Раздел I. Общая экономико-географическая
Раздел I. Общая экономико-географическая
Характеристика мира
Тема 1.1. Многообразие стран современного мира.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Страны мира на политической карте.
Количество стран мира.
Типология стран.
4. Группы стран с примерами и показом их на карте.
Международные организации.
Вопрос 1. Все страны современного мира представлены на политической карте, которая прошла длительный путь в своем формировании. На разных этапах исторического развития происходило открытие новых земель, территориальный передел мира, образование, распад или объединение государств, изменялись границы стран.
Вопрос 2.Сегодня в мире насчитывается более 240 стран, из них около 200 – суверенные государства. Около половины всех стран расположены на материке Евразия.
Вопрос 3.Каждая страна имеет свои специфические особенности. Это могут быть особенно территории, географического положения, состава населения, государственного строя, социально-экономического развития и многие другие. При таком многообразии стран возникает необходимость сгруппировать их, выявляя их сходства и различия. Типологии стран зависит от того, какие признаки и количественные критерии положены в ее основу. Такая типология систематизирует информацию о странах и помогает при разработке различных прогнозов и рекомендаций. Над типологией стран мира работали такие ученые, как Н.Н. Баранский, В.В. Вольский, Л.В. Смирнягин, Я.Г. Машбиц и др.
Вопрос 4.Наиболее распространенными являются следующие группировки стран.
Ø По величине территории выделяются:
Ø самые большие страны мира, площадь которых превышает 3 млн. км 2. они занимают в совокупности ½ площади суши. В эту группу входят : Россия (17,1 млн км2), Канада (10 млн км2), Китай (9,6 млн км2), США (9,4 млн км2), Бразилия (8,5 млн км2), Австралия (7,7 млн км2), Индия (3,3 млн км2);
Ø крупные страны площадью более 1 млн км2 (Аргентина, Судан, Алжир Заир, Саудовская Аравия, Индонезия, Мексика, Ливия, Иран, Монголия, Перу и др.);
Ø средние и небольшие страны. Они преобладают на карте мира (Германия, Польша, Вьетнам и др.);
Ø микрогосударства (Андорра, Монако, Люксембург, Лихтенштейн, Сингапур, Ватикан и др.)
Ø По численности населения принято выделять:
Ø «десятку» крупнейших стран с населением более 100 млн человек: Китай (1221 млн чел.), Индия (936 млн чел.), США (263 млн чел.яяяя), Индонезия (198 млн чел.), Бразилия (162 млн чел.), Россия (147 млн чел.), Пакистан (141 млн чел.), Япония (125 млн чел.), Бангладеш (121 млн чел.) Нигерия (112 млн чел.). на все эти страны вместе приходиться 3/5 всего населения Земли, а на три из них: Китай, Индию и США – 42%;
Ø средние страны с населением менее 100 млн человек. Таких стран большинство, например: Великобритания, Швеция, Греция;
Ø малые страны с населением менее 100 тыс.человек. Европейские микрогосударства, в которых численность населения не превышает 20-30 тыс. чел., и государства Науру, Тувалу (в Океании) – менее 10 тыс.чел.
Ø По особенностям географического положения выделяются четыре группы стран.
Приморские | Полуостровные | Островные и страны-архипелаги | Внутриконтинентальные |
Мексика Панама Венесуэла Франция Нидерланды Болгария Турция Нигерия ЮАР Германия | Испания Португалия Индия Норвегия Швеция Италия Республика Корея Малайзия Греция Сомали | Япония Мадагаскар Индонезия Филиппины Шри-Ланка Великобритания Ирландия Куба Исландия Новая Зеландия | Монголия Афганистан Лаос Непал Ботсвана Замбия Чад Боливия Парагвай Австралия |
Ø По национальному составустраны мира делятся на:
Ø однонациональные, этнические границы которых совпадают с политическими и в составе населения в значительной степени преобладают представители одной нации (Германия, Япония, Швеция);
Ø многонациональные, в границах которых проживают люди разных наций или народностей (индия, Россия, Испания, а также двунациональные – Канада, Бельгия).
Ø Кроме того, страны мира группируются по политическим признакам. Основным фактором этой классификации выступает государственный строй. Он характеризуется формой правления и формой административно-территориального устройства.
Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.
Тема 1.2. Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Тема 1.3. Население мира.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Миграции населения.
Вопрос 1. Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся система национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями на основе международного географического разделения труда.
Формирование мирового хозяйства охватывает всю историю человечества, однако сложилось оно при развитии международных (в том числе межконтинентальных) связей и мирового рынка лишь в конце XIX – начале XX века.
Исторически процесс формирования мирового хозяйства можно представить тремя этапами.
Ø Образование мирового рынка можно считать первым этапом формирования мирового хозяйства. Его начало было положено в XVI веке с эпохой Великих географических открытий, когда мировая торговля охватила все регионы мира.
Ø Второй этап характеризуется развитием транспорта, прежде всего морского, связавшего между собой материки. Во второй половине XIX века стал активно развиваться железнодорожный транспорт, способствующий расширению торговли.
Ø Третий, решающий этап формирования мирового хозяйства связан с развитием крупной машинной индустрии в конце XVIII-XIX веке.
Территориальная структура мирового хозяйства, или географическая «модель», претерпела за последнее столетие существенные изменения.
Ø До конца XIX века преобладал один экономический центр – Европа.
Ø К концу XX века образовался второй центр – США.
Ø В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры – Япония и СССР.
Ø После Второй мировой войны стали формироваться такие центры, как Китай, Индия, страны Юго-Западной Азии, Канада, Австралия, Бразилия.
Ø В 80-90-е годы XX века еще одним центром мирового хозяйства стали новые индустриальные страны (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань).
В настоящее время ведущая роль в структуре мирового валового продукта принадлежит трем центрам: Европе – 40%, США и Канаде – 30%, Японии – 10%. Главное направление совершенствования модели мирового хозяйства - сокращение разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми странами и развивающимися.
Не остались неизменной и отраслевая структура мирового хозяйства. Это касается различий в отраслевой структуре национальных хозяйств. В процессе экономического развития отраслевая структура проходит три стадии:
а) Аграрная. Преобладание сельскохозяйственного производства в структуре. Характерна для промышленных переворотов конца XVIII-XIX в. В настоящее время преобладает в наименее развитых странах;
б) Индустриализация. Преобладание промышленности в структуре хозяйства. Характерна для второй половины XIX-начала XX в.. В настоящее время преобладает в большинстве развивающихся стран;
в) Постиндустриальная. Возрастание непроизводственной сферы в структуре хозяйства. Характерна для современного периода НТР. В настоящее время преобладает в развитых странах.
Мировое хозяйство – это исторически сложившаяся система национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями на основе международного географического разделения труда.
Мировое хозяйство в настоящее время рассматривается как единое целое и состоит из двух составляющих: сферы материального производства и нематериальной сферы.
Мировое хозяйство:
а) Сфера материального производства (промышленность, сельское, хозяйство, транспорт, строительство, торговля);
б) Сфера нематериального производства (образование, наука, здравоохранение, культура, сфера услуг, управление).
Соотношение сфер хозяйства и отраслей, входящих в них, определяет его отраслевую структуру.
В процессе экономического развития отраслевая структура мирового хозяйства претерпела существенные изменения, пройдя путь от аграрной стадии до постиндустриальной.
Вопрос 2.В основе мирового хозяйства лежит международное географическое разделение труда (МГРТ). Это специализация стран на производстве определенных видов продукции и услуг с последующим обменом ими.
Элементы МГРТ существовали еще в древности, когда арабские Халифаты, Карфаген, Римская империя и другие государства обменивались товарами.
МГРТ формируется вследствие того, что отдельные страны имеют возможность производить ту или иную продукцию в объеме большем, чем необходимо для внутреннего потребления, а значит, предлагать ее на внешнем рынке (то есть в результате специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции или услуг). Условиями формирования отрасли специализации являются:
Ø преимущества страны перед другими странами в условиях, необходимых для данного производства (географическое положение, природные условия, природные, трудовые или финансовые ресурсы и т.п.);
Ø существование потребности в данном виде продукции (или услуг) на мировом рынке;
Ø экономическая выгода для страны-производителя.
Яркими примерами отраслей международной специализации, определяющих участие страны в международном географическом разделении труда, являются: автомобилестроение и электронное машиностроение Японии; зерновое хозяйство Канады; медная промышленность Замбии; финансовые услуги и производство часов Швейцарии; нефтедобывающая промышленность стран Ближнего Востока; производство сахара Кубой.
Вопрос 3.Обмен товарами и услугами находит свое выражение в развитии международных экономических связей. Они в последнее время становятся все более разнообразными. Это и внешняя торговля, и научно-техническое сотрудничество, и различные формы кредитно-финансовых отношений, и международный туризм.
Все более активным становится участие в МГРТ развивающихся стран за счет увеличения экспорта сырья, импорта машин и оборудования.
Разностороннее участие всех стран мира в международных экономических связях на равноправной основе приводит к новому международному экономическому порядку.
Вопрос 4. Научно-техническая революция (НТР) – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на резком скачке в развитии науки и превращении ее в непосредственную силу.Начало периода НТР относится к середине XX века. Важнейшим экономическим показателем НТР являются затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Основная доля их – 85% - приходится на США, Японию, Германию, Францию и Великобританию. Причем абсолютным лидером являются США.
НТР характеризуется следующими чертами:
Ø универсальностью и всеохватностью, поскольку НТР проявляется во всех сферах человеческой деятельности (от быта до современного производства) и касается в той или иной степени всех регионов и стран мира;
Ø чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований, доказательством чего является сокращение временного отрезка от изобретения до внедрения его в практику, постоянное обновление продукции. Так, от изобретения фотографии до ее использования прошло 112 лет, телефона – 56 лет, а солнечная батарея была внедрена через 2 года после изобретения;
Ø изменением роли человека в процессе производства, повышением требований к уровню квалификации трудовых ресурсов, увеличением доли умственного труда;
Ø использованием военно-технических достижений в мирных целях, поскольку НТР зародилась в годы Второй мировой войны, и новейшие достижения долгое время использовались преимущественно в военной сфере.
НТР оказала существенное воздействие на соотношение отраслей в структуре мирового хозяйства. Именно под ее влиянием начала формироваться постиндустриальная структура. Это было связано с повышением роли образования, науки, сферы услуг, информационного обеспечения. В настоящее время в развитых странах доля занятых в нематериальной сфере хозяйства превышает долю работников сферы материального производства.
НТР обусловила большие изменения и в структуре материального производства.
Ø Изменилось соотношение между промышленностью и сельским хозяйством в пользу первой, поскольку развитие промышленности определяет рост производительности труда во всех отраслях материального производства. Сельское хозяйство приобрело индустриальный характер благодаря агропромышленной интеграции.
Ø В отраслевой структуре промышленности возросла доля обрабатывающих отраслей, прежде всего машиностроения, химической промышленности и электроэнергетики.
Ø В сельском хозяйстве возрастает доля животноводства, а в растениеводстве увеличивается процент технических и кормовых культур, овощей и фруктов.
Ø В структуре транспорта уменьшилась доля железнодорожного, а лидерство перешло к автомобильному транспорту. Однако в связи с различием выполняемых функций значение каждого вида транспорта остается неизменным.
На территориальную структуру мирового хозяйства в эпоху НТР все большее влияние оказывают новые технические средства и технологии. Это проявляется:
Ø в возникновении районов нового освоения, где происходит новое промышленное, городское. транспортное строительство, освоение сельскохозяйственных земель, ставшее возможным только благодаря применению современной техники и новых технологий;
Ø в реконструкции районов старого освоения.
Размещение хозяйства, его территориальная организация, складывается исторически и для каждой страны имеет свои неповторимые особенности. Однако существуют сходные черты в территориальной организации хозяйства отдельных групп стран.
В развитых странах территориальная организация хозяйства отличается высоким уровнем «зрелости», то есть территория насыщена промышленными районами и центрами, городами и агломерациями, транспортными магистралями и узлами и т.п. Здесь сложились три типа районов:
Ø высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием;
Ø депрессивные (старопромышленные) районы с преобладанием отраслей тяжелой промышленности;
Ø аграрные районы.
Возникают и формируются районы нового освоения.
В развивающихся странах территориальная организация хозяйства испытывает последствия колониальной эпохи. Так называемый «колониальный тип» территориальной структуры имеет следующие особенности:
Ø роль главного центра всей территории выполняет столица, в которой сосредоточена основная часть населения страны и промышленные производства. Столица также играет роль транспортного центра (часто это крупный морской порт);
Ø роль вспомогательных центров выполняют районы экспортной специализации: горнодобывающей промышленности или плантационного сельского хозяйства, вывозящие свою продукцию через столицу;
Ø роль периферии играют обширные малонаселенные внутренние территории, на которых преобладает потребительское сельское хозяйство.
В любой стране территориальная организация хозяйства складывалась на основе совокупности факторов, многие из которых существовали давно, а некоторые появились лишь в современный период.
1) Фактор территории. Территория – один из важных элементов географической сферы.
Важны размеры территории, ее конфигурация и степень компактности.
2) Фактор экономико-географического положения. Выделяется четыре разновидности ЭГП:
Ø центральное;
Ø глубинное (периферийное);
Ø соседское;
Ø приморское.
Наиболее выгодно центральное и приморское положение.
3) Природно-ресурсный фактор. Является главным для отраслей добывающей промышленности, определяет формирование районов нового освоения.
4) Транспортный фактор. Определяет возможность поставок сырья и сбыта продукции.
5) Фактор трудовых ресурсов. Играет главную роль в размещении трудоемких отраслей.
6) Фактор территориальной концентрации связан с экономическим эффектом производственной концентрации. Развитая производственная инфраструктура «притягивает» к себе новые производства.
7) Фактор наукоемкости. Относится к новым и новейшим наукоемким отраслям, тяготеющим к крупным научным центрам – большим городам и агломерациям.
8) Экологический фактор. Предполагает вынос «грязных» производств за пределы зон концентрации населения, размещение предприятий с учетом возможных экологических последствий.
Электроэнергетика мира.
Машиностроение.
Легкая промышленность мира.
Мировое сельское хозяйство.
Транспорт мира.
Вопрос 1.Топливная промышленность относится к группе добывающих отраслей и является базовой. Ее значение для развития хозяйства заключается в обеспечении топливом других отраслей. Прежде всего это касается тепловой энергетики, входящей вместе с топливной промышленностью в единый топливно-энергетический комплекс, нефтехимии, металлургии, непосредственно использующих добываемое сырье.
Топливная промышленность включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. Ее состав определяется видами добываемого топлива.
а) Нефтяная промышленность. Более 4/5 всех запасов и около ½ добычи приходится на развивающиеся страны. Наибольшие запасы сосредоточены в Юго-Западной Азии (страны Ближнего и Среднего Востока) – 66%. Главные районы добычи: Персидский залив, Западная Сибирь, Мексиканский залив, Карибский бассейн. Страны лидеры по добыче нефти: Россия, США, Саудовская Аравия, Иран, Китай, Мексика, ОАЭ, Венесуэла, Ирак, Великобритания.
б) Газовая промышленность. Размещается преимущественно в развитых странах, однако растет добыча в развивающихся странах
Наибольшие запасы сосредоточены в СНГ (Россия) – 33% и Юго-Западной Азии (Иран) – 25%. Главные районы добычи: Западная Сибирь, Северная Африка, Северная Америка, бассейн Северного моря. Страны лидеры по добыче природного газа: Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания, Узбекистан, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия.
в) Угольная промышленность. Размещение запасов и добыча преимущественно в развитых странах. Наибольшие запасы сосредоточены в Северной Америке (США) – 33%, СНГ (Россия, Украина и Казахстан) – 22%, Зарубежной Европе (Германия, Великобритания) – 22%. Главные районы добычи: Восточная Сибирь, Китай, Индия, Северо-восток США,
нспорт мира.
хозяйство.
я промышленность мира.
Западная Европа.
Страны лидеры по добыче угля: Китай , США, Россия, Польша, Индия, Австралия, Германия, ЮАР, Украина, Казахстан.
Основными проблемами топливной промышленности являются:
Ø истощение запасов минерального топлива (по расчетам, разведанных запасов угля хватит примерно на 240 лет, нефти – на 50, газа – на 65);
Ø нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива (нарушение почвенного покрова, загрязнение отходами, потери нефти при транспортировке по трубопроводам и разлив при авариях танкеров и т.п.);
Ø территориальный разрыв между районами добычи и потребления минерального топлива.
В целях экономии топливных ресурсов разрабатываются ресурсосберегающие технологии (например, более глубокая переработка нефти), расширяется применение неисчерпаемых ресурсов (солнечной энергии). При этом осваиваются новые месторождения в северных районах, нефти и газа в шельфовой зоне Мирового океана.
Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населения. ЕЕ значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и комплексной автоматизацией производства.
Электроэнергетика играет важную районообразующую роль, являясь одним из современных факторов размещения производства.
Производство и потребление электроэнергии растет быстрыми темпами, определяя уровень развития экономики в странах мира.
По объемам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степени опережают развивающиеся, процентное соотношение составляет примерно 80 к 20.
Среди регионов мира по выработке электроэнергии лидируют Северная Америка и Зарубежная Европа.
Среди стран мира ведущими производителями электроэнергии являются: США, Россия, Япония, Китай, Германия, Канада, Франция, Великобритания, Украина, Индия.
По объемам выработки электроэнергии на душу населения безусловными лидерами являются: Норвегия (29тыс.кВт.ч), Канада (20тыс.кВт.ч), Швеция (17тыс.кВт.ч), США (13тыс.кВт.ч), Финляндия (11тыс.кВт.ч)при среднемировом показателе 2тыс.кВт.ч. Наименьшие показатели производства электроэнергии на душу населения в странах Африки, Китае и Индии.
В структуре производства электроэнергии во всех регионах мира лидируют тепловые электростанции. Исключение составляет Латинская Америка, где преимущество отдается гидроэлектростанциям, что связано с природными условиями этого региона.
Однако по странам мира структура выработки электроэнергии различна.
Основными проблемами электроэнергетики являются:
Ø истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
Ø загрязнение и разрушение природной среды.
Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ, изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод. Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов, аварий на АЭС. Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС (затопление земель и нарушение водного баланса территории, гибель рыб, изменение режима рек и растительного покрова). В целях решения этой проблемы активизируются научные исследования, проводится прогнозирование предполагаемых изменений.
Решение проблемы истощения запасов минерального топлива видится в переходе к использованию альтернативных (нетрадиционных) источников энергии.
Среди нетрадиционных источников энергии в настоящее время наиболее широко применяется геотермальная энергия. Для обогрева и теплоснабжения она используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США, Новой Зеландии, России. В 20 странах мира построены геотермальные электростанции. Наибольшую суммарную мощность они имеют в США, Мексике, Италии, Японии, Новой Зеландии, на Филиппинах.
Используют солнечную энергию для строительства СЭС Франция, Испания, Италия, Япония, США.
Использование приливной энергии еще не получило широкого распространения и находится на экспериментальной стадии. Пока в мире построены 4 приливные электростанции небольшой мощности (Франция, Россия, Китай, совместно США и Канада).
Мощность ветровых электростанций достигла 2 млн кВт. ВЭС построены в США (Калифорния), Дании, Швеции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Испании, Греции, Канаде.
К нетрадиционным источникам энергии можно отнести и синтетическое горючее, разрабатываемое на основе угля, горючих сланцев, нефтеносных песков и биомассы. Опты получения различных синтетических видов топлива есть в Германии, ЮАР, Венесуэле, Китае, Индии, Бразилии.
Вопрос 3.Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
На протяжении длительного времени развитие металлургии определяло экономическую мощь стран. Однако начиная с 70-х годов темпы ее развития в мире замедлились. Это связано, во-первых, с начавшимся процессом сокращения металлоемкости продукции; во-вторых, с применением новых конструкционных материалов, заменяющих металлы (пластмассы, композитные материалы).
При этом сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике, а производство «металлов XX века» - кобальта, титана, бериллия и т.п.- обеспечивает развитие современных отраслей. Поэтому металлургия по-прежнему играет ведущую роль в экономике, обеспечивая потребности более чем в 70 различных металлах.
Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции (проката листового металла, кабеля и др.). В состав металлургической промышленности входят две отрасли: черная металлургия и цветная металлургия, каждая из которых имеет свои особенности территориальной ориентации и размещения.
Размещение предприятий черной металлургии определяется рядом факторов:
1) природно-ресурсным (сырьевым и топливным);
2) транспортным;
3) экологическим;
4) потребительским.
В соответствии с этим сформировались следующие типы ориентации предприятий черной металлургии:
Ø ориентация на территориальное сочетание месторождений каменного угля и железной руды характерна для комбинатов полного цикла, включающих все стадии производства – от обогащения железной руды до выплавки чугуна, стали и производства проката (Великобритания, Россия, Китай, Индия, ЮАР, Украина);
Ø ориентация на каменноугольные бассейны связана с высокой потребностью производства в металлургическом коксе (Россия, США, Украина, Германия, Польша);
Ø ориентация на железорудные бассейны связана с сокращением расходов кокса в связи с усовершенствованием доменного производства (Россия, Украина Китай, Бразилия, Мексика);
Ø ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды связана с преодолением территориального разрыва между сырьевыми базами и производством в результате развития транспортной магистрали, освоением новых ресурсных районов, причем такая ориентация предопределила сдвиг металлургического производства к крупным морским портам (Россия, США, Япония, страны Зарубежной Европы);
Ø ориентация на потребителя связана с появлением мини-заводов и развитием передельной металлургии (США, Япония, Италия, Испания, Мексика, Бразилия).
Влияние экологического фактора проявляется в перемещении части предприятий черной металлургии, как одного из самых «грязных» производств, из развитых в развивающиеся страны.
Размещение предприятий цветной металлургии связано с разнообразием сырьевой базы.
Ø Выплавка тяжелых металлов (меди, олова, цинка, свинца) в основном ориентирована на сырьевой фактор, так как содержание полезного компонента в руде низко (менее 1-2%). С этим связано развитие медной промышленности в Чили, Заире, Замбии, Перу; оловянной – в Малайзии и Индонезии, а также сосредоточение предприятий цветной металлургии в районах добычи сырья в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Польше, Испании. При этом в развивающихся странах преобладают нижние стадии производства (добыча руды, производство концентрата и чернового металла), в развитых – верхние стадии (выплавка металла и производство конечного продукта). Поэтому особую роль в размещении предприятий по производству тяжелых цветных металлов приобрел транспортный фактор, способствующий перемещению их к морским портам. Это характерно для стран Западной Европы, США, Японии, ориентированных на сырье из развивающихся стран.
Использование вторичного сырья усилило влияние потребительского фактора.
Проявление экологического фактора заключается, как и для черной металлургии, в выносе «грязного» производства в развивающиеся страны.
Ø Выплавка легких металлов (алюминия, титана, магния, бериллия и др.) не так привязана к сырьевой базе, поскольку содержание полезного компонента в руде составляет 40-60%. Главный фактор – энергетический, поскольку это очень энергоемкое производство. Поэтому выплавка легких металлов ведется в основном в развитых странах.
Связь между районами добычи и потребления сырья осуществляется транспортными перевозками, поэтому транспортный фактор оказывает большое влияние на размещение производства.
Металлургия относится к группе отраслей, оказывающих негативное влияние на все компоненты природной среды, и к одному из самых «грязных» производств. Поэтому именно в этой отрасли начали применять такие природоохранные технологии, как замкнутое оборотное водоснабжение, малоотходное производство на основе комбинирования, методы химической очистки.
Важным шагом явилось сокращение доменного производства и развитие электрометаллургии, являющейся наиболее экологически чистой. Решению экологических проблем способствует также использование вторичного сырья и сокращение металлоемкости производства.
Вопрос 4.Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.
Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Россия.
Среди развивающихся стран только в новых индустриальных странах, Бразилии, Мексике, Индии и Аргентине машиностроение достигло достаточно высокого уровня. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими и предприятиями по изготовлению простейшего инвентаря.
По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить:
1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.);
2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов);
3) приборостроение;
4) производство технологического оборудования и т.п.
В зависимости от технологии производства выделяются:
Ø трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение и другие новейшие отрасли);
Ø металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетическое машиностроение и пр.)
Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:
Ø фактор трудоемкости;
Ø фактор наукоемкости;
Ø сырьевой фактор;
Ø потребительский фактор;
Ø транспортный фактор;
Ø фактор территориальной концентрации.
В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроения» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше). Точное машиностроение концентрируется в больших городах и агломерациях, научных центрах. Здесь же в соответствии с потребительским фактором сосредоточено производство бытовой техники.
Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около ⅔ его продукции приходится на пять стран-производителей: Японию, Германию, США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущими странами по их производству являются Япония, США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия, Республика Корей.
Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.
Вопрос 5.Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От ее развития во многом зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, сельское хозяйство – минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население – разнообразными бытовыми химическими средствами. Продукция химической промышленности способствует повышению эффективности производства в целом, поскольку новые современные материалы значительно превышают по качеству давно используемые. Активное применение новых материалов и постоянное увеличение потребности в них повышают темпы развития химической промышленности, и в настоящее время она представляет собой наряду с машиностроением одну из самых динамичных отраслей.
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав:
а) Горнохимическая промышленность (добыча сырья: апатитов, серы, фосфоритов, каменных солей);
б) Основная химия (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
в) Химия органического синтеза (производство полимеров (пластмасс, синтетического каучука, химических волокон) и их переработка);
г) Прочие отрасли (бытовая химия, микробиологическая, парфюмерная, фармацевтическая промышленность).
Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природную среду.
С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырье, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она производит вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановления почв.
С другой стороны, она относится к числу наиболее «грязных» производств, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.
Вопрос 6.Лесная и деревообрабатывающая промышленность – одна из самых старых отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли хозяйства конструкционными материалами и сырьем. Это назначение отрасли сохранилось Джо наших дней, однако приобрело насколько иной характер. Сократилось использование древесины в качестве строительного материала и возросли объемы глубокой переработки древесины. Сегодня древесина перерабатывается в фанеру, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность включает в себя следующие отрасли:
а) Лесозаготовка;
б) Первичная обработка древесины:
Мебельная промышленность;
Целлюлозно-бумажная промышленность.
Особенности размещения определяются сырьевым фактором, что объясняет размещение предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности в странах, богатых лесными ресурсами. Наряду с этим фактом важную роль в раз