С глухим согласным – наливаюсь в поле

Со звонким – сам звеню я на раздолье

(КОЛОС – ГОЛОС)

С глухим траву она срезает,

Со звонким – листья объедает.

( КОСА – КОЗА)

С глухим согласным – мы его читаем,

Со звонким – в нем же обитаем.

( ТОМ – ДОМ)

С глухим шипящим – я числительное,

Со звонким – имя существительное.

( ШЕСТЬ – ШЕСТ)

С глухим шипящим – круг, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий.

( ШАР – ЖАР)

Игра «Шифровальщик»

Играем в парах: один – шифровальщик, другой – отгадчик

ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК

______________________________________________

ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ

Использованная литература

1. Волина В. Занимательное азбуковедение. //Москва «Просвещение», 1996г.

2.Жинкин Н.И. Развитие устной речи учащихся.// Москва «Просвещение», 1996 г.

3.Львов М.Р. Правописание в начальных классах.// Москва «Просвещение», 1990 г.

4. Львова С.И. Язык в речевом общении. // Москва «Просвещение», 1992 г.

5. Никольская И. Л. Гимнастика для ума.// Москва «Просвещение», 1992 г.

6. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.// Москва, 1982 г.

7. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение на начальном этапе.// Москва «Начальная школа» 1999 г.

8.Серегина Е.А. «Диалог с текстом» на уроках русского языка.// «Начальная школа плюс До и

После», 2003 г. №3.

9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь.// Москва «Просвещение», 1989 г.

Внеклассная работа

«Занимательная грамматика

С глухим согласным – наливаюсь в поле - student2.ru

Тема №1 Наш родной язык

Знать: язык – средство общения, основное понятие о языке.

Уметь:читать и пересказывать текст, составлять предложения и рассказ, находить слово в слове.

Чтение текста и пересказ. Детям раздаются индивидуальные карточки с

текстом. Дети читают текст самостоятельно и пересказывают.

В детский сад пришли Толя и Коля. Их привели мамы. Толю спросил Коля.

- Где работает твоя ?

- Моя мама врач. Если человек заболеет, она вылечит его.

- А где твоя мама работает?

- А разве ты не знаешь? – удивился Толя.

- Моя мама - пекарь.

  1. Переставить предложения так, чтобы получился рассказ. Работа проводится в парах.

Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка строила гнездо.

  1. Дописать подходящие по смыслу слова. Учитель раздает детям карточки, дети работают самостоятельно.

В свежем воздухе сверкает_______________________________

Первый чистенький_____________________________________

И румянит детям________________________________________

Шла ________________вдоль тропинки.

И несла _______________в корзинке

__________опят и __________лисичек

Для лисят и лисичек.

  1. Найди слово в слове.

МРАК ( рак, мак)

МУХА (уха)

  1. Звук заблудился. Учитель читает стихи, учащиеся отвечают хором.

Пословица, тебя мы знаем

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место

У вратаря большой улов,

влетело в сетку пять волов (голов)

Тает снег, течет ручей

На ветвях полно врачей (грачей)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный, серый … (гусь)

6.Кто внимательный? Работа проводится в парах «Кто быстрее?»

-Найди одинаковый звук в словах: пила, аист, ива, игла.

- Назови имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих

предметов: грабли, шар, астра (ИРА)

- Назови слово, которое состоит из первых звуков названий предметов: игла,

груша,

рыба, улитка, шар, кот, изба.

Тема №2 Волшебный круг (конкурсы)

Знать:чем отличается звук от буквы, какую роль выполняет слово в речи, что такое синонимы, правило правописания слов с непроизносимой согласной.

Уметь: читать текст и отвечать на вопросы, находить слова с непроизносимыми согласными, работать с грамматической арифметикой.

1.Слушаем, отвечаем, рисуем. Дети читают текст цепочкой, отвечают на вопросы, рисуют рисунок по памяти.

Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и

две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и

автобус .А Оксана снеговика, санки, маленькую собачку. А что нарисуешь ты?

ВОПРОСЫ:

-Что вынесли в сад дети?

- Как звали детей?

- Что принес Вася?

- Куда сели дети?

- Что нарисовал Вася?

- Что нарисовала Оксана?

2. Доскажи словечко. Работа проводится по вариантам, детям раздаются индивидуальные карточки с текстом, итог работы – взаимопроверка.

Ну-ка кто меня найдет? Мчится без оглядки,

Слово спряталось куда-то Лишь сверкают пятки.

Слово спряталось и ждет Мчится что есть духу

Пусть найдут меня ребята Хвост короче уха

Филлипок за окуньком Живо угадай-ка

В речку лезет босиком Кто же это… (зайка)

Очень хочет Филлипок

Окунька загнать в ….(сачок)

Дидактическая игра

Всем играющим, кроме ведущего раздают поровну 24 большие карточки. Каждая из карточек

разделена на 3 прямоугольника, в которых написаны слова или словосочетания: их надо

заменить словами – синонимами с непроизносимыми согласными.

Наши рекомендации