Виды работ со словом на уроке русского языка.
Дидактическое пособие
«Обучающие игры по русскому языку»
Семеняк С.В.
Ст. Староминская,2016 г.
Содержание
Пояснительная записка.
Виды работ со словом на уроке русского языка.
Виды работ со словом по выработке орфографической зоркости.
Использование игровых ситуаций на уроках русского языка.
Внеклассная работа «Занимательная грамматика»
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальных классов. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается работе со словом, в процессе которой дети усваивают слова.
На современной этапе развития нашего общества, положение о том, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны грамотно говорить, не требует аргументации. Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными навыками говорения. Будучи тесно связанным с мышлением, язык отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки ( точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи) воспринимаются, как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяет общественную и профессиональную активность человека. Изменилось место нашей страны в мировом обществе. Россия - независимое суверенное государство. Это повлекло за собой ряд общественных изменений в том числе, совершенствование и формирование социально – активной личности, повышение орфографической компетентности, обеспечение грамотности учащихся путем применения современных подходов к развитию орфографического навыка, развитие языковой интуиции, обогащение словарного запаса детей, развитие устной и письменной речи. Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, отмечается ускорение научно – технического прогресса, а с другой – кризис грамотности нашего общества.
Почему данная тема стала актуальной?
Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. А нежелание заниматься русским языком, порождает неграмотность. Как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма? Пробудить интерес к изучению русского языка у детей можно, если выяснить какие трудности встречает ученик, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Главная цель каждого урока – это учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости - зрительному вниманию. Ведь слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну - орфографическую. Поэтому одним из важных этапов урока русского языка в начальных классах является словарно - орфографическая работа, работа со словом.
Любая работа со словом на уроках русского языка способствует:
- повышению орфографической грамотности учащихся.
- повышает интерес к русскому языку.
- развивает зоркое внимание к слову.
- развивает речь учащихся.
- повышает словарный запас ребенка.
Основная цель работы:
- обеспечить повышения грамотности учащихся путем применения современных подходов к развитию орфографического навыка, обогащения словарного запаса ребенка, развития устной и письменной речи.
Задачи:
- обеспечение условий для формирования орфографической зоркости младших
школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями и
возможностями.
- формирование у детей познавательной активности, осознанной потребности
в изучении русского языка.
-использование на уроках новых технологий.
-совершенствование навыков самоконтроля.
Ведущая педагогическая идея: работать с детьми без принуждения, основываясь на сотрудничестве учителя и ученика, создание ситуации успеха (улыбкой, добрым взглядом, поощрением, педагогической поддержкой, верой в способность ребенка), обеспечивающей взаимное удовлетворение от результатов деятельности.
Диапазон работы. Данный материал можно применять на уроках русского языка, на уроках литературного чтения, при проведении внеклассных занятий по русскому языку, как дополнительный материал для индивидуальной работы с учащимися.
Содержание курса. Материал адресован учителям 2 класса. Работа с данным материалом поможет установить, насколько учебный материал глубоко и прочно усвоен учениками, как они пользуются приобретенными знаниями. Пособие ориентировано на методическую систему учебника, поэтому содержание упражнений соответствует программе и материалу, изложенному в нем.
Основное назначение упражнений пособия - помочь учителю в поиске дополнительного материала к уроку русского языка. Упражнения могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуально-групповой работы с учащимися в классе, могут предлагаться ученикам в качестве домашних заданий. Пособие адресовано не только учителю и ученикам, но и родителям, заинтересованным в том, чтобы ребенок под их руководством мог отработать те или иные учебно-языковые и прописные умения, восполнить пробелы в своих знаниях, закрепить изучаемое, повторить изученное. Теоретической базой работы явились работы Н.М. Бетеньковой «Орфография, грамматика», исследования по методике преподавания русского языка В.В. Бабайцевой, Т.Г. Рамзаевой. М.С. Статкиной, И.Я. Лернер «Теория методов обучения», С.Н. Костроминой « Как преодолеть трудности?»
Степень новизны. Новизна работы заключается в том, что работая со словом, учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, решают грамматико-орфографические задачи, играя в игры, запоминают правописание слов, орфограммы, учатся работать в группах, в парах, индивидуально. А игра, как известно, активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, изучаемый материал становится для ребенка более доступным, работоспособность детей повышается, в результате чего у ребенка появляется интерес к русскому языку. Данное пособие позволяет учителю проводить работу со словом разнообразно. Пособие разработано таким образом, что учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиям государственного образовательного стандарта среднего общего образования, формируется познавательная и коммуникативная деятельность учащихся, ребенок готовится к самостоятельному добыванию знаний.
Ожидаемые результаты:
- Высокая познавательная активность учащихся при проведении словарно –
лексической и орфографической работы при изучении русского языка.
-повышается качество образовательного процесса.
- формируются компоненты речевой деятельности: звукопроизношение,
звукоразличение, грамматический строй языка, вырабатывается языковое,
чутье, тренируется артикуляционный аппарат, повышается грамотность
письма.
«Анаграмма»
Слова – невидимки
В Ш------ сели моряки
---Ш – к чаю береги
---Ш у берега реки
Забралась – Ш – в куль муки
Опасен --- Ш -- для цыплят,
Раз буква Г и буква Б
Сидели рядом на трубе.
Одна сказала:
- Благодать!
Видны нам все края …
Давай с тобой стихи
Слагать
Чур, начинаю я!
Мы вблизи
Прибрежных
(БАЛОК)
Целый день считали (ГАЛОК)
Веселая география»
Пирожков? ИЗЮМ
Рекой?
И – ВОЛГА
Государства?
РИГА
4. «Веселые стихи»
Словечки – колечки.
Грустный, сонный, невеселый. Тут явились три словечка:
Ежик наш пришел из школы, «Апельсин», «Сосна», «Колечко»
Сел к столу, разок зевнул. Подошли они все трое
И над книжкою заснул. И сказали: «Что такое?»
Что ты, Ежик, сделал с нами? «Я, - расплакалось
«Колечко»,
Мы пожалуемся маме!»Никакая не «Колечка»,
«Я, воскликнул «Апельсин», - «Я, - разгневалась «Сосна»,
Никакой не «Опельсын». Я до слез возмущена
Может только лишь со сна Милый школьник!
Написать, что я «Сасна»,- Брось лениться!
«Мы, слова, оскорблены. Так учиться не годиться
Тем, что так искажены.
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
5. «Веселые вопросы»
Головоломка»
Играем в прятки
Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
Была гроЗА . Я целый час
Не открывал от страха глаз.
8 . «Грамматическая арифметика»
Вода + ринг = фрукты, которые любят дети
(Ответ: ВИНОГРАД)
Дополни слово»
Верста( верстак), вата (вахта), вол( волк, воля)
Доскажи словечко»
Чистит пашню от червей
Целый день по пашне вскач,
И зовется птица ….. (ГРАЧ)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный, серый …….(ГУСЬ)
Дополни предложения»
ПОДБЕРИТЕ К КАЖДОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ РИСУНОК
На огороде выросли красные…….
В саду распустились красивые …
Мальчик отправил …….
Девочка нарисовала красивое, яркое ……..
Под кустиком сидел красивый ……
Мама купила на базаре большой и красный ……..
Десять львов»
- - - - ЛЕВ - -
Первый лев – властитель домны
- ЛЕВ - - -
А второй – цветочек скромный
ЛЕ - - В - -
Третий лев пасет олений
ЛЕ – В - -
Этот острый, в мыльной пене
ЛЕВ - -
Пятый – корм для лошадей
ЛЕВ - - - -
Лев – источник новостей
ЛЕВ
Здесь, в седьмом бычок вздыхает
ЛЕВ - -
Этот полю помогает
ЛЕВ - -
Этот в руки взял штурвал
ЛЕ - - В - -
А десятый – очень вял.
(Ответ: сталевар, левкой, оленевод, лезвие, клевер, телевизор, хлев, полевод, рулевой, ленивец)
13. «Замени цифры буквами алфавита и прочитай слово»
2 10 13 6 20
26 16 22 7 18
33 2 13 16 12
Закончи слово»
За кем последнее слово?»
Эта игра научит образовывать слова от данного корня и находить корень в родственных словах, подбирать однокоренные слова. Один из учащихся, называет какое – либо слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем.
Слова с корнем вод:
Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водомерка, водопровод, водород, подводный, водяной, водоросль, безводный, водохранилище, водопой, водопровод, земноводный…
Слова с корнем цвет:
Цветок, цветочек, цветик, расцветает, расцветка, цветение, цветник, цветочница, цветущий, зацветать, цветовой, бесцветный, , цветной, цветущий…
Замени одним словом»
Занимательные квадраты»
Первая, из которых О)
Ответ:угол, гол, стол, пол, укол
Ответ:атом, гном, дом, ком, сом, том.
Звери спрятались»
Пришли ребята в зоопарк. ВозЛЕ Входа – пОЛЕНья. И объявление:
«мухоМОР Жареный»
Добавил: - Зоопарк закрыт.
И все на виду. Найдите их.
(Ответ: лев, олень, морж, рысь, слон, лось, тигр, лиса, кабан)
Звук заблудился»
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Ус (ум) хорошо, а два лучше.
Жди у горя (моря) погоды
20. «Змейка»
В - - - -
- В - - -
- - В - -
- - - В –
- - - - В
- - - В –
- - В - -
- В - - -
В - - - -
- В - - -
- - В - -
- - - В –
- - - - ВОтвет: время, свеча, давка, трава, мотив, халва, завод, свист, ведро,
овраг, живот, слово, порыв
Занимательные модели»
Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней
Найдите животное в этих стихотворных строчках:
Меня пронырой соВЫ ДРАзнят,
Игра в пословицу»
Письмо.
Клички»
Образуй клички животных от следующих слов.
Кто какой голос подает?»
С-бака стрекочет
С-рока поет
П-тух мычит
К-рова лает
Кое - что о порядке»
Кроссворд»
Место, где продают билеты.
(КАССА)
Транспорта. (ПАССАЖИР)
Дорога, покрытая асфальтом.
(ШОССЕ)
Конкурс Знающих»
Нужно заменить черточки буквами так, чтобы получились слова.
К - - - - З - - - -
О - - - - Н - - - -
Н - - - - А - - - -
К - - - - Ю - - - -
У - - - - Щ - - - -
Р - - - - И - - - -
С - - - - Х - - - -
(Ответ: КОНКУРС –коза, окно, нора, коса, укол, река, сено)
ЗНАЮЩИХ – заяц, нога, аист, юбка, щека, игла, хлеб)
Кто быстрее?»
Кто больше?»
1. Вспомни, какая ягода начинается со звука М и заканчивается
звуком Я?
2. Назовите цветы, в названии которых есть звук М?
3. Перечисли продукты, в названии которых есть М?
Кто внимательный?»
А) Найдите одинаковый звук в словах:
Пила, аист, игла, ива
Б) Назовите имя девочки, которое сложено из последних звуков названий
следующих предметов:
грабли, шар, астра - ИРА
В) Назови слово, которое состоит из первых звуков названий предметов:
Игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба. – ИГРУШКА
35. «Лингвистическое задание»
О - -
О - - -
О - - - -
О - - - - - (Ответ: о, Ом, оса, окна, окунь, оружие)
Люботытный»
Отвечай на вопросы так, чтобы каждое слово начиналось с буквы З
- Как тебя зовут?
(Захар, Зоя)
- Откуда ты приехал?
( Из Загорска)
- Где ты работаешь?
( На заводе)
- Где работает твоя мама?
( В зоопарке)
- Кто она по профессии?
(Зоолог)
- Где она живет?
( В Зеленограде)
- За чем язык во рту?
(За зубами)
38. «Морфологические шарады»
Рассказчик
Корень из слова пропитание
Воспитатель
Выносливый
- «Малышки – коротышки»
Мы – малышки - коротышки
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начало и хвосты.
Это трудно, но не слишком
Ты сумеешь или нет?
Нам, малышкам – коротышкам,
Срочно вышли свой ответ.
ВОЛ (ВОЛокно, ВОЛосы, ВОЛейбол, ВОЛна, удоВОльствие)
ВОР (ВОРона, ВОРота, разгоВОР, тВОРчество, сВОРа)
- «Музыкальныеслова»
Придумайте слова с нотой ЛЯ
(Ответ: косуЛЯ, конопЛЯ, стерЛЯдь
Наоборот»
-Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые
Начинаются со звука М.
Война – мир, ссориться – мириться, быстро – медленно, твердый – мягкий, глупый –
мудрый, большой – маленький.
- Найдите в пословице слова, противоположные по смыслу:
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Найдите слово»
Рыдают буквы в каждой строчке:
- От наших слов – одни кусочки,
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдете,
Найдите слово в слове»
КОБРА (кора), КРАСКА (каска), СКОТ(кот), КОРМ (ком), КОЧКИ (очки),
КУСТАРНИК (куст, тир, наст), КИТЕЛЬ (кит, ель), КИСЕЛЬ (ель, сел),
КРОВ ( ров, вор), КРАПИВА ( ива, рак, вар), КРАНЫ( раны, рак), КРОТ( кот, рот,
ток),
КЛЕН(лен),ЭКРАН(кран).
47. «Назовите, одним словом»
М—алина - сина л-сица
З-мл-ника ябл-ня м-дведь
Кл-бника с-сна за-яц
48. «Одним словом»
Жить душа в душу __________ДРУЖНО
Хоть пруд пруди__________________МНОГО
Не за горами______________________________БЛИЗКО
Повесить нос ________________________________________ЗАГРУСТИТЬ
Нестись сломя голову.____________________________________________БЫСТРО
Держать в ежовых
рукавицах___________________________________________СТРОГО
О чем говорят снежинки?»
Ответ: Береги лес – наше богатство.
- «Полсловечка за вами»
О - О
О - - О
О - - - О
О - - - - О
О - - - - - О
О - - - - - - О
О - - - - - - - О (Ответ: око, окно, озеро, облако, опахало, общество,
отечество)
52. «Перевертыши»
МАДАМ. МИР ИМ.
МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ.
Следующего слова в цепочке
Зеркало – лоза- забор – орган – анестезия.
Застава – ваза – зарево-воздух
- Цепочка имен должна начинаться именем на букву З:
слог последующего слова – начало – предыдущего:
Зина – Ната – Тамара – Рая – Яна – Надя.
54. «Подбери пару»
Загарзолотистый
Звонокзанимательный
Заборзнаменитый
Зубрзвонкий
Задачазрелый
Земляниказеленый
Пословица»
Другой).
Прочтите слова»
РЕ….А АЗБУ….А
СОЛ…..ЦЕ УЧЕ….ИК
З….МА УЧ…ТЕЛЬ
ВА….ОН ….ЛОБУС
ТР…..ВА БУКВ….РЬ
КНИГА)
Поиграем в загадку»
Профессии»
Назовите 10 профессий на П
плотник, пекарь, почтальон, парикмахер.
Образуй женский род от названий следующих профессий:
Повар – повариха, певец – певица, портной – портниха, продавец – продавщица,
пианист – пианистка, поэт – поэтесса, писатель – писательница.
Трактор водит _______________тракторист
Электричку_______________________машинист
Стены выкрасил _______________________маляр
Доску выстругал __________________________столяр
В доме свет провел ___________________________монтер
В шахте трудится_________________________________шахтер
В жаркой кузнице _______________________________________кузнец
Кто все знает ____________________________________________________МОЛОДЕЦ!
Палиндром»
Около Миши (молоко)
На доме ч ( емодан)
Шорох у дуба ( буду хорош)
Рифма»
Подберите рифму к слову:
МАССАЖ –монтаж, мираж, багаж, гараж, этаж, вояж.
61. «Рассыпались слоги»
Антилопа и другие
Это было в воскресенье
У слона на день рожденья,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись
Что на части разделились.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помоги друзей собрать.
АН – ЛО – ТИ –ПА – ДИ – КО – ДИЛ
КО – КРО – ШИМ – ЗЕ – ПАН – КО –
РИЛ
НА – МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – И – ГИ
Игра «Ступеньки»
Одну букву больше.
А
А –
А - -
А - - -
А - - - -
А - - - - -
Ответ: аз, азу, арфа, актер, аромат
Слова - неприятели
Прочитай слова и скажи наоборот:
Холодный чистый твердый толстый
Тупой мокрый старший светлый
Просторный враг вверх проиграть
Поднять день утро весна
Зима завтра рано близко
Низко редко медленно радостно
Сочиним сказку»
Слоговое лото»
А) Составьте слова со слогом ШИ в начале или конце
(Ваши, дыши, шило, шили, мыши, реши, шипы)
Б)Ми …..(ша), шу ….(ба), Ма …(ша), ши….(на), ша ….(ры), шут ….(ка),
шап…(кА),
шаш …(ки), уш…(ки) шах…(та), лан …(дыш), мы…(ши), пше…(но), ши …(ло),
шко…(ла), шля …(па), шах…(тер), суш…(ки), Шу…(ра).
Слово – невидимки»
Серединки»
Вечерами свинки играют в серединки!
Ужасно интересная игра!
Я, думаю, ребята,
Хотя и трудновато,
Но все ж и нам попробовать пора!
С К У
Сквозная буква»
- - З –
- - З -
- - З -
- - З -(Ответ: коза, роза, поза, лоза)
Словарная работа»
Найдите слово со звуком К, объединенные одной темой:
КВАРТИРА:комната, кухня, коридор, кровать, кресло, ковер, квартира.
ПРОДУКТЫ: капуста, картофель, колбаса, кабачки, кофе, какао, клубника.
ОДЕЖДА: куртка, костюм, кепка, косынка, кроссовки.
СПОРТ: коньки, каток, кегли, козлы, канат.
ЖИВОТНЫЕ: курица, кошка, корова, коза, конь, кабан, канарейка, кит.
Слоговой аукцион»
А) Ла…(па, комка, сточка), ля… ( гушка), лу …(на), лю…(бимый),
лы…(жи), ли…(са)
Б) Придумайте слова, которые заканчиваются на ЛО
(масло, стекло, тепло, село)
В) Подсчитайте, сколько слогов ЛО будет в словах:
Ловить, голова, крыло, клоун, молоток, лоб, слог, мыло, лопата.
Словесный ромб»
У –
У - -
У - - -
У - - - -
У - - - - -
У - - - - - -
У - - - - -
У - - - -
У - - -
У - -
У - Ответ: ум, ура, угол, угорь, улитка, усадьба, указка, ухват, узор,
узы, уж.
- «Угадай слово»
К…р…н…д…ш
Л…ст…п…д
Д…ж…р…н…й
М…р…з…н…й
74. «Угадай, кто это был?»
Целый день паслись у сосен
Две подружки МЕ и МУ
МЯУ грел бочок на солнце,
БЕ весь день мешал ему.
КРЯ купался рядом в речке,
КУКАРЕКУ песни пел,
ГАВ валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Всех, кто в этот жаркий
Полдень
На глаза попался нам
75. «Узнай сказку»
Сказки просят:
- А сейчас
Вы. Друзья, узнайте нас!
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…..
- «Фамилия по профессии»
Найди слово в слове
ВОЛЯ(Оля), ВАЗА(Аза),ВЕТЕР(Веер), ВОЛК(Вол),ВДРУГ(Друг)
77. «Фонетическая зарядка»
-Как квакает лягушка?КВА –КВА
- Как фыркает кот? Ф-Ф-Ф-Ф
- Как охают больные?ОХ, ОХ, ОХ
- « Хвостоглав»
Здесь слова первого конец:
Началом стал второго
А слово третьего конец
Вышел из второго
Назовите все три слова
- - - ЛУК - - - -(Ответ: каблук, лук, лукошко)
78. «Чистоговорки»
За –за- за - уходи домой
коза!
Зу – зу – зу – моем Катю мы
в тазу!
Чужой»
С обрались у ВОДЫ родственники. ПОДВОДНИК с ВОДИЦЕЙ беседуют.ВОДОЛАЗ с ВОДОПАДОМ на солнышке греются. ВОДИТЕЛЬ на гармошке наигрывает. ВОДОМЕРКА с ВОДОРОСЛЯМИ заигрались. ВОДИЧКА по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам ВОДЯНОЙ пожаловал. И все старуху ВОДУ ждут. Вышла мудрая ВОДА на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком, среди родственников ВОДЫ?
- Почему гости не сразу приняли чужака?
- Не поможете ли вы ему найти своих родственников?
- Составьте список родственников ВОДЫ и допишите остальные категории родственников, которые не пришли к ней в гости в этот день.
80. «Шесть слонов»
Этот слон белоголовый
С - ЛОН - -
Враг шоферов этот слон
Много зла приносит он,
С - - Л - - О - - Н - -
Этот бдителен всегда,
Он разводит поезда
С - - - ЛО - Н - -
Этот огненного цвета
В час заката и рассвета
- - - - С – ЛОН
Этот слон со знаком плюс,
СЛО - - Н - -
В этом – дружба и союз
С – ЛО - - Н - - - - -
Шарады»
С глухим траву она срезает,
Игра «Шифровальщик»
ЖЫИЛ АНСКИ КЬОИНК
______________________________________________
ЛЫЖИ САНКИ КОНЬКИ
Использованная литература
1. Волина В. Занимательное азбуковедение. //Москва «Просвещение», 1996г.
2.Жинкин Н.И. Развитие устной речи учащихся.// Москва «Просвещение», 1996 г.
3.Львов М.Р. Правописание в начальных классах.// Москва «Просвещение», 1990 г.
4. Львова С.И. Язык в речевом общении. // Москва «Просвещение», 1992 г.
5. Никольская И. Л. Гимнастика для ума.// Москва «Просвещение», 1992 г.
6. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников.// Москва, 1982 г.
7. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение на начальном этапе.// Москва «Начальная школа» 1999 г.
8.Серегина Е.А. «Диалог с текстом» на уроках русского языка.// «Начальная школа плюс До и
После», 2003 г. №3.
9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь.// Москва «Просвещение», 1989 г.
Внеклассная работа
«Занимательная грамматика
Тема №1 Наш родной язык
Знать: язык – средство общения, основное понятие о языке.
Уметь:читать и пересказывать текст, составлять предложения и рассказ, находить слово в слове.
МРАК ( рак, мак)
МУХА (уха)
- Звук заблудился. Учитель читает стихи, учащиеся отвечают хором.
Пословица, тебя мы знаем
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место
У вратаря большой улов,
влетело в сетку пять волов (голов)
Тает снег, течет ручей
На ветвях полно врачей (грачей)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный, серый … (гусь)
6.Кто внимательный? Работа проводится в парах «Кто быстрее?»
-Найди одинаковый звук в словах: пила, аист, ива, игла.
- Назови имя девочки, которое сложено из последних звуков названий следующих
предметов: грабли, шар, астра (ИРА)
- Назови слово, которое состоит из первых звуков названий предметов: игла,
груша,
рыба, улитка, шар, кот, изба.
Тема №2 Волшебный круг (конкурсы)
Знать:чем отличается звук от буквы, какую роль выполняет слово в речи, что такое синонимы, правило правописания слов с непроизносимой согласной.
Уметь: читать текст и отвечать на вопросы, находить слова с непроизносимыми согласными, работать с грамматической арифметикой.
1.Слушаем, отвечаем, рисуем. Дети читают текст цепочкой, отвечают на вопросы, рисуют рисунок по памяти.
Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и
две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и
автобус .А Оксана снеговика, санки, маленькую собачку. А что нарисуешь ты?
ВОПРОСЫ:
-Что вынесли в сад дети?
- Как звали детей?
- Что принес Вася?
- Куда сели дети?
- Что нарисовал Вася?
- Что нарисовала Оксана?
2. Доскажи словечко. Работа проводится по вариантам, детям раздаются индивидуальные карточки с текстом, итог работы – взаимопроверка.
Ну-ка кто меня найдет? Мчится без оглядки,
Слово спряталось куда-то Лишь сверкают пятки.
Слово спряталось и ждет Мчится что есть духу
Пусть найдут меня ребята Хвост короче уха
Филлипок за окуньком Живо угадай-ка
В речку лезет босиком Кто же это… (зайка)
Очень хочет Филлипок
Окунька загнать в ….(сачок)
Дидактическая игра
Всем играющим, кроме ведущего раздают поровну 24 большие карточки. Каждая из карточек
разделена на 3 прямоугольника, в которых написаны слова или словосочетания: их надо
заменить словами – синонимами с непроизносимыми согласными.
Слово.
- Орфографическая минутка.
Подчеркните гласную букву в безударных слогах.
Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды, ведро, гнездо, дожди,. зима ножи, интерес, планета, моряк, вилка, книга, медведи, укроп.
- Письмо по памяти. Учащиеся читают текст, заучивают его, пишут по памяти.
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен на нашей планете!
- Проверочный диктант.
Игра
Ребята играли в школу. Таня была учительница. Петя принес ручку и тетрадь. Он стал писать буквы. Леня открыл букварь. Он читал стихи. Люба пела песни. Дети так увлеклись, что не заметили кошку. Она тоже пришла в школу.
- Занимательная минутка
Назовите слова, обозначающие предметы, из сказок «Колобок», «Репка», «Лиса и волк», «Гуси – лебеди».
Что могут обозначать слова: ключ, коса, нос, звезда, лук?
- Превращение слов – волшебная цепочка. Учитель читает первое слово, дети по очереди продолжают придумывать слова, побеждает тот, кто последним назовет слово.
Замени одну букву в словах:
Мышка – мошка, мишка – миска, май – мак
Как из мухи сделать слона?
Муха – мука- рука – пика – пион – слон
Утопите муху в реке?
<