Лесопользование и трансформация лесных ландшафтов

Основные типы антропогенных воздействий на леса:

1. Пожары.

2. Неоднократные рубки.

3. Выпас скота.

4. Сенокошение.

5. Рекреационное воздействие.

Лесные пожары всегда сопровождали хозяйственную деятельность людей, населявших лес. Частые, систематически повторяющиеся на одной и той же территории пожары приводят к формированию сосновых лесов. Сосна светолюбива и быстро растет. Для молодых сосенок оптимальным местообитанием служат свежие гари, а взрослые деревья способны пережить даже сильные низовые пожары. Однако на долгий срок сосна задерживается лишь на самых бедных почвах. Из более богатых местообитаний ее постепенно вытесняет ель. В светлом сосновом лесу появляются и подрастают маленькие елочки, со временем они выходят во второй, а затем и в первый ярус. Световой режим резко ухудшается, сосновый подрост гибнет. Господство ели продолжается до следующего пожара. Такой режим развития хвойных лесов называют пирогенной стабильностью.

При более редких пожарах, охватывающих разные участки леса, гари зарастают мелколиственными породами (березой, осиной, ольхой, рябиной). Этому во многом способствует дефицит взрослых сосен, возникший в результате многовековых выборочных рубок. При отсутствии источников сосновых семян в радиусе первых сотен метров, принесенные ветром более легкие и многочисленные семена мелколиственных деревьев, недостатка в которых не наблюдается, дают обильные всходы и быстро захватывают гарь. Подобный процесс наблюдается и при зарастании брошенных сельхозугодий.

Лесные ландшафты Русской равнины существенно изменились под воздействием лесозаготовок. Долгое время рубки леса осуществлялись исключительно для нужд местного населения (строительная, поделочная древесина и дрова) и не наносили ощутимого урона самовосстановлению лесных ландшафтов. С первой четверти XIX в. началось освоение лесов и для промышленных нужд, в разы увеличившее нагрузку на лесные массивы центральных, северо-западных и северных губерний. Кроме того, рост численности населения центральных губерний Европейской части страны резко увеличил потребности в пахотных землях и все, что можно было превратить в пашни или кормовые угодья было расчищено от леса. В результате лесистость центральных губерний России стала неуклонно сокращаться. Вырубка крупных зрелых деревьев опережала их рост.

Новая волна рубок, ускорившая падение лесистости, последовала после отмены крепостного права в 1861 г. Помещики целыми массивами продавали леса за границу. Крестьяне, получившие в надел крошечные участки пашни и леса, совершенно не способные прокормить большие многодетные семьи, своими руками вырубали лес и везли на продажу.

Характерно, что практически все природоохранные указы дореволюционного времени так или иначе касались сбережения лесов. Однако эти законы не имели региональной привязки и не могли эффективно работать, так как предлагаемые в них нормы были явно избыточными для Сибири и Дальнего Востока и абсолютно недостаточными для центра, а иногда и севера Европейской части страны.

Необходимо также учитывать, что основные объемы рубок приходились на сосновые леса, поскольку именно сосновая древесина и продукция из нее пользовались наибольшим спросом на зарубежных рынках. Уже в начале ХХ в. наблюдалось существенное истощение доступных ресурсов крупных высококачественных сосен. В результате лесозаготовки сместились к самым истокам сплавных рек и в глубь водоразделов. Отпускные диаметры стволов постоянно снижались, что давало возможность возвращаться в леса, ранее пройденные рубками, по второму и третьему разу.

Дополнительный вклад в интенсивность лесопользования в тот период вносили не учитываемые официальной статистикой заготовки дров и строительной древесины местным населением, а вклад этот был весьма значительным из-за долгого отопительного сезона и большого расхода древесины при любом строительстве.

Однако в целом до конца первой четверти ХХ в. рубки оказывали относительно слабое воздействие на структуру лесных экосистем. Это было связано:

1. С низкой долей вырубаемых деревьев (вырубались только зрелые деревья определенных пород, а оставляемый подрост давал возможность самовосстановления лесов);

2. С применением конной трелевки древесины к сплавным рекам;

3. С проведением большинства лесосечных работ в зимний период (заготовленные деревья волокли по снегу, защищавшему от повреждений лесную подстилку, напочвенный покров и почвы).

В тот период основной вред лесам наносили не сами рубки, а частые пожары, возникавшие по вине лесозаготовителей.

Наиболее резкий рост интенсивности лесного хозяйства пришелся на период с 80-х гг. XIX в. по 1913 г., после чего наступил резкий спад, связанный с первой мировой войной, Октябрьской революцией, гражданской войной и последовавшей за ними разрухой.

За это время лесистость центральных и северных губерний Европейской России заметно увеличилась из-за сокращения или полного прекращения рубок и забрасывания пахотных земель.

Следующий подъем лесозаготовок пришелся на 1930-е гг., когда продукция лесной промышленности обеспечивала почти треть экспортной выручки Советского Союза. В этот период вырубка древесины примерно втрое превышала скорость возобновления таежных лесов. Единственным смягчающим фактором оставалось преобладание конной трелевки древесины.

Вторая половина ХХ в. характеризуется доминированием сплошных рубок и широкой механизацией лесозаготовок. Вырубленные участки представляли собой свалки сучьев, веток, корней на перепаханном и переуплотненном гусеничной техникой грунте. Без лесовосстановительных работ такой участок обречен на быстрое заболачивание. Быстрое безвозвратное истребление лесных массивов центра и северо-запада Русской равнины обусловило неуклонное снижение объемов лесозаготовок и быстрое продвижение лесозаготовительных работ на Север и Восток страны.

В период социально-экономического кризиса 1990-х гг. общие показатели лесистости заметно возросли, однако структура лесных ландшафтов резко деградировала. Массивы зрелых сосняков продолжали сокращаться, а разраставшиеся на месте брошенных полей чахлые мелколиственные леса и рощи создавали формальный повод для увеличения лесосечных площадей.

Постепенный выход экономики страны из кризиса сопровождается заметным усилением рубок, в первую очередь, вблизи крупных городов и транспортных магистралей. Официальная статистика не отражает реальных масштабов проблемы из-за широкого распространения незаконных рубок. В таких условиях лесопосадки практически не производятся, не говоря уже о том, что без постоянного ухода саженцы сосны окажутся неконкурентоспособными в борьбе с самосевом мелколиственных пород. Цикл никак не удается замкнуть, в рубку по-прежнему поступают естественные леса, а не искусственные лесонасаждения. Характерно, что формы управления лесами, справедливо считавшиеся варварскими еще в начале ХХ в., сейчас получили статус законов.

Последствия выпаса скота и сенокошения были рассмотрены в предыдущей теме.

Воздействие рекреации и туризма на лесные ландшафты относительно ново, но уже успело существенно сказаться на всех компонентах ландшафта. Почвы переуплотняются, лесная подстилка истончается, из нижних ярусов уходят не стойкие к вытаптыванию виды, сокращается разнообразие цветущих трав и ягодных кустарничков.

Переуплотнение тяжелых почв приводит к заболачиванию, а на легких возникают прорывы дерна. Дороги и тропы делят единый лесной массив на части, нарушая связи в популяциях растений и животных. В местах туристских стоянок вытаптывается травяной и моховой покров, затрудняются условия возобновления древесной растительности, прогалины и поляны стремительно расширяются, непотушенные костры вызывают лесные пожары.

Особенно ранимыми оказываются наиболее привлекательные для туристов сухие светлые сосновые боры, занимающие вершины песчаных холмов. Их напочвенный покров представлен преимущественно лишайниками, совершенно не стойкими к вытаптыванию. Возобновление сосны в таком лесу затруднено даже в естественных условиях, а при постоянной антропогенной нагрузке становится просто невозможным. Без лесопосадок и тщательного ухода за ними лесной массив быстро деградирует, деревья погибают и уступают место пустоши.

Рост территорий городов, особенно крупных и крупнейших усиливает рекреационную нагрузку на пригородные леса. В связи с этим особенно остро встает вопрос об их охране и поддержании в жизнеспособном состоянии.

Литература

1. Гунин П.Д., Востокова Е.А. Ландшафтная экология. Учебное пособие. – М.: Биоинформсервис, 2000.

2. Исаченко А.Г. Экологическая география Северо-Запада России. Ч.1-2. – СПб., 1995.

3. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. – М.: Прогресс, 1982.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные типы антропогенного воздействия на леса.

2. Расшифруйте понятие пирогенной стабильности. С какими биологическими особенностями сосны и ели она связана?

3. В каких условиях гари зарастают мелколиственными лесами?

4. Сравните воздействие на ландшафты выборочных и сплошных рубок. Как сказывается на возобновлении лесов механизация лесозаготовок?

5. К каким негативным последствиям приводит пороговое увеличение рекреационной нагрузки на пригородные леса?

Наши рекомендации