2. Доскажи словечко. Работа проводится по вариантам, детям раздаются индивидуальные карточки с текстом, итог работы – взаимопроверка.
Ну-ка кто меня найдет? Мчится без оглядки,
Слово спряталось куда-то Лишь сверкают пятки.
Слово спряталось и ждет Мчится что есть духу
Пусть найдут меня ребята Хвост короче уха
Филлипок за окуньком Живо угадай-ка
В речку лезет босиком Кто же это… (зайка)
Очень хочет Филлипок
Окунька загнать в ….(сачок)
Дидактическая игра
Всем играющим, кроме ведущего раздают поровну 24 большие карточки. Каждая из карточек
разделена на 3 прямоугольника, в которых написаны слова или словосочетания: их надо
заменить словами – синонимами с непроизносимыми согласными.