Принципы ведения земельного кадастра
Ведение земельного кадастра на территории России осуществлялось по единой технологии на основании принципов:
1. Единства (единая методическая основа ведения кадастра для всей России и система координат).
2. Достоверности сведений (отражение с достаточной степенью адекватности результатов определения количественного и качественного состояния земельных ресурсов фактическому их состоянию).
3. Полноты сведений (предоставление заявителям необходимых и достоверных сведений без излишней детализации).
4. Охвата (наличие разносторонних сведений о размерах, состоянии и использовании всего земельного фонда, независимо от того, кому земельные участки были предоставлены).
5. Точности материалов кадастра (соответствие требованиям заявителя и действующим требованиям к графическим и вычислительным операциям).
6. Непрерывности формирования материалов кадастра (учет происходящих в течение времени изменений и отражение их в кадастровой документации).
7. Документальности (запись сведений о природном, хозяйственном, экономическом и правовом положении земель должна производиться только на основании соответствующих документов и материалов).
8. Наглядности (однозначное восприятие информации потребителями за счет агрегирования (обобщения) информации, выбора оптимального масштаба и условных обозначений).
9. Экономичности (применение современных высокопроизводительных методов измерений и обработки данных кадастра с использованием новейших средств вычислительной техники).
10. Законности (строгое соответствие процессов формирования материалов кадастра действующему законодательству, обеспечивающее защиту прав физических и юридических лиц на принадлежащее им недвижимое имущество).
Перечисленные принципы позволяют представить кадастровое ведомство как надежный, информативный и точный источник информации, предназначенной для органов управления, юридических и физических лиц.
Городской кадастр (кадастр застроенных территорий) – это упорядоченная совокупность сведений и документов о правовом, экономическом и хозяйственном использовании земель и других объектов недвижимости городов, составляемый государственными земельными органами на основе периодических и непрерывных наблюдений над соответствующими объектами городской среды.
Городской кадастр или кадастр земель городов является неотъемлемой частью государственного земельного кадастра и включает данные о регистрации землепользований и землевладений, учете количества земель, является основой для получения информации для земельного рынка и осуществления операций с землей и недвижимостью.
Существуют три основных типа кадастров:
- правовой (запись прав на недвижимость);
- фискальный (запись стоимости недвижимости и информации, необходимой для налогообложения и купли-продажи);
- многоцелевой (объединение правовой и фискальной систем с другой информацией, такой как планирование и землепользование).
Можно подчеркнуть основные этапы создания фискального кадастра:
- картографирование и идентификация всех объектов недвижимости;
- классификация объектов недвижимости;
- анализ рыночных данных;
- оценка объектов недвижимости;
- определение собственников и налогоплательщиков;
- подготовка оценочных ведомостей;
- рассылка деклараций и сбор налогов;
- установление процедур обжалования.
Правовой и фискальный кадастр в России создаются одновременно. Средства (в пределах 10%) от земельных платежей используется для развития кадастра.
Создание многоцелевого кадастра или земельной информационной системы (ЗИС) связано со значительными осложнениями и затратами, поскольку отдельные разделы информации уже сформированы и находятся в ведении различных государственных структур. Здесь становится все более обоснованным наличие формирующих потоков, стимулирующих сосредоточение информации в едином центре.
К основными особенностями развития кадастра России относятся:
- потребность в формировании земельно-имущественного кадастра, обусловленная революционными изменениями в отношении прав собственности и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;
- возможность создания на базе полноценного земельно-имущественного кадастра новых научных дисциплин и законодательства. В связи с этим необходимо развитие кадастровых систем, отвечающих требованиям времени и открытых для будущего прогресса;
- потребность замены централизованно принимаемых решений на системы, получаемые поддержку местных органов власти;
- необходимость в программно-техническом обеспечении, основанная на анализе баланса ресурсов и затрат, необходимых для создания системы и обслуживания потребителей;
- установление стандартов, формирование терминологии, форматов и структуры данных, а также классификаторов.
Права собственности имеют два взаимосвязанных аспекта: юридический и технический. Кадастр можно определить как основополагающую систему взаимодействия и функционирования рынка земельных отношений и муниципального развития, однако в этой области необходимо осуществление строгого контроля и своевременное обновление базы действующих законов применительно к земельному кадастру для его наиболее эффективного функционирования в современных условиях.