Игровое упражнение «Смешные рожицы».
Задачи: развитие обонятельного восприятия, мелкой моторики, эмоционально-оценочной лексики.
Оборудование: крупные маршмеллоу, красный кондитерский карандаш, пряная гвоздика.
Содержание: ребенок вслед за взрослым делает рожицу из каждого маршмеллоу, где вместо глаз - бутоны гвоздики, а рот рисуется карандашом.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Сейчас к нам придут смешные рожицы. Вот суфле. Что это? (суфле). Сделаем ему глазки. Вот так. И вот улыбка. Смеется - хи-хи. А этот будет грустным, нарисуем улыбку наоборот, грустит, плачет. Что делает? Где грустное лицо? А где у тебя лицо? Что это у тебя? (лицо)».
Речевой материал для активизации: плачет, смеется, суфле, лицо, хи-хи. Вариант: подражательное воспроизведение перед зеркалом.
Игра «Необычные кексы»
Задачи: развитие способности к воспроизведению визуального последовательного ряда, развитие невербального уровня слогового ритма, дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Оборудование: шишки, сушеные ягоды клубники, бумажные формочки для кексов разных цветов и размеров.
Содержание: взрослый просит ребенка разложить шишки и ягоды по формочкам, назвать, выложить из них определенную последовательность.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Будем печь кексы. Вот шишка. Вот шишкИ. Вот ягода. Вот ягодЫ. Это и будут кексы. Вот кекс. Вот кексЫ. Теперь выложи в ряд: шишка - ягода, шишка - ягода. А теперь: шишка, шишка - ягода, шишка, шишка - ягода.
Речевой материал для активизации: шишка, ягода, шишки, ягоды, кекс, кексы.
Игра «Магазин сладостей»
Задачи: формирование навыка употребления винительного падежа, активизация простой фразы, игротерапия.
Оборудование: корзина для покупок (сумка), марблс или игрушечные монеты, натуральные сладости: безе, суфле, халва, лукум, пастила, желе.
Содержание: ребенку предлагается «купить» сладости и назвать их. В зависимости от уровня языковой способности, возможно использование фразы: «Я купил...»
Примерное содержание беседы с ребенком: «Пойдем в магазин. Еще купим сладости. Что это? Купи желе. Что ты купил? (желе). Что ты сделал? (я купил желе)».
Речевой материал для активизации: безе, суфле, халва, лукум, пастила, желе. Я купил (а) желе.
По окончанию занятия ребенку выдается наиболее понравившаяся ему сладость.
Занятие № 5. «День радуги»
Игровое упражнение «Спектр»
Задачи: развитие зрительного восприятия, активизация простых слов, активизация простой фразы.
Оборудование: цветной картон (ткань разной фактуры) в соответствии с цветами радуги, картинки (предметы): красная малина, красные губы, желтые лимон, банан, луна, зеленые салат, мята, мох, оранжевая тыква, голубое небо, синяя вода, фиолетовое боди, фиолетовый диван и т.п.
Содержание: ребенку предлагается разложить картинки на картон (ткань) в соответствии с цветами и назвать.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся перепутал картинки. Посмотри как некрасиво. Фи! Нужно разложить правильно. Красные губы на красную ткань. Что это? (губы). Вот малина. Сюда. Банан туда».
Речевой материал для активизации: сюда, туда, малина, губы, лимон, банан, луна, салат, мята, мох, тыква, небо, вода, боди, диван и т.п.
Игра «Салют»
Задачи: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: разнофактурная бумага цветов радуги: гофро-картон, бумага тишью, бархатная бумага и т.п.
Содержание: ребенку предлагается порвать бумагу и устроить салют.
Примерное содержание беседы с ребенком: «У Муси праздник. Будет салют. Вот бумага. Что это? (бумага). Рви бумагу. Муся рвет. И ты рви! Много получилось! Давай делать салют, кидай и кричи: «Салют!».
Речевой материал для активизации: бумага, салют.
Игровое упражнение «Радужные прищепки»
Задачи: развитие зрительного и тактильноговосприятия, мелкой моторики, формирование слоговой структуры слова.
Оборудование: цветные прищепки и фактурная ткань, выкрашенная по цветам радуги.
Содержание: ребенку предлагается прицеплять прищепки, выкрашенные по цветам радуги на фактурную цветную ткань, проговаривая слоги или слоговые цепочки.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Я прицеплю красную прищепку на красную ткань и говорю: «Па». Теперь ты».
Речевой материал для активизации: слоги, типа: па, ап, кпа и т.п.