Корпорации в современном российском праве
В современном российском праве термин "корпорация" используется в различных значениях. В действующем законодательстве это понятие применяется крайне редко и, как представляется, крайне неудачно.
Согласно Закону о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 7.1) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных,управленческих или иных общественно полезных функций.
Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Статус государственной корпорации имело Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданное в соответствии с Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций" <1>. В настоящий момент статус государственной корпорации имеет Агентство по страхованию вкладов, создание которого предусмотрено ст. 14 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" .
В настоящий момент этот Закон признан утратившим силу, а Агентство по реструктуризации кредитных организаций ликвидировано (Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ "О признании утратившим силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3223).
Понимание корпорации российским законодателем самым существенным образом отличается от трактовки этого термина в современной научной доктрине.
Так, Т.В. Кашанина в одном из первых учебников по корпоративному праву определяла корпорацию весьма широко - как организацию, признанную юридическим лицом, основанную на объединенных капиталах и осуществляющую какую-либо социально полезную деятельность. К корпорациям автор относила хозяйственные товарищества - полные и коммандитные, акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Следует заметить, что в более поздних работах Т.В. Кашанина уже более четко определила корпорацию, понимая под ней организацию, признанную юридическим лицом, в которой собственность отделена от управления, основанную на объединенных капиталах (добровольных взносах) для осуществления какой-либо социально- полезной деятельности. Выделив все характерные для корпорации признаки, автор сделала вывод, что им соответствуют только хозяйственные общества.
П.В. Степанов полагает, что корпорацией может считаться организация, основанная на началах участия (членства), имеющая особую структуру органов управления, которую составляют волеобразующие и волеизъявляющие органы корпорации. Указанный автор не признает за полными и коммандитными товариществами статуса корпорации, поскольку их органами выступают сами товарищи. По его мнению, полные и коммандитные товарищества являются переходной формой от простого товарищества к корпорации.
По мнению Н.В. Козловой, к числу корпораций относятся все хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц и другие юридические лица, основанные на корпоративных началах (принципах членства, участия).
Подвергая критике точку зрения П.В. Степанова, не признающего за полным и коммандитным товариществами статуса корпорации, Н.В. Козлова пишет, что в товариществе имеется общее собрание как высший орган управления, поскольку каждый участник товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников (п. 2 ст. 71 ГК РФ). Единственной спецификой полного товарищества в сравнении с другими корпорациями, по мнению Н.В. Козловой, является отсутствие единоличного исполнительного органа, поскольку каждый товарищ вправе действовать от имени товарищества, если иное не предусмотрено учредительным договором (п. 1 ст. 72 ГК РФ).
С.Д. Могилевский, с нашей точки зрения, справедливо полагает, что отсутствие органов управления в хозяйственных товариществах все же не позволяет отнести эти организационно- правовые формы юридических лиц к корпорациям.