Назовите факторы, влияющие на размещение машиностроительных предприятий.
Машиностроение и металлообработка являются наиболее развитой отраслью промышленности Чувашии. Она сформировалась в советский период, особенно быстрое ее развитие происходило в 40-70-е годы. На ее долю приходится около 39% основных производственных фондов и около 40% занятых (свыше 70 тыс. человек). Учитывая тесные связи, наличие внутриотраслевой специализации и кооперации между машиностроительными предприятиями республики и многоотраслевой состав машиностроения, его можно представить в виде комплекса (рис. 35). Значение машиностроительного комплекса для экономики республики чрезвычайно велико. Машиностроение производит машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте. Кроме того, машиностроительный комплекс составляет основу научно-технического прогресса. Поэтому в мире существуют определенные условия развития машиностроения. Если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли - в 4 раза. К этому надо стремиться и Чувашии.
Задачами развития машиностроения нашей республики на современном этапе являются: реконструкция предприятий и оснащение их новыми видами оборудования, развитие наукоемких отраслей машиностроения, а также расширение производств, связанных с выпуском потребительских товаров.
Машиностроение и металлообработка республики как отрасль подразделяется на:
· собственно машиностроение;
· производство металлических конструкций и изделий;
· ремонт машин и оборудования.
Собственное машиностроение играет ведущую роль в Чувашии, производя примерно 90% продукции машиностроения и металлообработки. На производство металлических конструкций и изделий приходится немногим более 1%, на ремонт машин и оборудования - чуть более 9%.
В Чувашии традиционно развивалось трудоемкое машиностроение, требующее относительно больших затрат квалифицированного труда (электротехническое, приборостроительное, станкостроительное и другое). Этому способствовали такие факторы, как избыток трудовых ресурсов, благоприятное ЭГП, близость научно-технических и промышленных центров, поставщиков сырья и полуфабрикатов, а также основных потребителей машиностроительной продукции. В республике имеются и металлоемкие предприятия, крупнейшие из них - Чебоксарский тракторный и агрегатный заводы. Из-за отсутствия в Чувашии собственной металлургической базы, металл привозится из других районов страны (Уральского, Северного, Центрально-Черноземного), а в последнее время широко используется металлолом.
Собственно машиностроение представлено, во-первых, тракторостроением, производящим до 46% машиностроительной продукции. К нему относятся ОАО "Промтрактор" и ОАО "Чебоксарский агрегатный завод". В настоящее время оба предприятия акционированы и являются предприятиями смешанной формы собственности. ОАО "Промтрактор" представляет собой многопрофильный концерн, в состав которого входят более 20 предприятий. Его продукция эксплуатируется в 23 странах. Помимо производственных товаров (трактора, применяемые в угольной, золотодобывающей и газовой промышленности, гусеницы, детали и узлы к тракторным и автомобильным двигателям) ими выпускаются и потребительские товары (садовые тележки, замки, детские игрушки и т.п.)
Значительный удельный вес (около 22%) в объеме производства машиностроения занимает продукция электротехнической промышленности. Электротехническая промышленность сосредоточена в основном в Чебоксарах (свыше 90% производимой продукции). Наиболее крупными предприятиями этой отрасли являются ОАО "Чебоксарский электроаппаратный завод" и ОАО "Чувашкабель", а также ОАО "Завод электроизмерительных механизмов". ОАО "ЧЭАЗ" является крупнейшим предприятием электротехнической промышленности России и специализируется на производстве низковольтного электрооборудования. Основными потребителями его продукции являются РАО "ЕЭС России", РАО "Газпром", предприятия нефтехимии, станкостроения, лифтостроения, производители электрифицированного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Небольшие предприятия имеются в Алатыре (завод "Электроавтомат"), в Мариинском Посаде и с. Комсомольское (кабельное производство), в Чебоксарском районе (Ишлейский завод высоковольтной аппаратуры) и Ядрине (филиал Подольского электромеханического завода). Необходимо отметить, что продукция электротехнического машиностроения широко используется предприятиями этой отрасли, поэтому ее можно рассматривать в качестве связующего звена в машиностроительном комплексе Чувашии (см. рис. 35).
Следующей по значению отраслью машиностроения является приборостроение. На его долю приходится свыше 10% производимой продукции. Предприятия приборостроения размещаются в Чебоксарах (до 85% производимой продукции) и в Алатыре (завод "Электроприбор"). Крупнейшим среди них является ОАО "ЧНППП "Элара". В его цехах установлено современное оборудование ведущих зарубежных фирм Германии, Италии, Японии и США, позволяющее выпускать качественную продукцию мирового уровня.
Станкостроение в Чувашии представлено производством машин для легкой и пищевой промышленности. Сосредоточено оно в Чебоксарах (ОАО "Текстильмаш" и "Машбыт"). На долю этой отрасли приходится более 7% объема производства машиностроения. Помимо бесчелночных ткацких станков ОАО "Текстильмаш" может выпускать хмелеуборочные комбайны, картофелекопалки, косилки и другие товары народного потребления. Около 2% производимой машиностроительной продукции приходится на инструментальную промышленность, имеющуюся в Чебоксарах (завод "Металлист" и др.) и Канаше (завод технологической оснастки и завод резцов).
В республике имеются также производства автомобильной промышленности. Они размещены в Шумерле (ОАО "Завод спецавтомобилей" и ОАО "Комбинат автофургонов"), Канаше (ОАО "Канашский автоагрегатный завод"), Козловке (ОАО "Козловский КАФ") и Чебоксарах (автотехобслуживание). Наиболее крупным центром производства этой отрасли является Шумерля. Шумерлинский комбинат автофургонов возник на базе производств деревообрабатывающей промышленности, но сегодня на нем выпускают специализированные кузова и автомобильные фургоны.
Из других машиностроительных производств можно отметить Алатырский механический завод, производящий вагонозаменители, и Канашский завод электропогрузчиков.
В Алатыре имеется также производство низкотемпературных холодильников, а в Чебоксарах - производство стиральных машин. На долю этих производств приходится до 3% объема продукции машиностроения.
Производство металлических конструкций и изделий развито в Новочебоксарске и Чебоксарах. Предприятия этих городов производят до 80% подобной продукции. Металлические изделия производятся также в Канаше.
Среди предприятий по ремонту машин и оборудования выделяется Канашский вагоноремонтный завод. На его долю приходится около 88% стоимости всех ремонтных работ, производимых в республике. Ремонтом машин и оборудования занимаются также в Чебоксарах (ремонт станков и автомобилей), Новочебоксарске (ремонт бытовых машин) и Мариинском Посаде (ремонт автомобилей).
1. Посетите одно из машиностроительных предприятий вашей местности и охарактеризуйте его по плану:
а) название, время возникновения и количество работающих, его место в машиностроительном комплеске республики;
б) перечень выпускаемой продукции и положение в машиностроительном комплексе ЧР;
в) факторы, повлиявшие на размещение этого предприятия в данном месте;
г) география связей предприятия по сырью и готовой продукции;
д) меры по охране окружающей среды;