О целесообразности сохранения ЗАО
Наличие в российском законодательстве закрытого типа акционерного общества вызывает неоднозначную оценку специалистов. "Если открытым признается нормальное классическое акционерное общество, потенциально способное привлечь в ряды своих акционеров неопределенный круг лиц за счет свободного распространения и оборота акций, ТО НУЖНА ЛИ В РОССИИ КОНСТРУКЦИЯ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА", - ставит вопрос В.А. Белов и отвечает на него достаточно жестко: "Существование закрытых акционерных обществ в сегодняшней России мы считаем не только бесполезным (излишним), но и ВРЕДНЫМ, ПОРОЧАЩИМ ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСТРУКЦИЮ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА".
В соответствии с Концепцией развития корпоративного законодательства предполагается исключение закрытого акционерного общества из числа возможных организационно-правовых форм коммерческих организаций; предполагается также, что акционерное общество будет представлено только как открытое АО, публично размещающее акции среди неопределенного круга лиц. Закрытые общества при численности акционеров до 50 могут быть преобразованы в ООО или избрать открытый тип акционерного общества; при численности акционеров свыше 50 закрытое общество должно "открыться" или прекратить свою деятельность в форме акционерного общества.
Акционерные общества с численностью акционеров до 50, конечно, могут быть преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. Однако существенным обстоятельством, сдерживающим такое преобразование, является нестабильность имущественных отношений в обществе с ограниченной ответственностью, вытекающая из предусмотренного законодательством императивного правила об обязанности общества выплатить выходящему из его состава участнику действительную стоимость его доли,определяемую по данным бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 26 Закона об ООО). С целью устранения препятствия для преобразования ЗАО в ООО в настоящий момент в Государственной Думе Федерального Собрания РФ рассматриваются поправки к Закону об ООО, в частности предусматривающие исключение из Закона императивной нормы об обязанности общества выплачивать участнику при добровольном выходе действительную стоимость доли.
Таким образом, перед законодателем стоит задача реформирования системы коммерческих организаций.
Народное предприятие
Разновидностью закрытых акционерных обществ являются так называемые народные предприятия или акционерные общества работников. Функционирование этих предприятий осуществляется на основании специального Закона о народных предприятиях. Принятие данного Закона было обусловлено причинами скорее общественно-политического, чем экономического характера. Идея состоит в привлечении работников предприятия к участию в управлении и распределении прибыли. В зарубежном законодательстве и практике уже имеется подобный опыт. Так, особенно широкое распространение и известность получила американская программа ESOP ("план развития акционерной собственности рабочих и служащих"). В рамках этой программы работники наделяются акциями корпорации и в период наличия трудовых отношений могут принимать участие в управлении ею. При увольнении такие работники, как правило, обязаны осуществить отчуждение акций в пользу других работников или самого общества. Наличие у работника определенного пакета акций рассматривается как мотивирующий фактор в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции.
Правовое положение народного предприятия в российском законодательстве можно охарактеризовать следующим образом:
- народное предприятие может быть создано только путем преобразования уже существующей коммерческой организации и только с согласия большинства работников;
- число работников народного предприятия не может быть менее 51 и более 5 тысяч;
- учредительным документом народного предприятия является учредительный договор,
подписываемый каждым работником;
- более 75% акций народного предприятия должно принадлежать его работникам, при этом доля одного работника - акционера не может превышать 5%;
- число работников, которые не являются акционерами, не должно превышать 10% от общей численности работников;
- количество акций, которые может иметь в собственности работник народного предприятия,
зависит от размера его заработной платы;
- акционеры - не работники могут приобретать только акции, продаваемые другими акционерами, в отличие от акционеров, состоящих в трудовых отношениях с предприятием; кроме того, они имеют право на приобретение дополнительных акций, которые распределяются между ними пропорционально размеру оплаты труда;
- при увольнении работник должен продать принадлежащие ему акции обществу, т.е.
акционерные правоотношения прекращаются одновременно с трудовыми;
- право акционера - работника на продажу акций существенно ограничено: он может продать по договорной цене не более 20% принадлежащих ему на дату окончания отчетного финансового года акций в течение следующего финансового года (количество акций, разрешенных к продаже, устанавливает общее собрание); акционеры - не работники более свободны в распоряжении акциями: они могут продать их в любое время по договорной цене, но только лицам, указанным в п. 9 ст. 6 Закона о народных предприятиях;
- компетенция общего собрания народного предприятия значительно расширена в сравнении с обычным акционерным обществом;
- голосование на общем собрании акционеров по наиболее важным вопросам, в том числе по вопросу избрания генерального директора, осуществляется по принципу "один акционер - один голос";
- органом внутреннего контроля является контрольная комиссия, имеющая более широкие полномочия, чем ревизионная комиссия в АО.
Народные предприятия не получили в России широкого распространения. Наибольшим "эффектом" от их создания стали негативные оценки специалистов и сложности в правоприменительной практике, связанные с непониманием места этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности в системе юридических лиц. С одной стороны, как это следует из самого Закона о народных предприятиях (п. 2 ст. 1), они являются разновидностью ЗАО, т.е. как бы "подтипом" акционерного общества, поскольку нормы Закона об АО применяются к ним субсидиарно. С другой стороны, акции, выпускаемые народными предприятиями, по своей правовой природе далеко не тождественны акциям обычных акционерных обществ, предоставляющих их владельцам равный объем прав и не связывающих статус акционера с наличием трудовых отношений с организацией.
Наличие многочисленных особенностей народного предприятия в организации акционерных отношений и управления позволили специалистам усомниться в определении правового статуса народного предприятия как особой разновидности закрытых акционерных обществ.
Виды АО
Наряду с классификацией акционерных обществ на типы действующее законодательство в зависимости от сферы деятельности общества и порядка его создания различает виды акционерных обществ.
По критерию области деятельности выделяются акционерные общества в банковской, инвестиционной и страховой сферах (п. 3 ст. 1 Закона об АО).
По критерию способа создания - акционерные общества, образованные при приватизации государственных и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1 Закона об АО). Смешанный критерий (по области деятельности и по способу образования) лежит в основе выделения акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (п. 4 ст. 1 Закона об АО).
Следует отметить, что на перечисленные выше акционерные общества Закон об АО распространяется субсидиарно - в части, не противоречащей специальному законодательству. При этом сфера применения этого специального законодательства очерчена в самом Законе об АО.
Так, в отношении акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности специальными федеральными законами определяются только особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения. На другие правоотношения, связанные с организацией и деятельностью таких акционерных обществ, например в сфере гарантий и способов защиты прав акционеров, порядка проведения общих собраний, формирования органов общества, эти особенности не распространяются, и в полном объеме подлежит применению Закон об АО <1>. Исключение из правила установлено только для функционирующих в форме акционерных обществ кредитных организаций: согласно п. 3 ст. 96 ГК РФ права и обязанности акционеров таких обществ могут определяться специальными законами, регулирующими их деятельность.
Особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются не только Федеральным законом, но и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие в Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), устанавливаются Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Таким образом, при применении законов и иных нормативных актов к определенным видам акционерных обществ следует быть внимательными с определением сферы и оснований распространения на них специального правового регулирования. При этом, как определено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19, перечень видов акционерных обществ, имеющих особенности правового режима, установленного ст. 1 Закона об АО, не является исчерпывающим. Например, федеральными законами могут быть предусмотрены особенности создания акционерных обществ с иностранными инвестициями.