Основные принципы ведения земельного кадастра

Основные принципы ведения земельного кадастра

1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

7. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

9. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

Требования к кадастровому делению территории РФ

1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660 <*>, установившим Правилакадастрового деления территории РФ, кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы, а также кадастрового района на кадастровые кварталы осуществляется территориальными органами Росземкадастра.

2. Под кадастровым делением в указанном документе понимается закрепление прохождения границ кадастровых районов и кадастровых кварталов, осуществляемое компетентным органом в установленном порядке оформления. В этой связи должны быть отменены как утратившие силу в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 660 ранее изданные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие номера административным территориальным единицам для целей присвоения кадастровых номеров, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам кадастрового деления. Взамен должны быть изданы соответствующие приказы руководителей территориальных органов Росземкадастра о кадастровом делении территории округа.

3. Деление кадастрового округа на кадастровые районы осуществляется в две стадии. На первой стадии приказом закрепляется решение о создании на территории кадастрового округа определенного количества кадастровых районов, утверждаются их наименования, номера в кадастровом округе, а так же схема их взаимного расположения. При издании приказа целесообразно сохранить для создаваемых кадастровых районов ранее установленную нумерацию соответствующих административных территориальных единиц. На второй стадии приказами (по мере составления и согласования соответствующими рай(гор)комземами) утверждаются описания прохождения границ между кадастровыми районами.

4. Деление кадастрового района на кадастровые кварталы оформляется приказами, которыми утверждаются:

- схема (или набор отдельных фрагментов схемы) расположения кадастровых кварталов в границах территории кадастрового района, содержащая их номера в кадастровом районе;

- описания прохождения границ кадастровых кварталов.

5. Рекомендуется кадастровое деление территории кадастрового района на кварталы осуществлять в две стадии. На первой стадии приказом утверждается только схема расположения кадастровых кварталов, а на второй стадии составляются и утверждаются описания прохождения их границ.

6. Основой для издания приказов о кадастровом делении территории конкретного кадастрового района является "Проект кадастрового деления". Указанный проект рекомендуется на стадии разработки согласовывать с соответствующими рай(гор)комземами, федеральными государственными учреждениями "Земельная кадастровая палата" и организацией, ответственной за внедрение автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра на территории кадастрового округа. Проект должен содержать:

- анализ ранее проведенного "кадастрового зонирования" территории и предложения по уточнению (изменению) прохождения границ сформированных кадастровых кварталов;

- предложения по прохождению границ кадастровых кварталов, формируемых из территорий, на которых ранее не проводилось кадастровое зонирование.

7. В техническом задании на разработку "Проекта кадастрового деления" должно указываться, что на тех территориях, на которых ранее выполнены работы по кадастровому зонированию, необходимо обеспечить максимальное сохранение местоположения, конфигурации и номеров ранее сформированных кадастровых кварталов, в пределах которых осуществлялся кадастровый учет земельных участков и оформлялись правоудостоверяющие документы.

8. Система кадастрового деления территории Российской Федерации призвана обеспечить присвоение кадастровых номеров земельным участкам, которые позволяют определить их местоположение с точностью до границ кадастрового квартала. Поэтому при разработке проекта необходимо особо обратить внимание на использование для описания границ кадастровых кварталов однозначно понимаемых и отражаемых на плановых материалах элементов местности (базисов кадастрового деления). К таким элементам местности необходимо относить крупные природные линейные объекты (живые урочища), просеки в лесу, а так же созданные трудом человека линейные объекты, имеющие сплошную полосу отвода (железные и автомобильные дороги, наземные трубопроводы и т.д.). В число используемых элементов местности должны включаться и границы населенных пунктов (закрепленные на местности), а также улицы, проезды общего пользования и иные объекты, являющиеся планировочной основой застроенной территории. В качестве базисов могут использоваться и строящиеся объекты, строительство которых находится в стадии завершения либо под строительство которых в установленном порядке осуществлен отвод земельных участков.

9. Кадастровый квартал можно считать оптимальным по размерам, если существующие в границах кадастрового квартала земельные участки (или предполагаемые к образованию) однородны по размерам и конфигурации (т.е. площади и количество точек поворота границ отдельных земельных участков отличаются меньше чем в 10 раз), а общее количество узловых и поворотных точек границ земельных участков находится в пределах от 100 до 200 единиц. Как правило, кадастровый квартал включает в себя небольшие населенные пункты, кварталы городской, поселковой или иной застройки, а также иные территории, ограниченные однозначно понимаемыми на местности природными и искусственными объектами, отображаемыми на плановых материалах. На территории каждого кадастрового квартала создается и ведется дежурная кадастровая карта (план).

10. Для кадастровых районов, имеющих общее количество кадастровых кварталов более 500 (или для районов, для которых ранее было проведено "зонирование" на зоны, блоки, массивы или иные единицы зонирования), рекомендуется выполнить в составе "Проекта кадастрового деления" объединение кадастровых кварталов в более крупные (условные) единицы кадастрового деления (блоки, массивы и т.п.). За основу такого объединения необходимо принимать планировочное структурирование территории кадастрового района, позволяющее однозначно понимать на местности расположение отдельных ее фрагментов. В этом случае в десятичном числе, соответствующем номеру кадастрового квартала в кадастровом районе, выделяются определенные разряды для записи чисел, соответствующих номерам, присвоенным условным единицам кадастрового деления. Количество уровней объединения должно устанавливаться территориальным органом Росземкадастра в техническом задании на разработку "Проекта кадастрового деления". При этом для обеспечения возможности функционирования государственных автоматизированных информационных систем, содержащих сведения о земельных участках, общее количество разрядов десятичного номера кадастрового квартала в кадастровом районе не должно превышать семи.

11. Для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, представляющих собой единое землепользование и расположенных в нескольких кадастровых кварталах, в каждом кадастровом районе формируется условный кадастровый квартал с границами, совпадающими с границами кадастрового района, и кадастровым номером, состоящим из номера округа, номера кадастрового района и числа 0 (ноль).

12. Законченное деление территории кадастрового района на кадастровые кварталы является основой постановки расположенных в их границах земельных участков на государственный кадастровый учет с присвоением последним в установленном порядке кадастровых номеров.

Состав сведений

На публичных кадастровых картах воспроизводятся следующие общедоступные кадастровые сведения:

1) границы единиц кадастрового деления;

2) государственная граница Российской Федерации;

3) границы между субъектами Российской Федерации;

4) границы муниципальных образований;

5) границы населенных пунктов;

6) границы зон с особыми условиями использования территорий;

7) границы земельных участков;

8) контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках;

9) номера единиц кадастрового деления;

10) кадастровые номера земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

11) сведения о форме собственности на земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (частная собственность, собственность публично-правовых образований

12) сведения о кадастровой стоимости земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

13) площади земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения;

14) границы территориальных зон;

15) разрешенное использование земельных участков;

15.1) назначение зданий, сооружений, проектируемое назначение объектов незавершенного строительства;

16) сведения о геодезической основе кадастра:

17) информация о том, что земельные участки свободны от прав третьих лиц (для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных физическим или юридическим лицам);

18) сведения, содержащиеся в решении об утверждении схемы расположения земельного участка и схеме расположения земельного участка: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка, наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка;

19) границы особых экономических зон.

2. На дежурных кадастровых картах, кадастровых картах территорий муниципальных образований и кадастровых картах территорий субъектов РФ воспроизводятся сведения, указанные в пункте 1 настоящего приложения, а также и:

1) номера контуров границ земельных участков (если границы таких земельных участков представляют собой совокупность нескольких замкнутых контуров);

2) границы и учетные номера частей земельных участков;

3) границы, кадастровые номера земельных участков, сведения о которых носят временный характер;

4) контуры, кадастровые номера зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых носят временный характер;

5) площади земельных участков, зданий, сведения о которых носят временный характер;

Основные принципы ведения земельного кадастра

1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

7. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

9. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

Наши рекомендации