Советская культура в 1930-е гг.
В образованиив эти годы были выполнены важнейшие задачи — ликвидирована неграмотность населения и введено всеобщее начальное обучение. По данным переписи 1939 г., доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. началось введение всеобщего начального (4-классного) образования. Строилось большое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образованием выросла с 233 тыс. в 1928 г. до более 900 тыс. в 1940 г. В средней школе было восстановлено преподавание гражданской истории. Открылись исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. В то же время подверглась разгрому педология — наука о возрастных особенностях ребенка.
Существенные структурные изменения в 1930-е гг. произошли в научной сфере. Научные исследования осуществлялись академическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими научными силами. Академия наук СССР являлась центром фундаментальной науки. Характерной особенностью деятельности академии стало проведение выездных научных сессий для помощи в решении конкретных задач модернизации экономики. В то же время механический перенос в науку форм и методов организации промышленности и сельского хозяйства наносил фундаментальным исследованиям ущерб, так как ученые обязаны были, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «догнать и перегнать науку капиталистических стран» (в 1939 г. отменен как ошибочный). Несмотря на это, советские ученые в 1930-е гг. добились ряда выдающихся результатов. Под руководством академика С. В. Лебедева в 1932 г. впервые в мире был получен в промышленном масштабе синтетический каучук. В 1933 г. прошли испытания первой советской ракеты, и тогда же был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в области ядерной физики (научная школа академика А. Ф. Иоффе) и в других отраслях фундаментальной науки. Так, ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленинграде в 1936 г., стал самым крупным в Европе.
Но в 1930-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства советского руководства. Начался поход против генетики (наука о законах наследственности), который возглавил агробиолог Т. Д. Лысенко, пользовавшийся покровительством Сталина. В результате глава советских генетиков, всемирно известный ученый академик Н. И. Вавилов был репрессирован и уничтожен. Подверглась осуждению гелиобиология — наука о взаимосвязи солнечных явлений и живых существ, а ее основатель А. Л. Чижевский был предан забвению. Были репрессированы физик-теоретик Л. Д. Ландау, авиаконструктор А. Н. Туполев, конструктор ракет С. П. Королев и многие другие ученые. В обществоведении поддерживались исследования, ведущиеся только в рамках теории марксизма-ленинизма и партийных установок. В исторической науке была разгромлена научная школа академика М. Н. Покровского. Главным историческим трудом была признана изданная в 1938 г. «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», в написании которого непосредственное участие принимал Сталин. «Краткий курс» стал своеобразным катехизисом сталинского правления.
В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Результатом этой «перестройки» стали ликвидация всех литературных объединений и группировок и создание единого Союза советских писателей (первый съезд состоялся в 1934 г.). Впоследствии были созданы аналогичные союзы композиторов, архитекторов и других деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусство оказались под жестким партийно-государственным контролем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объявлялся социалистический реализм, который обязывал писателей, художников, композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание уделялось производственным темам — индустриализации и коллективизации. К их отображению привлекались известные авторы: М. Шолохов опубликовал «Поднятую целину», М. Шагинян — «Гидроцентраль», В. Катаев — «Время вперед!» и т. д.
Многие выдающиеся деятели литературы и искусства вынуждены были работать без надежды на прижизненную публикацию или общественную оценку своих произведений. Таковой судьбой отмечены роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повесть «Котлован» и роман «Чевенгур» А. Платонова, «Реквием» А. Ахматовой и др. Травля и грубая критика, напоминавшая брань, стали уделом многих талантливых представителей советской культуры. Музыкальные произведения Дм. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда — формализмом, картины А. Лентулова — пачкотней и т. д. В результате репрессий погибли писатели И. Бабель и Б. Пильняк, поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, режиссер В. Мейерхольд и многие другие выдающиеся деятели культуры.
В изобразительном искусствев качестве образца пропагандировались художники-передвижники XIX в. Другие направления или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича, других ярких представителей русского авангарда в живописи. На многих полотнах художников в 1930-е гг. изображался Сталин, что свидетельствовало о благонадежности живописца (А. Герасимов «Сталин и Ворошилов в Кремле»). Из числа известных советских художников того периода надо отметить: К. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. Дейнека («Оборона Петрограда», «Будущие летчики»), Б. Иогансон («Допрос коммунистов»), Ю. Пименов («Новая Москва»). Символом того времени стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница».
В архитектуре 30-е годы отмечены серьезными изменениями. Если в 20-е годы господствовал стиль конструктивизма, отличающийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм, что четко видно в творчестве братьев Весниных (Краснопресненский универмаг), К. Мельникова (клуб завода «Каучук»), то в 30-е годы все эксперименты в архитектуре оказываются под запретом. Торжествуют идеи монументальности и неоклассицизма, формируется так называемый «большой стиль», или сталинский классицизм. В этом стиле были построены Дом Совета Труда и обороны (арх. А.Я. Лагман), здание Библиотеки им. Ленина (арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх), жилые дома на Тверской улице в Москве, первые станции Московского метрополитена.
В киноискусствепроизошел переход от немого к звуковому кинематографу. Первым советским звуковым фильмом стала картина «Путевка в жизнь». Создавались фильмы о событиях революции и Гражданской войны, шедеврами киноискусства на все времена стали ленты «Чапаев» (режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. Дзиган), трилогия о Максиме (режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг). Большим успехом пользовались музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Цирк» (режиссер Г. Александров). Популярными были фильмы на историческую тематику: «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. Петрова.
Послеоктябрьской трагедией стал раскол отечественной культуры. Творческая жизнь русской эмиграции, несмотря на оторванность от Родины, была интенсивной. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались выставки. В 1933 г. писателю Ивану Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он стал первым русским писателем, удостоенным столь высокого признания. Ряд эмигрантов, среди которых были П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и Г. В. Вернадский, осмысливая исторический путь России, разработали учение о евразийстве. Они доказывали, что Россия принадлежит к двум мирам — Европе и Азии, что у России особое место в истории — быть связующим звеном между этими двумя континентами и двумя типами цивилизаций. Инженер и изобретатель В. К. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп — первую передающую телевизионную трубку. Авиаконструктор И. И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертолеты, получившие международную известность.
Общественно-политическая жизнь страны в условиях тоталитарного режима.
Тоталитаризм — режим политической власти, стремящийся к осуществлению полного контроля над всеми областями государственной и общественной жизни. Сталинский режим, как считает ряд исследователей, был разновидностью тоталитаризма и характеризовался следующими чертами: личной диктатурой вождя; особой ролью правящей коммунистической партии, которая своими структурами пронизала все государственные и общественные организации, полностью контролируя их деятельность; господством единственной идеологии (марксизм-ленинизм в сталинском варианте); преследованием любого инакомыслия; массовыми репрессиями против собственного населения; атмосферой страха, подозрительности и насилия. Все ошибки и провалы в осуществлении модернизации страны, во внутренней и внешней политике объяснялись происками многочисленных «врагов народа», «вредителей» и «саботажников», над которыми проводились открытые и закрытые судебные процессы. Для оправдания репрессий Сталин выдвинул положение об обострении классовой борьбы в стране по мере строительства социализма.
В мае — июле 1928 г. был проведен «Шахтинский процесс». Обвинялись в техническом вредительстве 53 инженерно-технических работника Донбасса. Вынесено пять смертных приговоров, остальные получили различные сроки заключения. В ноябре — декабре 1930 г. состоялся процесс над так называемой Промышленной партией, обвиненной во вредительстве и подготовке иностранной военной интервенции против СССР. Восемь высококвалифицированных специалистов во главе с директором Теплотехнического института Л. К. Рамзиным, проходившие по делу о Промпартии, получили различные тюремные сроки. Было объявлено также о разоблачении «Трудовой крестьянской партии» во главе с профессорами Н. Д. Кондратьевым и А. В. Чаяновым, которые якобы саботировали курс на коллективизацию. Они были расстреляны. В 1931 г. состоялся процесс над 14 экономистами, якобы создавшими «Союзное бюро меньшевиков». В 1932 г. группа партработников-большевиков во главе с М. Н. Рютиным распространила документ с требованием вернуться к ленинским принципам партийной жизни и отстранить от руководства Сталина. Все участники группы подверглись аресту, а Рютин в 1937 г. был расстрелян.
Политические репрессии осуществлялись преемником ВЧК — Объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ), влившимся в 1934 г. в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) и реорганизованным под руководством Г. Г. Ягоды. Органы ОГПУ-НКВД находились под личным контролем Сталина и фактически подчинялись только ему. Впоследствии во главе НКВД стал Н.И. Ежов, разделяющий со Сталиным ответственность за террор второй половины 30х годов.
Новый виток массовых репрессий начался после загадочного убийства в Смольном 1 декабря 1934 г. руководителя ленинградских большевиков и секретаря ЦК ВКП(б) С.М. Кирова. Сталину это убийство дало повод для расправы со всеми, кто подозревался в политической оппозиции. Был принят указ, на основании которого все дела о политическом терроризме рассматривались ускоренно и смертные приговоры немедленно приводились в исполнение. С 1935 г. уголовная ответственность распространилась на детей старше 12 лет, которых можно было приговаривать к смертной казни.
Летом 1936 г. в Москве был проведен 1-й открытый процесс против 16 видных деятелей коммунистической партии и Советского государства (на скамье подсудимых находились Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и др.). Они обвинялись в соучастии в убийстве Кирова, в создании «троцкистско-зиновьевского террористического центра». Все 16 бывших сподвижников Ленина и Сталина были расстреляны.
В январе 1937 г. состоялся 2-й открытый московский процесс («процесс 17»). На скамье обвиняемых теперь находились Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников и др.: 13 человек были приговорены к смертной казни, остальные — к длительным тюремным срокам. В июне 1937 г. газеты сообщили о закрытом процессе и расстреле ряда видных военачальников, среди которых были М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич и др. Началась полоса преследований в Красной Армии, в результате которых было «вычищено» по различным причинам около 40 тыс. командиров и политработников. Расстреляны были три маршала из пяти, 14 командармов из 16, репрессированы все командующие военными округами и командиры корпусов, почти все командиры бригад и около половины командиров полков, около трети комиссаров полков, многие преподаватели военных учебных заведений. Таких потерь командного состава (именно высшего уровня) наша армия не имела даже в годы Великой Отечественной войны.
В марте 1938 г. состоялся 3-й открытый московский процесс («процесс 21»), по которому проходили Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, бывший глава НКВД Г.Г. Ягода и др.: 18 человек было расстреляно, трое приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Это был последний крупный процесс, необходимости в дальнейшем разворачивании политики террора Сталин больше не видел. Основные цели были достигнуты: власть вождя стала беспредельной, общество было запугано. Поэтому в 1938 г. Ежов был объявлен «врагом народа», а на его место был назначении Л.П. Берия.
Итогом «большого террора» 1937—1938 гг. стала ликвидация значительной части так называемой ленинской партийной гвардии, которая в разные годы находилась в открытой или скрытой оппозиции к Сталину. В 1937 г. были приговорены к расстрелу 353 074 осужденных, в 1938 г. — 328 618 осужденных. При этом жертвами «большого террора» оказались не только руководящие деятели большевистской партии и Советского государства, но и рядовые члены партии, а также беспартийные. Маховик репрессий затронул миллионы людей. В системе ГУЛАГа в конце 1930-х гг. имелось 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. По официальным данным, только в 1937 г. число заключенных насчитывало около 1 млн. человек.
«Сталинская конституция».
5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Формально она выглядела очень привлекательно и демократично. Советский Союз провозглашался социалистическим государством, которое строилось на основе союза рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Частная собственность, как основа эксплуатации человека человеком, провозглашалась уничтоженной. Экономическую основу СССР составили две формы собственности — государственная (земля, ее недра, заводы, фабрики и т. п.) и колхозно-кооперативная.
Таким образом, Конституция зафиксировала полную ликвидацию в СССР эксплуататорских классов и причин, порождающих эксплуатацию. Государственной основой СССР были Советы депутатов трудящихся. Высшим органом законодательной власти становился Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Верховным Советом утверждалось правительство СССР. Для избрания депутатов в Советы всех уровней от сельского до Верховного вводилось всеобщее, равное, прямое избирательное право с тайной подачей голосов. Следовательно, не допускалось лишение избирательных прав по социально-политическим критериям, как в предыдущих советских конституциях. Конституция 1936 г. провозглашала широкие права и свободы для всех граждан СССР: право на труд, образование, отдых, материальное обеспечение в старости; политические свободы, свободу совести.
Но, как показала реальная жизнь, Конституция 1936 г., сразу же названная сталинской, была формально-декларативным документом. За ее красивым фасадом скрывалось тоталитарное государство с неограниченной властью Сталина, мощным репрессивным аппаратом, огромной армией партийно-государственных чиновников, неподотчетных и неподконтрольных трудящимся. Выборы в таком государстве превращались в пустую формальность, так как на одно место всегда претендовал один-единственный кандидат, заранее подобранный партийно-государственными органами. Любая оппозиция, любое инакомыслие в СССР жестоко подавлялись.