Основы разведения и кормления
Сельскохозяйственных животных
Студент должен знать:
-основы разведения и кормления сельскохозяйственных животных;
уметь:
- оценивать животных по происхождению, конституции, экс-
терьеру и интерьеру, продуктивности и качеству потомства, определять различные виды кормов и оценивать их качество.
Методические указания
Все существующие сейчас современные виды сельскохозяйствен-ных животных произошли от диких предков. С начала одомашнивания до наших дней потребовалось много человеческого труда и времени, чтобы превратить прирученных диких животных в современные культурные породы.
Обратите внимание, что под влиянием новых условий жизни, а также искусственного отбора, происходили глубокие изменения призна-ков и свойства диких животных. В результате этих изменений сельскохо-зяйственные животные значительно отличаются от своих предков по важнейшим признакам продуктивности, телосложению и масти.
Изучите понятие конституции, экстерьера и интерьера. Конститу-ция животного обусловлена его наследственными особенностями. Живот-ные, характеризующиеся в массе определенным типом конституции, и своему потомству передают тот же характер сложения. Однако наслед-ственное предрасположение к тому или иному типу конституции реализу-ется в определенных условиях среды. Таким образом, тип конституции складывается под влиянием наследственности и условий среды, главным из которых является кормление животных.
Изучите методы оценки экстерьера (глазомерный, измерение жи-вотных и фотографирование), их достоинства и недостатки.
Обратите внимание на различие между ростом и развитием живот-ного. Количественные изменения организма в процессе его развития называются ростом, а качественные изменения клеток, тканей, органов и функций носит название развития.
Для выращивания полноценного молодняка и получения крепких и здоровых животных желательного типа необходимо знать основные закономерности роста и развития, применять научно обоснованные сис-темы выращивания. Поэтому необходимо вести учет роста и развития молодняка. В практике животноводства для учета роста применяют весовой, линейный и объемный методы. Наибольшее распространение получили весовой и линейный методы. Определение живой массы проводится со дня рождения до случки, а измерение ежемесячно с рождения до 6-ти месячного возраста, а затем через каждые три месяца до случного возраста. При весовом методе учета роста вычисляют абсо-лютный, среднесуточный и относительный приросты.
Абсолютный прирост определяется за какой-то период времени (за месяц, за периоды нагула, откорма, стельности и т.д.) по формуле:
,
где Wt – масса животного в конце контрольного периода,
W0 – масса животного в начале периода.
Среднесуточный прирост устанавливается по формуле:
где Wt-W0 – абсолютный прирост за контрольный период,
t – время, прошедшее между двумя взвешиваниями.
Относительный прирост (К), показывающий энергию роста или коэффициент напряженности роста, определяют по формуле:
Уясните, что высокий уровень кормления способствует ускорению роста и получению более крупных животных, раннему наступлению поло-вой зрелости, снижению возраста физиологической зрелости, формиро-ванию высокой продуктивности. Продуктивность сельскохозяйственных животных также зависит от их наследственных задатков, которые реализу-ются в определенных условиях кормления и содержания.
Обратите внимание, что при обильном и полноценном кормлении продуктивность животных значительно выше, чем при скудном и не-
полноценном. При этом в первом случае относительно меньше кормов расходуется на поддержание жизни животного и больше на производство продукции: молока, мяса, сала, шерсти и т.д; во втором случае почти весь
корм используется на поддержание жизни, а на продуцирование затрачи-вается незначительная его часть. В результате в первом случае получают больше продукции, и обходится она дешевле, чем во втором.
Изучите виды продуктивности сельскохозяйственных животных: молочную, мясную, шерстную, яичную и рабочую производительность. При этом обратите внимание на значение терминов и понятий, характе-ризующий данный вид продуктивности. Например, при изучении молочной продуктивности выясните, что такое лактация, сухостойный период, лактационная кривая и т.д. Изучите также факторы, влияющие на данный вид продуктивности и учет.
Молочную продуктивность учитывают на основании контрольных доек, проводимых в товарных стадах 1 раз в месяц. Затем удой умножают на 30 и получают удой за месяц лактации. Сумма надоев молока по месяцам лактации дает удой за всю лактацию. Наряду с оценкой крупного рогатого скота по удою оценивают также жирномолочность и рассчи-тывают абсолютное количество жира в молоке коров за лактацию.
Основными показателями мясной продуктивности сельскохозяйственных животных являются убойная масса и убойный выход. Под убойной массой понимают массу туши с жиром, но без кожи, головы, внутренностей и ног (до запястных и скакательных суставов), а под убойным выходом – убойную массу, выраженную в процентах от живой массы. Кроме того, при оценке мясных качеств животных учитывают скороспелость животного, его способность к откорму при наименьшем расходовании корма на единицу прироста, и, наконец, качество самого мяса. Существенное значение имеет и живая масса животного.
Повышение продуктивности животных тесно связано с использованием высокопродуктивных специализированных пород. Изучите, что такое порода, классификация пород. Обратите внимание, что на породообразование огромное влияние оказали социально-экономические условия.
Для улучшения племенных и продуктивных качеств животных су-ществующих пород, а также для создания новых, более ценных для данных условий животных проводится комплекс мероприятий, который представляет собой племенную работу. К таким мероприятиям относятся:
творческий отбор, целеустремленный подбор, правильный выбор методов и техники разведения, создание для животных наилучших условий кормления и содержания во все периоды их жизни в целях проявления и максимального развития тех ценных качеств, по которым проводится отбор и подбор.
Совершенствованием племенных и продуктивных качеств животных занимаются во всех хозяйствах. Но углубленную работу по улучшению породного состава животных ведут специальные племенные хозяйства, племзаводы, государственные станции по племенной работе и искусственному осеменению, а также племенные фермы.
Вести племенную работу с животными невозможно без правильной организации зоотехнического учета. Он дает материал для всестороннего изучения особенностей животных и проведения их оценки и подбора. В племенных хозяйствах записи в таких случаях более обстоятельны и подробны, в неплеменных же учет ведется в упрощенной форме. При разведении животных разных видов зоотехнический учет имеет свои особенности. Общим для хозяйств являются сведения о происхождении животных, их живой массе, времени рождения, осеменения и некоторые другие. Зоотехнический учет ведут по специально разработанным формам в журналах или карточках. Чтобы можно было вести учет, прибегают к мечению животных. Изучите способы мечения, их достоинства и недостатки.
Питательная ценность кормов обуславливается в значительной сте-пени их химическим составом. Изучите химический состав кормов по схеме:
Корм
Вода Сухое вещество
Органические Минеральные
вещества вещества
Азотистые вещества Безазотистые Макро-и
вещества микроэлементы
белки амиды углеводы жиры
клетчатка безазотистые
экстракт. в-ва (БЭВ)
Схема 13
Химический состав кормов зависит, прежде всего, от климата, поч-вы, удобрений. Условий агротехники, сортовых особенностей, фазы вегетации растений, способа уборки и хранения кормов.
Обратите внимание, что переваримость питательных веществ в ор-ганизме животных разных видов неодинакова. Жвачные животные, имеющие четырехкамерный желудок, переваривают грубые корма лучше, чем животные с однокамерным желудком. Концентраты же перевариваются сельскохозяйственными животными примерно одинаково. На переваримость кормов влияют также возраст, величина кормовой дачи, состав кормовой дачи, подготовка кормов к скармливанию.
Корма, сходные по питательности, делят на группы:
1. Растительные корма:
- сочные (силос, корнеплоды, пастбищная трава, сенаж);
- грубые (сено, солома, мякина и др.);
- концентрированные (зерновые корма, отруби, жмых).
2. Корма животного происхождения: молоко, сыворотка, пахта,
мясная, мясокостная мука и мука из непищевой рыбы.
3. Минеральные корма: мел, поваренная соль, трикальцийфосфат и
др.
4. Витаминные корма и синтетические дополнители.
5. Комбикорма.
Изучая различные корма, обращайте внимание на их питатель-ность. Подготовку к скармливанию, правила хранения, стандарты на корма.
Норма кормления – это определенное количество питательных ве-ществ и энергии корма, необходимое животному для нормальной жиз-недеятельности и образования продукции. Действующие на сегодня нормы кормления выражаются в обменной энергии, содержании пере-варимого протеина, кальция, фосфора и каротина. Они составлены применительно к животным каждого вида с учетом их физиологического состояния, возраста и уровня продуктивности.
Рациональное кормление предусматривает получение наибольшего количества продукции при наименьших затратах труда и кормовых средств. Использование животными питательных веществ корма зависит в основном от их набора в рационе, то есть от его структуры. Рациономназывается набор кормов, отвечающий по питательности определенной норме кормления и удовлетворяющий физиологическую потребность животного в питании с учетом его продуктивности.
Задание 2.2.1.
Изучите физиологические особенности сельскохозяйственных жи-вотных, данные запишите по формуле:
Вид животного | Возраст полового созревания мес. | Возраст первой случки, мес. | Средняя продолжи-тельность полового цикла, дн. | Средняя продолжи-тельность беремен-ности, дни | Продолжи-тельность хозяйст-венного использо-вания, лет | |
самка | Самец | |||||
Крупный рогатый скот | ||||||
Лошади | ||||||
Свиньи | ||||||
Овцы |
Задание 2.2.2.
Рассчитайте абсолютный, среднесуточный и относительный при-росты.
Запишите по формуле:
Возраст телят. мес. | Живая масса, кг | Абсолютный прирост, кг | Среднесуточ-ный прирост, г | Относитель-ный прирост. % | |
На начало периода | На конец периода | ||||
0-1 | |||||
1-2 | |||||
2-3 |
Задание 2.2.3.
Изучите и опишите значение питательных веществ для организма сельскохозяйственных животных, данные запишите по формуле:
№ п/п | Питательные вещества | Физиологическая роль в организме | Основные источники | Признаки нарушения в организме животных при недостатке или избытке пита-тельных веществ |
1. | Протеин | |||
2. | Углеводы | |||
3. | Жиры | |||
4. | Минеральные вещества | |||
5. | Витамины |
Задание 2.2.4.
Выпишите требования стандарта к качеству сена по форме:
Класс | Время уборки | Цвет | Запах | Количество основных трав, % | Количество несъедобных трав, % | Влажность |
I | ||||||
II |
Задание 2.2.5.
Опишите технику силосования и использование силоса в кормле-нии животных.
Задание 2.2.6.
Опишите технологию приготовления сенажа и его использование в кормлении животных.
Задание 2.2.7.
Охарактеризуйте использование карбомида (синтетическая мочевина) в рационах сельскохозяйственных животных.
Практическое занятие 2
Оценка животных по происхождению, конституции, экстерьеру и интерьеру, продуктивности и качеству потомства; определение различных видов кормов и оценка их качества.
Литература: Л-10, с. 38…113.